Высоконравственный уровень культуры – степень высоконравственного формирования сообщества и человека, отображающий уровень освоения нравственного навыка культуры людей, умение органичной и поочередной реализации в действии и межличностном общении ценностей, общепризнанных мерок и основ, стремление к непрерывному самосовершенствованию. [1]
Отношения между людьми регулируются с поддержкой моральных общепризнанных мерок и законов, которые характеризуют общественно одобряемые методы, действия личности в различных моментах. Социальное суждение высказывает подход сообщества к соблюдению либо отказу общепризнанных мерок. Высоконравственная сформированность личности подразумевает, то, что человек сам осуществляет контроль собственных действия и без помощи других создавать контроль в согласовании с нравственной зрелости.
Особенностями нравственного развития ребенка в раннем детстве являются:
• нравственное развитие ребёнка происходит на фоне положительного отношения к взрослому;
• выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослым;
• выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создаёт основу для нравственного развития ребёнка;
• требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;
• нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
• у ребёнка складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
• нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается ребёнком, как таковое;
• формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
• создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.[2]
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.[3]
На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.
Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.[4]
Для достижения наилучших результатов, учителю необходимо, во-первых, постоянно учитывать изменения в содержании, условиях воспитания и в развитии детей, чтобы иметь возможность своевременно изменять методику воспитательной работы, характер педагогического руководства детьми; во-вторых, не только опираться на результаты воспитания, достигнутые в предшествующем периоде, обеспечивать преемственность в работе с детьми, но и учитывать задачи последующего периода, готовить к нему детей, т.е. обеспечивать перспективную направленность содержания и методики нравственного воспитания.[5]
Только при этих условиях достигается последовательность и непрерывность воспитательного процесса, предупреждающие многие противоречия и срывы в воспитании детей, обеспечиваются благоприятные условия для успешного разрешения воспитательных задач.