Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краснокамский район башкирские деревни




Населенные пункты района располагались на вотчинных землях в основном двух Гарейских и частично Киргизской, Енейской и Уранской волостей. Нижне-Гарейская (Гарейская) волость владела 88499 десятинами земли. Урман-Гарейская волость имела в собственности 67465 десятин земельных угодий115. Гарейская волость находилась «по Белой реке, по обе стороны леса и степи»116. В 1775 г. Нижне-Гарейская волость состояла из 315 дворов, Урман-Гарейская — из 196117.

В целом по Гарейским волостям башкир-вотчинников насчитывалось по VII ревизии 3157 душ м.п., по VIII - 4270, по IX - 5869 душ м.п.118


 


110 Там же. 7. Л. 10, 11, 12.

111 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 17; Ф. 172. Оп. 1. Д. 174.

112 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 40.

113 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 222.


114 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1898. Л. 6; Ф. 107. Оп. 1. Д. 18. Л. 7.

1,5 Там же. Ф. 2. Оп. Д. 1506. Л. 71.

116 РО ГБЛ. Ф. 222 (Панина). П. XII.

П7МИБ.Ч. 1.С. 137.

1,8 ЦГИА РБ. Ф. 172. On. 1. Д. 172. Л. 17.



КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН


 


Гарейская (Нижне-Гарейская или Илде (Ил)-Гарей-ская) волость подразделялась на три тюбы: Янзигитов-скую, Азякулевскую и Такталачуковскую (Байсарин-скую)ш. Азякулевская тюба находится в составе Башкортостана, остальные тюбы — в составе Татарстана.

В конце XVIII в. образовалась Буртюковская тюба. Янзигитовская тюба, как и Урман-Гарейская волость, являлась территориальной единицей Белебеевского уезда, отошедшей затем в Бирский уезд. Азякулевская и Такталачуковская тюбы Гарейской волости подчинялись Мензелинскому уезду Оренбургской губернии.

Вотчинники д. Буртюк Гарейской волости в 7149 (1641) г. по указу царя Михаила Федоровича через Уфимского воеводу Л. А. Плещеева получили сберегательную память (грамоту) на свои общинные земли120. Башкиры Янзигитовской тюбы в 1691, 1696 гг. смогли подтвердить свое право путем получения владенных грамот на вотчину «в урочищах по течению речки Атлыгачу на левой стороне речки Варяш с вершины до устья по течению ее на правой стороне, впадающей в р. Гарей, и оною вниз до устья р. Кочаш и вверх оною до вершины, а с вершины по речки Зырыклы, вытекающей из речки Атлыгача на особую дачу земли»121. Споры с урман-гарейцами относительно лесного участка Бустай разрешили разделением границ собственных вотчин по pp. Кочаш и Варяш122.

Башкиры Азякулевской и Такталачуковской тюб несколько раз добивались подтверждения своих вотчинных прав. В 1674 г. Уразай Токаев (основал д. Уразаево, ныне в Татарстане) и Чикей Урусов получили владенную память на владение озером Сютле («Чекаево тож»)123. На часть этого озера сберегательной памяти добился башкир д. Гарей Кузей Бахтигильдеев в 1696 г.124 В 1700, 1701 гг. сберегательную память заимели башкиры Такталачуковской тюбы Кузей Биккинин и Ишкиня Темкеев «с товарыщи», которым велено владеть «старинною своею вотчиною, как предки их владели состоящими в той их вотчине озерами Липадой, Емадой, Чутлеем, а по русски Чекаево, Шабизоказием, Каргиным, Емалинским, Кабанским, двумя Бакарами, Толепинским и речкою Тармалою»125. С этой вотчины они платили в казну 42 куницы в год. Впоследствии обнаружилось, что на вотчину с озером Сютле (Чекаево) имели грамоты несколько общин, в частности, Такталачуковская и Янзигитовская. Кроме того, д. Кабан выделяется в особую тюбу, и она в лице своего представителя еще 1 июля 7140 (1632) г, добилась получения сберегательной памяти на владение этим озером126.

Башкиры Янзигитовской тюбы в 1721 г. разграничили свою вотчину от владения вотчинников Старо-Иланской волости по pp. Калтасы, Казмаш127.

119РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879. Л. 239, 244. 120 Новиков В. А. Сборник материалов для истории Уфимского дворянства. Уфа, 1879. С. 205-206. 121ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 428. Л. 11-12.

122 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1236. Л. 7.

123 Там же. Л. 3.

124 Там же. Л, 2.

125 Там же.

126 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6194. Л. 8; РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1.
Д. 2057.Л. 16.

127 МИБ. Т. 3. С. 134.


Урман-гарейцы (в частности жители дд. Кызыл-Яр, Шулганово и др.) владели вотчинами по сберегательным грамотам, полученным ими в 1691, 1694, 28 сентября 1695 гг.128

Не могу не поделиться содержанием своей находки — интересного документа о земельном пожаловании башкир за их царскую службу под названием «Ввозной грамоты».

«Лета 7193129 6-го... месяца по Указу Петра Алексеевича по челобитью Казанской дороги Уфимского уезда130 служилого башкирца131 старосты Калмамет Кольчурина с товарыщи: служили великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия России самодержцу службу и были в разных походах, а пашенной им за службу не дано, пожаловал их великий государь велел им дать в Уфимском уезде, где есть порозжая132 пашенная земля и по указу великого государя и великого князя Петра Алексеевича всея великия России самодержца велено зделать в приказной палате справку где есть дикопозжая133 земля, отмерить ему Калмаметко Кольчу-рину с товарыщи и на той земле побить грани и отдать им во владение пока будут болыпия имершики134, а по справке в Казанской приказной палате по писцовым книгам135 писца Семена Волынского... года есть дикопороз-жая земля по Казанской дороге в Уфимском уезде и по указу великого государя... Петра Алексеевича послан был испродать порозжую землю дьяк Борис Блудов и... отмерить ему, Калмаметке с товарыщи, по межам и урочищам, а именно: верхняя межа с левой стороны от устья речки Базы вверх по Белой реке по обе стороны на три версты до волости Елан — а с правой стороны от устья речки Тоноп (Танып) вниз по Белой реке направо до волости Уран-ской, а налеве к Белой реке... в устье речки Илдиян136 чрез Бовс.нный лес с бортевым ухожьем до Рез (?) реку Белую до урочище — волости Байляр, а по нижней в конца межи вверх по Белой реке чрез лес Каянянскую степь государева до озера Буртюк до речки Базина... на Белую реку прямо к верхней меже, где поставлен столп дубовый и на нем две грани — одна указывает назад на Буртюк озеро, а другая на Белую... в сторону до устья ее и написать ту землю за ними в книге поместной волостью Гарейскую. Платить оброк Н куниц137 да меду К батман138. Дать ввозную грамоту139».

Грамота, как видно, охватывает всю территорию Янзигитовской тюбы Гарейской волости.

128 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 428. Л. 14. 1» 7193-5508 =1685 г.

130 Вслед за построением г. Уфа в 1574—1586 гг. вся террито
рия, где обитали башкиры, т.е. Башкортостан, называлась
Уфимским уездом.

131 Основная их обязанность - военная служба, на что полу
чали тарханную грамоту в основном с освобождением от ясака.

132 Порозжая земля - юридически не закрепленная за
владельцами земля.

133 Дикое поле — нераспаханная степь.

134 Слово, видимо, искажено.

133 Писцовые книги — описание поместий и крепостных крестьян каждого владельца в отдельности.

136 Р. Илдиан сегодня называется Березовка (в Краснокам-
ском районе).

137 Т.е. 50.

138 Т.е. 20. Батман = 10 фунтам. Фунт = 400 граммов.

139 Ввозная грамота - грамота, дающая право вступить
во владение поместьем, земельным участком. >


БИРСКИИ УЕЗД



 


Одной из причин получения тюбами и волостями царских жалованных грамот в разнообразных формах — сберегательных, владенных, ввозных - для подтверждения властями их права на владение общинными землями является начавшееся в XVII в. переселенческое движение русских, татарских, марийских, чувашских, удмуртских крестьян в Башкирию.

Башкирские деревни в первой половине XIX в. входили в состав 10-го кантона.

