Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические исследования и обзоры




49. Асмус В.Ф. Платон.- М.,1975.

50. Боргош Ю. Фома Аквинский.- М., 1975.

51. Виппер Р.Ю. Рим и ранее христианство.- М., 1954.

52. Кессиди А.Х. Гераклит.- М.,1982.

53. Кессиди А.Х. Сократ.- М.,1976.

54. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М.,1993.

55. Сагадеев А.В. Ибн - Рушд /Аверроэс/.- М.,1979.

56. Сагадеев А.В. Ибн - Сина /Авиценна/.- М., 1980.

57. Султанов Ш. Плотин.- М., 1996.

58. Чанышев А.Н. Аристотель.- М.,1981.

 

 


1.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы по изучению философии первого модуля и информационные источники к ним.

 

1.Индийская философия: а. Ведический период /ХХ-VII вв. до н.э./,

[31,33,34,36,39,40,48];

б. Эпический период /VII-II вв. до н.э./,

[31,33,34,39,40,48];

в. Ранний буддизм /VII-VI вв. до н.э./,

[31,32,40,48];

г. Классический период /III-XI вв./

[31,32,33,36,39,40,48].

2. Китайская философия: а. Лао-Цзы /вторая половина VI- первая половина V вв. до н.э./ [11,31,33,35,40];

б. Конфуций / 551-479 до н. э)

[14,31,35,39,40];

в. Моцзы /480-400 до н.э./,

[31,33,35,39,40];

г. Чжуси / 1130-1200/

[31,33,35,39,40];

3. Античная философия: а. Милетская школа / Фалес, Анаксимен, Анаксимандр- VI в. до н.э./,[31,33,36,39,40,41,44,47];

б. Гераклит / 544-475 до н.э./,

[31,33,36,41,44,45,47,52];

в. Пифагорейская школа / Пифагор, Алкемеон, Филолай - VI- IV вв. до н.э./, [31,33,36,40,41,44,45,47];

г. Элейская школа / Ксенофан, Парменид, Зенон- V в. до н.э./, [31,33,36,40,41,44,45,47];

д. Софисты / Протагор, Горгий, Гипий- V-IV вв. до н.э./ [31,33,36,40,41,44,45,47];

е. Сократ / 470/ 469- 399 до н.э./,

[31,33,36,39,40,41,44,45,47,53];

ж. Демокрит /460-370 до н.э./,

[16,31,33,36,39,40,41,44,45,47];

з. Платон / 428-348 до н.э./,

[23,24,25,26,31,33,36,39,40,41,44,45,47,49,54];

и. Аристотель /384-322 до н.э./,

[3,4,5,6,7,31,33,36,39,40,41,44,45,47,54,58];

к. Эпикур / 341-270 до н.э./,

[16,17,31,33,36,39,40,41,44,47];

4. Философия древнего Рима: а. Сенека /4 г. до н.э.-65г./,

[12,29,31,33,36,38,39,40,44,45,47,51];

б. Секст Эмпирик / конец 2- начало 3 вв./,

[12,28,33,39,40,47];

в. Марк Аврелий / 121-180 гг./,

[12,31,33,38,39,44,45];

г. Плотин / 205-270 гг./,

[27,31,33,36,39,40,44,45,57]

5. Раннехристианская философия:

а. Библия, как священная книга христианства;

[8,9,10,44,46;51]; б. Августин Аврелий.(354- 430 гг.);

[2,31,40,44,45,46;47].

6. Мусульманская философия средних веков: а.Религиозно-философские идеи Корана, [15,33,36,39);

б. Ибн- Сина / Авиценна/,

/980-1037 гг./,

[13,31,33,36,39,46;56];

в. Ибн- Рушд / Аверроэс/,

/1126-1198 гг./,

[31,33,36,39,46;55];

7. Европейская средневековая философия:

а. Пьер Абеляр / 1079-1142 гг./,

[1,31,33,36,39,40,44,45;46]

б. Фома Аквинский (1225- 1274 гг.),

[30,31,33,36,39,40;46].

в. Николай Кузанский (1401-1464 гг.) [ 4,18,19,20,21,22,31,33,36,39,43,45,47]


1.4.0.0. ЗАДАНИЕ 1. Проблема поиска оснований бытия и сознания в древней и средневековой философии.

 

1. Первые представления об основаниях бытия и сознания в теогонических, космогонических и теологических построениях.

2. Становление философских понятий о душе, материи, движении, пространстве, времени, космосе, природе, боге.

 

 

1.4.1.0.Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним

 

1. Специфика постановки проблемы бытия и сознания в древнеиндийской философии.

[31, с. 8-14, 75-88, 116-126; 34, с. 15-17; 48, с. 8-16]

2. Учение о дао в философии древнего Китая.

[31, с. 181-190; 35, с. 6-35; 11, с. 34]

3. Натурфилософские взгляды милетской школы.

[31, с. 267-275; 44, с. 28-35; 41,с.10-12]

4. Гераклит о противоречивой природе бытия.

[31, с. 275-280; 44, с. 35-44; 41,с.14-24]

5. Учение пифагорейцев о числах.

