Формирование политических взглядов и учений в различных регионах мира. Мыслители Древней Греции и Древнего Рима о власти, политике, праве (Платон, Аристотель, Цицерон и др.)
Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия) и на Древнем Западе (Греция, Рим) было связано преимущественно с 1) развитием общественного способапроизводства; 2) классовой дифференциацией общества; 3) возникновением и функционированием государств. На политические представления людей в этот период сильное влияние продолжает оказывать религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Общей особенностью политической мысли древности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти, а также объяснение с этих позиций социального, политического и правового неравенства членов различных сословий общества. Политические взгляды мыслителей древности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями.
Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию различных народов, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры (Зороастра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция(551 – 479 гг. до н. э.), древнеиндийские трактаты IV в. до н. э. «Артхашастра, или Наука политики» и политико-правовой памятник II в. до н. э. «Законы Ману», древнекитайский философско-политический трактат «Книга правителя области Шан» (IV в. до н.э.) и другие произведения.
Однако наивысшего развития политическая мысль древности достигла в учениях древнегреческих философов, что наиболее полно выразили в своих произведениях Платон и Аристотель.
Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик» и, отчасти, «Критий». Так, например, в диалоге «Политик» им дается определение политики, которая, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.
Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что наиболее ярко видно из его проекта идеального общественного устройства, разработанного в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: 1) правителей; 2) воинов; 3) трудящихся. Такое устройство общества Платон «выводит» из трех начал (или частей) человеческой души – разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Отсюда и деление граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции.
Власть вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино –государственная власть и философия..., до тех пор государствам не избавиться от зол», отмечал мыслитель. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно он предложил упразднить для философов индивидуальный брак и моногамную семью.
Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуждается в оградительных мерах. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству.
Что касается третьего сословия – трудящихся, то его составляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, т. е. наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Данное сословие неоднородно, в него входят и землевладельцы, и ремесленники, и купцы. Однако предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне. Решение всех вопросов регламентации их жизни (собственности, труда, быта, брака и т. д.) Платон оставил на усмотрение двух первых сословий.
В платоновской теории разделения труда и выделения сословий отсутствует, даже не называется, класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Платон не забыл, не мог забыть о рабстве. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто вынесено у него «за скобки» как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества. Таким образом, философы и воины в идеальном государстве Платона становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.
Платоновский проект идеального государствасправедливо расценивается как утопия. Однако было бы неправильным полагать, что описанное им общество есть чистый плод воображения философа. Как всякая утопия, она сочетает в себе различные элементы. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Так, например, К. Маркс усматривал в платоновской утопии идеализацию египетского кастового строя. Одновременно в ней содержится и критика недостатков современных Платону диалога греческих полисов, а также его представления о лучшем и совершенном общественном устройстве.
Платон трижды безуспешно пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Войдя в доверие к правителю этого государства Дионисию I, он стал вести с ним беседы об управлении подданными. Мы можем только догадываться, какую форму приняли беседы философа с правителем, но известно, что Дионисий возмутился и насильно выставил Платона для продажи на рынке рабов. Один великодушный человек выкупил мыслителя и возвратил его друзьям и философии. Затем еще дважды, уже при Дионисии II Младшем, Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Но он все больше убеждался, что «правителя-философа» найти невозможно. Последние надежды Платона увидеть царствующим монархом «подлинного философа» унес с собой его ученик Дион, который был предательски убит в тот момент, когда он, получив власть в тех же Сиракузах, готовился осуществить «справедливость» в соответствии с проектом своего учителя. Таким образом, Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти.
Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе с характерным названием «Политика».
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.
Представляются интересными воззрения Аристотеля относительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно так же и каждый человек, по его мнению, по природе своей есть существо политическое (живущее в полисе среди других людей, соблюдающее законы и нормы культуры), и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, уточняет Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.
В отличие от Платона, рассматривавшего политику в большей степени как специфическое искусство, Аристотель говорит о ней как о науке. Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо «исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих». Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную и таким образом находится у истоков идеи о разделении властей. Но главное в государстве – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении.
В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или большинство. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы: 1) монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм: 1) тирания; 2) олигархия; 3) демократия. Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.
Среди правильных форм государства наилучшей Аристотель считает политию. Это такая форма политического устройства, при которой «народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами», как полагает философ. Именно в политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. Иными словами, по мнению Аристотеля, «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Из неправильных форм государства Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, т.е. наиболее умеренной из отклоняющихся форм.