* * *

Теперь — о ранней истории деревень Краснокамского района. Сразу оговоримся, что древних имен этих поселений назвать не сможем, поскольку источники XVI в. по разным причинам не дошли до наших времен.

Самое раннее из этих поселений, известных по источникам, это — Янзигитово. В 1701 г. ясачный башкир Гарейской волости Бозозячка Тляков* сказал, что вотчинной землей владеют по жалованной сберегательной грамоте, полученной по челобитью его деда Янзигита в 7120 (—5508=1612) г., где сказано, что «с той де вотчины платят они на Уфу в ево великого государя казну ясак по 18 куниц да полу батмана меду по всягоды служат от той вотчины ближния и дальния службы и подводы непрестанно гоняют»140. Янзигит — тот самый вотчинник, который был. вынужден из-за наступления на их вотчину «казанцев и сарапульцев» обратиться к властям за помощью в защите поземельных прав. Его имя увековечено в названии поселения. Д. Янзигитово стала центром одноименной поземельной тюбы, куда в 1795 г. входили следующие поселения: Янзигитово, Кабаново, Нагаево, Каин-лык, Старый Буртюк, Новый Буртюк, Верхнее Медведево (по р. Кельтей), Хазино, Телекеево (последние две ныне в составе Илишевского района). Затем они были поделены между Янзигитовской и вновь образованной Буртюкской тюбами.

В 1795 г. д. Янзигитово состояла из 47 башкирских дворов с 310 башкирами-вотчинниками и 3 дворов тептя-рей из татар (15 человек)141. В 1816 г. было 328, в 1834 г. -327, в 1850 г. — 493 души башкир м.п., а тептярей — соответственно 3, 4, 4 души142. По X ревизии насчитывалось 1246 башкир, 8 тептярей. 1279 человек показано в 1906 г.143 1525 башкир в 297 дворах проживало в д. Староянзигито-во в 1920 г.144

Время образования д. Новоянзигитово нам не известно. X перепись 1859 г. ее не зафиксировала. В 1905 г. в ней — 467 башкир при 83 домах. 754 жителя, 144 двора — итог переписи 1920 г. Все — башкиры. В период кантонного управления из числа жителей на пограничной службе вдоль р. Яик (Урал) по 4 раза находились зауряд-есаул Аразбай Загитеевич Кадырметов, 1784 г. (его


сыновья Хуснутдин, Фахритдин, Нурмитдин), его двоюродный брат такого же звания Шагимардан Юлдашев сын Кадырметов, 1800 года рождения (сыновья Хаирзаман, Шайхайдар, Нуриахмет, Хавадулла). Зауряд-сотник Мухамет Мрясев сын Ахмеров (сыновья Рахим, Мухамет-вали, Шагимардан, Шаймухамет) участвовал в составе башкирского полка в кампании России против Франции в 1806-1809 гг.145

Из числа грамотных людей, обучающих детей арабской и персидской грамоте, упомянем одного из янзиги-товцев мухтасипа* Искандара Акаева, который в 1806 г. находился в этих целях в д. Баргузино, за 100 верст от родного аула146.

Янзигитовцы хлеба сеяли мало — 1,3 пуда на каждого из 704 жителей в 1843 г. Была водяная мельница (1905). В конце XIX в. 4 жителя имели по лавке. В коренной деревне действовало 2, в новой — одна мечеть.

Сами жители д. Кабаново в 40-х гг. XIX столетия доказывали, что она «заселена по времени по оберегательной памяти 1 июля 7140 (1632) г., данный прадеду их ясачному башкирцу Кузеине Бахтигиндееву от государя Михаила Федоровича»147. Д. Кабаново, расположенную при озере Яланкуль, можно найти на картах за 1737, 1755 (карта Красильникова), 1781 гг. Название ее от антропонима. Озеро Ялан в XVIII в. русские называли Кабан148. Имя Кабан в тех местах — обычное явление. Например, в 1744 г. житель этой деревни Кабан Сирюев участвовал в земельной сделке'49. Его тамга , его односельчан: . В опубликованных источниках д. Кабаново упоминается за 1707, 1727 и др. годы150.

Жители деревни подразделялись на две тюбы. Тамги членов одной общины показаны выше, у представителей другой общины —

В 1795 г. в деревне насчитывалось 95 (16 дворов), в 1834 г. — 222 человека (45 домов). По оберегательной памяти 1701 г. здесь обосновались тептяри из татар. В 1762 г. их было 18 душ, в 1795 г. — 42, в 1834 г. — 97 душ м.п.

В указе Оренбургской казенной палаты от 1839 г. было сказано следующее: «согласно предписанию оренбургского военного губернатора дозволить башкирцам д. Кабановой перенести свое селение под сим же наименованием на собственную их землю при речке Таубак-ты»ш. Получив разрешение, 28 человек переехали «на назначенное место» и основали д. Новокабаново. Новая деревня становится поселением только вотчинников. В 1859 г. здесь обосновалось 590 башкир (74 двора)152. В их коренной деревне остались тептяри (368 человек) и часть башкир (15 человек). В 1905 г. в д. Новокабаново было 229 домов с 1173 башкирами. К 1920 г. их стало 1411 человек (304 двора). Д. Старокабаново состояла из 201 дома с 878 тептярями. Жили и башкиры, составляя меньшинство.


 


* Д. Телекеево (Илишевский район) называлась Тляково по имени отца этого вотчинника.

140 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 629. Л. 4.

141 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871 (Бирский уезд). Л. 192. Этот ис
точник использован и по другим башкирским деревням.

142 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 132. Л. 14.

143 Полный алфавитный список всех населенных мест Уфим
ской губернии.

144 Список населенных пунктов Башреспублики.


145 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

* Мухтасип - наблюдатель за правильным выполнением мусульманами норм шариата — мусульманской морали.

146 РО ГБЛ. Ф. 364. Картон 9. Ед. хр. 1.

147 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6194. Л. 8.

148 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 237.

149 Там же. Т. 3. С. 416-417, 443-444.

150 Там же. С. 3, 243, 425, 472, 476.

151 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 3.

132 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158. Л. 12.



КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН


 


В 1843 г. на 222 башкира было засеяно 288 пудов озимого и 360 пудов ярового хлеба. В начале XX в. в новой деревне построили два хлебозапасных магазина на случай неурожая, действовали 4 ветряные мельницы. Имели 3 бакалейные и 2 мануфактурные лавки. Действовала мечеть.

Д. Буртюк возникла в конце XVI в. Названа она по имени влиятельного вотчинника Буртюка Кудабахтина. Он известен тем, что получил от царя Михаила Федоровича — зачинателя монархической династии Романовых — сберегательную грамоту. Вот она: «Лета 7149-го153 марта в 27-й день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России Гирейской волости ясашные башкирцы Буртючка Кудабахтин, Бекбовка Бисарин с товарищи своею деревнею, а воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву подали челобитную, а в челобит^-ной их писано: вотчина их искони век отцов их и дедов речка старица Гнило Танып от Белыя реки до деревни Буртюковы вверх зверовья и рыбныя ловли и бортные ухожьи и по аремам хмель, в тое де их вотчину приезжают русские люди — вятчаны и сарапульцы и березовцы — зимою и летом, и в той де их вотчине в Таныпе реке те русские люди насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями ловят и хмель по рекам дерут и борти со пчелами подсекают и подлаживают, и как де они в той речке в своей вотчине езжа* вьют, и те де русские люди, приезжая, и тот ез* разламывают и государь бы их Гирейской волости башкирцев Буртючку Кудабахтина, Бекбова Бисарина с тов. пожаловал велел бы им дать сберегательную грамоту от тех русских людей от насильства и по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России указу воевода Л. А. Плещеев дал им сберегательную грамоту, что впредь русским людям вятчанам и сарапульцам и березовцам зимсю и детом в их вотчину в Таныпе речку не въезжать, насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями не ловить и хмель по аремам не брать и бортей со пчелами не подсекать и не подлаживать, езу в той речке в их вотчине не ломать. К сей сберегательной грамоте... печать Уфимского города приложил воевода Л. А. Плещеев»154.

Видимо, получение грамоты впоследствии во многом способствовало превращению д. Буртюк в центр одноименной тюбы.

