Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Балтачевскии район башкирские и этнически смешанные деревни




Все населенные пункты района в прошлом возникли на вотчинных землях башкирских волостей: Таныпской, Тазларской, Унларской (Ун, Суун, Байкы, Кыр-ун, Унларской тюб).

Племя танып включает три собственно таныпских рода (уфа-танып, су-танып, кыр-танып), а также прежде самостоятельные роды казанчи и кайпан, объединившиеся в составе таныпцев в кипчакский период, в процессе движения последних на лесной север. Таныпцы с бассейна р. Ик двигались на север по р. Танып, где их предки смешались с местными финно-уграми1. В 1730 г. Таныпская волость находилась «в таныпских вершинах и близ Уфы реки».

Из таныпских родов сильной и многоземельной была Кыр-Таныпская тюба, которую в XVIII в. называли даже самостоятельной волостью. В ее распоряжении по Генеральному межеванию земель (начало XIX в.) находилось 82205 десятин земли. До 1754 г. в казну кыр-таныпцы платили ясак в размере 88 куниц2. В 1776 г. Таныпская волость состояла из 335 дворов, из 9 тюб3.

Таныпская волость по мере усиления движения переселенцев получала царские грамоты на свои вотчинные земли: первую — от царя Михаила Федоровича Романова (1613—1645), вторую — в 1689 г. (в том году житель д. Унлар Таныпской волости Етемчура Дусметов с тов. обратился с прошением о выдаче сберегательной грамоты на их вотчину по р. Карыш из-за уничтожения жалованной грамоты во время пожара)4.

В 1696 г. кыр-таныпцы отделили свои владения от уфа-таныпцев. По раздельной грамоте решили: башкирам Кыр-Таныпской тюбы Янчуре Янгильдину и Кара-баю Байсумбину «владеть от Старой Тынбаевой деревни от ключа, что в логу, от того логу вверх по р. Сибизе* к речке Югу по левую сторону Сибизи речки, а в той Сибизе речке вверх вершине межа речка Яман-Илги вершина, а в вершину пришел лог с тальником, а с той линии прямо чрез поля межа пришла в лес в лог, что


 

Герб г. Бирск

словет* Чабы тюбы, в тех межах бортные ухожьи^ звериныя ловли и со всякими угодьи и с лесом со-снягом и з дельными деревьями владеть впредь вечно. Башкирцам Уфа-Таныпской волости Емею и Иштеряку Каиповым, Акбулату Калмакову с тов. и женам их и детем владеть впредь вечно вотчиною по речке Сибирге правою стороною от устья до вершины, а нам, Янчуре с тов., туда не входить»5. Тамги Емея , Иштеряка ^ Акбулата , Янчуры , Карабая

Об участии таныпцев разных деревень в Крымском походе 1675 г., а именно: Солтанчина Дейдертякеева, Чюраша Аювчина, Чипчика Чюрикова, Умира Чюбаева, Бекбова Кулбаева, Козянгула Кузеева, Назара Алиметева, Токана Актуганова, Юлюмбета Чипчикаева говорят следующие их слова: «Мы де на ево великого государя службу ехать готовы, куцы ево государьское повеление будет»6.

Племя ун (унлар) до передвижения на север расселялось в долине р. Агидель. Башкирский этноним ун, по мнению Р. Г. Кузеева, восходит к гуннской эпохе, к племенной конфедерации он-уйгуров7. Около 1730 г. местонахождение Унларской волости указано так: «по Уфе реке и по Байке речке».

Племя таз составляло часть табынского родоплемен-ного объединения в начальный период золотоордынской истории. В Башкортостан предки тазов мигрировали в конце XIII — в XIV вв.8 «Волость Тазларская находилась по Кизгеню-речке»9. У Тазларской волости после изъятий в конце XVIII в. оставалось лишь 19 244 десятины земли. По VIII ревизии (1834 г.) вотчинников-тазларцев насчитывалось 613 душ м.п.10


 


348.


Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 347,

ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 1735. Л. 17. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18894. Л. 19. РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 355. Л. 1-2. ' Сибизь и Сибирга — одна и та же речка.


* Словет — называется.

5 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 2274. Л. 20-24.

6МИБ.Ч. 1.С. 200.

7 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 349.

8МИБ.Ч. 1.С. 355.

9 Там же. С. 137.

10 ЦГИА'РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 19.


БИРСКИИ УЕЗД



 


Все население Бирского уезда по V ревизии 1795 г. насчитывало 79923 души обоего пола, из них башкир — 20707 человек, т.е. примерно 25,9 % всего населения. Остальную часть представляли тептяри различных категорий — 16968 человек, марийцы — 11370 человек, удельные крестьяне — 9627 человек, мишари — 9475 человек, ясачные русские крестьяне — 4 299 человек, удмурты — 2 694 человека11 и т. д. В 1897 г. в Бирском (а также в Белебеевском) уезде башкиры составляли большинство населения12. В 1912—1913 гг. численность всего населения уезда составляла 595012 человек. Этнический состав его выглядел следующим образом: башкиры — 232869 человек (или 31 % всего населения), русские — 142286 человек, марийцы — 75942 человека, тептяри — 53448 человек, мишари — 45079 человек, удмурты - 23089 человек, татары — 17289 человек, украинцы — 2411 человек13 и т. д.

В XVII — в первой половине XVIII в. встречались башкирские деревни с такими названиями этнонимов, как кыр-унлар, унлар, таз, кущи* (от гидронима).

К концу XVIII в. территориальное смешение башкир и татар в Бирском уезде было очень заметным. Перемещение ясачных, служилых татар, мишарей и тептярей из татар в башкирскую среду в западных и северо-западных уездах Оренбургской губернии привело к численному сокращению башкирских деревень и увеличению этнически смешанных населенных пунктов. Об этом свидетельствует приведенная ниже таблица по итогам V ревизии (1795) (см. табл. 9).


По таблице видно, что в Бирском уезде этнически смешанные деревни составляли 35,7 % всех аулов, т.е. уезд занимал пятое место среди других 12 таких же административных единиц.

* * *

В первой половине XIX в. деревни Кыр-Тацыпской волости относились к 10-му башкирскому кантону, мишари, проживающие в этих или самостоятельных аулах, подчинялись 4-му мишарскому кантону, тептяри — разным тептярским командам. Башкиры жили оседло, выезды на яйляу давно канули в прошлое.

В составе 19-й юрты 10-го кантона находились деревни, которые сегодня вхддят в Балтачевский район.

Д. Старобалтачево — одно из коренных поселений кыр-таныпцев.

В 1795 г. было 21, в 1859 г. 124 двора, в т. ч. 32 дома припущенников. В 1920 г. в 209 дворах проживали 512 мужчин и 544 женщины. «Преобладающей национальностью» жителей указана башкирская.

Мишари были припущены в 1793 г., тептяри — в 1812—1815 гг. Раннее название деревни нам не известно. Возможно, ее называли Кыр-Танып или Танып.

Балтас — башкир-вотчинник, по-видимому, занимал старшинскую должность. Поскольку она была наследственной, то сын заменил его на этой должности. Кулуй действительно старшинствовал в 1759—1780 гг., причем


Таблица 9

Количество смешанных по населению деревень по У ревизии (1795 г.)

 

Верхнеуральский Белебеевский Бирский Бугульминский Бузулукский Бугурусланский
Башкирские Башкирско-тептярские Башк. -тепт. -мишар. Башк.-тепт.-татар. Башкирско-татарские Башкирско-мишарские Башк.-мишар.-татар. Всех В том числе смешан. Смешан, деревни в % 110 6 6,8 54,4 35,7 3 6 17 3 89,7 50,0 7 7
Место смешанных деревень VIII III V I IV ; -

11 Янгузин Р. 3. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989. С. 55—56.

12 Там же. С 135-136,

13 Там же. С. 136.

