Истории известны имена многих женщин дипломатов. Например, в годы правления царицы Тамары Грузия добилась военно-политических успехов, ей посвящена одна из вершин поэтического творчества – поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В МИД Великобритании до сих пор хранится документ, свидетельствующий, что первая женщина-дипломат была испанкой: В 1507 году Фердинанд Арагонский отправил свою овдовевшую дочь Катерину послом в Англию для переговоров с Генрихом VII об отсрочке свадьбы. Франция вскоре переняла эту традицию – в 1529 году. Луиза Савойская, мать короля Франциска I, и Маргарита Бургундская, тетка императора Карла V, провели переговоры в Камбре, в результате которых был подписан трактат, известный как «Мирный договор дам».
Сегодня во многих странах участие женщин во внешней политике заметно увеличилось. На Филиппинах уже две женщины стали президентами – это Корасон Акино и нынешний Президент Глория Макапагал Арройо. Женщины четырех Скандинавских стран и Нидерландов за прошедшие 20 лет удвоили свое политическое представительство (более 1/3 мест в парламентах и правительствах). Активно выступает за расширение участия женщин в американской «вертикали власти» и Белый дом. В настоящее время женщины стремительно и неуклонно занимают высокие посты в американской политике и дипломатии. 8 американских президентов - пятеро республиканцев и трое демократов - назначали женщин на министерские посты в своих кабинетах. С 1933 года, когда такие назначения начали происходить в правительстве США, министерские портфели вручали в разное время 29 женщинам. В настоящее время в кабинете президента США Джорджа Буша-младшего министерский ранг имеют 5 женщин - советник по национальной безопасности Кондолиза Райс, министр труда Элэйн Чао, министр внутренних дел Гэйл Нортон, министр сельского хозяйства Энн Венеман и глава федерального агентства по охране окружающей среды Кристин Тодд Уитманн. Райс стала первой в истории США женщиной, занявший пост советника главы государства и руководителя Совета национальной безопасности США. До этого в администрации Билла Клинтона впервые в истории США пост главы Госдепартамента занимала тоже женщина – Мадлен Олбрайт. За два президентских срока Клинтона в его кабинете работали в разное время 8 министров-женщин, включая генерального прокурора и министра юстиции Джанет Рино. В настоящее время в Госдепартаменте США два ключевых поста заместителей главы внешнеполитического ведомства по глобальным вопросам и по «публичной дипломатии» занимают известные женщины - Пола Добрянски и Шарлотта Бирс. Даже в Пентагоне «лицом» американского оборонного ведомства является женщина - заместитель министра обороны США по прессе Виктория Кларк. В настоящее время в Конгресс США избраны 73 женщины, из которых 14 являются сенаторами, а 59 - членами палаты представителей Конгресса. В 2003 году впервые в истории США ключевой пост лидера партии в палате представителей заняла женщина - конгрессмен-демократ Нэнси Пелоси. Женщины продолжают активно появляться и на других ключевых постах в США, в частности, из 100 крупнейших американских городов в 15 мэрами являются женщины: в Далласе /штат Техас/, Атланте /штат Джорджия/, Сакраменто /штат Калифорния/, Портленде /штат Орегон/ и других.
Изменение количества женщин наблюдается и в дипломатии. В сегодняшней Москве, например, это женщины послы африканских государств: Сьерра-Леоне, Ботсвана; Латинской Америки, которая считается достаточно консервативной в вопросах женской эмансипации: Эквадор, а также Эстония. В марте 2004 года в Государственной думе состоялась встреча женщин-депутатов с женщинами-Послами зарубежных стран, аккредитованными в России. Она была посвящена роли женщины в современном мире. На встречу были приглашены 5 женщин-Послов и 15 женщин, занимающих вторые по значимости посты в посольствах - в геополитическом плане они представляли практически весь мир. Назначения послами в Россию свидетельствуют о том, что страны, доверившие эти посты женщинам, уже преодолели этап, когда дипломатия считалась делом мужчин. Умело сочетая дамское очарование, ум и талант с дипломатическими методами, представительницы прекрасного пола заставляют по-новому посмотреть на возможности женщины в ведении государственных дел и налаживании дипломатических отношений. Даже не посвящая себя целиком дипломатической карьере, женщины часто обнаруживают большие способности на этом поприще, нежели карьерные дипломаты. Жены послов играют также значимую роль в народной дипломатии и культурной политике. Международный женский клуб, куда входят не только супруги послов, но и женщины-сенаторы и члены конгресса проводят благотворительные мероприятия, помогают больницам, домам престарелых. Там, где тормозится решение практических политических вопросов, культурные проекты могут стать первым шагом, в достижении взаимопонимания.
Женщины в дипломатии – отражение общего положения женщин в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает не просто равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равенство их возможностей. Женщины составляют 53% населения страны. Их доля в общей структуре занятости – 48%. Из ста трудоспособных женщин работают семьдесят восемь. Правда, разрыв между уровнями среднего заработка мужчин и женщин составляет около 40%1. «Стеклянные потолки», то есть препятствия, не дающие женщинам занять наиболее высокие должности, чаще всего остаются непреодолимыми.