Известен и сын первопоселенца. Среди аманатов — заложников, находившихся в г. Мензелинск в 1664 г., т.е. во время башкирского восстания, был Кутлугуш Буртю-ков — житель д. Буртюк Гарейской волости. Его должен был заменить односельчанин Уразай Ульмясов с пребыванием только в г. Уфа155.

В середине XVIII в. из д. Буртюк выделилась часть жителей и основала Новый Буртюк. В 1795 г. зафиксировано две деревни. Вотчинники коренной деревни в 7179

153 7149-5508 =1641 г.

* Ез — «частокол или плетень поперек всей речки, чтобы не дать рыбе вверх хода и выловить всю на месте»; «называют езами и наискось вполовину и втреть ширины реки поставленные рыболовные плетни» (Словарь Даля. Т. 1. С. 517).

154 Новиков В. А. Сборник материалов для истории Уфим
ского дворянства. С. 205—206. Здесь много искажений и пропу
сков, поэтому текст приводится по архивному источнику:
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 629. Л. 64-65.

|55МИБ.Ч. 1.С. 191.


(1681) г. по сберегательной памяти приняли к себе ясач
ных марийцев, перешедших в тептярское сословие. Затем
здесь осели ясачные татары, ставшие также тептярями.
В 1762 г. марийцев считалось 18 душ м.п.156 В 1795 г.
в д. Старый Буртюк в 10 дворах проживали 74 башкира,
в 2 дворах — 14 тептярей. Д. Новый Буртюк, как и корен
ное поселение, находилась на правом берегу р. Гнилой
Танып. Она состояла из 10 башкирских дворов с 65 жите
лями157. • •

Таблица 15

Развитие деревень

В первой половине XIX в. — в период кантонного управления — все здоровые мужчины из башкир несли военную службу по охране восточных границ России по р. Урал. Служба была шестимесячной, ее несли зимой или летом. Один из жителей коренной деревни Хисамутдин Мустафин, 1792 г., служил юртовым старшиной по управлению группой деревень 9-й юрты (Аткуль, Хазино, Буртюковы, Каинлык, Медведеве, Телекеево) и 3 раза находился на пограничной службе по р. Яик (Урал)158.

Перечислим имена башкир-вотчинников за 1819 г. по д. Старый Буртюк: сотник Исмагил Амиров, 1759 г., Абдулхасан и Мухаметкарим Кунакаевы, Бикташ Сали-хов, Габдулзалиль Гайсаров, Галикей Гумеров, Мухамет Мусалилов, Мухамет Чувашаев, Каранай Юртаев, Кучук Танаев, Катил и Катай Масягутовы, Кулей, Сафар Мук-миновы, Тойгун Хусаинов, Рахматулла Ракаев, Сафар Султанбеков, Салим, Ягафар, Шафей, Шариф, Який Ибраевы. Жители д. Новый Буртюк: Галикей Гумеров, 1768 г., Ибрагим Сабакаев, Кильдияр Хусаинов^ Сулей-ман Хусаинов, Юзекей Юнышев, Яркей Амитов и др.

В 1772 г. житель д. Буртюк Ямангул Назаргулов писал о том, что старшина Абдулла Аитов, «имея всегдашнее хлебосольство», не включал в отчетах в общее количество 166 дворов его команды еще 7 дворов, «отделившихся от отцов детей и от братьев брата»159. При проверке приводимые им факты частично подтвердились. Некоторые из утаенных дворов в рапорты старшины не включались по причине того, что они «еще строились, а не построились», т.е. сыновья и братья еще не разделились или не выделились из больших отцовских и братских семей, поскольку дома для них еще не были готовы.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68. Л. 30. РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 193. ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 35. РГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 53. Л. 1, 8.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


В 1843 г. на 94 человека в д. Старый Буртюк было засеяно всего лишь 96 пудов озимого и 216 пудов ярового хлеба. Была мельница. В новой деревне на каждого жителя сеяли по 3 пуда хлеба. Сведения о хлебопашестве у теп-тярей отсутствуют.

Д. Нагаево была основана вотчинниками Гарейской волости в XVII в. Первопоселенец Нугай по источникам не прослеживается, но в прошлом это имя здесь — не редкость160.

Тептяри из татар были поселены в этой деревне по сберегательной памяти 7197(1689) г., данной им уфимским воеводой И. А. Толстым16'. 7 душ тептярей было в 1762 г. КУревизии их стало 8 душ М.п. (д. 86). 271 башкир проживал в 48 дворах. В 1834 г. насчитывалось 713 вотчинников, 84 припущенника.

Д. Новонагаево образовалась в 1844 г., когда сюда переселилось 28 вотчинников162. Все тептяри перебрались в новую деревню: в 1859 г. их 317 человек; башкир насчитывалось 80 человек. 856 жителей показали в 1905 г., 1108 человек -в 1920 г.

В д. Старонагаево по X ревизии зафиксировали 904 башкира, в 1905 г. - 855, в 1920 г. - 982 человека. Уменьшение численности жителей коренного поселения объясняется переходом части людей в новую деревню. Вниманию местных краеведов предлагаем для ознакомления и сопоставления тамги нагаевцев:

Приводим отдельные сведения о службе башкир д. Нагаево. Зауряд-есаул Тагир Минликаев сын Чердаков, 1774 года рождения, в 1807 г. находился на территории Польши и Пруссии, участвуя в военной кампании России и ее союзников против Франции. Он же в 1813 г. сопровождал 4 тыс. лошадей, подаренных башкирами действующей армии. Кроме того, Тагир 2 раза находился на пограничной службе по р. Яик (Урал). Его сыновья Абдулханнан, Абдулхалик, Ихтисам. Его двоюродный брат старшинский помощник Шамсутдин Юсупов сын Чердаков в составе 6-го полка в 1831 г. находился на этапной службе в Белоруссии, причем «по найму за хорунжего Вильдана Кутлубаева».

40-летний юртовой старшина Махмут Габитов сын Даутов к 1842 г. успел побывать на 6-месячной службе 6 раз: на этапной в Пермской губернии, в г. Оренбург, в крепости Татищевой, Илекской Защите, в Орской крепости, в 1839 г. сопровождал до г. Оренбург гужевой транспорт, предназначенный для Хивинской экспедиции губернатора В. А. Перовского163.

В 1843 г. на 713 башкир было засеяно 480 пудов озимого и 600 пудов ярового хлеба.

В 1866 г. жители д. Старонагаево изъявили желание переселиться на новое место под названием Кузгау, где возникло их поселение Кузгово при,р. Землянка164. Здесь жили одни вотчинники. К 1905 г. стало две деревни: Старокузгово со 150 дворами (823 человека), Новокуз-гово — 26-дворная деревушка, где проживало 146 человек.


Старокузгово называли Среднекузгово, здесь в 1920 г. взяты на учет 961 башкир и 201 двор; в новой — 225 вотчинников, 44 дома.

Д. Аткуль при одноименном озере известна с начала XVIII в., когда вотчинники по договорной записи от 17 ноября 1729 г. припустили в свое поселение тептярей165. По V ревизии взято на учет 17 душ м.п. тептярей. Вотчинники не показаны. Мишари были приняты без всякого документа. В 1816 г. в деревне было башкир — 39, тептярей - 16, мишарей — 9 душ м.п. VIII ревизия учла башкир — 98, тептярей — 29, мишарей — 17 душ м.п. В 1850 г. вотчинников насчитывалось 162, тептярей — 42, мишарей — 26 душ м.п. В 1846 г. образовалась д. Новый Аткуль с населением: башкир — 105 (16 дворов) и тептярей и мишарей — 99 (16 домов) человек. В коренной деревне осталось 284 башкира (37 дворов), 72 припущенника при 12 домах. Перепись 1920 г. показала в д. Старый Аткуль 1073 башкира при 215 дворах, в новой деревне 436 башкир (84 дома). Национальная принадлежность жителей соответствует действительности, поскольку мишари и тептяри, переселившись, создали новую деревню под названием Буралы или Новый Аткуль (ныне Калта-синекий район). В 1920 г. там жили татары: в 35 домах 174 человека.

