(Печатается в сокращении)
Всё началось с факса, который я послал Б.А. Березовскому 26 июня с.г. (1998 — Э.Х.)
В нём было сказано: «Уважаемый Борис Абрамович! По мнению моих издателей, успех моих книг вызван напряжённым интересом западного читателя к реальным фигурам, творящим современную российскую историю: Брежневу, Андропову, Горбачёву, Ельцину и их окружению.
Сейчас я приступаю к работе над книгой, завершающей панораму России конца двадцатого века, и совершенно очевидно, что лучшего прототипа для главного героя, вовлечённого в захватывающий поток нынешних российских катаклизмов, чем Б.А. Березовский, и лучшей драматургии, чем Ваша феноменальная биография, профессиональный писатель не найдёт и даже искать не станет.
Надеюсь, Вы понимаете, насколько значимы могут оказаться наши встречи для построения автором образа человека, влияющего на ход русской истории конца двадцатого века...»
Через два дня я был принят Березовским в его «Доме приёмов» на Новокузнецкой, 40.
В старинном особняке, реставрированном с новорусским размахом и роскошью, вышколенные секретари подавали мне чай, а Борису Абрамовичу Березовскому — телефонные трубки и записки от министров и руководителей администрации президента.
В ответ на мою благодарность за аудиенцию в столь напряжённое время Б.А. заметил, чуть усмехнувшись:
— Вы же всё равно будете писать...
Я понял, что этот приём — вынужденный, и перешёл к сути своего визита:
— Борис Абрамович, истинный замысел моей книги вот в чём. На телевидении, как вы знаете, есть программа «Куклы». Там действуют куклы Ельцина, Ястржембского, Черномырдина, Куликова и прочие. Но главный кукловод — за экраном, и его фамилия — Шендерович.
А в жизни есть российское правительство — Ельцин, Кириенко, Фёдоров, Степашин. Но главный кукловод имеет длинную еврейскую фамилию — Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и так далее.
То есть, впервые за тысячу лет, с момента поселения евреев в России, мы получили реальную власть в этой стране.
Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить её?
Что вы собираетесь сделать с этой страной? Уронить её в хаос нищеты и войн или поднять из грязи?
И понимаете ли вы, что такой шанс выпадает раз в тысячу лет?
И чувствуете ли свою ответственность перед нашим народом за свои действия?
— Знаете... — затруднился с ответом Б. А. — Мы, конечно, видим, что финансовая власть оказалась в еврейских руках, но, с точки зрения исторической ответственности, мы на это никогда не смотрели...
— И никогда в своём узком кругу не обсуждали эту тему?
— Нет. Мы просто видели эту непропорциональность и старались выдвинуть во власть сильного финансового олигарха русской национальности. Но из этого ничего не вышло.
— Почему? И вообще, как так получилось, что все или почти все деньги этой страны оказались к еврейских руках? Неужели нет талантливых русских финансистов? Ведь в старой России были недюжинные коммерческие таланты — Морозов, Третьяков...
— Знаете, — сказал Б.А., — конечно, талантливые банкиры есть и среди русских. Но в этой профессии второй главный фактор — наличие воли. Евреи умеют проигрывать и подниматься снова. Это, наверное, наш исторический опыт.
Но даже самые талантливые новые русские — нет, они не держат удар, они, после первого проигрыша, выпадают из игры навсегда. К сожалению.
— Допустим. Но раз уж так случилось, что у нас вся финансовая власть, а правительство состоит из полуевреев Кириенко и Чубайса, вы ощущаете всю меру риска, которому вы подвергаете наш народ в случае обвала России в пропасть?
Антисемитские погромы могут обратиться в новый Холокост.
— Это исключено, — сказал Б.А. — Знаете, какой сейчас процент антисемитизма в России? Всего восемь процентов! Это проверено научно!
