Построим пирамиду
Для игры потребуется подготовить рисунок пирамиды из квадратов (в нижней части каждого квадрата — кармашек для вкладывания картинок; в основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом три и два; заканчивается пирамида треугольной верхушкой); предметные картинки тех же размеров, что и квадраты пирамиды.
Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок. Он объясняет, что в основании пирамиды должны быть помещены картинки, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют четыре звука и т.д.
Педагог вызывает детей поочередно. Выбирается любая картинка, отчетливо произносится слово, определяется в нем количество звуков. Если картинка подходит — она вставляется в соответствующий кармашек пирамиды.
Сколько точек — столько звуков
Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль).
Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает «ноль», игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.
Подумай, не ошибись
Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых и определяется команда-победитель.
■ Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
■ Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова «сыр».
■ Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук К, а последним — Ш.
■ Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М.
■ Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был У, а последний — К.
■ Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук У.
■ Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук М, а заканчивается на А.
■ Назовите слова, у которых второй слог — ка.
■ Как зовут кошку, если последний звук ее клички А?
■ Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук Р?
■ Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на — орт?
■ Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова «лес»? и т.д.
Составь слово
Дети составляют слова из предложенных взрослым букв или слогов, которые могут быть ярко и красочно иллюстрированы, например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет (рис. 88).
Определение количества слогов в заданном педагогом слове, последовательное называние первого и последующих слогов; группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названиях
Молчанка
У каждого ученика — карточки с цифрами 1, 2, 3. Перед началом игры из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки, за каждую из которых по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
Рис. 88
Найди «вкусное» слово
Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных лакомств. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы их названия состояли только из двух или трех слогов».
Дети предлагают двухсложные и трехсложные слова — названия разных сладких блюд. Повторять то, что названо другими, нельзя.
Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.
Подберем куклам одежду
Для игры следует подготовить две куклы и кукольную одежду (или предметные картинки с изображением одежды)
Педагог показывает детям кукол и говорит: «Ребята, давайте дадим имена этим куклам! Договоримся, что имя первой куклы будет состоять из двух слогов, имя второй — из трех слогов (например, Инна и Марина)».
Затем дети рассматривают приготовленную для кукол одежду и определяют, какая вещь может быть предложена кукле Инне (слова — названия предметов одежды должны состоять из двух слогов), а какая — Марине (слова — названия предметов одежды должны иметь в своем составе три слога). Играют две команды: одна подбирает одежду кукле Инне, другая — Марине.
По окончании игры определяется, насколько правильно была подобрана одежда для каждой куклы.
Кто в каком домике будет жить?
Игру можно провести в форме соревнования команд. Перед началом игры педагог рисует на доске три домика, в которых будут жить животные. В первом домике будут находиться те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — их трех. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.
Выигрывает та команда, которая придумает правильно и больше других слов-названий животных.
Цветочный магазин
Игровой материал — открытки с изображением цветов, которые выставляются на наборном полотне. Это — «цветочный магазин», а цветные фишки в руках у детей — это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с «продавцом» (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей), т.е. отдать за каждый столько фишек-«монет», сколько слогов в слове-названии цветка. Покупать цветы нужно только по очереди.
Выигрывает в игре тот, кому удастся «купить» без ошибок наибольшее количество цветов.
Слог — шаг
Ведущий игры (педагог или кто-то из детей) дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»
Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
Продолжай!
Игра проводится с небольшой подгруппой детей. У педагога игры в руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Продолжай». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова — первый слог, бросает мяч другому игроку и т.д.
Игрок, замешкавшийся с ответом или ответивший неправильно, платит фант.
Найди свой круг
На прогулке или на перемене педагог предлагает детям начертить три круга. В первый круг становятся дети, в именах которых ударение падает на первый слог; во второй — те, в именах которых ударение на втором слоге, в третий — ударение на третьем слоге.
Педагог предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы дети могли перейти из одного круга в другой (Люда — Людмила, Галя — Галина, Витя — Виталий, Саша — Александр и т.д.).
Победителем называется тот, кто смог предложить большее число вариантов изменения своего имени и неоднократно побывать в разных кругах.
Кто быстрее?
Игровой материал — слова, написанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов-команд).
Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в своем столбике напротив каждого слова количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперника ошибки.