Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Философия Древнего мира. Античная философия. Философия Средневековья и эпохи Возрождения




(6 часов)

Вопросы

1. Характеристика, идеи и школы древневосточной философии.

2. Особенности античной философии. Поиск первоначала. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия (Демокрит и Платон).

3. Философское учение Аристотеля.

4. Этические воззрения. Стоики, эпикурейцы, скептики.

Литература

1. Антология мировой философии. – М., 1969. т. 1.

2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

4. Абрамов М.А. Каким был Сократ. – М., 1998.

5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

6. Зубов В.И. Аристотель: Человек. Наука. Судьба. – М., 2000.

7. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1988.

8. Лукьянов Д.Е. Становление философии на Востоке (Древние Китай и Индия). – М., 1992.

9. Мамардашвили М.: Лекции по античной философии. – М., 1998.

10. Таранов П. Звезды мировой философии. – М., 1999.

11. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – М., 2000.

12. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1978-1984.

2. Платон. Соч. в 4-х т. – М., 1990-1995.

Темы докладов и рефератов

1. Милетская философская школа.

2. Элеаты. Учение о бытии.

3. Философия древней Индии (буддизм, йога, локаята).

4. Вечный путь: китайская философия.

5. Конфуцианство: основные понятия.

6. Этапы развития античной философии.

7. Наивный материализм и диалектика Гераклита.

8. Философия киников.

9. Логика Аристотеля.

Методические рекомендации и комментарии

В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что специфика обществ Востока определяется азиатским способом производства, «восточной общиной». Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Философия ветвится, разрастается («сто школ» - Китай), но качественного роста не происходит. Делается ставка на стабильность, сохранение норм и догм.

Древнейшими философскими учениями в Китае явились:

даосизм, конфуцианство, легизм.

Для китайского видения мира характерно:

- восприятие своей страны как центра мироздания;

- понимание истории как циклического процесса;

- консерватизм сознания, обращенность в прошлое;

- осознание силы стихий и беспомощности отдельного человека;

- ответственное отношение к преобразованию природы;

- восприятие человека, космоса, природы как единого целого;

- конформизм, предпочтение покоя и недеяния;

- почитание старших, предков, духов.

Конфуцианство рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположник философского течения – Конфуций (VI – V в. до н.э). Основное произведение - “Беседы и суждения”.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

Как необходимо управлять людьми?

Как вести себя в обществе?

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

- жить в обществе и для общества;

- слушать старших по возрасту и званию;

- сдерживать себя, быть человечным;

- уступать друг другу.

Конфуцианское «золотое правило» поведения людей гласит: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Даосизм – философское учение древнего Китая, которое пытается объяснить основы мироздания и найти путь, которым должны следовать человек, природа и космос.

Основатель даосизма – Лао Цзы (к. VI – V в. до н.э.), главный философский трактат - «Даодецзин». Основное понятие даосизма – Дао и Дэ. Дао – «вечный путь», который в своем развитии должен пройти «человек и природа», универсальный мировой закон. Дэ – благодать, энергия.

Основные идеи даосизма:

- все в мире взаимосвязано;

- мировой порядок, ход истории незыблем и не зависим от воли человека;

- главный принцип жизни человека – покой и недеяние (У – вей);

- путь к счастью – освобождение от желаний и страстей.

Философия древней Индии. Древнейший памятник Индийской культуры – Веды (знания) – религиозно-философские трактаты (XV-XI в. до н.э.).

В древнеиндийской философии выделяют 2 направления: ортодоксальное (признающее авторитет Вед) – йога, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и неортодоксальное (оппозиционное Ведам) - буддизм, джайнизм, локаята.

Основные понятия индийской философии:

Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души.

Карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния.

Мокша – высшее нравственное совершенство, прекращение эволюции души (кармы).

Ахимса – непричинение вреда живому, единство всех форм жизни.

В вопросе 2 важно понять особенности античной философии, ее этапы и специфику.

Древнегреческая философия в своем развитии прошла 4 основных этапа:

- досократический – VII – V в. до н.э.;

- классический (сократический) – V - IV в. до н.э.;

- эллинистический – к. IV – II в. до н.э.;

- римский – I в. до н.э. – V в н.э..

К досократическому этапу относятся философские направления:

- милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

- Гераклит Эфесский;

- элеаты;

- Демокрит, Левкипп (атомисты).

Для философов I этапа характерно объяснение явлений природы и космоса, поиск первоначала.

Классический период:

- философия софистов;

- философия Сократа;

- философия Платона (мир идей и мир вещей);

- философия Аристотеля.

Для философов 2-го этапа характерно: интерес к проблеме человека, развитие логики, развитие спора между материализмом и идеализмом (линия Демокрита и линия Платона).

Для эллинистического периода характерно:

- зарождение стоического направления;

- распространение учения киников;

- развитие эпикурейства.

В вопросе 3 раскрывается классическая философия Аристотеля, выясняется проблема материи, проблема души человека, дается классификация Аристотелем форм государства. Особое внимание следует обратить на критику Аристотелем учения Платона об «эйдосах» (чистых идеях); разработку основ формальной логики.