Таким образом, если Платон конструировал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убежден в том, что человек - это «существо государственное» («животное политическое»), а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.
Следующая за античностью история древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления о наилучшем государственном устройстве. Примечательно, что, когда в середине V в. до н. э. возникла необходимость составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческими законами. Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески с учетом особенностей и задач римской действительности. Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (99 – 55 гг. до н. э.), работы «О государстве» и «О законах» Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н. э). Первый автор развивал мысли о договорном характере государства, второй - стоит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие «правового государства». В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение закону всех. Ему принадлежат следующие замечательные слова: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода, ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода».
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые и другими римскими мыслителями, представителями философской школы стоицизма, среди них Луций Анней Сенека (3 – 65 гг.), Эпиктет (50 – 138 гг.) и Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг.). Сенека, например, считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, по его мнению, – естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому он призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди - свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, о царстве, превыше всего чтящем свободу подданных.
Общественно-политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в I в. н. э. Основные источники раннего христианства: Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Евангелия и другие произведения, вошедшие в христианский вариант Библии. Политическая идеологии первых христиан носит эсхатологический характер. Эсхатология (греч. eschatos – конечный, последний) – это религиозное учение о «последних временах», об идеальном порядке на земле, который явится
результатом вмешательства божественного спасителя. Согласно данному учению, такой порядок осуществится через второе пришествие Иисуса Христа. Он устроит «последний суд»"тоенноз йй,ский ические устремления атии говорит о ней как о науке и вместо господствующих на земле зла, насилия и беззакония установит «Царство Божие», т.е. идеальное государство, состоящее из совершенных людей (праведников), в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость.
Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего антигуманная политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. Данная идеология имеет большой революционный заряд, в ней ярко выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдаленных провинциях империи.
Разработка христианско-теологической концепции политики мыслителями средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский)
Своеобразие средневековой политической мысли связано с исключительно сильным влиянием на неехристианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей политической истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем политического знания того времени оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Разумеется этот вопрос мыслителями средневековья решался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция, согласно которой государство выступало частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Государственная власть, таким образом, наделялась сакральными характеристиками, а само государство рассматривалось как результат реализации божественной воли.
Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего Средневековья является Аврелий Августин (354 – 430 гг.), который более известен под именем Августин Блаженный.Основная черта его социально-политических воззрений – обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изложенным в книге «О граде Божьем», является понимание истории человечества как борьбы двух градов: «града Божьего», состоящего из праведников, божьих избранников, которые следуют не земным, а божественным установлениям, и «града земного», или светского государства, «великой разбойничьей организации», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. Два града, подчеркивает Августин, созданы двумя родами любви, – земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «града Божьего» над «градом земным», т. е. светским государством.
Таким образом, в книге Августина Блаженного заложена идея разделения церкви и государства, основывающаяся на том, что государство может стать частью «града Божьего», лишь подчинившись нормам и доктринам церкви. С тех пор как эта идея была выдвинута, она всегда являлась элементом учения церкви. В течение всех средних веков она служила теоретическим оправданием политики церкви, небезуспешно стремившейся подчинить себе государство. В этот период вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как правило, одерживало верх в своих конфликтах со светскими властями. [87. Т. 1. С. 378-379].
Своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг.). Его идеи относительно государства, закона, права изложены в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др. В них он пытался приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таких образом еще больше укрепить ее позиции.
Аквинский считал, что светской власти починены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Поэтому, делал вывод Аквинский, римскому папе – наместнику Бога на земле – должны как «вассалы» подчиняться все светские государи. С учетом данного положения Аквинский разрабатывает теократическую концепцию власти, согласно которой государственная власть есть результат воли Бога.
Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе, бщем благесчитает Аквинский. Однако это не означает, что он выступает за социальное равенство. Напротив, сословные различия он рассматривает как необходимые и вечные. Покорность подданных, как всех христиан в целом, является их основной добродетелью. Вместе с тем мыслитель признает право подданных на свержение главы государства, если тот явно творит зло. Как уже отмечалось, судьей в таких случаях призвана выступать церковь, что практически означает ограничение власти светского правителя волей католического духовенства. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, что вполне отвечало особенностям общества того времени. По его мнению, основной задачеймонарха является забота о добродетельной жизни подданных. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог – в мире. Власть доброго и справедливого короля, считал мыслитель, должна быть отражением власти Бога в мире.
