По исследованиям рынка труда, специалисты в Перми зарабатывают меньше, чем в Екатеринбурге, в среднем на 15-30 процентов.
Вряд ли тема оплаты труда когда-нибудь потеряет свою актуальность. Во все времена этот вопрос обсуждался и обсуждается на всех уровнях и работниками, и работодателями.
Оплата труда специалиста — понятие более широкое, чем ее денежный эквивалент (зарплата). Имеется в виду система компенсаций, которая помимо фиксированной части включает переменные, социальные выплаты и льготы. К сожалению, большая часть современных работодателей не использует практику развития компенсационного пакета для своих сотрудников, считая, что при наличии высокой заработной платы можно решить все социальные проблемы: и в детский сад ребенка определить, и с квалифицированным врачом проконсультироваться, и дополнительное обучение получить. А так как более 70 процентов трудоустроенной части населения не пользуются льготами и компенсациями, то и для сравнительного анализа учитывается только денежная составляющая.
От чего же зависит уровень заработной платы?
Во-первых, от отрасли народного хозяйства, государственного учреждения или сферы бизнеса, где работает человек. То есть от сектора рынка, на котором развивается компания. Мы все слышали о неадекватно высоких зарплатах персонала в нефтяной и газовой индустрии, низких зарплатах бюджетников в сфере образования и здравоохранения.
В целях сопоставления динамики зарплат обращаются чаще к сфере бизнеса, более гибкого и адекватного к окружающей среде и менее зависимого от государственных директив и бюджетов.
Во-вторых, от ситуации на рынке труда. Важное место занимает востребованность специалиста. Это определяется рынком спроса со стороны работодателей. Например, в начале 90-х, когда стали появляться и развиваться предприятия малого бизнеса, как следствие возникла острая необходимость в главных бухгалтерах и юристах. В период кризиса, во время сокращений расходов на персонал, стали необходимы не узкопрофильные, а универсальные, широкопрофильные специалисты, способные совмещать несколько направлений работы. А когда на рынке товаров и услуг растет конкуренция — нужны квалифицированные маркетологи и опытные «продажники». Как правило, самые востребованные (дефицитные) специалисты «стоят» дороже.
В третьих, уровень зарплаты зависит от региона. Региональные различия — понятие, постоянно употребляемое нами в жизни, стало привычным для нас, жителей российской глубинки. Мы сопоставляем регионы по развитости экономики, инвестиционной привлекательности, уровню жизни населения. Для простого среднестатистического работника непонятным остается то, что за выполнение одной и той же работы он получит различную заработную плату в зависимости от месторасположения.
Нашей консалтинговой компании, имеющей большое количество региональных офисов, часто приходится исследовать уровень заработных плат наиболее востребованных специалистов. При этом принято деление на регионы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Нет сомнений в том, кто стоит на первом месте по уровню заработных плат?
Москва — это город, с которым вряд ли можно конкурировать. О московских сказочных зарплатах складывают легенды. Миграция в столицу с целью высоких заработков не ослабевает, несмотря на высокие цены и сложности регистрации. Здесь сосредоточены административные аппараты, управляющие компании и центральные офисы крупных корпораций и холдингов, промышленных объединений, представительства крупных международных компаний. Рынок спроса на персонал растет, растут и заработные платы. Для примера возьмем главного бухгалтера небольшой производственно-торговой компании — от 1700 до 3600 у. е., финансового директора — от 2700 до 5700 у. е., руководителя IT-отдела — от 1500 до 3500 у. е., бренд-менеджера — от 900 до 2000 у. е. и секретаря — от 350 до 750 у. е.
Но есть в России места, где платят больше. И как ни парадоксально, это отдаленные провинциальные городки с крупными градообразующими предприятиями. Не удивляйтесь, там могут платить больше, но не своему земляку, а опять все тому же москвичу, топ-менеджеру, приехавшему работать по контракту на несколько лет, компенсируя все неудобства жизни в регионе. У нас немало предприятий, где нужен грамотный менеджмент, и если хозяев качество местного персонала не устраивает, нанимают дорогого из Москвы или Питера за зарплату от 6000 до 12000 долларов. В нашей работе был случай, когда с одного такого предприятия уволился «дорогой» московский сотрудник: его позиция была предложена местному специалисту, не уступающему по опыту и квалификации, при тех же обязанностях предлагаемая зарплата уменьшилась втрое.
К городам второго порядка относят Екатеринбург, Новосибирск, Самару, Ростов-на-Дону.
Рассмотрим, сколько в данном случае будут получать наши специалисты: главный бухгалтер небольшой производственно-торговой компании — от 900 до 1800 у. е., финансовый директор — от 2300 до 4000 у. е., руководитель IT-отдела — от 1100 до 2400 у. е., бренд-менеджер — от 750 до 1500 у. е., и секретарь — от 250 до 420 у. е. Заработные платы Санкт-Петербурга занимают среднее положение между московскими и зарплатами передовых региональных центров.
Пермь, так же как и Челябинск, Уфа, Омск, Волгоград, Тюмень и многие другие города-миллионники, попадают в категорию третьего порядка. Однако не соглашусь с тем, что у нас низкие заработные платы — в своей подгруппе мы на первых позициях. А если оплату труда в Перми сравнить, скажем, с зарплатами в Саратове или в Ульяновске, то «цифры» у нас намного привлекательнее. По исследованиям рынка труда специалисты в Перми зарабатывают меньше, чем в Екатеринбурге, в среднем на 15-30 процентов.
Безусловно, на уровень заработной платы влияет, кроме перечисленных, множество других факторов: предыдущий опыт работы специалиста, дополнительные «полезные» навыки, история взаимоотношений с организацией-работодателем, применяемая система оплаты труда и т. п.
Что касается динамики заработной платы ведущих специалистов в наиболее перспективных секторах экономики, то можно говорить об общей тенденции увеличения уровня заработной платы.
По мнениям финансовых аналитиков, «увеличение заработных плат — итог двух факторов. Это экономический подъем, 7-8-процентный рост производительности труда, и то обстоятельство, что экономически активное население не увеличивается».