Вопрос 1. Классические стили в архитектуре Петербурга. Барокко. Классицизм. Модерн. Конструктивизм. Минимализм. Современная архитектура.
* Среди зданий СПб можно насчитать до 15 архитектурных стилей.
1. Барокко 1740-1760. Характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, криволинейных форм,развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах, волюты (спиралевидный завиток с кружком в центре), пилястры(вертикальный выступ стены). Купола сложной формы, многоярусные.
Пример: Аничков дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец,здания Александро-Невской лавры.
2. Классицизм. Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости и монументальности. Присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основа - ордер, в формах близкий к античности(тип арх композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся опр арх обработке. Воплощение стоечно-балочной системы, сост из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.
Пример: Императорская академия художеств на ВО (Институт им. Репина); кафедра физ культуры СПбГУ, Казанский собор (поздний классицизм).
3. Модерн. 19-20 в. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (металл, стекло), асимметрия фасадов и свободная планировка, живописные ограды и детали, вкл символический растительный и животный орнамент. На фасадах использовались мозаика, витражи, металл.
Пример: магазин Елисеева, Дом компании «Зингер» («Дом Книги».)
4. Конструктивизм. Советский авангардистский метод (1920-30). Строгость, геометризм, лаконичность форм. Считают русским явлением, возник после Окт рев в качестве направл нового, авангардного искусства. Это были многоквартирн дома, обществ здания (домов и дворцов культуры, универмаг, учреждения. Пример: Профилакторий Кировского района (Л. В. Руднев),братья Леонид, Виктор и Александр Веснины.
5. Минимализм. Свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Строительство переходило на проекты жилых домов, школ, детских учреждений, больниц. Распространение крупнопанельные жилые, обществ и производственные здания, отличавшиеся отсутствием каких-либо элементов отделки на фасадах, кроме окраски или облицовки керамическими плитками. Пример: Дворец спорта «Юбилейный», ансамбль Площади Победы, гостиница «Прибалтийская».
Вопрос 2. Конструктивизм. Родченко, Татлин, Эль Лисицкий. Баухаус. Мис Ван дер Роэ. Ле Корбюзье. Модулор. Влияние конструктивистской эстетики на современный графический дизайн. Пола Шер, Таданори Йоко, Дженнифер Стерлинг, Вут де Врингер.
* Присуще - Строгость, геометризм, лаконичность форм. 1920-30гг.
1. Александр Михайлович Родченко (1891-1956)-советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основополож КОНСТ, родонач дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно с женой Степановой.
2. Владимир Евграфович Татлин ( 1885-1953) советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Направления-футуризм иконструктивизм. «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина».
3. Лазарь Маркович Лисицкий (1890- 1941)-советский художник и архитектор, конструктивизм, известный как «Эль Лисицкий».По его проекту построена типография журнала «Огонёк» (сочетание огромных квадратн и маленьких круглых окон)
4. Баухаус (Высшая шк строительства и худож конструирования)-уч заведение, сущ в Германии 1919-33, также художеств объединение, возникшее в рамках этого заведения, напр в архитектуре. Новые здания казались невыносимыми в наготе, но общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы. Баухаус-то, что утилитарно, удобно, то и красиво.
5. Людвиг Мис ван дер Роэ — нем архитектор-модернист, интернациональн стиль. Предложения -отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз)-предельно прост по форме стеклян параллелепипед, поверхность расчленена равномерно повторяющимися стойками.
6. Ле Корбюзье 1887- 1965— фр арх, интернациональн стиль, художник и дизайнер.
Известен благодаря постройкам, самобытно оригинальным. Признаки— объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады; шероховатые неотделанные поверхности бетона. Разработал систему конструирования, осн на золотом сечении и пропорциях человеческого тела – 7. модулор -отправные три анатомические точки - макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека-исходными размерами для строительства, позволяя размещать архитектурные элементы соразмерно человеческой фигуре.
7. Пола Шер —легенда, получила сотни наград и премий. Работала над муз современного искусства Нью-Йорка, Муз плаката в Цюрихе, в Париже. Клиенты—The New York Times Magazine, The American Museum of Natural History. В теч 20 лет преподает. Сити-банк.
8. Таданори Йоко 1936-легенда японского дизайна. Делает плакаты-вывески, эклектичные и похожие на детские сны, не боится многословия и наложения смыслов, не волнует вписанность в традиционную японскую эстетику скупого проявления чувств. Создает атмосферу живописного праздника, события худож среды — с красками, холстами, выездами за пленер.
9. Работы Дженнифер Стерлинг ассоциируются с ломаным шрифтом, непредсказуемыми цветами, странными материалами и тенденцией спрятать подальше логотип. Использует иллюстрации и фото в случ крайней необходимости. Вместо них создает четкие, сложные типограф композиции.
Вопрос 3. Минимализм в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, дизайне. Мис Ван дер Роэ. Джон Кейдж. 4’33’’. Группа «Де Стиль».
Минимализм в искусстве - геометрич формы, очищенные от символизма и метафоричности, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.
В музыке - повторение короткой муз фразы, с мин вариациями на протяжении времени), состояние покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков);
В дизайне - лаконичн выразит средств, простота, точность и ясностью композиц, промышленные и природные мат-лы геометрических форм, нейтр цветов (черный, серый) и малых объемов.
В архитектуре - простота, строгость форм и экономичность решений. Строительство переходило на проекты жилых домов, школ, детских учреждений., крупнопанельные здания, отличавш отсутствием элементов отделки на фасадах, кроме окраски или облицовки керамич плитками.
1. Людвиг Мис ван дер Роэ — нем архитектор-модернист, интернациональн стиль. Предложения -отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз)- предельно прост по форме стеклян параллелепипед, поверхность расчленена равномерно повторяющимися стойками.
2. Джон Кейдж (1912-92)-амер композитор, философ, художник. Область электронной музыки и нестандартного использ муз инструментов, был 1й из ведущих фигур послевоенного авангарда. Известен композицией «4′33″» 1952 г, во время исполнения не играется ни один звук. Содержание комп закл - воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не просто как 4 мин и 33 сек тишины. Др изобретение-препарированное фортепьяно (между струн помещаются предметы — бумага, монетки, скрепки, что приводит к изменению звучания).
3. Художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl)-общество художников (Лейден 1917 г.) Именуется неопластицизмом. Группа выпускала журнал «Стиль» (De Stijl), разработала программу: обновление искусства от самой его основы путём обновления человека и его жизненных условий. Худож произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент - разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». Элементы: прямой угол и 3 цвета, красный, жёлтый и синий, к которым добавлялись чёрный и белый.