Имущественные отношения разнообразны и складываются не только на рынке, но и в иных сферах общественной жизни. В этих случаях они приобретают значительные правовые особенности и должны регулироваться нормами смежных отраслей права: административного (бюджетное финансирование, налоги), семейного (алименты), природоохранительного (использование земель и природных ресурсов), трудового.
Однако в законодательных актах названных отраслей широко используются категории и понятия гражданского права: собственность, сервитуты, договор, имущественная ответственность в форме штрафов и убытков и т.д. В связи с этим необходимо разграничение отношений и норм различных отраслей национальной правовой системы, и возникает вопрос о возможности субсидиарного применения более разработанных норм гражданского права к имущественным отношениям смежных отраслей.
Эта непростая теоретическая и практическая проблема решается по-разному в зависимости от особенностей отдельных групп имущественных отношений и указаний по этому вопросу, содержащихся в ГК и отраслевых кодексах (законах).
1. Отношения административного и финансового права. Такие отношения, когда они имеют имущественное содержание, четко отличаются от гражданско-правовых. Для них характерно наличие у одной из сторон - государственного или муниципального органа - властных полномочий, отсутствие диспозитивности в регулировании, а также специфические меры ответственности: административное предупреждение, лишение права, административный арест и др.
Поэтому п. 3 ст. 2 ГК устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Высшие судебные инстанции Российской Федерации неоднократно разъясняли это положение ГК. Так, было разъяснено, что при удовлетворении требований о возврате из бюджета сумм денежных санкций, необоснованно взысканных налоговыми, таможенными и другими госорганами, нормы ГК (ст. 395) об ответственности за неисполнение денежного обязательства не применяются*(14).
Финансовые отношения бывают двоякого рода. Иногда они однотипны с административными (налоги и сборы, бюджетное финансирование), являются предметом специальных актов и выходят за рамки гражданского права. Другим отношениям финансового, а точнее имущественного, характера (кредитование, расчеты, страхование) присущи все черты отношений гражданского права, и они подчинены нормам ГК и дополняющих его законов.
2. Отношения семейного права. Специфика имущественных отношений в семье выражена не столь сильно, и семейное законодательство РФ часто подчиняет их нормам гражданского законодательства. В Семейном кодексе предусматривается, что к отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, если это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4). Эта общая формула охватывает также неимущественные отношения семейного права.
В последующих статьях Семейного кодекса содержатся дополнительные указания по этому вопросу: например, изменение и расторжение брачного договора подчинены правилам ГК (ст. 43), как и нормы об исковой давности, когда она предусмотрена для семейных отношений (ст. 9).
В современной юридической науке довольно распространенным является мнение о желательности включения, по примеру ряда стран Запада, семейного права в состав права гражданского в качестве его подотрасли. Семейное право излагается как заключительный раздел в ряде опубликованных за последнее время учебников по гражданскому праву. Однако особенности исходных начал семейного права, наличие в его составе большой группы неимущественных отношений, а также самостоятельного Семейного кодекса делают такую позицию малоубедительной.
3. Природоохранительные отношения (термин употреблен в широком значении и охватывает земельное, лесное, водное и горное право). В этой области также возникают имущественные отношения гражданско-правового характера, которые в рамках норм природоохранительного права не могут достаточно полно регулироваться и должны быть подчинены правилам гражданского законодательства.
Земельный кодекс предусматривает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено природоохранительным законодательством и специальными законами (п. 3 ст. 3). В последующих статьях Земельного кодекса неоднократно даются ссылки на применение норм гражданского законодательства к сделкам по аренде земельных участков (ст. 22), проведению торгов (ст. 38), прекращению сервитутов (ст. 48), возмещению убытков (ст. 62) и в ряде других случаев.
О тесной связи имущественных отношений гражданского и земельного права свидетельствует наличие в ГК специальной гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю". Однако после принятия новых земельных законов содержание гл. 17 ГК требует существенных корректив для устранения возникающих в этой области несогласованностей.