Формирование гражданской концепции политики и разработка идеологии централизованного государства мыслителями эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден)
В социально-экономической жизни Западной Европы начиная с XIV в. в Италии и с XV в. в других странах происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Разложение феодализма, появление и развитие капиталистических производственных отношений обусловили выход на новые рубежи и политической мысли. Вместо одностороннего, однозначного религиозного объяснения государства, политики и права выдвинутые в этот период концепции основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики.
Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. И это не случайно, так как наступило время пробуждения европейских наций. Передовым мыслителям становилось ясно, что только сильное централизованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность, а также отстоять национальный суверенитет в борьбе против универсальной папской церковной гегемонии.
Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), политические взгляды которого изложены в сочинениях «Государь», «История Флоренции». Важным его вкладом в историю политической мысли явилось то, что теологической концепции государства он противопоставил концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта, а не из теологии. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Макиавелли приходит к пониманию того, что в конечном счете в основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению и эгоизм людей.
Политическая теория Макиавелли имела актуальное значение, она была призвана стать руководством для способного и честолюбивого правителя, который, возглавляя сильное государство, объединил бы страну. Италия в это время была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за власть и, казалось, не было силы, способной политически объединить страну. Лучшей формой государственного устройства Макиавелли считал республику. Однако свои демократические и республиканские взгляды он проповедовал для будущих времен. Что же касается текущего момента, тоМакиавелли был убежден, что итальянская действительность требует установления единовластия. Поэтому в своем главном труде "Государь", посвященном проблемам политики, он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.
Следующим видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530 – 1596 гг.). Свои политические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о государстве". В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх – единственный, абсолютный источник права.
Важную роль в преодолении феодальных распрей, объединении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени – идея государственного суверенитета (фр. souverain – носитель верховной власти). По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Высший характер государственной власти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Абсолютность власти состоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями и, несмотря на свою сложную структуру, выступает как единое целое, является неделимой. Постоянство же означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.
Понятие суверенитета оказалось впоследствии весьма плодотворным и стало одним из самых употребительных в политической и правовой науке. Ныне оно используется не только по отношению к государству, но и применительно к стране (суверенитет страны), народу (суверенитет народа или нации) и даже личности (суверенитет личности).
Бодену также принадлежит идея натуралистической (географической) типологизации государств. Она указывает на некоторую зависимость государства от его климатических условий. Так, например, для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве, тогда как народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиняться лишь сильному государству.
Представления мыслителей Нового времени о сущности государства, политики и права (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.)
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций XVI – первой половины XIX в. Было бы слишком сложно искать границу между политической мыслью эпохи Возрождения и Нового времени в собственном смысле слова. Политические идеи нового класса - буржуазии, зародившиеся еще в предшествующей эпохе, получают свою всестороннюю разработку в последующее, Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либерализма (от лат. liberalis - свободный).
Политическая наука Нового времени связана с именами выдающихся просветителей ряда стран, она как бы перемещается из одной страны в другую, следуя за бурными общественными событиями. Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся то Голландия, то Англия, то США, то Франция, то Германия. Приведем здесь имена и основные идеи лишь тех мыслителей, которые олицетворяют собой наиболее значимые вехи на пути развития политической теории.
Крупный вклад в развитие политической науки внес англичанин Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Свое политическое учение он изложил в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Гоббс развивает договорную теорию происхождения государства (теориюобщественного договора), отмечая, что государство возникло по средствам общественного договораиз естественного догосударственного положения, когда люди находились в состоянии «войны всех против всех», как следствии доминирующего агрессивного начала в человеке. Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, тем самым добровольно ограничивших свою свободу. Но на государя одновременно была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благодаря т.н. общественному договору, установившему государство, осуществляется переход людей от состояния дикости и варварства к цивилизованной, культурной жизни. Таким образом, общественный договор следует также понимать и как некий этап в эволюции человеческого сознания и интеллекта, подтолкнувший людей к принятию более прогрессивных форм жизнедеятельности.
Вместе с тем, концепция общественного договора имела целый ряд своих приверженцев и последователей в эпоху Нового времени. При всех имеющихся различиях она была ядром политических построений голландцев Гуго Гроция (1583 – 1645 гг.) и Бенедикта Спинозы (1632 – 1677 гг.), а также англичанина Джона Локка (1632 – 1704 гг.). Так, например, содержание своего основного труда «О праве войны и мира» Гроций определяет в его подзаголовке – «Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов». С его точки зрения, естественное право составляет то, что принадлежит людям в силу их природного бытия. Внутригосударственное же право есть логическое следствие права естественного: представляя собой установленные путем взаимного соглашения нормы общежития, оно призвано обеспечивать условия для реализации людьми их естественных прав. Точно так же и международное право, по Гроцию, «получает обязательную силу волею всех народов или многих из них» и призвано обеспечивать соблюдение интересов всех государств. Для Спинозы не вызывает сомнений то, что причины и естественные основы государства следует выводить из «общей природы или строя людей».
