Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос № 4. Условия и причины возникновения натуралистического направления в социологии, осо-бенности методологии, структура. Социальный органицизм. Социальный механицизм




Натурализм в социологии означает ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала ХХ вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социал-биологизма стремились понять законы развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом.

Социальный органицизмметодологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Герберт Спенсер, Альберт Шеффле. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.

Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина. Социальный эволюционизм представлял собой попытку осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера – выдающегося английского философа и социолога.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч. Дарвина ʼʼПроисхождение видов…ʼʼ. Центральным звеном его мировоззрения является идея всœеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета͵ задач и проблематики социологии в работе ʼʼОснования социологииʼʼ. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всœеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей.

Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал появлению новых научных школ и направлений. Одним из них было социал-дарвинистское направление в социологии. Это направление связано с именами Г. Спенсера, Людвига Гумпловича, Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве главных факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека и всё должно строиться в соответствии с естественными законами.

 

Людвиг Гумплович, с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы, как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни – непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были направлены на доказательство неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента͵ а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон – борьбы за существование.

Социальный механицизмнаправление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием механики и физики стремились свести закономерности развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология, общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы. В ХХ в. механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук. Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В.Ф. Освальд и В.М. Бехтерев, В. Парето. При всей несостоятельности своей методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию социалогии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2807 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.