Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эмпирическая социология 20-40 гг. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо




Тема 3. Современные социологические теории

План:

1. Эмпирическая социология в 20-40 годы. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо.

2. Социология П. Сорокина.

3. Теория действия Т.Парсонса. Теория среднего уровня Р.Мертона.

4. Современный период развития социологии.

Эмпирическая социология 20-40 гг. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо.

С 1915 по 1935 годы доминирующее положение в американской социологии занимает Чикагская школа социологии, оказав при этом значительное влияние на все последующее развитие социологии в целом и определив ее эмпирическую направленность. Эмпирическая социология ориентировалась на осмысление конкретной жизнедеятельности людей, и представители эмпирической социологии рассматривают общество как бесконечно многообразный феномен со множеством переменных и не имеющий общих закономерностей, которые могут быть познаны.

Чикагская школа формировалась на базе первого в мире факультета, которую возглавлял А. Смолл. Помимо основателей американской социологии Гиддингса, Росса, Кули – значительное влияние на теоретико-методологическую ориентацию Чикагской школы оказала чикагская школа философии (прагматизм Дж. Дьюи). В Чикаго был основан первый социологический журнал (1895 г.) и Американское социологическое общество (1905 г.). Основными отличительными чертами Чикагской школы является органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные и практические цели программы.

Первой заявкой на лидерство чикагской школы в области эмпирической социологии была работа У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). В ней были реализованы и апробированы на практике основные идеи социологической теории Томаса, ядро которой – понятие социальной ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. Исходя из этого Томас совместно со Знанецким разработали типологию личностей по характеру их приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (характерны традиционные установки и стереотипы); богемный (нестойкие и слабо связанные между собой установки); творческий (логически взаимосвязанные между собой установки и творческие потенции, обусловливающие оптимальное определение ситуации).

«Польский крестьянин в Европе и Америке» – первое социологическое исследование крупного масштаба, в котором излагается совокупность используемых и полученных данных[1].

Одним из основателей чикагской школы считают автора «классической» социально-экономической теории Роберта Э.Парка (1864- 1944). Р.Парк учился в ряде американских университетов, в т.ч. и в Гарвардском. Значительное влияние на его философские взгляды и методологию исследования оказал В.Виндельбанд. Годы, проведенные в качестве секретаря Б. Вашингтона, дали Парку огромный социальный материал, и он на всю жизнь сохранил интерес к проблеме расовых отношений и взаимодействия различных культур. В 1920 году Парк организовал «Общество социальных исследований», которое стимулировало интеллектуальное сотрудничество между факультетом и студентами в единой исследовательской программе.

Социология по Парку, изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена». Социальная эволюция у Парка проходит четыре стадии: экологический, экономический, политический и культурный.

Развитие социально-экологического подхода и урбанистической социологии тесно переплетается с конкретными исследованиями эмигрантских сообществ в Чикаго, миграции населения и порождаемых ею социальных проблем.

Необходимость адекватного контроля над миграционными процессами, устранения антагонизмов, социальных проблем и конфликтов, порождаемых миграцией заставили городские власти сделать заказ на проведение в Чикаго обширного социологического исследования.

Исследование проводилось группой ученых (Р.Парк, Э.Берджесс, Р.Маккензи). В исследовании были применены разработанные Р.Парком принципы «социальной экологии». Исходным пунктом явилась гипотеза о том, что человек живет в естественной среде и, исходя из этого, подчинен (как минимум частично) естественным закономерностям, управляющим поведением живого организма в среде обитания.

Все биологические существа (растения, животные, люди) каким-то особенным образом закрепляются на территории, т.е. в среде своего обитания. Общество имеет два уровня: биотический и социальный (культурный).

«…Организация человеческого общества, как производная от растительного и животного обществ, строится на двух уровнях: биотическом и культурном. Существует симбиотическое общество, основанное на соревновании, и культурное общество, основанное на коммуникации и согласованности. В действительности же эти два общества просто являются различными сторонами одного общества, находясь во всеобщей взаимозависимости по отношению друг к другу. Культурная суперструктура покоится на основании симбиотической субкультуры, и зарождающиеся на биотическом уровне находящиеся в движении энергии обнаруживаются в более сложных формах на более высоком социальном уровне»,- писал Р.Парк.

Социальная экология исходит из этой двухуровневой модели общества и рассматривает, как из биотического уровня развивается социальная организация. Человеческая экология в принципе не отличается от растительной и животной экологии, поскольку она изучает социальный порядок, основанный больше на соревновании, чем на консенсусе... Общество, как его понимали экологи, является населением, которое распределено и ограничено своим habital.

Связи свободной и естественной экономики, основанные на естественном разделении труда, объединяют его отдельные элементы. Такое общество территориально организовано, и связи, держащие его в едином целом, являются больше физическими и живыми, нежели моральными и опирающимися на обычаи. Тем не менее, человеческая экология должна считаться с тем фактом, что в человеческом обществе соревнование ограничено обычаями и культурой. Культурная суперструктура представляет собой инструмент управления и контроля над биотической субструктурой.

После работ названных авторов последовал период значительного развития теории, особенно у социологов Чикагского университета: разработка концепций развития общества, его структуры, механизмов социальной интеграции и ряде других моментов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 923 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2176 - | 2134 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.