Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Условия и ресурсы культуротворческой и культуросохраняющей деятельности




Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л-СВыготский, Б.МТеплов, АМ.Матюшкин, ВДШадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

Способности - это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития - задатки.

Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических умений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.

Культуротворческие технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием ее творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особую актуальность и на завершающем, четвертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в федсгвосоциально-культурнойсамореабилитации.

Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непофедственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ и, соответственно, тех структур, которые их реализуют.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Технологии художественно-творческой деятельности

Репродуктивная деятельность в сфере культуры и искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров -публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности - развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью техники или ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах исторически сложившихся форм и стилей, так и современные, базирующиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние представляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу куль-туротворческой деятельности.

Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие от художественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назначение. В отличие от преимущественно декоративных изделий художественных ремесел поделки для быта быстро выходят из обращения и заменяются новыми. Этот вид социально-культурных ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетение, изготовление красивой обуви, макраме).

Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел интенсивно «вымывались», особенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарными нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социально-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой источников необходимого сырья и материалов, естественным уходом из жизни самих авторов технологий.

Проблема возвращения утраченных технологий, восстановления их в буквальном смысле этого слова практически неразрешима. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом.

Другая проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью технологий художественно-бытовых промыслов и ремесел. Здесь возникает множество вопросов, среди которых: насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эталона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и другие.

По богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации представляют собой уникальные регионы. На их территориях культивируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Далеко не все из этих технологий дошли до нашего времени, одни из них, как и прежде, остаются профессиональным секретом, частной собственностью кустарей-одиночек, другие сконцентрированы в крупных промысловых артелях и промышленных цехах.

Художественно-развивающие технологии

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытовогомузицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития.

Среди таких технологий особое место принадлежит организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент.

Кулыпуроохранные технологии

Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие.

Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная ох-ранно-реставрационная служба по ряду причин не может в одиночку решить всех проблем регенерации культурно-исторической среды того или иного региона.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного -сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. В охранно-реставрационной деятельности усилия государственных и негосударственных структур сосредоточены, как правило, на трех приоритетных направлениях -охране, реставрации, использовании культурных ценностей.

Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

Непосредственно с ними связаны реставрационные технологии по возвращению памятников и культурных сооружений; технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.).

Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В результате кропотливой поисковой и исследовательской работы в архивах России и зарубежных государств, Федеральный регистр и ряд специальных государственных сводных каталогов содержат уникальную информацию о российских культурных потерях в период Второй мировой войны, о похищенных, незаконно вывезенных, находящихся в международном розыске, перемещенных культурных ценностях, а также о культурных ценностях, запрещенных к вывозу за пределы Российской Федерации.

В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осуществляется целенаправленное проведение комплекса противоаварий-ных, консервационных и реставрационных работ по следующим направлениям: памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, по следующим технологиям: памятники деревянного зодчества, памятники культового назначения, переданные в пользование религиозным организациям, историко-культурные и музейные заповедники.

Примером могут служить некоторые комплексные целевые проекты. Один из них, проект «Восстановление и развитие Валаамского архипелага», предусматривает восстановление и сохранение природного комплекса и историко-культурного потенциала, а также социально-экономическое развитие территории о. Валаам. В рамках другого проекта - «Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры» - проводятся реставрационные работы по крепостным сооружениям, церквам и соборам, служебным и жилым строениям, реконструкция объектов энергетического хозяйства Троице-Сергиевой лавры.

Периодически составляется и дополняется внушительный титульный перечень объектов, требующих первоочередного использования реставрационных технологий. В их числе значатся, например, усадьба Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), здание Главного штаба (Санкт-Петербург), здание Церкви Покрова в Филях (Москва), Изборская крепость (Псковская область), объекты Казанского Кремля (Казань), торговые ряды в городе Касимове (Рязанская область) и многие другие.

К объектам культуроохранных технологий относятся Музейный фонд и музеи Российской Федерации. В компетенцию Министерства культуры РФ входит совершенствование учета и хранения Музейного фонда на основе специально разработанной инструкции, осуществление непрерывного мониторинга состояния учетно-хранительской деятельности музеев, обеспечение системы адаптации навыков и знаний хранительского персонала музеев к современным требованиям, методическое обеспечение работы по учету и хранению музейных предметов в негосударственных музеях, иных организациях и частных собраниях.

Предусматривается создание цифровой базы данных по собраниям российских провинциальных музеев за период XIX-XX веков, разработка и реализация генеральных схем и программ комплексного развития историко-культурных заповедников и музеев-заповедников.

Контроль за исполнением этой функции возложен на Научно-технический экспертный совет по безопасности музеев и библиотек.

Характерной приметой использования культуроохранных технологий служит перераспределение нагрузок и полномочий в этой работе на основе развития местной инициативы, привлечения работе на основе развития местной инициативы, привлечения актива из числа местной интеллигенции, студентов, школьников, пенсионеров. Без этой опоры невозможно ведение постоянной, целенаправленной и эффективной работы по восстановлению секретов прикладного ремесленного искусства и приведению в надлежащий вид многочисленных памятников истории и культуры своего города или края. Акции возрожденческого толка, предпринимаемые местной общественностью, должны быть понятны населению, связаны с его повседневными заботами и интересами. Например, многие социально-культурные проекты, направленные на реставрацию исторически ценных зданий, улиц и кварталов, а также модернизацию культурно-исторических интерьеров, обязательно связываются с решением проблем увеличения и улучшения городского жилого фонда, обновлением необходимых для города социально-культурных и социально-бытовых объектов - культурных центров, центров детского творчества, концертных или выставочных залов, храмов, торговых рядов, парков и т.д.

Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению. В этом смысле заслуживает внимания передача церкви прав на владение культовыми постройками. Сам этот шаг со стороны государства позволил вовлечь в трудоемкую работу по восстановлению тысяч заброшенных и полуразвалившихся церквей заинтересованных граждан - прихожан конкретных приходов, членов церковных общин, благотворительных обществ и попечительских организаций.

К третьей группе относятся технологии, обеспечивающие отбор и использование культурного наследия в формировании оптимального социально-культурного уклада региона - края, области, республики. Лейтмотивом применения этих технологий является создание с их помощью необходимого историко-культурного контекста для проектов и программ, реализуемых в массовой образовательной, информационно-просветительной, художественно-зрелищной, природоохранной работе среди населения. Суть целевых установок в этой работе - формирование у каждого из жителей края - детей, подростков, взрослых - сопричастности к его судьбе, видения значимости его культурной самобытности

В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития турист-ско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и другие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1289 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.