Видным представителем эпохи Просвещения был английский политический философ Джок Локк. Он создает теорию государства и права, основанную на естественных законах. Эти законы существуют всегда и одинаково обязательны как дляподданных, так и для правителей. В работе Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 г., впервые была комплексно разработана теория естественных прав человека. К числу таковых он относил право на жизнь, право на свободу и право на владение имуществом. Несмотря на кажущуюся универсальность предложенных Локком положений в области прав человека, в действительности Локк развил свою теорию лишь для обеспечения защиты прав владеющих имуществом мужчин. Он не признавал каких-либо прав за варварами, слугами и наемными работниками как мужского, так и женского пола.
Вопросы права и политики Локк исследует также в своем труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.). По Локку, чтобы выяснить, в чем заключается право публичной власти, каково ее происхождение, надо определить, каково естественное состояние людей. Это состояние полной свободы, но отнюдь не господство произвола. Каждый может делать, что ему угодно, с тем, однако, условием, чтобы оставаться в границах законов природы и общества. Люди могут свободно распоряжаться собой и своим имуществом, но они не могут лишить себя жизни, не могут вредить другим людям, их жизни, здоровью, имуществу. Для разрешения споров между людьми были созданы власть и государство. Однако государственная власть не должна быть абсолютной. Все должны подчиняться законам. Главная задача государства – обеспечение права неприкосновенности собственности индивида, а главное средство для этого – установление законов.
Еще один известный представитель эпохи Просвещения француз Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) в своем труде «О духе законов» пропагандирует республиканскую форму правления, считая ее наиболее благоприятной для обеспечения права политической свободы человека. Для обеспечения политической и гражданской свободы, безопасности граждан необходимо строгое соблюдение законов в обществе. Достигнуть этого можно путем разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта идея Монтескье о разделении властей развивается в целую теорию, цель которой состоит в том, чтобы обосновать принцип законности, обеспечить политическую свободу и сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданами. Монтескье в разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью чиновниками. Он полагал, что государству должна уступаться незначительная часть прав человека.
Монтескье верил в прогресс, который связывал с установлением политической свободы. Он отстаивал идею права человека на свободу слова, печати, свободу совести. Особое значение имели его идеи об устранении крайностей имущественного неравенства, о долге государства обеспечивать граждан средствами к жизни. Монтескье призывал политиков отказаться от насилия, порабощения отдельных людей и целых народов. с тем, концепция общественноо
Известный французский политический мыслитель Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) во взглядах на права человека отличался ярко выраженным стремлением к демократизму. Его труд «Об общественном договоре» пронизан ненавистью к деспотизму и угнетателям, любовью к угнетенному народу и требованием изменить его положение к лучшему. Наивысшее благо для людей - право на свободу и равенство. Мыслитель отмечает, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял своих естественных прав, сохранял свою свободу.
Руссо в противоположность Гоббсу полагал, что человек от природы добр. Но сильное государство все-таки необходимо. Он смотрел на него не как на «левиафана», а как на выражение общей воли народа. Обеспечить интересы народа
и права отдельного человека наилучшим образом может такая форма государственного правления, при которой должностные лица избираются народом, т.е. республика. Государству, считает Руссо, должна быть передана значительная
часть естественных прав человека с целью наиболее полного их осуществления.
В Германии первым последовательным представителем либеральной теории естественного права и социальных воззрений,согласно которым человек обладает абсолютной ценностью, а потому возвышается над государством, был профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 –1804 гг.). Эти идеи он развивает в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
В центре социально-философских взглядов Канта находится человек как абсолютная ценность мира и субъект нравственного сознания. Это означает, что, во-первых, каждый индивид обладает естественным достоинством и равенством в своих правах, а во-вторых, в своих действиях и поведении он руководствуется исключительно нормами нравственного закона. Этот закон мыслитель называет «категорическим императивом». Он априорен, не подлежит никаким изменениям под воздействием внешних обстоятельств, а потому безусловен, обязателен для исполнения каждым членом общества.