Одно-два сведения о военной службе жителей. Зауряд-хорунжий Мраткузя Мусагитов сын Зангеров, 1785 г., участвовал в военной кампании России и ее союзников против Франции в 1807—1809 гг. на территории Польши и Пруссии. Его сыновья Багаутдин, Шарафут-дин, Шайхутдин, Шагимардан, Кизияхмет. Зауряд-сотник Фахритдин Кудайметов сын Муратов два раза находился на пограничной службе по р. Урал166.

В 1843 г. на 182 человека было засеяно 480 пудов озимого и 352 пуда ярового хлеба. В начале XX в. в д. Старый Аткуль действовало 2 ветряные мельницы, в новой деревне — водяная мельница. Деревни имели хлебозапасные магазины на случай неурожая и по одной мечети.

Д. Каинлык до середины XVIII в. называлась Каин-Гарей или Кангарей. В 1750 г. ее жители отдали крестьянам Сарапульской волости в оброчное владение рыбные ловли своей вотчины по р. Агидель167. В конце договорной записи ими были проставлены следующие тамги:

В 1795 г. Каинлык — 22-дворное поселение вотчинни-ков-гарейцев, которых насчитывалось 133 человека. По VII ревизии их было 141, по VIII— 189, по ГХ —259 душ м.п. В 1850 г. из дд. Анасево и Хазино (ныне Илишевский район) прибыло 5 семей. По X ревизии 1859 г. в 103 дворах проживало 293 мужчины и 303 женщины.

Во второй половине XIX в. при р. Гнилой Танып возникла д. Новый Каинлык. В 1905 г. она — центр одноименной волости, здесь находилось волостное правление. 879 вотчинников проживало в 154 домах. В коренной деревне было лишь 248 жителей и 45 дворов. Все — вотчинники. Перепись 1920 г. показала в новой деревне 1062 человека и 218 дворов, в старой — 301 жителя и 64 дома. Все — башкиры.


 


160 МИБ. Т. 3. С. 428. Ибрай Нагаев, тамга Ь.

161 ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 4.

162 Там же. Д. 3. Л. 19.

163 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 31.

164 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 138. Л. 109.


165 Там же. Д. 4. Л. 12.

166 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л, 49

167 МИБ. Т. 3. С. 475. '



КРАСНОКАМСКИИ РАЙОН


 


В деревне жил ветеран Отечественной войны 1812 г. Это — зауряд-есаул Рахматулла Файзуллин сын Сабаков, 1788 года рождения, участвовавший в боевых действиях 10-го башкирского полка против французов. Его сыновья Фаткулла, Янтуря168.

В начале 40-х гг. XIX в. на 324 человека было засеяно только 72 пуда озимого и 208 пудов ярового хлеба.

Раннюю историю д. Янгузнарат можно проследить по отдельным источникам. В одном из них сказано, что в 1649 и 1653 гг.169 по сберегательной памяти и записи башкир Гарейской волости в деревне жили тептяри. Однако эти даты вызывают сомнения, поскольку деревня нисколько не росла. Кроме того, есть данные о том, что тептяри оказались здесь по сберегательной памяти 1704 г.170 Здесь до начала XIX в. башкир-вотчинников еще не было, т.к. учитывались лишь одни тептяри, которых по V ревизии насчитывалось 29 душ м.п. (д. 68). По VII ревизии (1816 г.) башкир-вотчинников было 24, по VIII ревизии (1834 г.) — 37, по IX (1850 г.) — 52 души м.п.; тептярей соответственно этим годам — 51, 94, 148171. В 1836 г. сюда к одновотчинни-кам переселились башкиры из дд. Хазино, Телекеево и Биктово (ныне Илишевский район)172. В 1920 г. в деревне проживало 748 человек (149 дворов). Национальность жителей по большинству населения определена теп-тярская.

В 1834 г. на 37 башкир было засеяно 48 пудов озимого и 72 пуда ярового хлеба173.

Вотчинники д. Хазино в 1815 г. на правом берегу р. Агидель создали хутор, ставший деревней под названием Новохазино в 1842 г.174 205 башкир проживало в 39 дворах в 1859 г. В 1905 г. их насчитывалось 273 при 60 домах. Перепись 1920 г. показала 556 человек и 117 дворов. Все — башкиры.

Несколько слов о коренной деревне. По V ревизии 1795 г. в д. Хазино в 10 домах проживали одни башкиры-гарейцы (121 человек). Относительно происхождения ее названия имеются следующие сведения. В 1815 г. житель этой деревни башкирский мулла Кусюм Аюпов в своем прошении сообщил факт о том, что его отец Аюп Хазин получил 21 декабря 1764 г. из Оренбургской губернской канцелярии копию оберегательной грамоты от 5 июля 7149 (1641) г.175 Выходит, что дед муллы Кусюма Аюпова — Хажи — основал деревню где-то в начале XVIII в.

В коренном поселении на 248 башкир посев был равен 168 пудам озимого и 208 пудам ярового хлеба.

* * *

Предыстория образования д. Новый Актанышбаш такова. Башкиры Азякулевской тюбы имели в Бирском уезде жалованную землю с лесом, называемую «Бикбаевский аймак», которую за 8452 руб. продали крестьянам Касев-ской волости П. И. Баранову и Н. Г. Кузнецову с тов. и они получили право «поселиться с 1819 г. и пользоваться ею

8 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 48.

19 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 127.

0 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 72.

1 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 132. Л. 21.
'2 Там же. Д. 3. Л. 6.

'3 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 168.

4 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 3. Л. 6.

5 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 629. Л. 64.


в течение 50 лет». Однако тогда крестьяне не смогли обосноваться на выбранном ими месте из-за того, что там действовал поташный завод Абдрашита Атангулова, затем в 1844 г. на купленной крестьянами земле «самовольно поселились башкирцы из другого аймака, кои и теперь (1859 г.) живут двумя деревнями Нагаевой и Актанышбаш»176. Однако уточним, что как хутора они были известны и в начале XIX в., когда в Актанышбаше проживало 125 душ м.п. башкир-вотчинников, вышедших из д. Актанышбаш Азякулевской тюбы, В том, что жители д. Новый Актанышбаш им (жалобщикам) были чужие по владению землей, они отчасти правы — не все из них принадлежали к одной и той же Азякулевской тюбе: были здесь и киргизцы из другой д. Актаныш. Относительно новонагаевцев жалобщики абсолютно правы, поскольку новопоселенцы относились к Янзигитовской тюбе.

Временем перерастания хутора в д. Новый Актанышбаш является 1844 г., когда она получила статус самостоятельного поселения вместе с атрибутами власти — десятником, сотником, тюбе-карты (деревенским начальником), выполняющими административно-полицейские обязанности. В 1859 г. здесь в 93 домах проживало 588 человек. 657 мужчин и 640 женщин при 242 дворах показали в 1905 г. Все — башкиры. Деревня имела 3 водяные мельницы, по 2 мануфактурные и бакалейные лавки. Действовало 2 мечети. 1619 башкир при 323 домах зафиксировано переписью 1920 г.

К Киргизской волости относилось 2—3 деревни: одна из них — Мушта, которая образовалась между 1851— 1858 гг. путем выделения отдельных семей из д. Татыше-во (в 1859 г. в ней было 969 башкир). По X ревизии в д. Мушта насчитывалось 444 вотчинника (60 дворов). В 1902 г. было учтено 163 башкирских двора и 493 души м.п. В 1920 г. в д. Старая Мушта насчитывалось 1258 (266 дворов), в д. Новая Мушта — 1153 человека (245 домов). По переписи в обеих деревнях жили башкиры. Время основания новой деревни, видимо, относится к началу XX в.

Уртаул — поселение, которое возникло после переписи 1920 г. Его основали жители двух деревень Мушта.

В 1905—1919 гг. из д. Татышево выделилось новое поселение под названием Ново-Татышево. По переписи 1920 г. оно состояло из 67 дворов с 303 жителями. Все — башкиры.

* * *

На правом берегу р. Агидель енейские башкиры создали дд. Еней-Иткино, Саузбаш, Саузово. Они имели генетические связи с жителями енейских дд. Старосеми-острово (Ушар), Новосемиострово (Новый Ушар, Сауз), ныне находящихся в составе Татарстана.

