А. П. Чехов и земская медицина
Вопросы труда и быта врачей привлекали к себе внимание А. П. Чехова с первых шагов его литературной деятельности. Больницы и амбулатории, нелегкие условия, в которых работали и жили врачи, фельдшеры, болели и выздоравливали люди,- все это в описаниях А. П. Чехова значительно дополняет картину становления медицины в России прошлого века.
А. П. Чехов с большой любовью и уважением относился к своим коллегам, особенно к земским врачам, высоко ценя их подвижнический труд. А. И. Куприн вспоминал, как однажды А. П. Чехов «рассердился, когда кто-то начал свысока третировать медицину по роману Золя «Доктор Паскаль». «Золя ничего не понимает и все выдумывает у себя в кабинете, -сказал он, волнуясь и покашливая.- Пусть бы он поехал и посмотрел, как работают наши земские врачи и что они делают для народа». В этих репликах ощущается большая профессиональная гордость. Дымов, Соболь, Королев, Астров - это лишь небольшая часть полюбившихся чеховских врачей. В рассказе «Враги», например, описан один незамысловатый эпизод из области медицинской деонтологии. Но какой невероятной грустью веет от этого небольшого рассказа! Фабула его такова. У земского врача Кириллова только что скончался единственный шестилетний сын. В это время за ним приезжает сосед - помещик Абогин и приглашает его к заболевшей жене. Доктор убит горем, он не может собраться с мыслями. «Доктор, я не истукан, отлично понимаю ваше положение... сочувствую вам! - умоляющим голосом сказал Абогин, прикладывая к своему кашне руку. - Но ведь я не за себя прошу... Умирает моя жена! Если бы вы слышали этот крик, видели ее лицо, то поняли бы мою настойчивость!» И врач машинально натягивает сюртук и отправляется в путь. В квартире остается в одиночестве оцепеневшая от ужаса мать. Долгая слякотная дорога. И, наконец, по приезде на место выясняется, что вызов врача... оказался ложным! Кириллов окончательно теряет присущее ему самообладание. «Я врач, - говорит он Абогину, -...вы считаете врачей и вообще рабочих, от которых не пахнет духами и проституцией, своими лакеями и моветонами, ну и считайте, но никто не дал вам права делать из человека, который страдает, бутафорскую вещь!»
Бесхитростный и честный земский врач Соболь («Жена») самоотверженно выполняет большую работу. Он трудится напряженно, откликаясь на первый зов нуждающихся в его помощи! А жить трудно: «Табаку купить иной раз не на что», - жалуется он.
«Заработался, - говорит Астров («Дядя Ваня»). - От утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили... В великом посту на третьей неделе поехал я в Малицкое на эпидемию... Сыпной тиф... В избах народ вповалку... Грязь, вонь, дым, телята на полу с больными вместе... Поросята тут... Возился я целый день, не присел, маковой росинки во рту не было, а приехал домой, не дают отдохнуть - привезли с железной дороги стрелочника. Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом. И когда вот не нужно, чувства проснулись во мне, и защемило мою совесть, точно это я умышленно убил его... Сел я, закрыл глаза - вот этак, и думаю: те, которые будут жить через 100-200 лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом?»
Источник: Лихтенштейн Е. И. Помнить о больном. Пособие по медицинской деонтологии. Киев: Вища школа, 1978.
Первоисточники по теме
Античный миф рассказывает, что богиня утренней зари Эос полюбила прекрасного юношу Тифона, сына троянского царя, и уговорила Зевса даровать ему бессмертие. Громовержец выполнил просьбу Эос и подарил Тифону бессмертие, но Эос забыла выпросить для своего возлюбленного вечную юность, и Тифон одряхлел: стали сохнуть руки и ноги, пропал голос. Миф говорит нам: нужно бороться не со смертью, а со старостью. Наука о старости и старении (геронтология) официально определилась в 1950 году, когда в бельгийском городе Льеже был созван первый геронтологический конгресс. Однако датой ее рождения можно было бы считать появление в начале двадцатого века работ замечательного русского физиолога Ильи Ильича Мечникова «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Именно он заложил основы комплексного подхода к проблемам старения.
Вопросы:
В чём, по мнению И.И. Мечникова, заключается сущность процессов старения организма человека? Какой способ предлагает ученый для борьбы с процессами старения? Можно ли утверждать, что И. И. Мечников считает старость родом болезни? Каково содержание термина «ортобиоз», предложенного И.И. Мечниковым? О какой вере говорит Мечников как о единственно возможной?
И.И. Мечников