Александр Дугин: Принципы будущей идеологии Новороссии
Новая Россия
Сегодня Русский Мир переживает один из важнейших моментов своей истории. Решается самое главное: быть или не быть. Как в 1991, 1993 и 1999 году. В 1991-м победил Запад, и мы потеряли большую страну, произошла, как выразился президент Путин «крупнейшая геополитическая катастрофа» XX века, в 1993 -м патриотическое сопротивление в России захлебнулось в крови под радостное улюлюкание либералов из пятой колонны и одобрительные возгласы ее заокеанских хозяев. В 1999-м – Россия оказалась на грани распада и только решительные действия сначала премьера, а потом и президента Путина смогли остановить этот процесс. 2014 год и Крым дали надежду на то, что цикл сжатия, отступления России закончился, мы впервые вышли за пределы границ 1991 года. Одновременно мы вступили в самый серьезный за последнее время конфликт с Западом.
Русское сопротивление прозападному неонацистскому режиму в Киеве на территории бывшей Украины не ограничилось Крымом. Восстали Донецк и Луганск. Было объявлено о создании Федерации Новороссии. Идти в наступление в Новороссии для России означает бросить окончательный вызов глобальному Западу, значит порвать все цепи: экономические, политические, идеологические, культурные, что связывают ее с США и Европой (подконтрольной тем же США), значит перейти от «корпорации Россия» к пониманию России как цивилизации, России как русского мира, значит уничтожить пятую и обезвредить шестую колонны в нашем обществе. Это возможно только через жесткую ломку всей системы, которая сложилась еще в 90-е, через построение мобилизационного государства, через серьезные жертвы, через непосредственное вовлечение в войну. Именно поэтому это решение дается России с таким трудом, но не принять его она не может. Если Россия уступит и сдастся давлению Запада – не станет ее самой. Нам не оставили другого выбора.
В этих условиях вопрос об идеологии для Новороссии, для Донецкой и Луганской народных республик становится решающим для самой России. Здесь сконцентрировались пассионарии со всего русского мира. Здесь - передовая борьбы за саму Россию и русское будущее. То, что ими будет создано, та государственность и то общество, что возникнет в этой войне, станет образцом для России будущего.
ДНР и ЛНР начали процесс не просто возврата в Россию, но строительства Большой России, которой в новых исторических условиях еще не существует, и которая воссоздается на наших глазах. Большая Россия не есть результат экспансии Российской Федерации, Москвы. Вовсе нет. Большая Россия есть результат сложения как минимум двух разных геополитических реалий – Российской Федерации (евразийского Heartland'а) и Новороссии. При этом Новороссия мыслится как самостоятельный и наделенной особой миссией и особым смыслом исторический субъект.
Это не простое вхождение в РФ, но строительство нового русского мира. Это сигнал к Русскому Пробуждению – с опорой не на Москву, а на себя. Речь не об интриге и не об экспансии, но о прямом участии народа в истории. Русские редко выходят на этот уровень. Разве что в Смутное время или в периоды Отечественных войн. Новороссия и есть такой период. Народ становится субъектом, который сейчас доказывает, что может силовым образом справиться с агрессией хунты, дипломатическим образом с давлением Запада и политическим образом с излишней осторожностью Москвы, никак не способной осознать, что конец американской гегемонии уже состоялся, и продолжающей внимать агентам влияния Запада, шестой колонне, олигархату и паникерам. Это и есть сущность Новороссии.
Это – путь в русское будущее, путь к Новой России. Идея Новороссии имеет и прямой и метафорический смысл. Сама РФ должна обновиться, стать другой, очиститься, проснуться, вернуться к своей русской, евразийской идентичности. Освобождая Новороссию от киевской хунты, русские герои освобождают и саму Россию от остатков 1990-х, олигархической системы, западного влияния, духовного и нравственного разложения, цинизма и морального распада.
Первые контуры идеологии Новороссии
Удивляет Конституция ДНР. В ее проекте мы видим глубинное внимание к народу как историческому субъекту. Это не калька ни с западных Конституций, ни с Конституции РФ. Здесь народ упомянут не формально, не на всякий случай. Здесь он имеет самое прямое и конкретное значение. Что такое народ? Это большинство, а не меньшинство и не меньшинства; это люди среднего достатка и бедные, а не олигархи; это носители общего, а не частного; это не просто те, кто живет сейчас, но и те, кто жил раньше и будет жить потом, будущие поколения. Все это народ. И Конституция ДНР задумана как народная Конституция, как базовый документ легитимизирующий, Народ в качестве не просто номинального, но действительного, реального субъекта.
