Это вещное право в силу ст. 294 ГК признается за другой группойюридических лиц - государственными и муниципальными унитарными предприятиями и состоит во владении, пользовании и распоряжении имуществом, полученным этими субъектами гражданского права от их собственника - Российской Федерации, ее субъекта или муниципалитета. В отличие от права оперативного управления институт хозяйственного ведения используется только в сфере государственной и муниципальной собственности.
В ряде изданных до принятия ГК законов говорится о наличии права хозяйственного ведения у юридических лиц некоторых других видов. Эти нормы надлежит считать утратившими свое значение в силу п. 5 ст. 6 Вводного закона к ч. 1 ГК, согласно которому такие юридические лица подлежат преобразованию в хозяйственные общества или кооперативы либо должны быть ликвидированы.
В своем содержании право хозяйственного ведения шире рассмотренного права оперативного управления, поскольку задачи и правоспособность государственных и муниципальных предприятий в меняющихся условиях современного рынка должны давать достаточную свободу и самостоятельность в распоряжении выделенным им имуществом при осуществлении порученной предпринимательской деятельности.
Приведенная выше общая характеристика права хозяйственного ведения, содержащаяся в ст. 294 ГК, текстуально совпадает с правомочиями собственника, названными в п. 1 ст. 209 ГК. Однако из последующих статей Кодекса следует, что пределы правомочий носителя права хозяйственного ведения значительно уже и, кроме того, могут ограничиваться последующими законами и решениями собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в общей форме названы в п. 1 ст. 295 ГК. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Согласно п. 2 ст. 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.
Движимым имуществом носитель права хозяйственного ведения распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Такие случаи предусмотрены, прежде всего, Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, который устанавливает при решении этих вопросов ряд ограничений, единых для государственных и муниципальных предприятий.
Во-первых, в названном Законе установлено, что движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия; сделки, совершенные с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Во-вторых, по Закону согласие собственника требуется на совершение сделок о предоставлении займа, поручительства, получении банковских гарантий, уступке требований, переводе долга, а также заключение договора простого товарищества. Кроме того, действуют правила о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, когда необходимо также получить согласие собственника. Наконец, в уставе предприятий могут быть названы и другие виды сделок, совершение которых требует такого согласия.
В отношении прав собственника на имущество, являющееся объектом права хозяйственного ведения, в п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 было разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты таких органов по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, должны признаваться недействительными по требованию предприятий. Это разъяснение заметно укрепляет хозяйственную самостоятельность государственных и муниципальных предприятий.