* Ее жители башкиры Навруз Атанов, Илкай Тричев, Нуркай Мураев имели тамги ^ У ^ (1728 г. МИБ. Ч. 1. С. 124).

14 РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 929, 932, 935, 938, 940, 1871,1874, 1876, 1879, 1881, 1884, 1886.

7*



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 



 


 


Таблица 10

Численность и этнический состав населения д. Старобалтачево (душ обоего пола)

 

Этнический состав жителей 1795 г.15 1816 г.16 1834 г.17 1859 г.18 1905 г.19
Башкиры Мишари Тептяри   209 50 356 84 575 196  

был старшиной20 Кара-Табынской волости, куда входила и Таныпская.

По его имени деревню называли и Кулыево. Кулуй Балтасев — преданный царизму старшина. С 1761 г. по 1773 г. он неоднократно был в военных походах, служил на Сибирской и Оренбургской пограничных линиях. В 1771—1773 гг. возглавлял трехтысячную башкирскую команду, направленную в Польшу для борьбы против польских конфедератов. В Польше Кулуй был награжден командующим войсками генерал-аншефом А. И. Бибиковым саблей в серебряной оправе. В годы Крестьянской войны 1773—1775 гг. он сражался против восставших под Бирском, Ельдякской крепостью, Ангасякским заводом, у д. Бураево. Осенью 1774 г. в боях между pp. Бирь и Танып Кулуй встретился с Салаватом Юлаевым. 22 сентября они во второй раз сразились у д. Норкино. Активно участвовал в репрессиях против пугачевцев. Карательная деятельность Кулуя вызвала заслуженную ненависть населения: его имущество было захвачено, дом сожжен. В 1775 г. для покрытия этого ущерба по решению Правительствующего Сената ему было выдано 2000 руб.


За «заслуги» перед карателями получил от генерал-аншефа П. И, Панина «похвальный лист». Воинский опыт помог Кулую избежать гибели или плена, хотя он был шесть раз тяжело ранен в сражениях, а «Пугачев обещал, естли кто к нему ево, Кулыя, приведет, дать 500 рублев»21. Он спасся бегством от восставших башкир, атаковавших и взявших Стерлитамакскую пристань, явился в Уфу 19 ноября 1773 г.22, где и находился все время осады.

Кулуй был использован как надежный свидетель обвинения в следственном процессе над Салаватом Юлаевым в Тайной экспедиии Сената в Москве. Он получил возможность свести счеты с предводителем восставших, отомстить за перенесенные страхи и разорение. Кулуй смог изобличить подследственного в установлении ряда фактов23.

Если старшина волости воевал на стороне карателей, то подведомственные ему башкиры из 164 дворов находились среди пугачевцев24.

В 1834 г. в д. Старобалтачево жили сыновья Кулуя: юртовой старшина Абдулнасыр Кулуев, 57 лет, его сыновья Мухаметбасим (его Мугтасим, Ризван, Мухамет-садык, Мухаметхусаин, Валиахмет и Хасан), 55-летний походный старшина Абдуллатиф Кулуев25. В 1842 г. Мухаметбасим Абдулнасырович носил фамилию Балтасев.

В первой половине XIX в. о линейной службе башкир и мишарей по р. Урал свидетельствует формулярный список башкирского юртового старшины зауряд-хорун-жего 42-летнего Идриса Хамитовича Халилова (сыновья Ильяс, Даут, Халит, Мухаметсадык, Габидулла), который был в Красногорской крепости 3 раза, в Кызыл ской — 1, в Сакмарске — 1 и при сплаве «общественного башкирского леса» — 1 раз26.

Несколько слов о хозяйстве сельчан. В 1843 г. на 356 башкир (по ревизии 1834 г.) было засеяно 960 пудов озимого и 1728 пудов ярового хлеба27. В конце XVIII в.


 


15 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871 (Бирский уезд). Л. 140.

16 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 225.

17 ЮАС. Вып. 2. С. 277, 332...

18 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1158.

19 Полный алфавитный список всех населенных мест Уфим
ской губернии. По всем другим деревням численность населе
ния была указана по этим источникам (15—19).

20 В статье районной газеты «Жину байрагы» (11 октября
1990 г.) ошибочно утверждается, что он являлся кантонным
начальником.


21 Гвоздикова И. М. Салават Юлаев. С. 40-42.

22 НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 73. Л. 23.

23 Гвоздикова И. М. Указ. соч. С. 42.

24 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башки
рии. С. 285.

25 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 521.

26 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

27 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 170. И по другим дерев
ням сведения о посеве хлеба указаны по этому же источнику.


БИРСКИИ УЕЗД



 


имели 1, в 1834 г. — 4 водяные мельницы. О поголовье лошадей и коров сведениями не располагаем. Тогда же башкирам принадлежало 215 овец, 181 коза. В собственности некоторых хозяйств было 16 ульев и 42 борти.

Здесь находилось волостное правление, открыли русско-башкирскую школу, земское пятилетнее начальное училище; при двух мечетях действовали медресе. По субботам проводили базар. В центре волости открыли чайную, четыре бакалейные лавки. Известно и красильное заведение.

Д. Новобалтачево в XVIII в. называлась Нижнебалта-чево («Усаково тож»). Д. Усак была известна в 1732 г., когда ее житель башкир Зияш Тоимбаев (его тамга h) занял у служилого татарина д. Янбаево Ибрая Узбехтеева (тамга А) под залог своего повытья — участка земли 57 руб.28 Следует полагать, что поселение образовалось из выселка коренной деревни, поэтому второе имя его — Новобалтачево. В 1795 г. деревня насчитывала в 17 дворах 111 башкир, в 3 домах — 40 тептярей из марийцев, припущенных первыми по договорному письму от Г ноября 1769 г.29 По VII ревизии было башкир — 70 душ, «тептярей из черемис» — 24 души, мишарей — 11 душ м.п. Деревня состояла из 25 дворов. Мишари были припущены между двумя ревизиями в 1811—1816 гг. 252 башкира, 90 тептярей, 30 мишарей показала VIII ревизия 1834 г. По X ревизии 1859 г. в 183 дворах проживало 450 башкир-вотчинников, в 39 домах — 244 припущенника. В 1905 г. количество всех жителей достигло 1116 человек, дворов — 200. 1171 человек и 28 дворов было в 1920 г. Большинство населения — башкиры30.

На 252 башкира сеяли 720 пудов озимого и 1112 пудов ярового хлеба. На р. Тушкур действовали две мельницы. В собственности сельчан было 116 овец, 112 коз. Кому-то принадлежало 12 бортей и 6 ульев.

Д. Тушкурово в конце XVIII в. — моноэтническое поселение, расположенное при одноименной речке. В 1795 г. здесь в 18 дворах проживали башкиры: 81 мужчина и 68 женщин31. VIII ревизия, кроме 196 башкир, показала 20 мишарей и 129 тептярей, припущенных вотчинниками по договорному письму от 18 апреля 1808 г.32 В силу этого они попали в ревизскую сказку, начиная

28 МИБ. Т. 3. С. 300.

29 В районной газете «Жицу байрагы» от И августа 1990 г.
ошибочно указана эта дата как время образования поселения
и речь там идет о мишарях, а не о тептярях.

30 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 70.

31 В сб. «Малоизученные источники по истории Башкирии»
(Уфа, 1986. С. 143) временем припуска мишарей и тептярей в эту
деревню указан 1733 г. Однако по IV—V ревизиям их здесь не
было. Кроме того, известно, что еще в 1711 г. в этой деревне
жили ясачные татары, которые в том же году были припущены
башкирами д. Чипчик и поселены «усадьбою над речкой Тушку-
ром» (МИБ. Т. 3. С. 76). В 1726 г. башкир д. Тушкур Ермухамет
Биметов (тамга У), припущенный одноволощанами, через 8 лет
отказался продлить припуск и съехал с той вотчины (МИБ. Т. 3.
С. 327). О чем все это говорит? О том, что договоры о припуске
заключались сроком от 12 до 60 лет. Но через 8—12 лет припу-
щенники вынуждены были выезжать с припущенных вотчин
ввиду истощения пахотной земли из-за господства переложной
системы земледелия и обосновываться в другой башкирской
волости на новых договорных основах. Вот почему они фикси
ровались припущенниками в одной деревне, а через некоторое
время отмечалось их отсутствие.