До сих пор число женщин в Государственной Думе, одной из палат российского парламента, составляет лишь 14%. Все четыре фракции парламента возглавляют мужчины. Из тридцати трех руководителей Комитетов и Комиссий Думы – всего четыре женщины. В Совете Федерации, второй палате парламента, женщин совсем мало – четыре процента. Среди депутатов законодательных собраний субъектов РФ в среднем около девяти – десяти процентов женщин, но в некоторых они вообще отсутствуют. В общем числе работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти, женщины составляют 69%, мужчины – 31%2. Но в высших эшелонах исполнительной власти женщин ничтожное количество. Среди руководителей республик, губернаторов и мэров крупнейших городов – только одна женщина.
В сфере науки и образования с советских времен женщин большинство. Однако, по данным на 2008 год, из 506 действительных членов РАН всего два академика – женщины, а среди 749 ее членов-корреспондентов женщин лишь триста сорок три. В руководящем органе академии – Президиуме – нет ни одной женщины.
Социологи отмечают, что вопреки многим международным договорам, подписанным Россией, включая Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин4, в России до сих пор нет национальных механизмов и процедур, способных не только юридически, но и фактически гарантировать соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия5.
Объяснение ситуации зачастую видят в патриархальных традициях российского общества. Действительно, если вспомнить «Книгу о домострое», памятнике средневековой Руси, то женщина в этой книге – жена, мать, хозяйка дома, полностью подчиненная своему мужу. Если он уличит ее в предосудительных, на его взгляд, действиях, он должен «бережно … и разумно и больно, и страшно и здорово» побить супругу плетью. Зависимое положение женщины не предполагало ее участия в общественно-политической жизни. Все тот же Домострой предписывал ей на все вопросы посторонних отвечать «не ведаю ничего того и не слыхала и не знаю», да и самой не задавать вопросов «о ненадобном». На домашних приемах хозяйке дома было положено поднести первую чарку гостям, а затем скрыться в своих покоях.
Ситуация начала меняться во второй половине XVII – начале XVIII века. На дипломатических приемах в доме главы Посольского Приказа и воспитателя матери Петра I Артамона Матвеева их полноправным участником стала женщина – супруга выдающегося дипломата Евдокия Гамильтон6. Ее примеру постепенно последовали и другие жены7. Эпоха Просвещения, начатая правлением Петра I, способствовала изменению положения женщин в обществе. Был отменен обычай, в соответствии с которым вступающие в брак женщины не видели своего жениха вплоть до свадьбы. Было также запрещено венчать без согласия брачующихся. Множились ассамблеи, где женщины получили право веселиться наравне с мужчинами.
Валентина Матвиенко. Председатель Совета Федерации и член Совета безопасности с сентября 2011 года, представитель законодательного собрания Санкт-Петербурга в Совете Федерации с 31 августа 2011 года. Член высшего совета партии "Единая Россия" с ноября 2009 года. Ранее занимала пост губернатора Санкт-Петербурга (2003-2011), полномочного представителя президента в Северо-западном федеральном округе (2003), вице-премьера по социальным вопросам (1998-2003), работала на дипломатической службе (1991-1998). Начинала карьеру как комсомольский и партийный функционер. Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла. Входит в состав совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.У Матвиенко свой неповторимый стиль. Дипломатическая карьера (спикер Совфеда когда-то была послом на Мальте, а затем - в Греции) позволила Валентине Ивановне вооружиться уникальной способностью, которая в «брутальной» российской политике редко встречается. Кто-то называет это soft power (мягкая сила), кто-то - «кружевной дипломатией», но суть одна: там, где России требовалось не рубить гордиевы узлы, а кропотливо их развязывать, - появлялась Матвиенко.
Женской рациональностью она строит, мягкой дипломатией - мирит, железным терпением - упорядочивает.
Элеонора Валентиновна Митрофанова (род. 11 июня 1953, Сталинград) — российский государственный и политический деятель, дипломат. Постоянный представитель России в ЮНЕСКО. Назначение Элеоноры Митрофановой первым замминистра иностранных дел "Известиям" прокомментировал ее родной брат, замлидера фракции ЛДПР в Госдуме Алексей МИТРОФАНОВ: «Эля - более сбалансированная и осторожная, она всегда тщательно взвешивает все "за" и "против". Она всегда следила за своей репутацией гораздо больше, чем я. Это назначение в известной степени меня ограничивает. Моя критика МИДа по ряду позиций теперь будет восприниматься с иронией. Я не вижу пока для себя выхода из этой ситуации… В детстве она ходила по карнизу. На спор. Я к этому не готов»
Назначение Элеоноры Митрофановой первым замминистра иностранных дел "Известиям" прокомментировал ее родной брат, замлидера фракции ЛДПР в Госдуме Алексей МИТРОФАНОВ: - Элеонора - человек с уникальным опытом: работала и депутатом, и аудитором Счетной палаты, и замгендиректора ЮНЕСКО. В советское время работала во Внешторге - в "Союзплодимпорте". Была комсоргом школы. Закончила музыкальную школу. Всегда была правильной - отличница в школе и в институте. Доктор экономических наук. У нее получилась блестящая, я бы сказал, советская карьера. Она была в двух длительных командировках - сейчас в Париже и по месту работы первого мужа в Индии. - У нее редкое имя для человека, рожденного в 1953-м... - Родители ее назвали в честь Элеоноры Рузвельт. Отец подростком пережил Сталинградскую битву и в 1953 году (когда Эля родилась) решил выразить таким вот нестандартным образом, по-экстремистски уважение к Рузвельту как союзнику.