Категорический императив предписывает человеку поступать так, чтобы «максима его поведения могла быть вместе с тем принципом всеобщего законодательства». Все люди должны относиться друг к другу как к высшей ценности, не делать другого человека средством для достижения своих интересов. Соблюдение этих требований категорического императива возможно тогда, когда индивиды будут в состоянии свободно следовать предписаниям «практического разума». Поэтому для каждого мыслящего человека, по мнению Канта, всегда актуален вопрос «…свободен ли я в своих поступках, или же я подобно другим существам управляем природой и судьбой…». Право на свободу, или дар самому определять самому себе цель и средства ее достижения, по Канту, является врожденным, имманентно присущим человеку. И человек, будучи существом разумным, в принципе может самостоятельно, без внешней опеки, действовать в соответствии с категорическим императивом.
Однако, как свидетельствует практика, далеко не каждый использует свое право на свободу и автономию воли только для реализации нравственного закона. Часто эта свобода переходит в произвол. Поэтому, полагает мыслитель, необходимо иметь инструменты, регулирующие, в том числе и принудительно, «внешнюю форму поведения людей», средства и способы, использующиеся ими для достижения своих целей. В качестве основных инструментов, регулирующих поведение и деятельность людей в обществе, их права и свободы Кант называет государство и право, или правовое государство. Возникновение государства на основе договоренности между людьми также, по его мнению, обусловлено требованиями категорического императива. Государство должно видеть в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения признает нравственный долг и способно данный долг исполнять. Основное предназначение государства состоит в том, чтобы создавать совершенное право, приводить политическое устройство режима в максимальное соответствие с принципами права. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества.
Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.), трактуя гражданское общество как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Им обращалось серьезное внимание на роль индивидуальных и групповых интересов в политической жизни и развитии гражданского общества. Основным принципом гражданского общества, по Гегелю, является индивидуализм. Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество - систему частного интереса. Философ отмечал, что интересы государства и гражданского общества призваны дополнять друг друга, однако решающую роль при разрешении противоречий в их отношениях отводил все же государству.
Утверждение либеральных, демократических идей в общественном сознании и политической жизни стран Западной Европы отнюдь не было легким и беспрепятственным. Во многих случаях они осуществлялись в ходе насильственных революционных преобразований. Особенно жестокий, кровавый характер носила буржуазная революция во Франции. Это вызвало со стороны ряда мыслителей отрицательную реакцию на политические идеи просветительства, волну критики либерально-демократических нововведений. В результате в Новое время зародилось и стало развиваться такое течение политической мысли, как консерватизм (от лат. conseryare – сохранять). Наиболее видными представителями этой традиции на начальном этапе ее эволюции явились англичанин Эдмунд Берк (1729 – 1797 гг.), французы Жозеф де Местр (1753 – 1821 гг.) и Луи де Бональд (1754 – 1840 гг.).
Наряду с политическими идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений (либерализм) или отстаивающими старые общественные порядки (консерватизм), в XVI – первой половине XIX вв. в Западной Европе развивалось еще одно направление общественно-политической мысли, представители которого в своих трудах целиком отрицали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов в первую очередь наиболее угнетенных народных низов. В такого рода произведениях обосновывалась необходимость принципиально новых общественных порядков, основанных на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательном труде для всех, общественном самоуправлении. Это направление получило название утопического социализма. Его наиболее известными представителями являются англичанин Томас Мор (1478 – 1535 гг.), итальянец Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), англичанин Джерард Уинстенли (1609 – после 1652), французы Жан Мелье (1664 – 1729 гг.), Анри Сен-Симон (1760 – 1825 гг.), Шарль Фурье (1772 – 1837 гг.), англичанин Роберт Оуэн (1771 – 1858 гг.). В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывалось с полным народовластием, с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами (народное избрание должностных лиц, их периодическая отчетность перед народом и сменяемость, возможность избираться только по достижении определенного возраста и т.д.). В сочинениях же других прослеживается критическое отношение к институтам государственной власти, граничащее с мыслью о необходимости отмены самого государства. Основной причиной тому его суть, проявляющаяся не иначе как организованное насилие, а также постепенное уменьшение значимости основных политических институтов в условиях постоянно развивающейся промышленности, их бесполезность, равно как и всеобщего избирательного права, республиканских учреждений и т.д. в деле изменения жалкого положения народа.
