Формы взаимоотношений врача и пациента зависят, разумеется, и от состояния, в котором находится последний – от характера его заболевания. С этой точки зрения целесообразно проанализировать ситуации острого заболевания, хронического, терминального страдания, а также ситуацию, при который больной находится в бессознательном (коматозном) состоянии. В рамках каждой из перечисленных выше ситуаций клинической практики по-разному формулируются цели врачевания и его моральные принципы. Главной спецификой острого заболевания является то обстоятельство, что возникшие болезненные нарушения в организме в принципе могут быть купированы с достаточно полным восстановлением его функций. Острое заболевание предстает для больного лишь как временное состояние ограничения нормальных и привычных для него форм жизнедеятельности. Врачевание в основном разворачивается на организменном уровне. Пассивность пациента в этих условиях предопределена его неинформированностью в медицинских вопросах. Временный характер ограничений, которым подвергается свобода действий пациента, и добровольное подчинение более знающему и опытному врачу, в общем-то, является для него приемлемой платой за возможность выздоровления.
27. Медицина научная и медицина “параллельная”.
К параллельной медицине относят гомеопатию (которая, впрочем, в определенной степени завоевала официальное признание), типы врачевания, основывающиеся на традиционных восточных идеях (например, акупунктура), шаманизм, знахарство, колдовство, различные формы народного целительства и пр. В Советском Союзе параллельная медицина была под строгим запретом. Только "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" 1993 года создали правовую базу для деятельности представителей параллельной медицины - при условии получения диплома "народного целителя" от органов здравоохранения. Экологический кризис подорвал у многих людей доверие к научному прогрессу как безусловному благу. В известной мере поэтому для них стали привлекательными методы и средства альтернативной медицины, которые почти всегда пропагандируются как "естественные", "экологически чистые". Особую привлекательность практике альтернативной медицины создает нередко сопровождающий ее налет "таинственности", "запретности". Притягивают людей и те легкость и быстрота выздоровления, которую обычно сулят многие деятели альтернативной медицины. Все это создает предпосылки для развития параллельной медицины и делает непродуктивным разрешение конфликта между нею и научной медициной чисто административным путем. Ни запрет, существовавший в Советском Союзе, ни столь же формальная вседозволенность последних лет проблему не решают. Необходима полноценная социализация альтернативных медицинских практик. Главная трудность заключается в том, что действия целителей и получаемые ими результаты бывает чрезвычайно трудно проверять и объяснять с точки зрения научных методов. Очень часто положительные и отрицательные эффекты альтернативных процедур не могут быть объективно зарегистрированы. Научная медицина организована таким образом, что любой новый метод врачевания или лекарство получают официальное разрешение от государственных органов здравоохранения только после предварительных доклинических и клинических испытаний. Научное медицинское сообщество несет ответственность перед обществом в целом за качество и эффективность используемых средств врачевания.
Правило правдивости.
Быть правдивым прежде всего означает сообщать собеседнику то, что, с точки зрения самого сообщающего, соответствует действительности. Иногда это правило выражается в форме запрещения говорить ложь, то есть то, что с точки зрения говорящего является ложным. Некоторые этики считают, что в понятие правдивости следует ввести еще и право слушающего собеседника на получение правдивого сообщения. Согласно правилу правдивости, человек обязан говорить правду лишь тому, кто имеет право знать эту правду. Правдивость является необходимым условием нормального общения и социального взаимодействия. Ложь разрушает согласованность, скоординированность взаимодействий между людьми. Вопрос о том, целесообразно ли говорить правду, мы рассматриваем правдивость или сокрытие правды как средство, инструмент для достижения некоторой внешней цели, и потому такой вопрос можно назвать инструментальным. Эти цели могут быть как психо-социальными, так и физическими (клинико-физиологическими). Врач отказывается сообщить правду онкологическому больному с целью избежать у последнего гипертонического криза, к которому тот склонен. Здесь утаивание правды является средством для достижения физической цели - сохранения нормального уровня давления у пациента