Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет философии. Структура философского знания




ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Введение

История мировой философской традиции

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в социокультурном опыте человечества. Особенности и структура философского знания.

Тема 2. Философия Древнего Востока.

Тема 3. Античная философия и философская мысль средневековья

Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Тема 5. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия.

Тема 6. Философские учения современности

Тема 7. Русская философская традиция: история и современность.

Теоретические и прикладные основы философского знания

Тема 8. Учение о бытии и философская картина мира

Тема 9. Гносеология

Тема 10. Социальная философия

Тема 11. Философская антропология

Тема 12. Философское учение о ценностях

Тема 13. Философия науки и теоретическая методология

Тема 14. Методология гуманитарного знания

Тема 15. Философские основания права и управления

Заключение

Перечень вопросов по курсу

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Слово «философия» взято из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phileo – люблю и sophia – мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать. Этот термин известен с VII века до н.э. Но это не просто обозначение любви к мудрости. Философия – это сама мудрость. Всякое ли знание является мудростью? Нет. Мудрость – это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в повседневной и профессиональной деятельности.

Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Кроме того, философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.

Основной целью изучения курса «Философия» является формирование у студентов научного мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности будущего специалиста в области юриспруденции и менеджмента на основе достижений мировой философской мысли, отечественных ценностей и традиций.

В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:

- сущность и содержание основных исторических типов философского знания, их развитие;

- основные философские школы, их основных представителей, внутреннюю логику развития философского знания;

- основные принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества и человека;

- закономерности, особенности, принципы познавательной деятельности, логику развития познавательных парадигм;

 

Данное пособие рекомендуется использовать в качестве рабочей тетради по философии.

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в социокультурном опыте человечества. Особенности и структура философского знания

Вопросы:

1.Предмет философии. Структура философского знания.

2.Мировоззрение и философия. Исторические типы мировоззрения.

3.Основ­ные направления философии: материализм и идеализм. Функции философии.

 

Предмет философии. Структура философского знания.

Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).

Философию следует понимать как особое интегративное знание, мыслящее рассмотрение предметов по отношению к первым причинам и конечным целям сущего как единого целого.

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

 

Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось, во-первых, в процессе преодоления ограниченности предшествовавших философии типов мировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм и т. д.), отличных от возникших позднее мировых религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение философского знания из всего массива знания, имевшегося у человека в ту историческую эпоху. В отличие от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и соответственно предмета философии Аристотель ввел специальное понятие «метафизика», которое и по сей день часто употребляется почти как синонимичное понятию философии. В его понимании метафизика являла собой особый тип знания, надстраивающегося над физическим знанием, которое в то время отождествлялось с естественно-научным знанием.

В эпоху Средневековья ситуация существенно изменилась: религия стала не просто преобладающей, но и практически монопольно господствующей сферой духовной жизни человека. Философии отводится роль хотя и важного, но все-таки достаточно технического, вспомогательного орудия духовного освоения мира человека и мира окружающей природы. Характерная особенность понимания предмета философии, которое сложилось в XVII—XVIII вв. и в первую половину XIX столетия, заключалась в том, что философия строилась и развивалась исходя из предпосылки о том, что рано или поздно будет создана такая философская система, которая сможет раз и навсегда справиться со своей главной задачей — создать предельно обобщенную универсальную картину мира и места человека в нем. Современная философия даже не выдвигает и не ставит перед собою подобной задачи, так как считает ее в принципе неразрешимой и даже бессмысленной саму постановку. Основания для такого вывода достаточно очевидны. Ведь человеческое познание по самой своей природе всегда конечно и ограниченно. Оно не может претендовать на познание так называемой абсолютной, последней и окончательной истины.

Современная философия даже не выдвигает и не ставит перед собою подобной задачи, так как считает ее в принципе неразрешимой и даже бессмысленной саму постановку. Основания для такого вывода достаточно очевидны. Ведь человеческое познание по самой своей природе всегда конечно и ограниченно. Оно не может претендовать на познание так называемой абсолютной, последней и окончательной истины.

О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1091 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.