Из них наиболее ранней является Еней-Иткино. Она называлась Еней или Иткино. В 1738 г. вотчинники дд. Иткино и Семиострово отдали каракулинскому пономарю в оброчное владение на 10 лет свои вотчинные угодья177. Эта деревня178 упоминается в тексте другой такой же записи за 1745 г.

Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 138. Л. 115. МИБ. Т.'З. С. 387. Там же. С. 424.


БИРСКИИ УЕЗД



 


В 1859 г. в д. Иткино в 30 дворах проживало 144 башкира-вотчинника. К 1870 г. их количество почти не изменилось: 146 человек и 32 дома. 179 человек и 31 двор были учтены в 1905 г.

Через 15 лет Еней-Иткино — 40-дворное поселение с 205 жителями. Ее еще называли Барановка.

Д. Саузбаш при одноименной речке возникла между 1870—1896 гг. Основали ее выходцы из д. Еней-Иткино. Здесь жили башкиры и тептяри. В 1902 г. их было 334 души м.п. 864 человека при 184 дворах показала советская перепись 1920 г. Большинство их — башкиры.

Жители д. Новосемиострово (Новый Ушар, Сауз) в начале XIX в. основали д. Саузово. В 1816 г. Саузово — 20-дворное поселение с 120 жителями. Причем, по VI ревизии 1811 г. все они числились в коренной деревне Мензелинского уезда, но проживали в новой деревне, находящейся в Бирском уезде. Жители — башкиры-вотчинники. 360 человек показала IX ревизия 1850 г. 455 башкир при 96 домах было в 1870 г., 760 жителей и 138 домов — в 1902 г., 930 человек и 191 двор - в 1920 г. По переписи жители — башкиры.

* * *

Между 1906—1919 гг. башкиры двух деревень Тактала-чук!79 одноименной тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан) на правом берегу р. Агидель в Бирском уезде создали поселение под названием Новый Такталачук, находящееся в трех верстах от центра волости Новокабаново. По переписи 1920 г. там проживало 278 человек, имеющих 63 дома. Другая д. Такталачук, расположенная около д. Новохазино, возникла после переписи 1920 г.

Выходцы из д. Балтасево Азякулевской тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан) перед переписью 1920 г. в 25 верстах от д. Новокабаново основали поселение Новобалтачево (сегодня Балтачево) с населением 60 человек (12 дворов). В коренной деревне жили башкиры (в 1795 г. — 66, в 1816 г. — 80, в 1834 г. -164, в 1859 г. - 276 человек и т. д.)180.

Вотчинники д. Уразаево Азякулевской тюбы (ныне Татарстан) в 1902—1919 гг. основали д. Уразаево. В 1920 г. в 138 дворах проживало 605 человек. По сведениям переписи они — башкиры. Новой деревни (Новоуразаево) еще не было, но в 1925 г. она состояла из 25 хозяйств.

Этническое происхождение новых деревень не совсем ясно, поэтому генетические связи их жителей с другими поселениями можно определить лишь предположительно. К ним относится д. Новый Чуганак, имеющая, видимо, связь с жителями одноименной башкирско-тептярской деревни Киргизской волости Мензелинского уезда. В 1902 г. здесь было учтено 33 двора с 142 мужчи-

179 В д. Такталачук Гарейской волости Мензелинского уезда ревизией 1795 г. было учтено 422 башкира-вотчинника (РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879. Л. 239). В 1816 г. в д. Верхний Такталачук проживали 570 башкир, в д. Нижний Такталачук — 104 башкира, 178 тептярей (ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 450. Л. 18).

ШЦГИАРБ. Ф. l.On. 1. Д. 450. Л. 18.


нами из башкир и тептярей. Перепись 1920 г. показала 423 человека и 83 дома. По ее материалам в деревне жили преимущественно башкиры.

Из-за отсутствия надежных источников нам не удалось определить принадлежность отдельных поселений к тем или иным башкирским волостям. К ним относятся дд. Старый Ашит, Ашит, Барьязибаш, Куяново.

В 1859 г. в д. Ашит при одноименной речке зафиксировано 90 башкир-вотчинников (17 дворов) и 54 припу-щенника (12 домов). В 1906 г. в Каинлыковской волости учтена 66-дворная д. Ашит с 358 жителями. В 1920 г. она названа Старый Ашит, где в 24 домах проживало 115 человек. Жители, по переписи, — татары. Как видно, смешанная по этническому составу деревня эволюционировала в сторону однонационального поселения.

Другая д. Ашит подчинялась Новокабановской волости и в 1925 г. названа башкирским поселком, отстоящим от центра волости Новый Каинлык на 10 верст. В поселке жил 61 домохозяин.

В д. Купербаш жили татары. В 1920 г. их 81 человек (16 дворов).

Д. Барьязибаш при одноименной речке в 1906 г. состояла из 7 дворов с 38 жителями, что свидетельствует о недавнем ее основании. Перепись 1920 г. показала две деревни под номерами 1-я и 2-я, в первой из них, расположенной в 3 верстах от центра волости, в 13 домах проживало 79 башкир, во второй (в 5 верстах от волостного центра) — 30 татар.

Куяново по переписи 1920 г. — новая башкирская 22-дворная деревня с 82 жителями.

Бачкитау в 1920 г. — поселок Новокабановской волости. Его тогда называли Бахчи-Тау. Образован между 1906—1919 гг., во всяком случае в перечнях сел уезда за 1896, 1902, 1905 гг. этот поселок отсутствует. Первая советская перепись показала в нем 91 домохозяина.

Генетические связи жителей дд. Мрясево и Шарипово, видимо, идут к башкирам-вотчинникам одноименных поселений Азякулевской тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан). чЭти деревни находились в 10—15 верстах от центра Каинлыковской волости. В 1920 г. Мрясово — 28-дворная деревня с 110 жителями. В д. Шарипово в 67 домах проживало 337 человек. По сведениям переписи, в обеих деревнях жили башкиры.

Два поселения — деревня и поселок Янаул — более позднего происхождения. В 1920 г. в поселке — 53 хозяйства. Деревни еще не было.

Таким образом, населенные пункты Краснокамского района были основаны башкирами-вотчинниками Янзи-гитовской, Буртюковской, Азякулевской, Такталачуков-ской (Байсаринской) тюб Гарейской, а также — Еней-ской, Киргизской волостей Бирского и Мензелинского уездов Оренбургской, с 1865 г. Уфимской губерний. Татарами были созданы д. Барьязибаш 2-й, Буралы (Ново-Аткулево) и Купербаш.

Марийские деревни

Марийцы создали свои поселения на вотчинных землях Уранской, Киргизской и Гарейской волостей. Некоторые из марийских деревень возникли на основе полученных ими сберегательных грамот. Большинство марийцев осело на башкирских общинных землях на



КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН


 


договорных началах путем заключения с вотчинниками записей или писем на определенных условиях.

Д. Арлан возникла как деревушка по договорной записи башкир Гарейской волости от 11 марта 7195 (1687) г., по которой вотчинники «бессрочно» припустили в свою вотчину ясачных марийцев Торгузю Бейкеева (из д. Тор-гузино), Байтуша Тойлина и племянника Щекая Щербатова с условием уплаты владельцам земли «по 3 куницы да полубатману меду в год»181. По договорному письму от 15 ноября 1767 г. были подтверждены условия первой записи182. Другое название деревни - Круглое Поле.

По IV ревизии 1784 г. в ней проживало 24 мужчины и 18 женщин. Соответственно 31 и 32 — по Vревизии 1795 г. Часть марийцев сменила свое ясачное сословие на тептярское. В 1816 г. марийцев-тептярей было 99 душ м.п., ясачных марийцев: новокрещеных — 18 и некрещеных — 36 душ. Поселение состояло из 38 дворов183. В последующих ревизиях ясачные марийцы становятся государственными крестьянами. По VIII ревизии тептярей насчитывалось 148, государственных крестьян 66 душ м.п. IX ревизия 1850 г. показала их соответственно 178 и 83, В 1895 г. в 151 доме проживало 414 мужчин и 430 женщин184. Жители — земледельцы, имели 4 мельницы, магазин для хлебных запасов на случай неурожая. Два человека завели по лавке, Арлан — единственное село в конце XIX в., где действовали мужская и женская школы. 876 марийцев при 195 дворах показала перепись 1920 г.

