Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Просвещения. Немецкая классическая философия




(4 часа)

Вопросы

1. Проблемы метода в философии Нового времени (Ф.Бэкон). Эмпиризм и рационализм в европейской философии 17-18 вв.

2. Онтологическая проблема: сущность взглядов Б. Спинозы (монизм); Р. Декарта (дуализм); Г. Лейбница (плюрализм).

3. Основные философские идеи эпохи Просвещения (Франция, Англия).

Литература

1. Бессмертие философских идей Декарта. – М., 1997.

2. Мир философии. – М., 1991. Т. 1,2.

3. Длугач Т.Б. Дени Дидро. - М., 1986.

4. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М., 1988.

5. Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия 18 в. – М., 1986.

6. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. – М., 1987.

7. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

8. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Беркли Дж. Соч. – М., 1978.

2. Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. – М., 1998.

3. Вольтер. Собр. соч. в 3-х т. – М., 1998.

4. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. – М., 1991.

5. Декарт Р. Соч. в 2-х т. – М., 1994.

6. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. – М., 1982-1989.

7. Локк Дж. Соч. в 3-х т. – М., 1985-1988.

8. Руссо Ж.-Ж. Избранное. – М., 1996.

9. Спиноза Б. Соч. в 2-х т. – СПб., 1999.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема познания – центральная проблема в Новоевропейской философии.

2. Учение Ф.Бэкона о методе и путях познания.

3. Эволюция английского эмпиризма (Дж. Локк).

4. Проблема бытия и субстанции в философии 17 в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5. Французский материализм эпохи Просвещения (18 в.) о природе, обществе, человеке.

6. Ж.– Ж. Руссо о своеобразии исторического процесса.

7. Механистический материализм 17 в. (Ламетри Ж. «Человек – машина»).

8. Французские энциклопедисты (Д.Дидро, Вольтер, Руссо Ж.– Ж.).

Методические рекомендации и комментарии

В вопросе 1 необходимо обратить внимание на тот факт, что дискуссия о соотношении единичного и общего, ведущаяся между номиналистами и реалистами в средние века, в 17 в. продолжилась между представителями двух течений: рационализма и эмпиризма, а в науке Нового времени приняла математическую форму (дифференциальное и интегральное исчисление, математическая логика, механика Ньютона).

Рационализм (лат. – ratio – разум) – направление в философии, согласно которому основой бытия и познания является разум.

Эмпиризм – (лат. –empirio – опыт) – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт. Основатель эмпиризма Ф. Бэкон – английский философ и политический деятель (лорд-канцлер). Ф. Бэкон выдвинул новаторскую идею об индукции как главном методе познании.

Под индукцией понималось обобщение множества частных явлений и получение на их основе общих выводов (от частного к общему). Достоинство нового метода – в интенсификации процесса познания. Формируется новый образ науки, основанный на экспериментальной практике. Лозунг «Знание – сила».

В вопросе 2 раскрывается проблема связи онтологии и гносеологии в философии 17в. Новоевропейская философия базируется на объективно-субъективном отношении к миру, что нашло отражение во взглядах: Р. Декарта (дуализм – тождество мышления и бытия – 2 субстанции); Б. Спинозы – учение об одной субстанции и множестве модусов этой субстанции (пантеизм); Г. Лейбница – множественность субстанций (монадология).

Вопрос 3. В данном вопросе акцент делается на анализе основных идей французской философской мысли 18 в.

В философии Просвещения выделяются 3 главных направления: деизм, атеистически-материалистическое; утопически-социалистическое. Представители деизма: Вольтер, Монтескье, Кондильяк.

Деизм – направление в философии, сторонники которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизм);

- считали, что Бог – первопричина сущего и не более;

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей.

Сторонники материалистического направления: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах – отрицали саму идею существования Бога, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций.

Утопически-социалистическое направление сосредоточило усилия на проблеме построения идеального общества, основанного на равенстве, справедливости (Мабли, Бабёф, Оуэн, Сен-Симон, Фурье).

Основные понятия

 

- эмпиризм - гилозоизм
- рационализм - монизм
- деизм - плюрализм
- пантеизм - индукция
- дуализм - модус
- монада  
- субстанция  

 

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Почему в 17 в. изменилась проблематика и способ философствования?

2. В чем суть дилеммы «рационализм – эмпиризм»?

3. Как понимается «субстанция» в натурфилософии Нового времени?

4. В чем состоят сильные и слабые стороны механицизма в философии Нового времени и 18 в.?

5. Что означал лозунг «Знание – сила», предложенный Ф.Бэконом?

6. Как понимала общественная мысль эпохи Просвещения проблемы мира, общества, человека?

7. Приведите пример картезианского сомнения.

Вопросы

1. Философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Нравственный выбор.

2. Немецкий идеализм. Диалектика «Я» не Я» И.Фихте; натурфилософия Ф.Шеллинга.

3. Система и метод философии Г.Гегеля.

