Особую роль в теории и развитии практики «человеческих отношений» сыграл Э.Мэйо (1880-1949), положивший начало социологии труда. В 1927-1932 гг. на заводе электрокабелей «Вестерн Электрик Компани» близ Чикаго проходят, ставшие классическими, Хоторнские эксперименты. Эксперимент состоял из 3 этапов.
На первом этапе исследования были сделаны два основных вывода, которые фактически заложили теоретическую базу дальнейших экспериментальных исследований в сфере промышленного производства:
1) нет прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;
2) следует искать более важные факторы, которые определяют трудовое поведение.
В результате первого этапа стало ясно, что:
1) условия труда воздействуют на трудовое поведение не непосредственно, а опосредованно через их восприятия, установки и т.д.;
2) межличностное общение в условиях производства может оказывать благоприятное воздействие на эффективность труда.
Второй этап Хоторнского эксперимента представлял собой уже исследование только субъективной сферы отношения заводских рабочих к своей работе, условиям труда, руководству и т.д. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что лишь в редких случаях неудовлетворенность рабочих была объективно обусловлена.
На третьем этапе эксперимента исследователи вернулись к методу «испытательной комнаты», поставив другую задачу, а именно выйти за рамки индивидуально-психологического подхода и рассмотреть поведение индивида в свете его отношений и взаимодействия с другими членами коллектива.
Таким образом, основными итогами Хоторнских экспериментов являются:
1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве и отход от предшествующей ему концепции рабочего как «экономического человека»;
2) открытие явления неформальной организации.
Эти исследования положили начало важнейшему направлению в развитии индустриальной социологии - теории «человеческих отношений».
Джордж Герберт Мид является продолжателем традиции американского прагматизма (Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи): акцент на изучении социальной проблематики, рассмотрение научного исследования как инструмента решения социальных проблем (научный подход к решению социальных проблем), идея разумного контроля над социальными процессами.
Центральной проблемой является взаимоотношение человека и общества. Индивид состоит в постоянных отношениях с окружающим миром. В процессе этих отношений он придает им смысл или значение, он сам создает объекты, на основании тех значений, которые он придает; сам по себе, вне индивида, объект не имеет значения.
В основу социального взаимодействия интеракционисты кладут фактор языка: «все люди создаются в разговорах».
Язык – первейший и основной фактор человеческого взаимодействия, все иные формы общения происходят уже на его основе. Язык имеет символический характер и поэтому способен порождать одинаковые реакции. При общении индивиды обмениваются символами. Само же общение есть обмен взаимопонятых и взаимопринятых символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.
Одно из направлений символического интеракционизма является разработка ролевой теории. Согласно ей, «взаимодействие индивидов в обществе построено по аналогии ролей, где роли - это способы нашего поведения в конкретных ситуациях».
Общество, институты, социальные структуры – это организованные, оформленные взаимодействия различных индивидов. Организация слаженного взаимодействия в той или иной сфере социальной деятельности возможна благодаря наличию у индивидов self (сознания и самосознания), которое выражается в способности индивида принимать установку соответствующей группы («обобщенного другого») и осуществлять самоконтроль, действуя в границах ожиданий, предъявляемых к нему соответствующей группой.
Дж.Мид: «… социальные институты представляют собой организованные формы групповой, или социальной активности – формы, организованные таким образом, что отдельные члены общества могут действовать адекватно и социально, исходя из установок других по отношению к их деятельности».
Социология П.А.Сорокина.
Сорокин П.А. (1889-1968) – русско-американский социолог. В 1919 году П.Сорокин основал в Петербургском университете социологический факультет, став его первым профессором и деканом. В 1922 г. вместе с группой политических деятелей был выслан из России. С 1929 г. работает в Гарвардском университете, где через год создает и возглавляет социологический факультет.
С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие в неорганической и органической природе. Он говорит, что эмпирическая социология дает «возможность человечеству управлять социальными силами, утилизовать их сообразно поставленным целям». Человечество будет успешнее бороться с социальными бедствиями (глупостью, преступностью, безвольностью, злом) только тогда, когда оно создаст «социально-психологическую медицину» - в роли последней и должна выступить прикладная социология.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Общество, кроме стратификации (деление общества на слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям), характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов – горизонтальная и вертикальная. Наряду с географической и территориальной перегруппировкой, в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобильность.