На утреннем заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 г. Н. С. Хрущев выступил с закрытым докладом. Доклад «О культе личности и его последствиях» был составлен из разнородных частей, и, конечно, не претендовал на теоретическую глубину исследования такого явления, как сталинизм. Однако в тех условиях нельзя было сделать большего. В докладе был осужден массовый террор. За деформации социализма подвергся критике Сталин. Осуждались нарушения внутрипартийной демократии, главным образом принципа «коллективного руководства».
ЦРУ оценило секретный доклад Хрущева в 1 млн долларов, и когда премьер-министр Израиля Бен-Гурион передал этот доклад (58 страниц) в Вашингтон, администрация Эйзенхауэра была поражена возможностями израильской разведки. Американские газеты публикуют текст доклада, он звучит по радио «Свобода» и «Свободная Европа» в то время, когда 5 марта 1956г. Президиум ЦК КПСС принимает постановление о порядке ознакомления с докладом, не предусматривая его публикации в печати.
Сложившийся в годы сталинизма многолюдный слой партийных привилегированных чиновников при содействии Хрущева получает то, к чему он долго стремился - спокойствие. Довольно быстро складывается новое сословие - номенклатура, не заинтересованная в новой волне репрессий. Сословные привилегии хрущевского и брежневского времени становятся важнее абстрактных коммунистических идеалов.
Критиковать можно было личность Сталина, но не породившую его систему. Деятельность Сталина отделялась от строительства социализма, и это приводило к оправданию деятельности командно-административной системы. Это приводит к задержке научного анализа причин деформации общества почти на 30 лет.
XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод о том, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. XXII съезд КПСС (1961 г.) принял третью программу партии, где были намечены задачи по построению в основном коммунистического общества к 1980 г. Намечалось выйти на первое место в мире по уровню жизни населения, воспитать нового человека, преобразовать «социалистическую государственность» в общественное коммунистическое самоуправление. Надо ли говорить о том, что этот миф был разрушен в 1980 г.
Достигнув с помощью курса на либерализацию режима высшей власти в стране, Н. С. Хрущев столкнулся со сложными социально-экономическими проблемами. Первостепенной задачей Хрущев считал подъем сельскохозяйственного производства. Осуществлялись постоянные финансовые «вливания» в экономику сельского хозяйства. Однако несмотря на то, что освоение целины на первых порах дало существенную прибавку, оно было проведено в ущерб традиционным зерновым районам.
В то же время на рубеже 50-х - 60-х гг. были допущены серьезные просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная кампания». С начала 60-х гг. СССР покупает зерно за границей. Хрущев и его новые советники медленно, но неуклонно возвращаются к старым, испытанным методам подавления остатков крестьянской свободы, сохранившихся в виде личного подворья. Урезаются личные участки, сокращается живность, держать коров становится невыгодно. Начинается отток сельской молодежи на «стройки века». Мало помогла и программа усиленной химизации, в ходе которой использовался опыт США. Вся вина за это была переложена на сельские партийные организации, которые якобы плохо мобилизовали крестьянские массы.
Обостряется ситуация и в управлении промышленностью. Во всем мире тогда казалось, что за 10-15 лет будут побежден основные болезни, человек обживает космос, найдутся дешевые неисчерпаемые источники энергии, химизация позволит создать синтетическую пищу. Безусловно, в конце 50-х - начале 60-х гг. были успехи: запуск первого искусственного спутника и человека в космос, конструирование ядерных реакторов и т.д. Однако не было развития научно-технического прогресса вширь, а система управления блокировала связь передовых технологий с производством. И все это, несмотря на многочисленные пленумы, совещания, съезды. С 1957 г. начинают создаваться региональные органы управления - советы народного хозяйства. Передача им власти на местах привела к потере управления научно-техническими исследованиями из центра.
Уже с 60-х гг. начинается перевод некоторых предприятий на принципы экономической самостоятельности и хозрасчета. Это могло бы стать основой для дальнейших реформ. Однако мгновенного результата этот переворот не дал, поэтому дальнейшего развития эти новации не получили.
В то же время всю страну охватывает радиовещание, число телевизоров в 1958 г. достигает 3 млн штук против 200 тыс. в 1953 г. Научные достижения хрущевской эпохи заложили основу для достижения в последующем военно-стратегического паритета с США. Когда в США начали исследовать вопрос небывалого роста мощи СССР, то невольно пришли к выводу о том, что не последнюю роль в этом сыграла система образования, сложившаяся в СССР.
О фактах личной нескромности и начале складывания культа личности Хрущева говорит то, что за 1963 г. его портрет помещался в прессе 120 раз (даже портреты Сталина печатались 10-15 раз в год).
На октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был отстранен от занимаемой должности. И хотя хрущевские реформы не сняли ни одной стоявшей перед страной проблемы, они подтолкнули массовое пробуждение народного сознания.