4. Теория антропологического материализм Л. Фейербаха.

Литература

1. Асмус В. Иммануил Кант. – М., 1987.

2. Бурханов Р.А., Любутин К.Н. Классическая немецкая антропология. И. Кант и Л. Фейербах. – Екатеринбург, 1995.

3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М., 1988.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.

6. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М., 1991.

7. Философия Гегеля и современность. – М., 1973.

8. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 2. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1996.

9. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Гегель Г. Феноменология духа. – СПб., 1992.

2. Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995.

3. Кант И.. Критика чистого разума. – М., 1994.

4. Фейербах Л. Соч. В 2-х т. – М., 1995.

5. Фихте И. Соч. В 2-х т. – СПб., 1993.

6. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1999.

Темы докладов и рефератов

1. Основные направления немецкой философии XIX в.

2. Гносеология И.Канта. Априорное и апостериорное знание, “вещь в себе”.

3. Моральный закон (категорический императив). “Критика практического разума” И. Канта.

4. Диалектика Г. Гегеля.

5. Философия абсолютного идеализма Г.Гегеля.

6. Философия И.Фихте: субъективный идеализм.

7. Философия Ф. Шеллинга.

8. Проблема Бога в философии Л. Фейербаха.

Методические рекомендации и комментарии

Немецкая классическая философия 19 в. – уникальное явление мировой философии. В ней представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Гегель, Кант); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Шеллинг, Фейербах).

Немецкая философия разработала учение о развитии (диалектика); обогатила логико-теоретический аппарат философии; исследовала проблему сущности человека, осмыслила историю как целостный процесс.

В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что основоположник НКФ И.Кант в философских трудах («Критика чистого разума») критического периода (70-е 18 в. – 1804г.) осуществил попытку разрешения противоречий между рационализмом и эмпиризмом, развивая учение о познавательных способностях человека. Кант отстаивает идею ограниченности познавательных возможностей человека, идею агностицизма (вещь в себе); указывает наличие антиномий (неразрешенных противоречий) разума. Человеческое сознание («чистый разум») включает в себя 3 уровня – чувственность, рассудок, разум.

Чистый разум, способность суждения, подчинены практическому разуму («Критика практического разума»). Практический разум – нравственность, моральный закон (категорический императив), который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

Во 2-ом вопросе раскрываются взгляды представителей идеализма – Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга.

И. Фихте внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной реальностью для человека является он сам, его сознание («Я – концепция»); вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности не существует; «Я» – это не просто сознание человека, а движущая, творческая, творящая сила (абсолютное «Я»). Возникающая триада («Я» – «не Я» - «Я – измененное») дает развитие последующей (гегелевской) диалектике по схеме «тезис – антитезис – синтез».

Фридрих Шеллинг обосновал понимание природы (натурфилософия) с позиций объективного идеализма; выдвинул идею, согласно которой свобода, справедливость изначально заложены в природе.

В вопросе 3 следует обратить внимание на разработку Г. Гегелем всеобщего философского метода – диалектики.

Диалектика по Гегелю – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им мира (объективный идеализм). Диалектический метод исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное (тезис – антитезис), взаимодействуя с которым, оно развивается, обогащается (синтез). Единство и борьба противоположностей – основа всеобщего существования и развития.

Ключевыми онтологическими понятиями системы Гегеля являются понятия Абсолютной идеи и отчуждения. «Абсолютный дух» отчуждает себя через мышление (Логика), природу (Философия Природы), человека (Философия Духа). Реализация Абсолютным Духом себя через мышление и деятельность человека – есть возвращение Абсолютного Духа к самому себе. Человек – носитель Абсолютной идеи (конечный дух). Сознание каждого человека – частица Абсолютного Духа (Абсолютного Разума). Выражением Абсолютного Духа в человеке являются искусство, религия, философия. Философия – полное раскрытие всех истин («мир, схваченный мыслью»), соединение начала Абсолютной идеи с ее концом.

В вопросе 4 следует иметь в виду, что Л. Фейербах развивает идею антропологического материализма, преложенную французскими материалистами 18 в. в новых условиях, на уровне мировоззрения XIX в. Философия Л. Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии, разновидностью атеистической философии.

Основные понятия

 

- «вещь в себе» - Абсолютная идея
- антиномия - триада Гегеля
- априорное знание - «Я – концепция»
- категорический императив - антропологический материализм
- апостериорное знание - атеизм

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Каковы особенности немецкой классической философии?

2. Как выглядит процесс познания с точки зрения И.Канта?

3. Актуально ли Кантовское понимание морали?

4. Концепцию И.Канта сравнивают с революцией в астрономии, совершенной Н.Коперником – почему?

5. Субъект в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. В чем расхождение позиций философов?

6. Почему Гегелевскую концепцию мироздания называют абсолютным идеализмом, панлогизмом?

7. В чем противоречие системы и метода в философии Гегеля?

8. В чем проявился материализм философии Л. Фейербаха?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.