Продолжением идей социалистов-утопистов, философских идей Гегеля, а также политэкономических учений А. Смита и Д. Риккардо стало социально-политическое учение Карла Маркса (1818 – 1883 гг.). В центре внимания марксизма оказались вопросы о сущности, тенденциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой свободы. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы к объяснению государства, политики и права, наиболее полно проявившие себя в отличие от предыдущих идей в последующей истории ХХ в.
Сущность этого подхода состоит, прежде всего, в концепции диалектико-материалистического понимания истории, а также государства, политики и права, в утверждении того, что их базисом (основой) является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базиса и его политической надстройки, представленной государством, законами, формами управления и т.д. Маркс и его известный близкий коллега Фридрих Энгельс исходили из признания того, что реальные основы государства коренятся именно в материальных экономических отношениях. Иными словами, государство порождается не свободной волей людей, оно есть закономерный результат разделения труда, появления избыточного продута труда, частной собственности и связанного с этим образования социальных классов, что ведет к сложным противоречиям общественного развития. Победить эксплуатацию наемных рабочих, а также изменить положение наиболее бедствующих и угнетенных слоев населения способна революция, цель которой в устранении основных причин социальных конфликтов, а в долгосрочной перспективе – установление бесклассового общества, упразднение государства и всякой политики, как преодоленных факторов конфликтного состояния общества.
В XVIII в. идеи прав и свобод человека получают развитие и широкое распространение в британских колониях в Северной Америке. Повышенный интерес к этой проблеме был связан с интенсивным развитием капиталистических отношений и обострением в связи с этим противоречий между колониями и метрополиями. К тому же в самих колониях усиливались классовые антагонизмы, основной причиной которых являлись угнетение и эксплуатация мелких фермеров, ремесленников, рабочих, особенно негров, превращенных в рабов. Все это вело к народным восстаниям, жестоко подавлявшимся совместными действиями колониальных властей и метрополии.
Революционная борьба американского народа за независимость и свободу дала мощный толчок развитию демократических идей и теорий. Выразителями идей революционного демократизма, прав и свобод человека в это время выступили Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн, А. Гамильтон, Ф. Джей и др. Томас Джефферсон (1743 – 1826 гг.) – один из самых ярких представителей американского народа, выступивший за демократию. В центре его политической доктрины находится проблема прав личности и тесно связанная с ней проблема демократической организации государственной власти в США. Джефферсонбыл одним из авторов Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.).
Отметим, что идеи естественного происхождения прав человека многих мыслителей XVII – XVIII вв. впервые получилисвое конституционное закрепление и стали постепенно осуществляться на практике в Северной Америке и в Европе. Уже в ходе американской войны за независимость (1776 – 1783 гг.) появляются официальные документы, закрепляющие права человека. В июне 1776 г. Конгресс народных представителей штата Вирджиния принял свой «Билль о правах». Через месяц Континентальный конгресс, на котором присутствовали делегаты тринадцати североамериканских английских колоний (штатов), принял Декларацию независимости, провозгласившую естественность и неотъемлемость основных прав человека. В 1787 г. принимается Конституция США, которая через четыре года дополняется поправками, закрепляющими права и свободы человека. 26 августа 1789 г. во Франции принимается Декларация прав человека и гражданина. Позже либеральная трактовка прав и свобод человека получает признание и соблюдение вовсех цивилизованных странах мира.
В заключение укажем, что в целом в произведениях западных мыслителей эпохи Возрождения и особенно Нового времени заложены основы и разработаны важнейшие положения современной политической науки. Среди них идеи о земном происхождении государства, об общественном договоре, обусловленности политических отношений способом производства материальной жизни, такие демократические принципы, как свобода и социальное равенство индивидов, государственный суверенитет, народовластие, разделение властей, верховенство закона и др. В этот период формируются основные идейно-политические течения современной политики – либерализм, консерватизм и социализм, принципы которых и сегодня продолжают оставаться базовыми для характеристики различных идейно-политических направлений, для оценки и анализа существующей политической практики.
Институциализация политической науки и выделение ее в самостоятельную сферу знаний (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгеим, В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска, М. Острогорский, Б. Чичерин и др.). Деятельность Международной ассоциации политических наук
По мере накопления знаний о политике как сложном социокультурном феномене происходил процесс институциализации, оформления политической науки в самостоятельную сферу знаний. Выделим наиболее крупные направления исследований, ярко обозначившие себя в данный период.