32 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 20.


с 1811 г. VIII ревизия 1834 г. насчитывала 310 башкир, 176 тептярей, 47 мишарей. X ревизия показала их в социальном отношении: башкир-вотчинников в 102 дворах было 258 мужчин и 243 женщины, припущенников (теп-тяри и мишари) — 165 мужчин и 153 женщины при 58 домах. В 1906 г. зафиксировали 1533 жителя и 278 домов. 1675 человек при 320 дворах — итог переписи 1920 г.

Житель деревни зауряд-есаул Абдулманнаф Байра-миев, служивший походным старшиной, к 1842 г. пять раз побывал на линейной шестимесячной службе по р. Урал в Березовском, Каменском редутах, в Верхнеуральской, Уртазымской, Орской крепостях (его сыновья Мухамет-ша, Нагиман)33.

В 1843 г. на 310 башкир было засеяно 1080 пудов озимого и 1864 пуда ярового хлеба. Построили 2 мельницы. Жители владели 212 овцами и 241 козой. 10 бортей и 32 улья принадлежали 10 хозяевам.

С конца XIX в. по средам проводился еженедельный базар, три домохозяина имели бакалейные лавки. Здесь находилась пристань для барж (в 3 верстах от деревни протекала р. Танып). 2 мечети обслуживали прихожан.

Д. Манагазово, находившаяся при одноименной речке, сохранила моноэтнический состав своего населения. В 1795 г. здесь зафиксировано 48 башкир-вотчинников при 6 дворах, в 1816 г. — 98 (13 домов), в 1834 г. — 165, в 1859 г. - 227 (36 дворов), в 1906 г. - 344 (54 дома), в 1920 г. — 391 человек (77 дворов).

В 1846 г. посев на каждого из 165 жителей был равен 7,6 пуда хлеба (всего 1256 пудов). Они же владели 115 овцами, 75 козами. В деревне имели 22 улья, в лесу держали 65 бортей.

В 1906 г. отмечено наличие кузницы. Была мечеть.

Д. Кумьязы названа по имени речки. И здесь жили башкиры-вотчинники. В 1795 г. деревни еще не было. Она была основана в самом конце века. В 1816 г. в 17 дворах проживали 80 человек. В 1834 г. было 128 жителей при 22 домах, в 1859 г. — 347 поселян (53 двора), в 1906 г. — 890 человек и 142 дома. 996 башкир при 194 дворах показала перепись 1920 г.

В 1842 г. еще был жив 56-летний зауряд-есаул Абдул-насыр Аиткулов сын Казбулатов, который в 1813 г. сопровождал до г. Вильно лошадей, пожертвованных башкирами в пользу действующей против французов армии34. Он успел побывать 4 раза на линейной шестимесячной службе вдоль р. Урал.

Засеянный хлеб равнялся 1256 пудам, т.е. по 9,8 пуда на каждого из 128 жителей. В их собственности находилось 106 овец, 69 коз. Отдельные домохозяева имели 30 бортей, 12 ульев. В деревне была своя мечеть.

Д. Мищерово находится при р. Танып. Название происходит от антропонима (имя башкира-вотчинника), а не от этнонима. В эту деревню в 1733 г. были припущены тептяри35, а перед самой V ревизией 1795 г. — мишари.

В 1920 г. все жители названы мишарями, что не соответствует нижеприведенным данным (см. табл. 11).

33 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

34 Там же. Л. 21.

35 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 143.
По всем другим этнически смешанным населенным пунктам
использован этот же источник. Краевед в статье районной
газеты от 16 января 1990 г. считает, что тептярей и мишарей при
пустили якобы в заброшенную башкирами деревню.



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 



Таблица 11

Численность и этнический состав жителей

В количестве дворов произошли соответствующие нижепоказанным годам изменения: 15, 20, 48, 77, 87, 88.

В 1843 г. на 105 башкир было посеяно 480 пудов озимого и 904 пуда ярового хлеба.

При мечети с конца XIX в. действовало медресе.

Д. Мата — со времен основания до наших дней однонациональное башкирское поселение, расположенное при одноименной речке и р. Тушкур. Развитие деревни характеризуется следующими данными. В 1795 г. 30 человек проживали в 4 домах. 66 жителей и 8 дворов отмечено в 1816 г. По VIII ревизии 1834 г. зафиксировано 137 человек и 16 домов. 292 башкира при 50 дворах было в 1906 г. Перепись 1920 г. показала 887 человек и 167 домов.

Сохранился документ начала XVIII в., свидетельствующий о разорении хозяйств людей в результате подавления башкирского восстания 1704—1711 гг. Это — бессрочная житейская запись от 10 марта 1718 г., где сказано, что ясачный башкир д. Маты отдал башкиру д. Ялашлы Урусу Илчикееву «в работу сына своего родного неотдельного (неотделенного) Абраша. И ему... жить и работать в доме Уруса всякую домовую и отъезжую работу вечно... ево слушать без огурства*, и над скотом ево и над животом** никакия хитрости и дурна не чинить, и животов ево не покрасть и не сойти, и не збежать, пить и есть, и платье все носить сыну моему Абрашу ево, хозяйское»36. На записи поставлена тамга Буранчи ~Е.

Земледельческий опыт приобретался матинцами с трудом: в 1843 г. на каждого сеяли лишь по 2,8 пуда хлеба. Имели мельницу. В конце XIX в. в деревне отмечено наличие кожевенного заведения, сапожной мастерской, двух кузниц, двух бакалейных лавок. Была и мечеть.

В первой половине XVIII в. было две деревни под названием Иликеево37. Думается, что к ее возникновению непосредственное отношение имеет влиятельный вотчинник Таныпской волости Иликей Исембетов, который с другими башкирами-одноволощанами в 1713 г. отдал мишарям д. Янбаево в постоянное оброчное владение свой лес и сенные покосы38. О том, что он был зажиточным общинником, говорит запись заемной кабалы удмурта «деревни Балтасево» (ныне Нижнебалтачево Татышлинского района) от 23 октября 1713 г., по которой он «занял у башкирца деревни Чипчиковы» Иликея


Исембетова 30 руб. денег39. Выходит, что Иликей Исембетов — житель д. Чипчиково — выделился из места своего поселения и основал при р. Ари новую деревню где-то в начале XVIII в. В его деревне жили одни башкиры-таныпцы. Лишь по записи, составленной 1 июля 1808 г., были припущены тептяри40. В 1816 г. в д. Иликеево, состоящей из 21 двора, проживали 138 башкир, 20 тептярей. К VIII ревизии она названа Старой Иликеевой с населением, состоящим из 231 башкира и 24 тептярей; 296 башкир при 46 дворах и 72 тептяря при 11 домах — итог X ревизии 1859 г. В 1920 г. в 89-дворной деревне проживали 511 человек. Преобладающее большинство населения — башкиры.

Деревня имела и второе название — Кочкильды. Среди вотчинников-кыртаныпцев был Юсуп Кускиль-дин, два раза (1746,1758) участвовавший в припуске ясачных татар в д. Якшеево (Явметево)41. Отец Юсупа — Кускильды (в документах XVIII в. так и назван) имеет прямое отношение к имени названной деревни.

На 231 башкира было засеяно 600 пудов озимого и 920 пудов ярового хлеба (1843 г.). Ими было построено 6 мельниц. Им принадлежало 167 овец, 194 козы. Отдельные хозяйства занимались бортничеством (32 борти) и пчеловодством (30 ульев).