Водный кодекс, предметом которого являются имущественные отношения в сфере водопользования, также широко использует основные понятия гражданского права (собственность, сервитуты, договоры пользования водными объектами) и содержит общую норму, согласно которой имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Водным кодексом (ст. 5).
В Лесном кодексе имеются прямые указания о применении к лесным отношениям имущественного характера норм гражданского законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом (ст. 5, 21, 22, 31). Иначе в Законе о недрах, где аналогичные нормы отсутствуют, хотя многие отношения недропользования являются имущественными и регламентируются с использованием методов гражданского права. Дополняющий этот акт Закон о соглашениях о разделе продукции учитывает данное обстоятельство и содержит норму, согласно которой права и обязанности сторон таких соглашений, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с данным Законом и гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 1).
4. Отношения трудового права. В некоторых сферах гражданское право тесно соприкасается с трудовым (избрание руководителей хозяйственных обществ, трудовая деятельность в производственных кооперативах, ответственность за причинение вреда на производстве), и в ряде норм ГК содержится указание об их применении к отношениям по трудовому договору (п. 3 ст. 25, п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 139). Однако в новом ГК не повторена общая норма п. 3 ст. 1 Основ гражданского законодательства 1991 г., согласно которой к трудовым отношениям допускается субсидиарное (дополнительное) применение норм гражданского права. Поскольку имущественным отношениям трудового права и методам их регулирования присущи значительные особенности, следует считать, что применение норм гражданского законодательства к трудовым отношениям возможно только в тех случаях, когда ГК и другие законы Российской Федерации прямо допускают это, а в иных случаях (при пробелах в нормах трудового права) - в порядке аналогии законодательства.
5. Торговое, коммерческое и хозяйственное право. В юридической и экономической литературе некоторые авторы уже давно выделяют в составе российского права торговое, коммерческое и хозяйственное право, причем содержание таких правовых структур определяется по-разному. В Конституции РФ эти понятия вообще не используются: в ней говорится о гражданском, финансовом и административном законодательстве, а также о правовых основах единого рынка (ст. 71 и 72).
Под торговым (коммерческим) правом принято понимать те институты гражданского права, которые относятся к коммерческой деятельности, работе предпринимателей. Это прежде всего законодательство о собственности, статусе торговых обществ и товариществ и договорных отношениях, а также об интеллектуальной собственности. Иногда в состав торгового (коммерческого) права включаются и некоторые другие важные для предпринимательской деятельности институты, например законодательство о кредитовании и расчетах. Таким образом, торговое и коммерческое право - часть гражданского права, обособляемая для более глубокого изучения вопросов, относящихся к предпринимательской деятельности.
Что касается хозяйственного права, то в его составе обычно объединяют (особенно за рубежом) разнообразные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (собственность, статус коммерческих юридических лиц, договоры), государственное регулирование хозяйственной деятельности, финансовые и налоговые отношения, а также порядок разрешения споров в области хозяйственной деятельности (вопросы гражданского процесса). Иногда в хозяйственное право включается также трудовой договор.
В СССР в 60-80-х гг. проходила широкая дискуссия о выделении в системе права особой его отрасли - хозяйственного права. Основным аргументом было наличие решающего влияния плановых начал и значительных особенностей в регулировании имущественных отношений в рамках тогдашнего социалистического сектора экономики. Однако такой подход не учитывал единства имущественных отношений гражданского права, их товарно-денежную природу и означал глобальный пересмотр сложившейся системы законодательства, что требовало значительного времени и средств. В конечном счете концепция хозяйственного права как отрасли была отвергнута, а ныне в условиях перехода Российской Федерации к рынку многие ее теоретические предпосылки вообще отпали.
Основные начала хозяйственной (предпринимательской, коммерческой) деятельности закреплены в новом ГК, где содержится также система норм о статусе хозяйственных обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства. Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами. Таким образом, в разработке хозяйственного (торгового, коммерческого) кодекса нет необходимости*(15). Это не исключает принятия по отдельным вопросам комплексных законодательных актов для всего народного хозяйства или его отраслей. Полезны и необходимы также составление сборников законодательства о предпринимательской деятельности и создание учебных курсов торгового, коммерческого или предпринимательского права.