Социологическоенаправление занимает одно из ведущих мест в западной политической науке до настоящего времени. Оно представлено целым рядом дополняющих друг друга школ и отдельных направлений исследований. Их представители изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и внутренних процессов. Решающее воздействие на становление и развитие этого направления в политологии оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864 – 1920 гг.) и французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917 гг.). Важнейшие произведения этих авторов вошли в классический фонд произведений по социологии и политологии. Значительный вклад в разработку проблематики политической социологии внес француз Морис Дюверже (р. 1917 г.), книга которого «Социология политики» (1966) выдержала за рубежом несколько изданий.
Врамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848 – 1923 гг.) и Гаэтано Моска (1858 – 1941 гг.) разработали основы современной концепции элиты. К примеру, Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ их деление на элиту («лучших») и неэлиту, а «круговорот» элит – т.е. их стабилизацию и последующую деградацию - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами либо с помощью хитрости и обмана («лисы»), либо способностью применения насилия («львы»), создают два различных, но наиболее ярко проявляющихся типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате временного исчерпания «потенций» правящей элиты с последующей ее деградацией.
В русле социологического направления находится и разработанная русским ученым Моисеем Острогорским (1854 – 1919 гг.), немецким – Робертом Михельсом (1876 – 1936 гг.) и уже упоминавшимся французским ученым Морисом Дюверже теория политических партий. Михельс, в частности, выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Невозможность существования демократии без организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства, по Михельсу, неизбежно ведет к закреплению за партийными функционерами постов и привилегий, отрыву руководства от партийных масс, к его фактической несменяемости. Как указывает ученый, харизматических (обладающих исключительной одаренностью, привлекательностью) лидеров сменяют простые бюрократы, революционеров и энтузиастов - консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящиеся только о своих интересах, а не об интересах масс. Руководящая группа становится все более изолированной и замкнутой, создает специальные органы для защиты своих привилегий и в перспективе имеет тенденцию к превращению в часть правящей элиты. Новая верхушка чувствует потенциальную угрозу со стороны рядовых членов организации, отбрасывает внутрипартийную демократию, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, борьбы с врагами и т. п. Схожие идеи выдвинуты и другими исследователями политических партий.
Дополнительно к рассматриваемому направлению политической науки можно отнести и теорию «заинтересованных групп» или «групп давления», родоначальником которой стал американец Артур Бентли (1870 – 1957 гг.). Главным тезисом его работы «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений» (1908 г.) стало утверждение о том, что деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена, по сути дела, на обеспечение этих интересов. Эта деятельность осуществляется обычно посредствам групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. Поэтому важнейшей стороной деятельности «групп интересов» становится осуществление давления на правительственную власть с целью заставить ее подчиниться воле группы. В этом воздействии доминирует обычно сильная группа или совокупность групп. Сама же государственная власть в таких условиях призвана обеспечивать урегулирование конфликтов групп и групповых интересов.
Несколько иная программа исследований в русле общего социологического подхода к развитию политического знания предложена таким направлением как институционализм, основы которого разработал француз Морис Оршу (1859 – 1929 гг.). Представители этого направления изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе и политической жизни. Основным понятием, используемым данным направлением, является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведение людей изучается институционализмом в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов, необходимость возникновения и функционирования которых признается в качестве естественно исторической закономерности. Под таким углом рассматриваются и все политические явления. Наиболее видными представителями институционализма в политологии являются американцы Сеймур Мартин Липсет (р. 1922 г.), Чарльз Миллс (1916 – 1962 гг.), француз Морис Дюверже и др.
Системно-функциональные концепции политики, находясь в русле обозначенного ранее социологического направления, дополняют и продолжают институционализм. Представители системно-функционального подхода исследуют политику, ее институты с точки зрения их места и значения (функции) в обществе. Наиболее видными сторонниками этого направления в политологии являются уже называвшийся немецкий социолог и политолог Макс Вебер, американские ученые Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902 – 1978 гг.), Толкотт Парсонс (1902 – 1979 гг.), Дэвид Истон (1917 – 1979 гг.), француз Мишель Крозье (р. 1922 г.) и др.
Назовем также концепции политического плюрализма,в истоках которых находится теория «социальной солидарности» Эмиля Дюркгейма. Их в наибольшей степениразрабатывали француз Морис Дюверже,американец Роберт Даль (р. 1915 г.), немец Ральф Дарендорф (р. 1929 г.) и др. В основе их взглядов находятся положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезают, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. В этих условиях государство выполняет функцию согласования интересов различных групп, выступает в качестве нейтрального арбитра между конкурирующими политическими силами, ибо оно призвано не допустить преобладания одних над другими.
