Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет.
Теория длинных волн в экономике открывается с середины прошлого века. В 1847 г. английский ученый Хайд Кларк предположил, что интервал в 54 года между двумя мировыми "экономическими катастрофами" 1793 и 1847 гг. не являются случайными. По мнению X. Кларка, должны быть причины, вызывающие такие "катастрофы". Другой английский ученый В. Джевонс, анализируя ряды цен, обратил внимание на длительные периоды их роста и падения Однако найти объяснение этому явлению он не смог.
По-видимому, теория циклических кризисов, разработанная К. Марксом в 60-е гг. XIX в., подготовила основу в исследовании длинных волн. В частности, интерес к существованию циклических колебаний проявлял известный русский экономист Туган-Барановский. Критикуя различные теории кризисов, Туган-Барановский попытался дать синтетическое представление о характере циклических колебаний. Он одним из первых обратил внимание на тесную связь между изменением цен на средства производства и движением высвобождающегося денежного капитала, который либо увеличивал инвестиции, либо шел на сбережения. Тем самым Туган-Барановский предвосхитил инвестиционную теорию циклов, стержнем которой выступает идея "сбережения-инвестиции". Главной причиной экономических кризисов Туган-Барановский называл диспропорциональность в размещении капитала. Он указывал на необходимость прогнозирования развития капиталистической конъюнктуры и предсказал наступление кризиса в Германии в 1901 г. и американского кризиса 1907 г.
Другой ученый А. Гельфанд (Парвус), исследуя закономерности мирового хозяйства, пришел к выводу, что долговременные колебания внутренне присущи капитализму и пронизывают все экономические и социально-политические процессы. Им же было подмечено, что промышленные кризисы, приходящиеся на период подъема большого цикла, проявляются слабее, а в период спада - глубже и продолжительнее, Анализ факторов, вызвавших экономический подъем в начале XX в., позволил Парвусу вплотную подойти к проблемам эндогенных и экзогенных колебаний. Исследования в этой области продолжили голландские экономисты социал-демократы Я. Ван Гельдерен и С. Де Вольф.
Однако, объясняя механизм длительных колебаний, они исходили из экзогенных факторов, играющих роль внешнего толчка, и практически не раскрывали внутренний механизм спадов и подъемов.
Особое место в разработке теории цикличности принадлежит Н.Д. Кондратьеву. К 1926 г. Н.Д. Кондратьев завершил создание теории больших циклов в экономике. Поэтому многие исследователи длинные волны называют его именем. Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из трех основных частей: 1)эмпирическое доказательство существования больших циклов конъюнктуры. 2)установление закономерностей, сопровождающих длительные колебания конъюнктуры, 3)попытка их теоретического объяснения. Исследования Кондратьева охватили 100-150-летний период развития ведущих капиталистических стран: США, Германии. Англии. Франции. Используя плоды математической статистики, он проанализировал широкий круг показателей экономического развития этих стран: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальную заработную плату, внешнеторговый оборот; добычу угля, золота, производство чугуна, свинца и др. Базируясь на статистических данных. Н.Д. Кондратьев выдвинул гипотезу о существовании наряду с обычными 7-11-летними циклами больших циклов экономической конъюнктуры продолжительностью 48-55 лет. Н.Д. Кондратьев считал, что к середине 30-х экономика стран прошла две с половиной длинные волны.
Согласно прогнозу Н.Д. Кондратьева, после экономического кризиса 1920
34. Взаимосвязь инфляции и безработицы
Экономисты отмечали связь темпов инфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А. Филлипса (19141975). Он исследовал статистические данные по Великобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда безработица превышала 3%ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название кривой Филлипса. Позднее в его модели П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. Кривая Филипса показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, компромисса (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса.
В ходе глубокого экономического кризиса 197475 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе.
Анализ кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому.
При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики.
Адаптивные ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.
Долгосрочная кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.16.5. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А 1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.
Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (рис.16.6). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А 1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.
Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.