Жителями Арлана был образован выселок под названием Ушмень или Канышево185, известный сегодня как д. Редькино. Однако на переселение и создание деревни требовалось разрешение владельцев земельных угодий Гарейской волости. Жители выселка наряду с выходцами из д. Кутмашная узаконили свое право на пользование землей по договорной записи от 8 марта 1796 г., где было сказано: «Мы, Бирской округи Гарейской волости команды старшины Мусагита Зейникаева башкирцы, расположенные на Каинлыкской тюбе в числе 41 двора сделали договор в том, что на жалованную нам великими государями землю в деревню Ушменеву допустили на жительство с домами команды старшины Суюша Игбер-дина деревни Кутмашной Яркая Сеидова и Богдана Микитова сроком на 160 лет для пользования хлебопашеством, сенокошением, порубкою бревен, щипанием хмеля и собиранием ягод с платою 20 руб. и ежегодно по 20 коп. с двора»186. На этих условиях были припущены и другие марийцы.

В 1816 г. Редькино — 2-дворный выселок, где проживало 13 человек. По VIII ревизии 1834 г. там 12 душ м.п. тептярей из марийцев. 147 мужчин и 131 женщина при 42 дворах зафиксированы в 1895 г. В деревне была «инородческая школа». Перепись 1920 г. взяла на учет 385 марийцев (74 дома).

Д. Енактаево в прошлом имела несколько имен: Нижний Ильенбаш, Чермак. По одному источнику, она воз-


никла в 1663 г., по другому — в 1652 г. Но число и месяц заключения договора с башкирами указаны одни и те же - 9 июня. Ясачные марийцы Федос Федоров, Сепуш Сарманов и другие, создав деревню, обосновались здесь по записи вотчинников Гарейской волости от 9 июня 7160 (1652) г. Марийцы обязались вносить в общетюбный башкирский ясак по 7 куниц в год187, В XIX в. деревня находилась в составе Андреевской, в начале XX в. — Кале-гинской волостей.

В 1816 г. в деревне насчитывалось 62, в 1834 г. — 68, в 1850 г. — 84 души марийцев м.п. 648 человек и 97 домов было в 1896 г. 565 марийцев и русских проживали в 114 дворах в 1920 г.

Д. Кариево можно найти на карте Красильникова188. Это — 1755 г. Через 7 лёт там зафиксировано 8 душ м.п. ясачных марийцев. Дата и количество душ свидетельствуют о недавнем ее основании. По V ревизии их стало 44 души. В 1816 г. марийцы — тептяри. Их 61 душа м.п. Деревня из 9 дворов. 89 душ было в 1834 г., 109 душ — в 1850 г.189 X ревизия показала 257 человек и 39 домов. 521 житель и 85 домов насчитывала деревня в 1896 г. К 1920 г. количество жителей (376 человек) уменьшилось, но увеличилось количество дворов (90).

Д. Большая Амзя в прошлом называлась Тоганово, Туюково. Она возникла по сберегательной грамоте, данной марийцам в 7192 (1684) г.190 Вопрос, за что была получена эта грамота, остается пока открытым, поскольку ее текст еще не обнаружен. В 1784 г. в деревне было учтено 40 марийцев, в 1795 г. — 29. Вместе с ними — марийцами-тептярями — жили и ясачные их сородичи. Но количество последних отдельно не. учитывалось. В 1859 г. — 21 припущенник из марийцев (4 двора). Остальные жители сидели не на башкирской, а на казенной, т.е. ранее конфискованной у вотчинников, земле. Это — ясачные марийцы. В 1896 г. учитывалось все население: в 17 дворах 93 человека. 130 жителей и 25 дворов было в 1920 г.

Д. Илистанбеково называли и Дубник. Время ее основания нам не известно. Видимо, она возникла в середине XVIII в. По IV ревизии 1784 г. в ней проживало 27, в 1795 г. — 31 человек19'. В 1906 г. зафиксированы 141 житель и 20 дворов. 157 человек и 30 дворов было в 1920 г.

Д. Ишметово имела и второе имя — Илистанбек. Она была основана по оберегательной грамоте 7192 (1684) г., данной марийцам. В 1762 г. здесь всего 64 души м.п. жителей. По V ревизии было учтено 80 башкир при 19 дворах. Они из Уранской волости. 74 души м.п. тептярей из марийцев отмечено в 1834 г. Представителей других сословий не зафиксировали. 209 человек при 30 дворах показала X ревизия. В конце XIX в. уменьшилось количество жителей (143 человека) и дворов (28). Перепись 1920 г. показала 191 человека и 35 дворов.

Д. Кадреково возникла на вотчинной земле Уранской волости. Однако время ее основания нам не известно. По V ревизии здесь проживало 47 башкир (6 дворов),


 


181 Там же.

182 Там же. Д. 138. Л. 130.

183 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.

184 Полный список населенных мест Уфимской губернии.

185 ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 4.

186 Там же.


187 Там же. Д. 4. Л. 132.

188 Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по
ландкартам Красильникова и Топографии П. И. Рычкова, 1755.

189ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 132.

190 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 134.

191 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


13' мужчин из марийцев. 160 человек и 21 дом были в 1896 г. Перепись 1920 г. взяла на учет 170 марийцев и 39 дворов.

Уранские башкиры д. Калтаево по сберегательной грамоте 7192 (1684) г. приняли к себе марийцев. Д. Калтаево, расположенная при р. Амзя, в XVIII в. была известна как Апасево. В 1762 г. там проживало 35 душ м.п. тептярей из марийцев. В 1795 г. здесь 41 башкир, 56 марийцев. В 1816 г. насчитывалось 37, в 1834 г. — 47, в 1850 г. — 72 души марийцев м.п. 143 человека и 24 двора было в 1896 г. Перепись 1920 г. зафиксировала 201 марийца и 36 домов.

На вотчинной земле Уранской волости возникла д. Апасево. К имени деревни, видимо, имеет отношение башкир той же волости Биккул Апасев (1706 г.)ш, вернее, его отец. Апасево называли Верхний Малый Калмаш. Эту деревню можно найти на карте 1781 г.193 206 человек и 41 двор взяты на учет в 1905 г. Перепись 1920 г. насчитывала 249 жителей и 48 домов.

Д. Ведресево при одноименной речке возникла по сберегательной грамоте 7192 (1684) г., данной марийцам. В 1762 г. в деревне насчитывалось 78 душ марийцев м.п.194 По V ревизии здесь зафиксировано 90 башкир-уранцев (15 домов), 51 душа м.п. марийцев-тептярей. 115 мужчин и 173 женщины при 17 дворах было в 1859 г. В 1920 г. насчитывалось 311 человек, 59 домов.

Д. Кувакино (Сухой Калмаш) в 1795 г. состояла из 71 души м.п. марийцев. 237 человек проживали в 40 дворах в 1870 г. В 1920 г. здесь жили марийцы и русские (463 человека).

Сегодняшнее с. Никольское возникло перед самым 1795 г. и называлось д. Иванкино. Она состояла лишь из 6 человек. Все — новокрещеные марийцы. В 1870 г. насчитывали 316 человек, 65 домов. Советская перепись 1920 г. показала 542 человека и 112 дворов. Жили здесь марийцы и русские.

Д. Киреметово, по ведомостям земских исправников о числе тептярей и бобылей Бирского уезда за 1842 г., якобы основана по сберегательной грамоте (памяти) от 1 ноября 7102 (1594) г.195 На карте Уфимского наместничества, составленной 19 мая 1781 г.196, на р. Гнилой Танып показана д. Раметево. Можно предположить, что это Киреметево. В 1795 г. деревня состояла из 38 дворов марийцев, которых насчитывалось 27 душ м.п. Все говорит о том, что д. Киреметево возникла между 1763— 1780 гг. По VII ревизии здесь было зафиксировано 42, по VIII — 55, по IX — 60 душ м.п. марийцев197. В 1870 г. взяли на учет 167, в 1895 г. - 286, в 1906 г. -- 339, в 1920 г. -320 человек.

Точно так же обстоит дело с получением жителями д. Бура сберегательной памяти 7102 г., т.е. эта дата не соответствует действительности. Но обе деревни, Киреметево и Бура, образовались во второй половине XVIII в. Д. Бура возникла чуть раньше. Она была учтена ревизией 1762 г., тогда в ней проживали 34 души м.п. удмуртов. Таким образом, деревня была основана между 1755—

МИБ. Т. 3. С. 23.

РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20628.

РГАДА Ф. 350. Он. 2. Д. 3791. Л. 572-576.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 136.

РГВИА. Ф. ВУА Д. 206627.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 132.


1762 гг. Свое право пользования башкирскими землями узаконили путем повторного получения от вотчинников Гарейской волости договорной записи в 1799 г.198 По V ревизии в деревне насчитывалось 33 души м.п. удмуртов. По VII ревизии их было 42, по VIII — 33, по IX — 74 души м.п. 149 человек зафиксировано в 1859 г.; в 1895 г. — 390. Все - удмурты. Д. Новая Бура образовалась перед 1920 г., через 5 лет в ней — 58 хозяйств. Численность жителей (471 человек) и количество дворов (95) в 1920 г. были учтены только по коренной деревне. Жители по национальности — марийцы. Изменения этнического состава населения источники не разъясняют.

Дд. Бурнюш и Киргизово возникли на вотчинной земле Киргизской волости по припуску башкир. Д. Бурнюш нашла место на карте Уфимского наместничества за 1781 г., но ее еще не зафиксировала перепись 1762 г. Выходит, что она была основана между этими годами. В д. Бурнюш в 1795 г. насчитывалось 18, в 1834 г. — 57 душ м.п. марийцев. По X ревизии в ней был 91 житель. 196 человек и 34 двора отмечено в 1895 г. 259 марийцев проживало в 54 домах в 1920 г.

Д. Киргизово известна с 1755 г.'99 По V ревизии в д. Киргизово было учтено 24 мужчины. В 1859 г. X ревизия показала 93 человека (19 домов). В 1870 г. зафиксировано 106 человек (24 двора), в 1905 г. — 221 человек (41 дом), в 1920 г. — 245 человек (49 дворов). Все — марийцы.

Хотя жители д. Крым-Сараево считали, что «на владе-емую нами землю никаких письменных актов и документов не имеем, и когда предки наши на оной поселились, не упомним»200, они были припущены башкирами Гарейской волости, которыми в 1748 г. была дана договорная запись. Через 14 лет они были зафиксированы в количестве 69 душ м.п. Но по V ревизии их оказалось на 19 душ меньше. В 1816 г. в 18 дворах проживало 120 тептярей из марийцев. 129 человек при 24 домах показала VIII ревизия. В 1859 г. зафиксировали 218 жителей (33 двора), в 1895 г. - 314 (56 домов), в 1920 г. - 313 (69 дворов). С конца XIX в. в деревне работала «инородческая школа».

При создании д. Якимово марийцы ссылались на договорную запись башкир Гарейской волости от 20 декабря 1788 т., которую они дали припущенным ими переселенцам201. В 1795 г. жителей было 7, в 1816 г. — 119, в 1834 г. — 172 души м.п. 896 человек и 153 двора показали в 1895 г. Тогда в распоряжении у православных прихожан были церковь и церковно-приходская школа. Деревня имела магазин для хлебных запасов на случай недородов, 3 мельницы. По средам проводился базар, 6 жителей завели лавки. В 1920 г. в селе в 163 домах проживали 847 человек.

Д. Нижняя Такья называлась также Старо-Такья. Деревня возникла на вотчинной земле Киргизской волости цо договорной записи башкир 1759 г. По IV ревизии (1784 г.) насчитывалось 42 мужчины и 27 женщин, по V — 54 мужчины и 44 женщины (д. 68). В 1816 г. зафиксировано 14 душ м.п. тептярей из марийцев, 8 душ ясачных марийцев. 18 душ было в 1834 г. В 6 дворах отмечено

8 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.

9 Карта Красильникова 1755 г.

0 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.

11 Там же. Д. 4.



КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН


 


28 марийцев. 360 марийцев и 21 башкир в 54 домах проживали в 1870 г. Перепись 1920 г. показала 679 жителей (138 дворов).

Д. Шушунур была основана между 1742—1755 гг. Она показана как деревня на карте Красильникова 1755 г. В 1784 г. здесь проживали 26, в 1795 г. — 35, в 1816 г. — 176 марийцев. В 1895 г. было 446 человек (67 дворов). 679 жителей и 138 домов зафиксировала перепись 1920 г. В 1895 г. деревня имела часовню, школу, а также обдирку и бакалейную лавку.

Русские деревни и села

Самым ранним из русских поселений на территории района является сегодняшний рабочий поселок Николо-Березовка. Точное время его основания нам не известно, но уже упомянутая сберегательная память от 1641 г. была дана башкирам Гарейской волости именно для того, чтобы защитить их владельческие права от посягательств жителей с. Сарапул и д. Березовка на их вотчину. Отсюда вывод — Березовка возникла задолго до этой даты*. Она расположена при впадении р. Илдиан (Березовка) в р. Кама. В 1738 г. башкиры-вотчинники Енейской волости отдали сарапульским крестьянам, в т.ч. и березов-скому ясачному крестьянину Семену Кирьянову и другим в оброчное владение на 10 лет «вотчину свою вверх по Каме реке против села Сарапула на луговой стороне по обе стороны — бортные ухожьи, хмелевые щипанья, пашенные земли, сенные покосы, Да во оных же речках Канбарке и Ишбае со всякою рыбною ловлею и з бобровыми и выдерными гонами»202.

К 1795 г. д. Березовка переросла в село и названа по имени церкви Никольское («Березовка тож»). По V ревизии в нем 189 душ м.п. дворцовых крестьян. Ясачные не указаны. В 1870 г. — 272 мужчины, 321 женщина и 99 домов. Село — пристань. Здесь находились и паровые крупорушки (3), и кирпичные заведения (4), а также слесарная и сапожная мастерские. Ежегодно проводилась ярмарка (6—9 декабря), еженедельно — базар с 15 торговыми и 32 ярмарочными лавками. Здесь и винный погреб, и пивные и винная лавки. При селе имели 3 мельницы. Здесь же находились почтово-телеграфное отделение и земский фельдшерский пункт. В 1801 г. была построена каменная церковь. Действовали мужская и женская земские школы. С конца XIX в. по настоящее время село называется Николо-Березовка, в 1920 г. в ней проживали 1329 человек (207 дворов).

На вотчине Гарейской волости возник Илдианский медеплавильный доменный и молотовой завод П. И. Красильникова. По договорной записи от 13 апреля 1760 г. башкиры Гарейской волости с согласия 302 общинников уступили заводчикам Красильниковым на 65 лет с уплатой ими 5 руб. в год «вотчинную землю по р. Илдиян

* В самом деле, в 1621 г. данный населенный пункт был зафиксирован в дозорной книге Осипа Зюзина и подьячего Терентия Матвеева крупным 80-дворным селом. Это наводит на мысль о возможном его возникновении на рубеже XVI-XVII вв. Родное М. И., Васильева О. В. История Николо-Березовки. Уфа, 1997. С. 19.

202 МИБ. Т. 3. С. 383-384.


и Асав»203. Завод был построен в 1764 г.204 В 1778 г. завод, принадлежавший Г. С. Красильникову, имел 1 домну и 2 молота, 176 рудников, 44 души «собственных людей». В 1773 г. завод выплавил 619 пудов меди. Однако в 1774—1778 гг. он не действовал не только из-за отсутствия привозных руд205, но и «за раззорением в бывшее здешнем краю народное неустройство»206, т.е. из-за восстания Пугачева. О дальнейшей судьбе завода источники у нас отсутствуют. Приостановке его или даже исчезновению способствовало, видимо, решение Государственной Берг-коллегии 1778 г., которая ведала заводами. Вот оно: «По сему Красильникову подтвердить накрепко указом, чтоб он сей завод непременно в полгода, приготовя потребное количество руд, в действие пустил, в противном же случае оной будет уничтожен или отдан другому охотнику»207.

В 1720 г. Карякино (Горбуново) упоминается как марийская д. Каряково Осинской дороги: в частности, мариец Иликей Байтемиров (тамга Е) занял 16 руб. у бир-ского крестьянина208. В 1870 г. здесь проживали русские: в 116 дворах 696 человек. Через 26 лет было 747 человек, 123 дома. В начале XX в. открыли земскую школу. Перепись 1920 г. зафиксировала 896 жителей и 182 двора.