Д. Кунтугушево при р. Мата в 1795 г. состояла из 12 дворов башкир (101 человек), 3 домов мишарей (12 человек), 3 дворов тептярей (14 человек). Мишари и тептяри обосновались здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Кыр-Таныпской волости». Кроме того, тептяри получили возможность «для спокойного жития» на земле таныпцев и по указу Оренбургской экспедиции42 из Уфимской провинциальной канцелярии от 7 мая 1735 г. Время припуска мишарей не известно. 74 души башкир, 16 душ мишарей, 20 душ тептярей м.п., проживающих в 24 дворах, показала VII ревизия 1816 г. 216 башкир, 48 мишарей, 30 тептярей обоего пола было к VTII ревизии 1834 г. X ревизия насчитывала 295 башкир (50 дворов), 162 припущенника из тептярей и мишарей (20 дворов). 906 человек при 155 домах было в 1906 г. Национальность 1046 жителей (202 двора) по переписи 1920 г. определена как башкиры и мишари.

Башкир Фасфритдин Миндянов сын Наваев (сыновья Науширван, Гильман, Лукман) с 1789 г. 4 раза находился на Оренбургской пограничной линии вдоль р. Яик (Урал).

В 1843 г. на 216 башкир засеяли 1528 пудов озимого и ярового хлеба. Кроме коров и лошадей жителям принадлежали 129 овец и 89 коз.

При мечети с конца XIX в. действовало медресе.

Д. Штанды возникла при одноименной речке. Население со времени ее основания в самом конце XVIII в. до переписи 1920 г. — однонациональное: жили одни башкиры. В 1816 г. при 12 дворах показано 70 человек. В 1859 г. - деревня 51-дворная с населением 311 человек. 472 жителя при 90 домах насчитывалось в 1906 г. Перепись 1920 г. показала 891 человека и 180 дворов.


 


* Огурство — озорство.

** Живот — имущество.

36МИБ.Т. 3. С. 168-169.

37 Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по ландкартам Красильникова и Топографии П. И. Рычкова, 1755 г. Оренбург, 1880.

38МИБ.Т. 3. С. 105.


39 Там же. С. 106.

40 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 17.

41 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 81, 87.

42 Оренбургская экспедиция во главе с И. К. Кириловым
была создана для строительства г. Оренбург и крепостей вдоль
р. Яик (Урал).


БИРСКИИ УЕЗД



 


На 110 человек было засеяно 360 пудов озимого и 296 пудов ярового хлеба (1834 г.).

Выселок, переросший в самостоятельную деревню, образовался после 1920 г. Во всяком случае, в д. Ново-штанды через 5 лет было зафиксировано 17 домохозяев.

К 24-й юрте 10-го кантона относилась башкирская д. Имяново (имэн — дуб), она находилась в составе Кыр-Таныпской тюбы Таныпской волости. В 40-х гг. XVIII в. называлась Хужа Имяново. В 1795 г. в 21 доме проживали 127 башкир, в 6 дворах — 27 тептярей. Время поселения тептярей не известно. По VII ревизии их было соответственно 145 и 22 человека. Прибавилось 3 двора. По другим ревизиям тептяри в этой деревне не прослеживаются. В 1920 г. 403 мужчины и 469 женщин проживали в 152 дворах.

О военной службе отдельных жителей д. Имяново рассказывают формулярные списки чиновников 10-го кантона. Вот один из них. Это — чиновник 14-го класса зауряд-сотник Файруш Сагитович Нураев, 1780 года рождения. Он участвовал в войне России и ее союзников против Франции с 1807 по 1809 г. Его сыновья Ахмет (его Шайбак), зауряд-есаул ХазиахМет, Шагиахмет. В той же кампании России на польской и прусской территориях был урядник Фарухшат Сайфуллович Сафинов (его сыновья Тимирша, Исмагил)43.

В 1834 г. на 289 башкир было засеяно 360 пудов озимого и 400 пудов ярового хлеба. Земледельцы воздвигли 2 мельницы. Кроме крупного рогатого скота у них было 145 овец и 30 коз. Пчеловоды имели 35 бортей и 50 ульев.

Имяново - родина видного литературоведа, первого доктора филологических наук по истории башкирской литературы, профессора Ахнафа Ибрагимовича Харисова (1914—1977). Широко известна его книга «Литературное наследство башкирского народа XVII—XIX вв.» (Уфа, 1965; 1973).


Харисов Усманов Ахнаф Ибрагимович Абубакир Нурианович

Известный историк Абубакир Нурианович Усманов (1910—1982), автор книг «Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года» (Уфа, 1964), «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» (Уфа, 1949; 1960; 1982) — также уроженец д. Имяново. Автор


книги глубоко благодарен этим выдающимся исследователям за их чуткое отношение к молодым ученым, за их бескорыстную помощь и содействие в годы учебы в аспирантуре и работы в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне УНЦ РАН).

Д. Тузулукуш не зафиксирована Vревизией 1795 г., но показана VI ревизией 1811 г. 6-дворной деревушкой с 16 башкирами, 11 мишарями. Деревушка названа Имен Ишмет Тузла («Тузлу Куш тож»). Следовательно, она возникла перед VI ревизией. Время припуска мишарей не известно. По 24 башкира и мишаря было в 1834 г. 131 человек без определения их этнического происхождения при 26 дворах отмечены по итогам переписи 1897 г. В 1920 г. показано 36 дворов с 182 жителями. Большинство населения — башкиры.

В 1834 г. было засеяно 360 пудов озимого и 400 пудов ярового хлеба. Действовали две мельницы. 19 овец, 8 коз находилось в собственности жителей. Несколько домохозяев имели 10 бортей и 10 ульев.

* * *

К Ирэктинской волости относилось несколько башкирских деревень. Д. Кансиярово в 1795 г. состояла из 20 башкирских дворов с 107 жителями. Однако в другом документе о тептярях сказано, что они были припущены башкирами Ирэктинской волости по договору 1732 г., утвержденному указом Оренбургской экспедиции от 15 июля 1735 г. Выходит, что V ревизия конца XVIII в. не учла тептярей, показав Одних башкир. По VIII ревизии уточнено название деревни — Нижнекансиярово, где учтены 191 башкир и 223 тептяря. В 1834— 1858 гг. возникла д. Верхнекансиярово, где в 1859 г. в 3 домах проживали лишь 22 вотчинника и в 75 дворах — 295 тептярей. В то же время в д. Нижнекансиярово показаны одни вотчинники — 245 человек при 36 домах, т.е. тептяри перешли в новую деревню. В 1920 г. 811 тептярей (168 дворов) было в д. Верхнекансиярово, 440 башкир (81 дом) — в д. Нижнекансиярово.

Кансияр — Кансуяр — антропоним. В самом деле, в формулярном списке 10-го кантона за 1842 г. показан 58-летний зауряд-есаул Рахматулла Хамитович Кансуя-ров. Это — внук первопоселенца Кансуяра. Сыновья Рах-матуллы Нигматулла, Ахметша, Гадилыпа, Габдулла, Шагингарей, Султангалей. Другой внук Кансуяра — 53-летний башкир Зайнулла Файзуллинович Кансуяров — участвовал в Отечественной войне 1812 г. в составе 10-го полка, награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Кроме того, пять раз находился на службе на Оренбургской пограничной линии. Сыновей его звали Шарафутдин, Награзитдин, Гильма-литдин. Житель д. Кансуярово зауряд-есаул Фаткулла Рыскулович Рысаев, 1790 года рождения, в 1812 г. с 5-м башкирским полком находился в походах против французских войск и награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года»44.

В 1843 г. на каждого было засеяно лишь по 3,5 пуда хлеба.

Той же волости подчинялись дд. Тыканово и Сикияз.


 


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 29.


Там же. Л. 31.



БАЛТАЧЕВеКИЙ РАЙОН


 


В д. Тыканово в 1795 г. в 12 дворах зафиксировано 52 башкира-вотчинника. По X ревизии 1859 г. их с/гало 270 человек при 43 домах. 642 человека и 115 домов было в 1920 г. Все - башкиры. На 135 башкир в 1843 г. было посеяно 240 пудов озимого и 416 пудов ярового хлеба.