...Борис Абрамович, я не стану сейчас публиковать всё содержание двух наших встреч. Не в них дело. А в том, что за два месяца, прошедших со дня нашего знакомства, Россия-таки ухнула в финансовую пропасть и стоит сейчас в одном шаге от кошмара социального безумия.
А вы — я имею в виду и лично вас, и всех остальных евреев-олигархов — так и не осознали это, как ЕВРЕЙСКУЮ трагедию.
Да, так случилось, что, при распаде СССР и развале советского режима, вы смогли оказаться ближе всех к пирогу. Талант, еврейская сметливость и сила воли помогли вам не упустить эту удачу и приумножить её.
Но, если вы думаете, что это ваша личная заслуга, вы трагически заблуждаетесь! А если полагаете, что просто так, ни за что, ни про что избраны Богом стать суперфинансистом и суперолигархом, вы просто тяжко грешите.
Да, мы — избранники Божьи и мы — действительно избранный Им народ, но мы избраны не для личного обогащения, а токмо для того, чтобы вывести народы мира из язычества и варварства в мир десяти заповедей цивилизации — не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего... И этот процесс еще не закончен, о нет!
Посему, нам даны наши таланты, сметливость, быстрота ума и та самая воля, которой вы так гордитесь. Когда каждый из нас окажется там, наверху, Он, Всевышний, не станет спрашивать, что плохого или хорошего мы совершили на земле.
Он задаст нам только один вопрос: «Я дал тебе такой-то талант, а на что ты его употребил? Ты употребил его на приобщение к цивилизации народа, к которому Я тебя послал, к его процветанию и гуманности, или ты воспользовался Моим даром для того, чтобы набить свои сейфы миллиардом долларов и трахнуть миллион красивых женщин?»
И отвечать мы будем соответственно размеру полученного Дара и нашим способам его употребления.
Но мы с вами, конечно, атеисты, Борис Абрамович, и ваши друзья-олигархи тоже. Поэтому загробные кары нам не страшны, мы выше этих пошлых и детских сентенций. Как говорят в народе, не учите меня жить, лучше помогите материально.
Так вот, я хочу сказать вам совершенно материально: забудем на минуту о десятках тысяч евреев, которых, при первой волне погромов, вырежут новые российские черносотенцы, забудем об их детях и матерях.
Но, даже если, забыв о них, вы успеете улететь из России на своих личных самолётах, вы всё равно будете кончеными людьми — вы потеряете доступ к рычагам власти и экономики этой страны, вы станете просто беженцами на иноязычной чужбине.
Для вас это, поверьте моему опыту, будет смерти подобно — даже при наличии ваших счетов в швейцарских банках.
И потому, тот факт, что ни свой Божий дар, ни свои деньги вы всё ещё не употребили на благо этой страны и этого народа, — это самоубийству подобно.
А теперь, вспомним — всё-таки вспомним, Борис Абрамович, обо всех остальных евреях и полуевреях, населяющих эту страну.
Знаете, когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер, и кончилось это Холокос-том.
Новые же русские чернорубашечники и фашисты восходят при вас, сегодня, на тучной ниве российской беды, и если вы хотите знать, чем это кончится, возьмите кинохронику Освенцима и посмотрите в глаза тем детям, которые стоят там за колючей проволокой.
А ведь, немцы были великой и цивилизованной европейской нацией, ни один их поэт не сказал о них: «Страшен немецкий бунт, бессмысленный и беспощадный».
Так, неужели вы всерьёз верите, что в России сегодня лишь восемь процентов антисемитов?
Или вы думаете, что погром — это уже исторический фантом, архаизм и, как вы выразились, «это исключено».
Хрена с два, Борис Абрамович (извините за русский язык)!
В 1953 г. я пережил погром в Полтаве — тогда, в период «дела врачей», на полтавском Подоле уже начались настоящие погромы, и мы, несколько еврейских семей в центре города, забаррикадировавшись в квартирах, трое суток не выходили на улицу, а когда вышли, то прочли на своем крыльце: «Жиды, мы вашей кровью крыши мазать будем!»
