Киотский протокол, регулирующий объем выбросов парниковых газов в атмосферу, является очень значимым для мировой экономики, так как затрагивает сферу эффективности экономики в целом.
Рост ВВП при отсутствии изменений в сфере энергоэффективности и энергосбережения, жесткой целенаправленной политики, направленной на повышение экологичности и эффективности, неизбежно повлияет на рост выбросов парниковых газов. Ярким примером данного явления является Китай, удвоивший за последние 15 лет выбросы в атмосферу.
Количество выбросов в атмосферу в абсолютном значении по странам показывает, что в мире наибольшее количество выбросов производят ведущие экономики мира. Но данная иллюстрация не показательна. В развивающихся странах с большим населением, таких как Китай, Индия и другие, существует мнение, что нужно рассматривать количество выбросов на душу населения.
Нельзя сказать, что данный показатель является объективным, В развитых странах уровень потребления электроэнергии и тепла на порядок выше по двум причинам: во-первых, более развитая экономика, соответственно большая потребность в электроэнергии; во-вторых, более высокий уровень частного потребления. Если придерживаться этой логике, то такие страны как Китай, Индия и прочие выглядят значительно лучше, чем самая продвинутая в сфере энергоэффективности страна – Япония.
Характерно, что страны, потребляющие наименьшее количества энергии для производства единицы ВВП в большинстве своем расположены в Западной Европе (7 из 10). Также к данным странам относится Израиль и наиболее развитые в сфере энергосбережения азиатские участники рейтинга – Гонконг и Япония. Практически все международные организации - МГЭИК, Программа ООН по развитию, Международное энергетическое агентство, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения и другие – имеют свои методики расчётов. Соответственно данные каждой из перечисленных организаций отличаются, потому что в каждой методике за основу берутся жесткие условия и модели, иногда исключающие друг друга. Наиболее авторитетным считаются данные, публикуемые РКИК, которая использует информацию из отчетов МГЭИК.
Важной характеристикой общего состояния экологичности экономики является доля альтернативной энергетики. В общемировом производстве электроэнергии доля альтернативной электроэнергетики составляет около 2%. Практически все развитые страны внедрили программы по повышению доли альтернативной энергетики в общем производстве электроэнергии. Почти все развитые страны, включая США и Китай разработали планы по доведению доли альтернативной энергетики до 20%.
Распространено мнение, что развитые страны (прежде всего ЕС) рассматривают налагаемые Киотским протоколом ограничения как дополнительное средство конкурентной борьбы, которое позволит европейским производителям теснить конкурентов по «экологическому» признаку, учитывая жесткие экологические требования к производству и экологическое законодательство. Таким образом, позиция некоторых экспертов заключается в том, что Киотский протокол в первую очередь выгоден ТНК, уже давно начавшим модернизацию производств. С одной стороны, значительная часть стандартов, разрабатываемых в рамках различных международных соглашений, основывается на европейских, которые принимаются как наиболее строгие. В будущем это даст преимущество компаниям из ЕС, учитывая, что они владеют значительной частью патентов и разработок в этой сфере. Но, с другой стороны, стандарты ЕС в сфере экологии являются одними из самых жестких в мире и разработки в этой сфере тоже занимают одни из лидирующих позиций, что делает применение стандартов ЕС в качестве отправной точки вполне обоснованным.
Международные соглашения в области предотвращения изменений климата не могут рассматриваться как сугубо экологические, а имеют влияние на экономическую и политическую ситуацию как в государствах участниках, так и в мире в целом.
Механизмы Киотского протокола являются для многих компаний возможностью привлечь дополнительные инвестиции и современные технологии в проекты. В связи с экономическим ростом требуется все большее количество ресурсов, что влечет за собой повышение их стоимости и желание бизнеса и государств сделать свою экономику более эффективной. Даже не учитывая экологический аспект, есть объективные предпосылки для развития «зеленых» технологий и альтернативных источников энергии. В данном контексте Киотский протокол должен рассматриваться и как дополнительная мотивация к модернизации, и как дополнительный инструмент для привлечения инвестиций. Вне зависимости от того, какими целями руководствоваться – повышениее экологичности и энергоэффективности в долгосрочной перспективе не только положительно скажется на экономике и энергобезопасности, но и станет дополнительным конкурентным преимуществом. Мировая экономика имеет тенденцию к росту, соответственно, с течением времени обеспечение экономики необходимыми для роста ресурсами будет только усложняться, и стоимость ресурсов будет расти.
Проведена оценка перспектив заключения нового «климатического» соглашения после 2012 г. В ходе исследования рассмотрены различные сценарии развития событий. Сделан вывод о большой вероятности создания региональных и межрегиональных механизмов, регулируемых двухсторонними соглашениями, и развития вне-Киотских механизмов.
Что касается нового международного соглашения, то, вероятно, оно будет заключено, несмотря на противоречия и сложности в переговорном процессе, и в нем будут присутствовать экономические механизмы, потому что достижение целей по сокращению выбросов невозможно без привлечения частных инвестиций. В новом соглашении, регулирующем выбросы парниковых газов, должны быть прописаны санкции за невыполнение взятый на себя сторонами обязательств.
Проанализированы механизмы Киотского протокола и изучена практика их применения в разных государствах. Проведен анализ углеродного рынка, в результате которого определено, что даже в ситуации посткризисного спада он находится в стадии роста и по последним данным оценивается в 144 млрд. долл.. Это создает широкие возможности для отечественного бизнеса по реализации проектов Киотского протокола и последующей продажи квот, так как, в целом, стоимость снижения выбросов в России, по разным оценкам, в 15-25 раз ниже, чем в ЕС или Японии.
Бесспорно, Киотский протокол оказывает большое влияние на мировую экономику и способствует повышению энергоэффективности и модернизации экономик.