Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
Виды наук:
1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу: 1) возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) развития правосознания и правовой культуры; 3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка; 4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
2. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Право – это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. (А. Вышинский) – определял право как совокупность правил поведения, установленных гос-ой властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных гос-ой властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи гос-го аппарата в целях охраны, закрепления и развития общ-ых отношений и порядков, выгодных господствующему классу. Регулирование соц-ой жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - упорядоченное поведение людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся и только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Нормативное- упорядоченное поведение людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, образцов эталонов поведения, кот. распространяются на все случаи данного рода и кот-е должны подчинятся все лица попавшие в нормативно- регламентированную ситуацию в современных условиях в соц-ом регулировании. Нормативные регуляторы, ненормативные регуляторы- информационный, директивный, ценностный, институт предсказаний и пророчеств. Директивный регулятор- информация призывного характера (лозунг). Наиболее известные нормативные регуляторы. В основе регуляторов лежит норма-образец. В норме дается вариант целесообразного поведения. Виды: 1. Обычный, 2. моральный 3. правовой и корпоративный 5. юридико-технический 6. технико-нормативный. Технические нормы определяют правила, но они регулируют не общественные отношения, а отношения: объект-субъект (отношение к природе, технике) это деление носит условный характер, все переплетено. Разновидностью правового регулирования является правовой обычай (обычное право), прецедент, доктрина (в некоторых обществах), а также религия в некоторых своих частях, напр. Каноническое право, кот в известные периоды общ-ва развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.
Соотношение права и морали Под моралью понимается один из способов регулирование поведения человека в обществе с помощью норм, кот.получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга справедливости и т.п. В отличие от правового регулятора норма морали имеет менее формализованный характер. Это касается и самого правила поведения, и тем более санкций. Они обеспечиваются не гос-ым принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих и т.д. Жесткой грани между правом и моралью нет изначально. Общ-ые отношения не содержат чего-то такого, что может решаться только правовым способом или регулироваться морально. Главные отличия: за нарушение правовых норм возможно гос-ное принуждение, а моральных- обществ-ное принуждение. Разница связана с гос-вом, главное, что отличает право от др. соц-ых регуляторов, заключается в его связи с гос-вом. Правовое поведение дает возможность для вынесения обязательного решения. Юстициабельность- есть возможность обращения в суд, правовое поведение в публичном пространстве. Право и мораль различаются: 1. Мораль складывается стихийно и начинает действовать по мере обладания сознания у большинства. Правовые нормы создаются спец-ой правотворческой деятельностью, вводятся в действие с такого-то числа, должны соблюдаться безотносительно к мнению адресата. 2. Право это равный масштаб, применяемый к разным людям. Моральный принцип- кому больше дано, с того больше и спрос. Право формальный регулятор (всякий, любой, каждый) 3. Право предлагает конкретизированный, детализированный вариант поведения, мораль предлагает только принцип поведения или указывает на цель, с которой должен двигаться человек, должен сам выбирать вариант поведения. 4. Право зафиксировано в официальных источниках - институализировано. Мораль содержится в сознании. 5. Воздействие права и морали. Поддерживают друг друга, все основные требования морали зафиксированы в праве. 6. Проблемы противоречий права и морали: мораль консервативна, право прогрессивно, мораль категорична. Регулировать (в соц-ой жизни- значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление, функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Общество- сложное, неравновесная система. На чел. общество могут воздействовать из вне и изнутри. Существуют потребность в определенном упорядочении. Доцивилизационноесостояние-естественное определение. Далее потребовалось управление: выделение специальной группы людей. Управленческая деятельность включает в себя и организацию, и регулирование, и др. аспекты.
3. Принципы права: понятие; отраслевые принципы. Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Существует несколько свойств принципов права:
1) наличие основополагающего характера;
2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
4) системность;
5) устойчивость;
6) фиксирование в законодательстве;
7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Существует несколько видов принципов права:
1) общие (общеправовые) принципы;
2) отраслевые принципы;
3) межотраслевые принципы.
Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
– принцип единстваправ и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:
1) принцип гласности;
2) принцип состязательности;
3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.