Д. Масляный Мыс в административном отношении находилась в составе Сарапульской волости Казанского уезда. В 1723 г. ее житель крестьянин Матвей Анхимов продал марийцу д. Музлоково (Музяк) Мустаю Кузюкову «посеянного своего хлеба в их, Мустаеве, поле 3 полосы озими за 8 гривен денег»209. По другому документу за 1749 г. узнаем, что здесь жили дворцовые крестьяне, которым башкиры Енейской волости отдали в оброчное владение на 20 лет землю, состоящую «с Буйского перевозу вверх по Бую по правую сторону до устья Изяру, а от устья Изяру по правую ж сторону до вершины Изяру речки, а с вершины ж по правую сторону до Мысовских шалашев, а от Мысовских шалашев по правую сторону же большой дороги по Демидов черте ж до деревни Бую»210.

В 1870 г. в деревне в 48 дворах проживало 339 человек. 440 жителей и 84 дома зафиксировано в 1895 г. Она имела часовню. Действовало 2 мельницы. Построен хлебозапас-ный магазин. 4 жителя имели по одной лавке. Перепись 1920 г. учла 464 человека, 99 домов.

По словам самих жителей, д. Марьино образовалась по договорной записи башкир Гарейской волости от 20 декабря 1788 г.2" Однако в опубликованных документах она упоминается за 1745, 1748, 1760,1786 гг.212 В частности, в 1745 г. башкиры Енейской волости дд. Суксы* и Тел-

203 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 187-189.

204 Там же. С. 516 (но в другом месте этого сборника указана
другая дата — 1766 г. Там же. С. 511).

205Тамже. С. 516-517. 206Тамже. С.541.

207 Там же. Т. 4.4. 1. С. 517.

208 Там же. Т. 3. С. 191.

209 Там же. С. 198.

210 Там же. С. 467.

211 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 4.

212 МИБ. Т. 3. С. 422, 432, 458, 475.

* Д. Суксы относилась к Канбарской тюбе Енейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан). В 1795 г. в 27 дворах проживали 197 башкир (РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879. Л. 164-165), -в 1834 г. - 427 башкир (ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 173). Сегодня называется Татарские Суксы.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


деево* отдали дворцовым крестьянам д. Марьино «вотчину свою, бортные ухожьи, хмелевые щипанья и всякие звериные ловли вверх по Каме реке на луговой Камы реки стороне». Вотчину по р. Кама отдали им в кортом** сроком на 20 лет с уплатой за это по 40 коп. в год213. В 1749 г. те же самые крестьяне на 20 лет окортомили у башкир-гарейцев с условием уплаты по 60 коп. в год вотчину по р. Березовка214. По этим сведениям получается, что д. Марьино возникла задолго до первого упоминания ее в источниках. Во всяком случае, она была известна к 1719 г.215

В 1816 г. насчитывалось 186, в 1834 г. — 221 душа м.п. русских крестьян. 690 человек при 103 дворах показали в 1870 г. В конце XIX в. в 152 домах проживали 482 мужчины и 498 женщин. Жителям принадлежали конная обдирка, 2 мельницы.

Д. Саклово упоминается в договорной записи еней-ских башкир от 1 января 1745 г., данной крестьянам д. Марьино216. Крестьянин д. Саклово Обрам Мансуров в 1757 г. на 10 лет окортомил у енейцев «старинное вотчинное озеро Саклово с мелкими озерки, с ыстоки и суходолы, и с вешними заливы, и сетевыми метищи, и з духовою рыбою»217. Все это свидетельствует о возникновении деревни до 1747 г. 52 души м.п. ясачных крестьян проживали в ней в 1762 г.218 В 1870 г. — 691 человек и 120 дворов. Через 26 лет Саклово — 175-дворная деревня с 553 мужчинами и 554 женщинами. При ней располагались 2 поташных завода, 5 ветряных и водяных мельниц. Еженедельно проводился базар. Имелись 3 бакалейные лавки. В 1883 г. была построена каменная церковь, действовала цер-ковно-приходская школа.

Д. Музяк со времени основания по сберегательной памяти от 7192 (1684) г. до конца XIX в. оставалась марийским поселением. В 1920 г. преобладало русское население. В 1762 г. в деревне насчитывалось 43, в 1795 г. — 68 душ м.п. ясачных марийцев, перешедших в тептярское сословие. 237 марийцев при 38 дворах отмечено в 1870 г. В конце века указано второе имя деревни — Майнак. Тогда зафиксировано 316 жителей и 57 домов. И в 1920 г. жили здесь марийцы: 385 человек, 75 дворов.

Жители д. Ташкиново — удельные крестьяне, оформив договорную запись с башкирами Гарейской волости 29 октября 1786 г.219, считали эту дату временем ее основания. Однако на карте Красильникова за 1755 г. поселение показано под этим же названием. Кроме того, в другом документе за 1760 г. упомянута д. Ташкиново220. В новейших исследованиях находим, что в 1746 г. существовал Ташкинов Починок221. Вселение крестьян разных разрядов продолжалось ив 1819, и в 1844 гг.222

В 1816 г. зафиксировано 255, в 1834 г. — 285 душ м.п. удельных крестьян223. В 1870 г. в 132 дворах проживали

* Сегодня на карте Татарстана этой деревни нет. ** Кортом — оброчное владение.

2.3 МИБ. Т. 3. С. 422.

2.4 Там же. С. 458.

215 Родное М. И., Васильева О. В. Указ. соч. С. 39.

216МИБ. Т. 3. С. 422.

217 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 142.

2,8 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3491. Л. 297-300.

219 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 4.

220 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 188.

221 Родное М. И., Васильева О. В. Указ. соч. С. 24.

222 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 138.

223 Там же. Д. 4.


915 человек. 1220 жителей и 220 домов показали в 1896 г. Деревня имела 3 лавки, мельницу, хлебозапасный магазин. В 1920 г. было 1147 жителей, 238 дворов.

Название села Можары тесно связано с именем помещика А. Е. Можарова, который купил землю у башкир Гарейской волости по купчей от 28 января 1809 г. В 1815 г. он часть приобретенной земли отдал в кортом удельным крестьянам сроком на 25 лет224. Кроме того, в том же году по договору от 27 сентября башкиры за 500 руб. припустили 13 дворов удельных крестьян сроком на 50 лет225.

Можаров Починок в 1816 г. насчитывал 101, в 1834 г. — 165, в 1850 г. — 238 душ м.п. удельных крестьян. 130 дворов с 624 жителями было в 1870 г. При деревне имелось 15 водяных и ветряных мельниц. 477 мужчин и 526 женщин (171 двор) зафиксировано в 1895 г. Действовала церковноприходская школа. Ежегодно 8 ноября проводился торжок. В 1920 г. в селе в 194 домах проживали 925 человек.

По ранней истории д. Биктимирово (Нижний Малый Калмаш) можем отметить лишь, что ее жители учтены ревизией 1748 г.: 26 душ м.п. ясачных марийцев. 75 человек при 14 дворах зафиксировано в 1870 г. 84 мужчины и 86 женщин (32 дома) было в 1905 г. Перепись 1920 г. насчитывала 181 жителя при 34 дворах.

Д. Кутлинка при одноименной речке в 1795 г. состояла из 31 души м.п. дворцовых крестьян (д. 68). По VII ревизии они в количестве 56 душ названы удельными. 326 человек, 51 двор показали в 1870 г. Через 26 лет взято на учет 485 (75 домов), в 1920 г. - 420 жителей (84 дома).

На карте 1781 г. нашла свое место д. Ротково (Неволи-но). По V ревизии 1795 г. здесь жили дворцовые крестьяне (57 душ м.п.). Но по VII они — удельные (68 душ м.п.). В 1834 г. их было 73, в 1850 г. - 97 душ м.п.226 244 человека и 45 дворов было учтено в 1870 г. По истечении 26 лет уменьшились численность жителей (226 человек) и количество дворов (34). 245 человек (51 дом) зафиксировала перепись 1920 г.

Воробье





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3826 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2454 - | 2324 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.