Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В современной Российской рок-музыке




Научный руководитель: канд. полит. наук, доцент Фоменко С.С.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

 

В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР «полуподпольно», оставаясь по преимуществу музыкальным материалом для прослушивания продвинутыми гурманами. В середине 1960-х годов появились бит-группы и первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер.

В 70-е годы XX столетия музыкальные тексты носили характер стихов напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. В конце 1980-х годов, в период «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов. В то время начинается период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки. В этой связи в культорологическом дискурсе появляются соображения, что протестный потенциал феномена русского рока «сошел на нет» по причине девальвации бунтарских «рокерских» идей и настроений.

Вместе с тем в последнее время рок-группы все больше и больше выпускают песни, призывающие к протесту. В отличие от протеста 60-х годов на Западе и 80-х в СССР это уже совершенно иной протест. Если послушать последние протестные песни, то можно заметить, что они представляют из себя некое синтезированное явление: одновременно протест против устоев общества и против авторитарной власти. Власть жестко критикуется исполнителями за авторитарные тенденции в политике, проводимой властной элитой, а общественные устои – за бездушие и падение гуманизма и нравственности, ущемление прав, коррумпированность чиновников, ограничение свободы.

Ненависть к злоупотреблениям властью и фактам антидемократической политики в современной России, можно обнаружить, прибегая к контент-анализу текстов песен следующих известных рок-групп современности: ДДТ, Электрические партизаны, Ляпис Трубецкой, Люмен, Louna, Телевизор и др. Указанные тенденции только усилились на фоне событий, произошедших на Болотной площади, где в полной мере проявилась так называемая «площадная политика», реализуемая различными оппозиционными политическими силами. Тревожная реальность в современной России породила повышение социальной активности некоторых частей населения, заставив взбудоражиться, в числе прочих, и творческие силы, которые, казалось бы, давно уже забыли об этой стороне назначения искусства.

В авангарде этих процессов оказались рок-музыканты со стажем, которые пишут злободневные песни, участвуют в общественных акциях и митингах, посвящают концерты различным проблемам и даже объединяются в тематические социально-творческие проекты. К примеру, гитарист группы «ДДТ» и основатель собственной группы «Электрические партизаны» Вадим Курылев в одном из интервью отмечает: «Раньше я боролся с растущей коммерциализацией искусства вообще и рок-музыки в частности. Рок-музыка, изначально представлявшая собой музыку бунта, была не только культурным, но и социальным явлением, а в последние годы превратилась в прислужницу то корпоративных пьянок, то РПЦ, а то и просто «Правительства и Партии». Но социальным радикалом я не был, предпочитая экстремизм звуковой экстремизму вербальному. Считал, что мы и так меняем мир к лучшему нашей музыкой, нашим философско-поэтическим индивидуализмом. В какой-то момент я остро понял, что корень зла не в коммерциализации и не в шоу-бизнесе - это всё следствия или даже инструменты капиталистической системы порабощения. Моя позиция была такова: художник ставит вопрос, он не должен давать ответа. Но кто-то же должен дать и ответ, в конце концов! И я понял: если не мы сами, то кто? И хотя я по-прежнему за революцию прежде всего в умах и сердцах, но умы и сердца уже настолько поглощены системой, что художнику, а тем более рок-музыканту, ничего не остается, как начинать бороться с системой напрямую, хотя нашим оружием и остаётся наше искусство» [1]. На наш взгляд, указанных представителей рок-культуры следует относить к представителям активной части современного российского гражданского общества, несмотря на их резкие критические выпады в адрес властных инстанций. В то же время среди рок-исполнителей можно встретить и приверженцев националистической идеологии, которые призывают в своих песнях к господству титульной нации в современной России и ряду других похожих идей. Они, на наш взгляд, объективно могут быть отнесены к рок-группам, распространяющим экстремистские настроения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Курылев, В. Бунт рок-н-ролла теряет ярость [Электронный ресурс] / В. Курылев. - http://www.nneformat.ru/texts/?id=6361

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 681 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.