ДНР, будучи народной Республикой в полном смысле этого слова, ставит особый акцент на социальной справедливости. Это должно закончиться национализацией крупных промышленных предприятий и концом олигархата в Новороссии. Либо Новороссия будет народной, либо она снова станет игрушкой в руках олигархических кланов. Не только местных, но и российских. Принципиальной разницы между коломойскими на Украине и в России нет. Евангелие говорит: "там сердце ваше, где сокровище ваше". У олигархов сокровище – это их наворованные деньги, и они - на Западе. Если не уничтожить олигархат, истинно Новой России не построить. Поэтому национализация и социальная справедливость в Новороссии неизбежны. Однако для этого совсем не обязательно возвращаться к социализму и марксизму. Мы можем вполне говорить о православном социализме или солидаризме.
ДНР и ЛНР не скрывают, что цель Новороссии – соединиться с Россией. Но это соединение не просто вхождение в состав – это творение Империи. Россия сама соединяется с Новороссией, прекращая быть продуктом распада СССР/Царской Империи, и становясь снова Великой Державой, творя саму себя заново. Поэтому такая интеграция есть новый уровень и новое осмысление всех интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Важнейшим моментом является статус Православия в ДНР. Это обращение к самому главному, понимание того, что кроме вещей материальных в жизни каждого человека, народа, государства есть уровень трансцендентный, религиозный. Без Веры мы не выстоим. Православная Церковь - наш оплот, наша сила и наше оружие. Геополитика совершенно необходима для ясного понимания происходящего. Но истинную силу дает только наше Пресвятое Православие, наша Русская Православная Церковь.
Вместе с тем в деле государственного строительства и создания идеологии республик Новороссии существуют серьезные вопросы, которые нужно разрешить в первую очередь на концептуальном уровне:
Необходимо найти правильные пропорции в отношениях друг с другом. Это два политических субъекта, но вместе с тем часть единого пространства. Донецкая Республика и Луганская должны действовать сообща, координировать свои шаги, учитывать друг друга, сближаться, строить совместные институты. При этом необходимо учитывать и особенности этих регионов, социальный и культурный профиль каждого.
Обе Республики должны стать плацдармом дальнейшего процесса освобождения Юго-Востока от власти олигархов, украинских националистов, ставленников Запада. В других областях население, хотя в большинстве своем стремящиеся именно к сближению с Россией и независимости от расистского киевского режима, пока не готово отстаивать свою свободу с оружием в руках, как это сделали герои Донецка и Луганска. Но процесс пробуждения Новороссии не остановим. Поэтому ни в коем случае нельзя ограничиваться Донецкой и Луганской Республиками, как вчера нельзя было ограничиваться Крымом. Угроза геноцида русских и православных людей всерьез нависла над каждым из городов и сел бывшей Украины. Поэтому никто никого не должен оставить в беде. Новороссия – это путь к спасению, свободе, безопасности и достоинству. И те, кто эту свободу отвоевал, не имеет права бросить в беде своих братьев, сестер, матерей и отцов, заготовленных на бойню киевскими палачами. Битва за Новороссию – это национально-освободительная борьба против неонацистской чумы.
Отношения с Россией. Новороссия, скорее всего рано или поздно войдет в состав России, но этот путь будет более долгим и сложным, чем в ситуации с Крымом. Этого требует не просто логика битвы за всю Большую Новороссию, а, в конечном счете, и битва за Украину, которую мы тоже не можем оставить в беде и кровавом кошмаре. И даже больше, сама Россия должна измениться, чтобы иметь соответствовать моменту истории и воссоединиться на новом витке с казавшейся потерянной частью Русского Мира.
Какие идеи должны лечь в основу идеологии будущей Новороссии? Мы должны исходить из того, что рождающийся политический субъект обладает особой спецификой. Идея Новороссии не ограничивается отдельным географическим регионом. Этот регион – точка, где рождается будущая новая Россия. Идеология Новороссии должна быть авангардной, но опираться на традиции, вести человека к новым горизонтам, но не лишать его связи с родной почвой, сочетать ценностный консерватизм, органически присущий нашему народу, защиту традиционных ценностей с императивом развития, быть консервативной и революционной одновременно. По моему мнению, устаревшие идеологии XX века: либерализм, коммунизм и национализм (вкупе с различными версиями нацизма и фашизма) не нужно навязывать Новороссии. Они сами находятся в глубинном кризисе. Поиск идеологии для Новороссии должен идти в зоне того, что я называю «четвертой политической теорией», за пределами мертвых догм и схем «индивидуума», «классовой борьбы» или «национального государства».
Народ Новороссии сам должен создать эту идеологию. Он на передовой битвы на историю, за свое будущее и будущее Русского мира. Он вправе принять или отвергнуть какие-то из предложений, которые исходят от российских экспертов, философов и политиков, в том числе и те, которые будут выдвинуты в этой статье дальше. То, что он создаст, будет не просто новой идеологией русского патриотизма. Идеология Новороссии станет идейной основой Новой России.