Д. Сикияз возникла при одноименной речке перед VIII ревизией в результате выделения части жителей из д. Верхнесикиязово (ныне Татышлинский район) и получила название Нижнесикиязово. В 1834 г. там насчитывалось 74 башкира. По X ревизии 1859 г. в 25 дворах зафиксировано 162 вотчинника. 377 мужчин и 323 женщины было в 1906 г. 490 башкир при 111 домах показала перепись 1920 г.

* * *

К Тазларской волости относились дд. Старые Каргалы, Сейтяково и Тучубаево.

В 1795 г. в д. Каргалы в 13 домах показано 84 башкира-вотчинника. К VIII ревизии стало две деревни: Старые Каргалы и Новые Каргалы. В первой из них — 130 башкир, во второй - 283. В 1920 г. 902 башкира проживали в коренной деревне в 177 дворах.

В 1843 г. на 130 человек было засеяно всего лишь 264 пуда озимого и 328 пудов ярового хлеба. Два домохозяина владели мельницами. 57 овец, 100 коз было в собственности общинников деревни. Бортничество (50 бортей) играло некоторую роль в отдельных хозяйствах.

В 1928 г. выходцы из д. Старые Каргалы основали д. Чиятау45.

Д. Сейтяково была известна еще в XVII в., хотя сегодня краеведы ошибочно утверждают, что она Возникла якобы в 1736 г. и основана ясачными татарами. Год припуска мишарей, марийцев, татар и др. в башкирскую деревню в последнее время стали считать временем их создания и по другим населенным пунктам46. В 1792 г. башкиры Тазларской волости Уразгильде Сейтяков (его тамга ) и Точибай Якшиметов возобновили договор о припуске башкир Ирэктинской волости Имангула Теникеева с тов.47 Уразгильде — сын Сейтяка, значит, д. Сейтяково существовала не первый год. Вот доказательства. На право пользования башкирской вотчиной тептяри д. Сейтяково представили копии с договорных записей от 26 июля 7150 (1642) г., от 26 июня 7206 (1698) г., но они нигде не были засвидетельствованы, т.е. утверждены. По договору от 23 мая 1746 г. сюда были припущены ясачные татары братья Ишметовы с тов.48 И, наконец, по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 8 июня 1751 г. было разрешено ясачному татарину Суюндуку жить в д. Сейтяково, но без оброка49. Ясачных татар, перешедших затем в тептярское сословие, припустили на свои вотчины башкиры Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости, хотя деревня принадлежала Тазларской волости.


Как видим, д. Сейтяково существовала на 100 с лишним лет раньше, чем думают некоторые краеведы.

По V ревизии в д. Сейтяково были показаны жителями только башкиры: 62 человека при 9 дворах. А где же тептяри? Оказывается, они жили в этой деревне, но здесь не были прописаны. На учет брали там, где они попадали в ревизию. Вот как это разъясняется в одном документе за 1758 г.: «Вы поныне жительство имеете своими в д. Сейтяковой уже более 60 лети более (т.е. с 1698 и даже 1642 гг.), коя состоит на Осинской дороге и на самой проезжей большой от Казани до Кунгура и до Исецкой провинцы дороге. Но по ревизии написаны не здесь (т.е. в д. Сейтяково), а по д. Явметево, состоящей от большой дороги в стороне верстах в 15-ти»50.

Вернемся к количественной стороне дела. По VII ревизии в д. Сейтяково проживали 94 башкира, 406 тептярей. 136 башкир и 600 тептярей было в 1834 г. Назовем имена некоторых вотчинников: Абдулгафар Абдулкаримов, Махмудияр Габдулсаттаров, Асфандияр Мухтасаров, Зайнулла Баязитов, Абдулкадыр Абдулкаримов, Шагимардан Сагдиев, Бикбау Афастунов. Основная форма их тамги . X ревизия зафиксировала только башкир: 181 человек при 33 дворах. 1976 башкир и тептярей при 295 домах показано в 1906 г. Перепись 1920 г. уточняет национальную принадлежность жителей: в д. Сейтяково 1-е было 525 башкир (93 двора) ив д. Сейтяково 2-е — 1841 татарин (341 дом). Обе деревни находились рядом, в 10 верстах от д. Старобалтачево. Таким образом, ясачные татары, припущенные в XVTII в. в д. Сейтяково, сменили свое сословие на тептярское, а после национализации земли вслед за победой Октябрьской революции 1917т. вернулись в исходное положение: вышли из тептярей.

В 1843 г. на 136 башкир было засеяно всего лишь 120 пудов озимого и 104 пуда ярового хлеба. Была мельница. Они имели в собственности кроме лошадей и коров 116 овец, 35 коз.

В 1906 г. Сейтяково — центр Норкинской волости. Здесь при двух мечетях было медресе. Имелась земская больница. Были 2 кузницы, красильное заведение. Проводились базар (по понедельникам) и ярмарка (14 декабря). У 5 человек учтены бакалейные лавки.

Название д. Тучубаево искажено: должно быть Туйчи-баево по имени ее основателя, влиятельного вотчинника Туйчибая Якшим(б)етова. Деревня возникла в 1722 г.51 По-видимому, туйчибаевцы выделились из д. Старотазла-рово, поскольку именно таким было второе имя деревни. В 1795 г. д. Туйчибаево состояла из 13 дворов башкир (65 человек) и 18 домов тептярей (116 человек). Тептяри были припущены башкирами Тазларской волости по записи, утвержденной Уфимской провинциальной канцелярией 15 июня 1735 г.52 Допуск к башкирской земле получили Тймлет Бакаметов, Масягут, Мансур, Макай Абымтерлетевы, Токташ Тогакаев, Рясул и Иман-


 


45 Газета Балтачевского района «Жицу байрагы». 13 ноября
1990 г.

46 Там же. 16 января 1990 г.

47 МИБ. Т. 3. С. 260-261.

48 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.

49 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 33; Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.


50 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 34. По договору от 23 мая
1746 г. ясачный татарин Яммет Ишметов с тов. арендовал у баш
кир землю, где находилась башкирская д. Якшеево, ставшая
д. Явметево (т.е. Ямметово).

51 Там же. Д. 8. Л. 67.

52 Там же. Л. 5.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


гул Тайташевы, Сеит Амекесев, Усман и Мукай Тлев-лины, Ишмакай и Турей Усмановы, Тлевли Айтюраков.

В 1834 г. в деревне насчитывалось 147 башкир и 250 тептярей. 241 башкир (49 дворов) и 435 тептярей (75 дворов) было в 1859 г. Назовем имена некоторых вотчинников: Ахмади Хуснитдинов, Курбангали Габидул-лин, Минлибай Тимирбаев, Батырша Валишин, Ахтям Кулуев, Гузаир Аиткулов, Галяутдин Мифтахитдинов, Шагимурат Салимов. Их тамги53:

. Перепись 1920 г. показала 1019 человек и 197 дворов. Они названы башкирами и тептярями.

Внук первопоселенца зауряд-хорунжий Салим Салчинович Туйчибаев, 1785 года рождения, «с 5-м башкирским полком бывал в походах и делах против французских войск и за взятье Парижа жалован серебряною медалью 1812 года»54. Кроме того, он Зраз находился на пограничной линейной службе по р. Яик (Урал).

Несколько слов о хозяйстве туйчибаевцев. В 1843 г. тазларовцы, в том числе и жители этой деревни, хлеба сеяли мало. На 147 человек было засеяно лишь по 144 пуда озимого и ярового хлеба. Была мельница. Они имели кроме крупного рогатого скота и лошадей еще 78 овец и 59 коз.