И потому я знаю и помню, как это легко начинается: только дай нищему и злому гарантию ненаказуемости, он пойдёт жечь, насиловать и грабить везде — и в Полтаве, и в Москве, и в Лос-Анджелесе.
Я родился в Баку, Борис Абрамович, и там же прошла моя юность. И у меня есть друг, он был фантастически богат даже в советское время, то есть, тогда, когда вы жили на 120 рэ кандидата наук, а для плотских утех пользовались однокомнатной квартирой своего приятеля.
Однажды домашние разбудили моего друга среди ночи, сказали: там пришли какие-то люди, хотят с тобой поговорить. Он встал, оделся и вышел. В прихожей стояли две рыдающие азербайджанки. Они сказали:
«Леонид, помогите нам! Наш отец умер, он лежит в морге, в больнице, и врачи собираются его препарировать. Но наш мусульманский закон запрещает это. Мянулюм, умоляем: остановите их, помогите нам получить тело нашего отца неизуродованным!..»
Мой друг поехал в больницу, нашёл дежурного врача, тот оказался тоже азербайджанцем. И мой друг сказал ему: «Как же ты, азербайджанец, можешь нарушать закон своего народа, как ты можешь допустить, чтобы я, еврей, приехал просить тебя уважать твой мусульманский обычай?!»
Конечно, он дал тому врачу взятку и выкупил тело отца тех женщин. Иначе и быть не могло — те женщины знали, к кому они шли за помощью, у моего приятеля была всебакинская репутация благотворителя.
Знаете, чем это обернулось? Когда, годы спустя, в Баку начались армянские погромы, его возлюбленная, армянка, бежала из дома и пряталась в квартире своей бабушки. Он приехал за ней, чтобы вывезти из Баку. Но по дороге в аэропорт она сказала, что хочет в последний раз взглянуть на свой дом.
«Он весь разбит, разорен, я уже был там!» — сказал ей Леня. «Все равно. Пожалуйста, я хочу на прощание взглянуть на свой дом...» Он привёз её к её дому. Забор был сломан, сад разбит, дом сожжён и разрушен. Она ходила по руинам и собирала уцелевшие семейные фотографии и подстаканники.
И в это время во двор ввалилась толпа разъяренных погромщиков — кто-то из соседей сообщил им, что «армянка вернулась».
«Ты когда-нибудь видел лицо разъяренной толпы? — рассказывал мне Лёня. — Они шли прямо на нас, моя невеста стояла у меня за спиной, и я понял, что сейчас мы погибнем. Их было двести человек, в руках — топоры, дубины, обрезки труб.
У меня был пистолет, но я понимал, что не успею даже сунуть руку в карман. И вдруг в тот последний момент, когда уже кто-то взмахнул дубиной или топором, вперед выскочил какой-то старик и закричал по-азербайджански:
«Стойте! Я знаю этого человека! Этот человек всегда делал нам только добро! Клянусь предками — весь Баку это знает! Он должен уйти отсюда живым!»
И, представляешь, они — погромщики! — раздвинулись, они сделали живой коридор, и мы с Адой прошли сквозь эту толпу к моей машине, сели и уехали в аэропорт».
Вы же умный человек, Борис Абрамович, вы уже поняли, почему я рассказал о своём друге.
Таким должен быть каждый еврей.
Деньги, которые даёт нам Бог при феодализме ли, социализме или капитализме, даны не нам, а через нас — тем людям, среди которых мы живём. Только тогда наши прибыли будут приумножаться — по воле Его. И только тогда мы — евреи.
Сегодня народ, среди которого мы живём, в настоящей беде. В стране нищета, хаос, отчаяние, голод, безработица, мародёрство чиновников и бандитов. Наши возлюбленные, русские женщины, на панели.
Так скиньтесь же, чёрт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на её кровавом переходе от коммунизма к цивилизации.
