Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос № 1 Концепции общества в мифологических, философских и богословских учениях Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового Времени




Семинар № 3

Тема: Предпосылки и причины возникновения социологии. Вклад О. Конта в развитие социологии. Натуралистическое и психологическое направления социологии.


Вопрос № 1 Концепции общества в мифологических, философских и богословских учениях Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового Времени.

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода. Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. На Востоке переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших религиозно-этической опорой в обществе.

В период античности первое представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы»,«О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальном расслоении. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители; воины и производители. Свою теорию предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Пристальное внимание к проблемам социального разделения античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. Центральными темами стали проблемы государства и власти. Наиболее видной фигурой социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский. Учение Фомы Аквинского стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни, но не остановило Реформацию католицизма (широкое религиозное и политическое движение в средневековой Европе,направленное на реформирование католичества) Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина,. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих воззрений на человека и общество и заменой их новыми концепциями, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания. В этот период получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов. (Вольтер,Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые стали основой будущей социологической науки: общество, культура, классы, и др.). Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей статуса отдельной науки. Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов. Это Спенсер со своей теорией социального дарвинизма,Тард с теорией подражания,и др. В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя Карла Маркса. Им была разработана концепция социального конфликта в виде социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы.

Так,в процессе жизни, рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных позиций. При этом, на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. В настоящее время социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1891 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2782 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.