Д. Тутагачево при одноименном озере возникла во второй половине XIX в. (ее учла X ревизия 1859 г.). Поселение это основано вотчинниками-кыр-унларцами. В 1906 г. в нем было 409 человек (76 дворов), в 1920 г. — 612 жителей (104 дома). Все — башкиры.

Д. Урта-Елга при одноименной речке возникла на рубеже XIX и XX вв. В 1906 г. в ней насчитывалось 93 человека и 20 дворов, в 1920 г. — 248 башкир при 46 домах.

Тептярские деревни

Башкирская д. Чурапаново постепенно эволюционировала в тептярскую. Тептяри были припущены в эту деревню башкирами Танып-Ирэктинской волости по записи от 26 июня 7150 (1642) г.55 Тептярями стали черемисы-марийцы и ясачные татары, которые вышли из своих общин в Поволжье и из своего ясачного сословия. Из их числа в восстании Пугачева участвовали 2 марийца и 20 ясачных татар, ставших к 1795 г. тептярями; последних насчитывалось 98 человек (15 дворов). Здесь проживали 7 башкир-вотчинников при двух домах. В 1834 г. взяли на учет 84 души тептярей м.п. 275 тептярей при 50 дворах показала X ревизия. В 1920 г. насчитывалось 638 тептярей (117 домов).

Писатель, автор повести «Аталарга гибрэт, йэштэргэ — дэрес» (Уфа, 1909) и сборника «Башкирские, тептярские песни, байты» (Стерлитамак, 1910) Зия Ибрагимович Уммати (1885—1943) — уроженец д. Чурапаново56.

Д. Усманово при р. Б. Кигаза возникла по договорной записи башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 1 ноября 1738 г. Получили ее ясачные татары


д. Имяново Усман (Осман, Асман) Азметов с товарищами. В тексте записи сказано: «1738 года 1 ноября Уфимского уезда Сибирской дороги Унларской волости деревни Чукурово башкирцы Юсуп Кускильдин с общаго совету братьи тое волости башкирцев и по данному письму, будучи в Бирску, дали сию запись тое же Сибирской дороги д. Иманевой ясачным татарам Осману Азметову, Алее, Бикметю Юванаевым, Биккулу Кадырметеву, Мур-тазе Ибрагимову, Товбулату Тогаеву в том, что отдали мы, Юсуп с тов., им в вотчине своей пахотную землю и сенные покосы, а межи той отданной земле по речке Кига-зунве по левую сторону, верхняя межа Иманов ключ по болоте суходолам на Таныпскую дорогу по левую сторону до Каришевой дороги и от нее до Арымовой дороги до вершины Кунгыт речки4 по устье Имацова ключа, вниз до мельницы Янбулатовой, а от мельницы Янбулатовой до Теперишевского мосту, а от того мосту по дороге Старой Дюртюкеевой, а с тое дороги на ворота польские (?) Дюр-тюкеевские, а от тех ворот до березника и чрез березника прямо на две березы, а от тех берез на одну черную березу, рубленую, и от тое березы до вершины речки Шади по суходолу и до Кильчинеевой межи и обратно до Янбулатовой мельницы 6 дворами поселитца. В помощь (башкирскому) ясаку им платить по 1 руб. 20 коп. в год»57. Затем ясачные татары перешли в тептярское сословие. Первопоселенец — Усман Азметов. По записи 12 июля 1740 г. здесь же обосновалась новая группа тептярей.

Тептярей по VII ревизии насчитывалось 171 душа, по VIII - 249 душ м.п., в 1859 г. - 700 (122 дома), в 1906 г. -1050 (175 дворов), в 1920 г. — 1201 (235 домов) человек.

С конца XIX в. при мечети действовало медресе.

Д. Норкино была основана в 1710 г. В том году по договорной записи от 1 октября был припущен мишар Кадыр-мет Самойлов сын Чекмарев (или Смаилов сын Чейку-ров) с родственниками58. Его припуск разрешили башкиры-вотчинники д. Кыр-Унлар Кыр-Таныпской тюбы Таныпской волости Нуркай Тогузаков, Арык Акбулатов, Кузей Суянгулов (Субхангулов), Каскин, Танрус, Иман Талышевы. Условия его припуска: «ясак в казну великого государя и всякие подати и подводы гонять ему, Кадыр-метю, с нами вопче ж». Деревня названа по имени влиятельного вотчинника Норки Тогузакова, имевшего здесь хутор. Единственный двор вотчинников в деревне — это его семья. Одна-две семьи башкир фиксировались и в последующих ревизиях, в частности, по X ревизии 9 вотчинников составляли один двор. О Тогузакове известно еще то, что по мировой записи от 15 декабря 1708 г. договорился с башкиром Ильчибаем Бакеевым с тов. о том, что «в лес в общей старинной дедовской вотчине... ходить вопче и тех... в р. Кизгане бобров ловить вопче ж, бобров делить на жеребьи, мне, Нурке с товарыщи, имать 3 доли, а им, Илчибаю с тов., 1 доля. Да в той же нашей опчей вотчине (мишарская) деревня Карыш, и с той деревни оброку имать ему, Илчибаю с товарыщи, по гривне* на всякой (год), а мне, Нурке с тов., до того оброку дела нет»59.


 


53 Там же. Л. 46.

54 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 39.

55 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 20; Ф. 172. Оп. 1. Д. 7. Л. 10.

56 Башкирская литература начала XX века. Книга вторая.
Проза, драматургия. Уфа, 1984. На баш. яз. С. 198—234.


ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174; Ф. 419. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.

МИБ. Т. 3. С. 64-65.

Гривна — денежная единица, равная 10 коп.

МИБ. Т. 3. С. 42.



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 


По договорным записям от 7 марта 1735 г. и 11 февраля 1741 г. были припущены тептяри. И, наконец, по договору с вотчинниками от 15 мая 1746 г. обосновались здесь с условием уплаты башкирам по 1 руб. 20 коп. в год ясачные татары Бикмет и Габдуллай Нураевы60. В 1748 г. в 4 дворах жили мишари (24 души м.п.)61. Все прибыли из д. Кизганбаш.

В 1816 г. мишарей насчитывалось 62 души, тептярей — 119 душ м.п. К 1834 г. количество мишарей не изменилось, в то время как тептярей стало 170 душ м.п.62 По X ревизии, все жители — припущенники, кроме одной семьи из 9 человек. Их 809 человек (142 двора). 2376 человек при 392 дворах показано в 1906 г., в 1920 г. — 1723 жителя (331 дом).

Башкирская д. Чипчиково Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости известна с последней четверти XVII в. Сапсек — антропоним. Первопоселенец — Сэпсек Сурюков (Чюриков) — бывший житель д. Унлар (Кыр-Унлар). В 1675 г. на призыв царя Алексея Михайловича на государеву службу башкиры 7 волостей Сибирской дороги, в том числе и Таныпской, изъявили желание участвовать в Крымском походе. Среди таныпских башкир, готовых идти в поход, был и Чинчик Чюриков63. Был там и Солтан Дейдертякеев, т.е. Дюртюкеев, в деревню отца которого под названием Дюртюкеево были населены марийцы. Имя Чипчика в документе искажено. По другим источникам (архивным) можно удостовериться, что он не Чинчик64, а Чипчик. Вотчинник Таныпской волости Етемчура Досумбетов «с товарыщи» (имя его встретится еще не раз) в 1696 г. обратился к царю и Уфимскому воеводе, чтобы они подтвердили жалованную грамоту на вотчинные земли по р. Карыш, данную их родителям в 7149, или 1641 г., поскольку «Сапсяк (Сэпсек, Сяпсек, Чипчик — вот сколько раз упоминается одно и то же имя в одном документе — значит, Сэпсек) Чучуков (Чючюков) владел насильством своим вотчиною нашею и он умер (1695), а ныне товарыщ ево, Чипчиков, Исембет Килдибеков и просит указ учинить» на землю просителя. Етемчура получил «владенную грамоту»65. На р. Коши «Сепсеко построил две мельницы и поселил три деревни, в тех деревнях они, Сапсяк с товарыщи, поселили черемиса и с тоей черемисы имали они оброк к себе неведомо по какому указу»66. Архивный и опубликованные материалы говорят об одном и том же вотчиннике Таныпской волости — о Сапсыке Сурюкове (фамилия тоже искажена в документах - писали то Чучуков, то Чючюков, то Чюруков).