В вопросе 4 необходимо проанализировать содержание философии эллинизма (стоики, скептики, эпикурейцы) как результата кризиса античного мира, культуры и ценностей классического периода.

Основные понятия

 

- Веды - Архе
- Сансара - Атом (по Демокриту)
- Карма - Эйдос
- Мокша - «Два мира» Платона
- Ахимса - Демиург
- Дао - Трансцендентный
- Конфуцианство - Архе по:
- Йога - Фалесу
- Будда - Анаксимандру
- Атман - Анаксимену
  - Маевтика
  - Апория
  - Софизм

 

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Каковы различия западного и восточного стиля мышления, философствования?

2. Каковы основные идеи конфуцианства? Могут ли они быть применимы в XXI в.?

3. Какие идеи составляют сущность древнеиндийской философии?

4. Почему боевые искусства Востока имеют философскую составляющую?

5. Что такое греческое «архе» и как решали проблему бытия ранние школы античной философии?

6. В чем суть метода Сократа (маевтика)?

7. Почему Платон для характеристики своих воззрений (мир идей – мир вещей) избрал «образ пещеры»?

8. В чем основной вклад Аристотеля в развитие философии и науки?

9. Какие варианты жизненных позиций предложили философы Античности?

Вопросы

1. Общие понятия и основные черты средневековой теологической философии.

2. Спор о природе общих понятия (универсалий).

3. Проблема Бога, мира и человека у Аврелия Августина. Метафизическая теория Фомы Аквинского.

4. Философия эпохи Возрождения: натурфилософия, социально-политические теории.

Литература

1. Виндельбанд В. История новой философии. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М., 2000.

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 2001.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

7. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Августин А. Исповедь. – М.,1991.

2. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.

3. Макиавелли Н. Государь. – М., 2001.

4. Мор Т. Утопия. – М., 1978.

5. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. – М., 1980.

6. Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987.

Темы докладов и рефератов

1. Влияние философских и нравственных идей Библии на развитие духовности.

2. Патристика. Понятие христианского Бога.

3. Проблема универсалий в схоластике.

4. Социально-политические и протестантские концепции эпохи Возрождения, Реформации.

5. Европейское Возрождение как историческая эпоха.

 

Методические рекомендации и комментарии

В вопросе 1 содержатся указания на специфику средневековой философии, как теологической по сути своей. Бог рассматривается как сверхприродная, сверхразумная сущность, раскрываемая в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах: Бог как творец мира, как высшая цель познания и высшая ценность.

Для средневековой философии характерно:

- теоцентризм (центр мироздания, причина сущего – Бог);

- креационизм (идея сотворения мира);

- догмат откровения (Бог открывает человеку истину);

- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения.

В вопросе 2 необходимо исследовать суть спора между реалистами и номиналистами о природе, смысле общих понятий (универсалий).

В средневековой философии выделяются 2 противоположных направления: реализм и номинализм.

Реалисты: универсалии – суть реальность, т.е. подлинно существующими являются не сами вещи, а общие понятия (по смыслу учение близко к Платоновским «чистым идеям»). Представители: Ансельм Кентерберийский.

Номиналисты: реально существуют отдельные, конкретные вещи, а универсалии – их имена (nomina – имя). По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, считавшему реально существующими – индивидуумы, материальные вещи. Представители: Пьер Абеляр, Росцелин.

В вопросе 3 обратите внимание на идею Аврелия Августина (IV в.) о борьбе двух царств: Земного и Божественного, а также роли церкви в объединении мира. Особое место в философии Августина занимают размышления о Боге, о добре и зле, о развитии исторического процесса. Основные произведения: «Исповедь», «О граде Божьем».

Фома Аквинский (13 в.) – систематизатор схоластики, крупный теолог, автор томизма – одного из господствующих идейных направлений католической церкви. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств существования Бога, закрепляет разделение эссенции (сущности) и экзистенции (существования), доказывает преимущество идеализма над материализмом (господство идеи над теорией, а, следовательно, Бога над миром).

Вопрос 4 следует раскрывать, опираясь на работы Н. Кузанского, Г. Галилея, идеи Н. Коперника и Ньютона (натурфилософия). Социально-полити-ческие теории раскрыты в работах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли.

К чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм;

- научно-материалистическое понимание окружающего мира;

- интерес к социальным проблемам; торжество индивидуализма, распространение идеи социального равенства.

Основные понятия

 

- Схоластика - Гуманизм
- Креационизм - социальные утопии
- антропоцентризм - универсалии
  - экзистенция
  - эссенция.

 

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Каковы особенности схоластического философствования?

2. Дискуссия об общем и единичном – каков результат?

3. Св. Августин и его решение проблемы добра и зла – насколько современно и актуально?

4. Ваши контраргументы Фоме Аквинскому (5 доказательств существования Бога).

5. Каково понимание мира и человека в философии эпохи Возрождения?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.