И скиньтесь не только деньгами — скиньтесь мозгами, талантами, сноровкой, природной и Божьей сметливостью, употребите всю свою силу, волю, власть и богатство на спасение России из пропасти и излечение её от лагерно-совковой морали и этики.
Люди, которых вы спасёте, оградят нас и вас от погромов, а матери ваши, ваши еврейские матери, скажут вам тихое «мазул тоф!»...
(«Аргументы и факты», № 38, 1998 г.).
...Прошло четыре года. Но и сегодня слова Эдуарда Тополя звучат едва ли не более актуально, чем в тот момент, когда они были написаны.
Как вы смогли убедиться, все призывы автора послания, равно, как и аргументы в пользу их справедливости, произвели нулевой эффект на тех, кому они были адресованы.
Видимо, еврейские олигархи предпочли переадресовать самому Тополю его же выражение «Хрена с два!» и оставить всё, как есть, не утруждая себя размышлениями об исторических аналогиях и исторической ответственности, о которых говорил писатель.
К слову, такое непростительно легкомысленное отношение к предупреждениям Тополя уже аукнулось некоторым адресатам. В частности, Борису Абрамовичу Березовскому, ещё недавно являвшемуся олицетворением собирательного образа сверхвлиятельной еврейской олигархии.
Кто Вы теперь, Борис Абрамович?!
Вы — «беженец на иноязычной чужбине», хоть и улетевший на собственном самолёте. И для Вас это, как бы Вы ни бодрились, «смерти подобно — даже при наличии Ваших счетов в швейцарских банках».
Именно эти слова Эдуард Тополь произнёс конкретно в Ваш адрес, и они оказались поистине пророческими.
Сегодня, сидя в Лондоне, Вы отчаянно пытаетесь обозначить себя в покинутой Вами Стране, используя для этого любые средства политического эпатажа.
Отыграв идею либерализма, Вы уже «созрели» для поддержки национально-патриотических сил России, в состав которых, между прочим, входят и те самые «восемь процентов», которые ещё совсем недавно сбрасывались Вами со счетов.
Потеряв доступ к рычагам власти в этой стране, Вы проявляетесь с настойчивыми напоминаниями, типа: «Арестовать мой бизнес в России — всё равно, что арестовать весь российский бизнес»...
Безусловно, подобные телодвижения способствуют сохранению в памяти Ваших бывших соотечественников образа «неугомонного БАБа». Но образ этот уже не раскрашен яркими красками Ваших российских «фейерверков» и с каждым днём неотвратимо тускнеет.
А стоило-то всего-навсего — ВОЗЛЮБИТЬ РОССИЮ, Борис Абрамович…
Необходимо отметить, что призывы, содержащиеся в «Открытом письме» Эдуарда Тополя, в равной степени относились и к украинскому варианту «Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорков-ского-и т.д.» клана, как составной части единого еврейского организма.
Ведь Украина, не менее, чем Россия, нуждалась и продолжает нуждаться в том, чтобы её, наконец, ВОЗЛЮБИЛИ!
Но недаром говорят, что происходящее в Украине является зеркальным отображением происходящего в России. И на еврейских лидеров Украины послание Тополя произвело эффект, аналогичный произведённому на их российских коллег, — нулевой!
Как вы думаете, почему? Да потому, что им некогда любить Украину! Они слишком заняты раскруткой «еврейской рулетки», чтобы отвлекаться на подобные «мелочи»...
Я хочу, чтобы вы сами прочувствовали, с какой невероятной скоростью эта «рулетка» набирает обороты, каков размах «игроков», как высока цена ставок!
Поэтому, привожу одну из публикаций еврейской газеты «Хадашот» — «Дороги, которые мы выбираем...».
Думаю, она поможет вам убедиться в том, что призывы Тополя не были и не могли быть услышаны теми, кому он их адресовал. Они выбрали совсем другие дороги.