В 1711 г. башкиры д. Чипчиково Манбеккул Беккулов (тамга /-Ч.) и Булат Поишев (iL)'«c товарыщи» отдали ясачным татарам часть своей вотчины, чтобы им «посе-литца усадьбою над речкою Тушкуром»67 с условием уплаты 4 куниц в год и меда «в помочь» вотчинникам. В 1735 г.


по указу Оренбургской экспедиции и Уфимской провинциальной канцелярии тептяри получили возможность использовать земли башкир. По договорному письму башкир от 9 мая 1755 г. новая партия припущенников из мишарей, ясачных татар и тептярей осела на этой земле вотчинников68. В 1816 г. здесь насчитывалось 6 башкир, 56 душ тептярей, по 8 душ м.п. мишарей и ясачных татар (всего 24 двора)69. По VIII ревизии тептярей было 160, мишарей 12 человек. Ясачные татары вышли из своего ясачного сословия и влились в состав тептярей. 8 башкир-вотчинников (2 двора), 295 припущенников из тептярей и мишарей (58 домов) показала X ревизия 1859 г. В 90 дворах в 1906 г. проживали 472 человека. Национальность всех 452 жителей (94 домов) во время переписи 1920 г. была определена неверно. Подавляющее большинство их — татары, а не башкиры.

История д. Чипчиково наглядно показывает превращение однонационального (башкирского) поселения в многоэтническое и исчезновение вотчинников в результате их ассимиляции.

Д. Староякшиево в момент вселения в нее тептярей на основе не утвержденных верхними инстанциями писем башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 8 мая 1730 г. и 9 июля 1738 г.70 называлась Якшиево по имени вотчинника Якшия Купландина. 23 мая 1746 г. башкиры Кыр-Унларской тюбы Якший Купландин, Якуп Кукин, Абдрахман Сартов, Авез Зитмяков, Юсуп Кус-кильдин, Даут Зьянов, Ибрай Итеев, Тергов Тлянчин, Муртаза Мустякеев, Бурангул, Амин, Туки Султангиль-дины, Адналы Кадыргулов, Мавлюш Сартов, Мамяш Акбулатов, Курей Смаилов «с товарыщи дали сию Уфимских крепостных дел договорную запись Уфимского уезда Осинской дороги д. Сейтяк ясашным татарам Кузметю Ишметову, Емметю Ишметеву, Ермеку Бабкину, Кадею Надырову, Дауту Аитову, мулле Атаку Айметеву, Рязану Шуметеву, Хозулле Ишметеву, Ишмамету Рыкову с товарыщи в том, что уступили мы, Якший с тов., им, Кузметю с тов., вотчинную землю от устья р. Кигазы вверх до устья речки Шупшады, притока Таныпа». За припуск ясачные татары платили башкирам по 60 коп. в год71. Тамги башкир*:

С этого времени деревню по имени припущенника Емметя (Явметя) Ишметева стали называть Евметево (Явметово).

Припуск продолжался. По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 23 июля 1758 г. подтверждался припуск ясачных татар Ахмера Айгильдина и Актугана Сюндюкова, оформленный Юсупом Кускильдиным «с товарыщи»72.

Все эти документы в копиях были представлены тептярями в 1838 г. для того, чтобы иметь законную основу для наделения их землей по 30 десятин на душу


 


60 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 56.

61РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 868. Выражаю свою благодарность Р. Рахимову за предоставление копии ландрат-ских книг и ревизских сказок за 1748—1762 гг.

62 Там же. Л. 55.

63МИБ.Ч. 1.С. 200.

64 Там же.

65 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Л. 1199. Л. 5-19.

66 Там же. Л. 22.

67 МИБ. Т. 3. С. 76.


68 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 21.

69 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 226.

70 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174. Л. 87.71 Там же.

* Среди них встречается и изображение свастики. Это — санскритское наименование символического знака, который был связан с культом Солнца у многих древних народов. Такую форму тамги можно увидеть и у айлинцев Челябинского уезда. Например, у старшины Сафияна Байгазина. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 25. Л. 29.

72 Там же. Д. 174. Л. 84.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


м.п. Нелишне будет назвать их имена и фамилии с указанием тамги73. Ардуан Абдулатипов (подпись на тюрки), Аглиулла Баязитов (подпись), Абдулнасыр Абдулвахитов , Худайдат Абдулкаримов , Хасан Хамилев , Фей-руз Хамматов , Нариман Сабитов , Фахритдин Сафульмулюков (подпись), Афлятун Зайнагабдинов , Муфазал Абдуллатифов (подпись), Хуснуяр Буляков , Асадулла Абдулкаримов , Кутлузаман Максютов , Мухаметамин Султанмуратов , Абдулгафар Рафиков , Фазулла Файзуллин , Бадамша Тимиров , Асфандияр Абдулзалилов , Файруз Сабитов Абдулвали Заитов , Шагабутдин Хамзин

В д. Явметево («Якшиево тож») в 1816 г. проживали тептяри (200 душ м.п.), мишари (11 душ м.п.). Имели 76 дворов. Время припуска последних не известно. VIII ревизия 1834 г. зафиксировала 293 души м.п. теп-тярей, 28 мишарей. 979 человек (187 дворов) было в 1859 г., 1826 человек (346 домов) — в 1906 г., 1499 тептя-рей (296 дворов) — в 1920 г. Как видно, в д. Староякшие-во (Якши-Явметево) произошло сокращение количества дворов и уменьшение численности населения. Это объясняется появлением выселка, переросшего между 1907—

1919 гг. в деревню под названием Новоякшиево. Перепись

1920 г. показала 440 мишарей (97 дворов), т.е. последние выделились из тептярской деревни.

На вотчинной земле Сунларской волости на рубеже XVIII—ХIX вв. возникла тептярская д. Султангулово. Мишари приобрели землю в собственность у кыр-таныпцев, тептяри — у сунларцев на пользование. В 1816 г. тептярей было 12 душ, мишарей — 9 душ м.п. Они жили в 6 домах74. 17 душ тептярей, 30 душ мишарей показала VIII ревизия. Перед 1859 г. образовалась д. Новосултангулово, состоявшая из 8 дворов с 43 мишарями. В последующих переписях она не выделена. Но в 1925 г. в поселке Новосултангулово показано 10 хозяйств мишарей. X ревизия 1859 г. в д. Ста-росултангулово отметила 18 дворов тептярей с 101 человеком. 196 тептярей (32 дома) зафиксировали в 1906 г., 244 человека (47 дворов) — в 1920 г.

Башкирская д. Новокизганово возникла на вотчинной земле Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости. Припуск тептярей был осуществлен по договорной записи башкир от 1 января 1736 г.

В 1816 г. в деревне было 100 дворов с 630 тептярями и башкирами, 934 человека отмечено VIII ревизией. 1387 жителей (250 дворов) показала X ревизия (1859). К 1905 г. произошло сильное уменьшение численности жителей (625) и количества дворов (115) в связи с выделением части людей на хутор и в выселки.

Д. Магашты при одноименной речке возникла на кыр-таныпской вотчине по договору об аренде башкирской земли от 2 апреля 1733 г. Основали тептяри. 12 июля 1798 г. договор был обновлен. В 1834 г. в ней 86 душ тептярей м.п. По X ревизии зафиксировано 116 человек. В 1906 г. отмечен 201 житель при 37 домах. 208 человек и 45 дворов — итоги переписи 1920 г. Все — мишари, что не соответствует приведенным данным, где не видно ни одного представителя мишарей.