[31, с. 280-290; 44, с. 44-50; 41,с.91-94]

6. Учение элейцев о единстве и множественности бытия.

[31, с. 290-299; 44, с. 51-53; 41,с.24-35]

7. Концепция атомизма в античной философии.

[31, с. 321-370; 44, с. 71-78; 41,с.94-124]

8. Учение Платона об эйдосах, как основе бытия и созна - ния.

/ 31, с. 370-407; 44, с. 112-132;41,с.131-142;162-166]

9. Космологические представления Платона.

[24; 44, с. 116-120; 41,с.162-165/

10 Учение Аристотеля о бытии.

/ 4; 31, с. 408-428; 44, с. 134-152; 41,с.200-212]

11. Представления Аристотеля о душе.

[5; 31, с. 452-458; 44, с. 152-156; 41,с.268-275]

12 Космологические взгляды Эпикура.

[31, с. 346-360; 44, с. 160-167; 41,315-331]

13. Философские идеи стоиков об основаниях бытия и соз -

нания.

[31, с. 475-519, 44, с. 172-177,41,с.359-368]

 

14. Идеи неоплатонизма о божественной природе бытия. (31, с. 536-554; 41,с.379-398;44,с.196-215;46,с.26 -29].

15. Библейское учение о бытии.

[8; 44, с. 215-246;46, с.38 -59]

16. Мусульманская средневековая философия об основа- ниях бытия и сознания.

[13;31,с.730-744,с.751-765;46, с.150 -218; 56]

17. Философское обоснование теологической модели бытия Фомой Аквинским.

[31, с. 862-877; 44, с. 341-355;46, с.260 -279; 50]

18. Концепция природы в философии Николая Кузанского.

[ 19; 43, с. 19-38]

 

1.4.2.0. Глоссарий

 

Акциденция

(Лат. accidens - случайность)

- понятие, введенное Аристотелем для обозначения несущественных, временных, преходящих свойств бытия. Оно используется в античной и средневековой философии для различия устойчивых, существен­ных, закономерных свойств.

 

Апейрон

(Греч. apeiron - безграничное)

- понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредель­ной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в веч­ном движении.

Все многообразие бытия возникает из апейрона благодаря рождению противоположностей и их борьбы. В пифагореизме это бесформен­ное, безграничное начало, неразрывно существующее со своей противоположностью - пределом. По сравнению с древнегреческими фи­лософскими теориями, отождествлявшими материю с каким-либо конкретным веществом (водой, воздухом, землей, огнем и так далее) как началом и основой бытия, это был важный шаг к философскому пониманию материи.

 

Атомистика

(Греч. atomos - недели­мая частица)

- учение о дискретном строении материи, согласно которому атомы являются последними, предельно малыми частицами материи, несотворимыми и неуничтожимыми, различающимися по весу, скорости движения, бесконечными по числу, способными к соединению друг с другом, благодаря чему возникает все качественное многообразие мира. Первые идеи атомистики появляются в древнеиндийской и древнекитайской философии и получают глубокое развитие в древнегреческой философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара.

Атрибут

(Лат. attribuo - наделяю, придаю)

- необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни множиться. Аристотель использует это понятие для отделения случайных свойств предметов - акциденций. В истории философии к атрибутивным свойствам относили протяженность, движение, мышление и другие.

 

Бог

- понятие, обозначающие сверхестественное существо, обладающие набором особых качеств, несвойственных человеку: бессмертием, всемогуществом, обладанием истиной, воплощением идеала красоты и нравственного совершенства и являющегося объектом религиозного почитания и веры. Объектом философского анализа понятие бога становится после возникновения основных монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), для которых бог есть Бог Библии. Появилась область знания, специализирующая на философском обосновании и доказательстве истинности фундаментальных догм этих религий - теология, в которой бог предстает как перводвигатель или форма всех форм (Аристотель), как разумный устроитель Мира (Пла­тон, стоики), как творящее, совершенное начало (Августин Аврелий).

 

Бытие

- в древнеиндийской философии это понятие обозначает атрибут духовного первоначала мира - то, что реализуется, наполняется, оформляется в процессе акта творения. В древнекитайской философии оно обозначает сущность всех вещей, понимаемую как их жизненный путь, протекающий в пространстве и времени; бытие (дао) есть единство материальной субстанции (вещества) и естественного его пути изменения. В древнегреческой философии - понятие обозначает: материальную вещь или ее часть; существенный для нее принцип; совокупность частей вещи в свете этого принципа; форму вещи, актуально ее организующуя.В средневековой философии аристотелевское понятие бытия делится на истинное и неистинное. Истинное бытие есть бытие творящее - Бог, а неистинное - сотворенный мир.

 

Веды

- понятие, обозначающее собрание священных книг древней Индии, в которых воплощена «высшая мудрость, знание». Главными среди них являются: Ригвенда, Атхарваведа, Самаведа и Яржурведа, относящиеся к 12 - 7 в.в. до н.э.; Брахманы - в которых излагаются ведийские обряды; Араньяки («Лесные книги») - толкующие мистический смысл этих обрядов и объясняющие ведийскую символику; Упанишады - в которых дается философское обоснование бога, человека и природы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 247 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.