Рядом с концепциями политического плюрализма можно назвать теорию демократии, котораяимеет давнюю историю своего развития. Ее современные основы заложены в трудах французского мыслителя Алексиса де Токвиля (1805 – 1859 гг.). Новый интерес к теории демократии в западной политологии проявился после второй мировой войны и с тех пор носит устойчивый характер. В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Видными теоретиками данного направления являются упоминавшееся ранее американские ученые С. М. Липсет и Р. Даль, а также австрийский и американский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883 – 1950 гг.).
Теории бюрократии наряду с другимитрадиционно занимают значительное место в современной западной политологической проблематике. Наиболее полное и систематическое развитие эта концепция получила в трудах М. Вебера, американских социологов Роберта Кинга Мертона (р. 1910 г.), Алвина Гоулднера (1920 – 1980 гг.), С. М. Липсета и др. В их работах всесторонне исследуются функции и структуры бюрократической организации. Процесс бюрократизации представляется как явление, характеризующееся внутренне присущей западному обществу «рациональностью». Важнейшими в этой теории являются вопросы об узаконении (легитимации) бюрократической власти, о соотношении бюрократии и демократии.
Следует назвать в числе важных направлений исследований, способствовавших институциализации и более четкому оформлению предметного поля современной политологии, концепции тоталитаризма. Проблеме тоталитаризма уделяется внимание в трудах немецко-американского философа и политолога Ханны Аренд (1902 – 1975 гг.), австро-американского экономиста и политолога Фридриха фон Хайека (1899 – 1988 гг.), испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассет (1883 – 1955 гг.), русского философа Н. А. Бердяева (1874 – 1948 гг.) и др. В произведениях указанных авторов дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизирован-ного индивида, представителя «массы», сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Возникновение и эволюция тоталитаризма связываются с антилиберальными политическими течениями, отрицавшими ценность личности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой коллективной цели. Экономические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении властей в экстремальных условиях решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над народным хозяйством. Интерес к проблеме тоталитаризма не снижается и сегодня.
Важная часть исследований в области политологии посвящена также разработке теории международных отношений. Большое внимание уделяет ей в своих сочинениях один из крупнейших мыслителей Франции Раймон Арон (1905 – 1983 гг.). Его наиболее крупная работа «Мир и война между нациями» формулирует ряд получивших широкую известность идей относительно сущности международных отношений применительно к социально-политическим и научно-техническим реалиям современной эпохи. Арон также внес заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория индустриального общества (о ней речь пойдет в одной из последующих тем курса), демократии и тоталитаризма. Признанным классиком новейшей теории международных отношений является американский политолог Куинси Райт (). Видными представителями этого направления в политологии являются также американские ученые Р. Моргентау, Д. Розенау, М. Каплан, С. Хантингтон и др. Данное краткое перечисление основных современных направлений исследований в области политологии необходимо рассматривать в качестве важнейших ступеней ее институциализации и оформления в самостоятельную сферу знаний. Вместе с тем следует выделять данные научные школы в качестве главных познавательных стратегий, закрепившихся в политической теории, которые задают ее проблемное поле, предлагают соответствующие методы изучения объектов, а также постоянно дополняют систему важнейших понятий и категорий современной политологии.
Таким образом, отметим, что научный характер исследованиям политической действительности был придан уже в XIX в. Иными словами, в этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в государственном управлении, используя научные методы. К этому же времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Укажем, что первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. «Свободная школа политической науки» (ныне «Институт политических исследований Парижского университета»). В 1880 г. была основана «Школа политических наук» в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается «Лондонская школа экономической и политической науки», а в 1920 г. «Берлинская высшая школа политической науки». С 1949 г. действует «Международная ассоциация политической науки» (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие широкому развитию политических исследований во всем мире.
Что касается конституирования политологии не только как науки, но уже и как полноценной самостоятельной учебной дисциплины, то в качестве таковой она стала складываться с конца XIX - начала XX в., когда в Западной Европе и в США появились первые ее кафедры. В системе же высшего образования политология стала широко преподаваться лишь со второй половины текущего столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После крушения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.
По прошествии немногим более сорока лет рекомендация ЮНЕСКО была принята к исполнению и в нашей стране. В 1989 г. в ряде советских вузов появились первые кафедры политологии. Ныне данная учебная дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Беларуси.