По истории д. Шавьяды, кроме данных переписи 1920 г., по которой в ней учтено в 188 дворах 914 тептярей

73 Там же.

74 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 226.


и удмуртов, других сведений найти не удалось. Ясно одно, что она основана выходцами из д. Тучубаево, поскольку она так и называлась — Шавьяды или Тойчубаево-Шавьяды.

Мишарские деревни

Мишарские населенные пункты возникали в основном на башкирских землях, частично на покупной у башкир вотчине. Как правило, припуск мишарей оформлялся письменно, так возникли договорные письма или записи об аренде у башкир земель75.

Д. Карыш, названная по местоположению Карыш-Баш, — одно из первых мишарских поселений, известна сегодня как Верхнекарьднево. Она возникла по договорной записи башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 6 июля 1693 г., по которой они припустили мишарей по р. Карыш. Ниже приводим ее текст: «Се язь Етимчура Досметев да язь Копленды Беккозин* да язь Чураш Аючеев Уфимского уезду Сибирской дороги Таныпской волости деревни Унлар есашныя башкирцы дали есьми в Бирском городке ею на себе запись Уфимского уезду Осинской дороги деревни Карыш служилым мещерякам Кильмаю Бакбюрину, Сулейменю Досалеву, Агею Алмашеву, Курмашу Микулаеву в том, что с нынешняго 7201-го года июля с 6-го числа** отдали мы, Етимчура, Копленды, Чураш, им Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с товарищи детям их и внучатам вотчину свою и впредь вечно речку и с озерами и под пашню земли и сенные покосы и лес хороминной всякой и на дрова имать, опричь дельнаго лесу, и зверя и птиц ловить и дупленицы в лесу искать, а кою дупленицу найдут и в тое дупленицы нам Етемчуре и Копленды Чурашу дела нет, а перехожлыя зверя в ельниках не ловить им, а межи той нашей вотчине: верхняя вершина Карышу речки и вниз по Карышу речки до Сухова логу Мелнади(?), а по правую сторону до вершины, а с того логу на осиновой колок, смежной с богдановой вотчины да (со степную сторону) сост(?) левую сторону межа по арке до мохового болота по край дубравы на большой дуб по край болота (ж) до ельнику да до болыпова ж дуба, а с тое вотчины нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов. детям нашим и внучатам, с них, Кильмая и Сулеймана и Агея и Курмаша с тов. на детях их и внучатах, имать по договору есаку в подмоге по рублю на всякой год, а буде они Кильмай и Сулейман и Агей и Курмаш с тов. дети и внучата жить не похотят и нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов. детям нашим и внучатам, на них есаку не имать, а тое данную вотчину взять нам себе и впредь нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов., им, Кильмаю, Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям и внучатам, от той данной вотчины не отказывать и рыбу в тех данных озерах не ловить и в вотчине их не санарить***, и тое вотчину иным не отдавать, а буде впредь им Етемчура и

75 ЮАС. Вып. 2. С. 342.

* Его сын Якший Купландин в 1746 г. участвовал в припуске ясачных татар в д. Якшиево.

** 6 июля 7201 г. — 5508 = 1693 г., а не 1692 г., как пишут в районной газете «Жину байрагы» от 16 января 1990 г., причем с искажением упомянутых фамилий.

*** Санар — зимняя охота за дикими козами.



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 


Копленды и Чурашу с тов. дети наши или внучата или родственники наши им Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям их и внучатам от той вотчины станем отказывать или станем [ловить] рыбу или санарить им, Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям их и внучатам, взять на нас, Етемчуре и Копленды и Чураше, по сей нашей записе за неустойку сто рублев денег и ся запись впредь в запись; на то в послухи* Лари-он Зыряников, Иван Кондаков, а запись толмачил толмач Иван Фаналеев, а запись писал Бирской площади подья-чей Ивашка Беляев. Лета семь тысяч двести первого года июля в 6-й день. Етемчура Дисметов тамгу свою приложил , Копленда Биккозин — , Чураш Аючеев —

На обороте оной написано:

1702 года генваря в 7-й день на Уфе у крепостных дел ся запись в книгу записана и пошлины 50 коп. взята. Бирской уездной казначей Струков»76.

Левый берег р. Карыш был уступлен мишарю Сулей-ману Досалееву башкиром Чурашем Аючиевым по особой записи о том, что «отдал он ему вотчину свою и впредь вечно по р. Карыигу по левую сторону под пашню землю, сенных покосов, а верхняя межа той вотчины вершина Карышу речки да от степи верха логу до одинокой сосны, а поперег степи по дву березам... до сухового логу Миндяту да вниз по логу по р. Карыш и с той вотчины мне, Чурашу с тов., по договору есаку в подмогу по Полтины на всякой год»77.

В мировой записи башкир Кыр-Унларской тюбы Нур-кая Тогузакова с тов., данной башкирам той же тюбы Илчибаю Бакееву с тов. в 1702 г., уточняется имя башкира, которому мишари платили оброк за припуск: «В общей вотчине деревня Карыш, с ней оброк имать Илчибаю с тов. по гривне на всякой год, а Нурке до того оброка дела нет»78.

Мишари деревни обрабатывали арендованную землю на основе припуска кыр-унларских вотчинников по договорной записи 1693 г. Мишари были припущенниками. Такими они признаны и в 1838 г., когда Комиссия по наделению башкирских припущенников землей отказалась признать запись 7201 (1693) г. «актом на утверждение за мещеряками крепостного права на землю»79. Каждый

* Послух - свидетель.

76 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 5. Л. 23.

77 Там же. Л. 24.

78 МИБ. Т. 3. С. 42.

79 Краевед района Н. Хазиев (см. районную газету «Жицу
байрагы» от 22 сентября 1990т.) возмущается тем, что историки
называют башкир коренным народом, а остальных — некорен
ными, припущенниками. Утверждение исследователей вполне
правомерно и справедливо, поскольку в науке давно принято,
что в Татарии татары - коренной народ, в Чувашии чуваши -
коренные жители и так далее. В Башкирии только башкиры
пользовались вотчинным правом, которое породило широко
распространенный институт припуска. 70% татар и 69% миша
рей обосновались в Башкирии через этот институт (остальные
сидят на казенной или покупной землях), поэтому они называ
ются припущенниками от слова «припуск». Припущенниками
были нерусские крестьяне и часть башкир, лишенных вотчин
ного права. Между прочим, первыми припущенниками в Баш
кирии были сами башкиры, потерявшие наделы и принимаемые
на неравноправных условиях (с уплатой оброка) своей или
чужой волостью. Ко времени переселения поволжских крестьян
в Башкирию уже имелись готовые институты припуска, припу-
щенничества и тептярства. Поэтому нерусские крестьяне срав
нительно легко и без особых осложнений оседали здесь и разви-


мужчина по VII ревизии получил по 30 десятин земли, но не в собственность, не во владение, а в пользование80.

На арендованную у башкир землю мишари д. Карыш-Баш (Верхнекарышево) сами припускали других мишарей. В 1702—1703 г. ими было принято около 30 семей мишарей.

Мишари имели в своих руках и другой документ на право пользования землями кыр-унларцев. Это — запись палаты гражданского суда Уфимского наместничества от 7 августа 1791 г.81

Мишари д. Нижнекарышево свое право на землепользование доказывали теми же двумя записями от 1693 и 1791 гг., что дает нам возможность утверждать о выделении части жителей д. Верхнекарышево и создании ею новой деревни. Время основания д. Новокарышево (Нижнекарышево) относится ко второй половине XVHI в. Назовем имена и фамилии нижнекарышцев за 1838 г. и укажем их тамги. Абдулла Абуталипов , Сабир Муса-лев (подпись на тюрки), Асмадулла Габитов (подпись), Фейзулбашир Сейфуллин , Мухамадияр Абдулгази-зов , Мратша Абдулманнанов I >, Абдрафик Абсатта-ров , Гадельша Валитов , Сайфулла Салихов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4207 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2201 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.