Виновником этого последнего припадка был обойщик, представивший ей через чур внушительный счет ". (Вып. 4, т.I, 1925 г., с.59).
(Добавим к сказанному, что английский поэт-романтик; член палаты лордов Джордж Ноэл Гордон Байрон был эпилептиком, психопатом, наркоманом, сожительствовал со своей сестрой Августой, из-за чего после скандального развода, который ему устроили его жена, бежал из Англии в Италию. Умер в возрасте 36 лет.
Кроме того, духовным последователем Байрона был, как известно, наш М.Ю.Лермонтов, который долго добивался и добился того, что его на дуэли пристрелил еврей Мартынов. Но дело-то не в Мартынове. Не будь последнего, Лермонтов нашел бы кому свой лоб подставить. Дело в люцеферианском настрое поэта: байронизм убил как минимум, самого Байрона, убил Михаила Юрьевича и изуродовал жизнь российского художника М.А.Врубеля, который после создания иллюстраций к произведению Лермонтова "Демон", (1890-91), впал в состояние психофизического и душевного расстройства. Вот и читай после всего этого таких вот поэтов!).
А вот, что писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет:
" Невозможно выразить, до какого предела дошел во второй половине XVII в. упадок испанской аристократии. "У нас нет умов", – уже указывал граф-герцог и в официальном документе, и то же самое повторял Филипп IV, когда, удалив графа-герцога, взял на себя всю полноту власти. Почитайте "Письма иезуитов", относящиеся к этим годам, и вас поразит, с какою ясностью тогдашние испанцы отдавали себе отчет в никчемности своей знати. Она утратила всякую творческую силу. Она оказалась беспомощной не только в политике, управлении страной и военном деле, но даже не способна была обновлять или хотя бы с изяществом поддерживать правила повседневного существования. Таким образом, она перестала исполнять основную функцию любой аристократии – перестала служить примером ". (Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991, с.519)
А возьмем нашу собственную, российскую аристократию.
Представитель старинного дворянского рода, русский поэт К.Н.Батюшков.
Отец поэта – Николай Львович – был психически неустойчивым со странностями в поведении. От брака с Бердяевой он имел 4-х дочерей и сына – Константина, будущего поэта. Одна дочь – Александра – была сумасшедшей. Сам поэт Константин Николаевич Батюшков ростом был мал, лицом – бледен, к систематическому труду неспособен и, кроме того, последние 40 лет своей жизни страдал безнадежным умопомешательством. В 1823 г. сжег свою библиотеку и трижды покушался на самоубийство.
Мать поэта – Александра Григорьевна Бердяева – после рождения сына сошла с ума.
Крупнейший поэт XIX века А.А.Фет, у которого были психически больными и мать, и дядя, и брат, а сестра, после нескольких приступов психоза вообще впала в "неизлечимое безумие".
" Я знавал Фета, - писал Н.Г.Чернышевский сыновьям в 1878 г., - он положительный идиот; идиот, каких мало на свете ".
Впрочем, ведь А.Фет и сам себя называл безумцем: " Кто развернет мои стихи, увидит человека с помутившимися глазами, с безумными словами и пеной на устах ".
21 ноября 1882 г. А.Фет попытался наложить на себя руки. " Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, - написал он в прощальной записке. - Добровольно иду к неизбежному ".
А возьмите такого аристократа, как Николай Васильевич Гоголь.
Отец Николая Васильевича Гоголя – Василий Афанасьевич скончался на 44 году жизни. Из 12 его детей – в живых остались только пятеро. Сын его – знаменитый писатель, был ребенком в психическом отношении дефективным, золотушным, с течью из ушей, слабый, болезненный, с узкими плечами, впалой грудью, худощавый и никогда не имевший здорового цвета лица.
Мать Гоголя – была, как считал и сам Николай Васильевич, душевнобольной. Покупала ненужные вещи, приписывала сыну весь технический прогресс своего времени: изобретение телеграфа, железных дорог и прочего. Ярко выраженным психозом страдал и племенник Гоголя – Трушковский.
Н.В.Гоголь тоже был шизофреником, который никого не любил, женщин избегал, женат не был и детей не оставил. Как считал психиатр Ц.Ломброзо, его половые влечения заменялись мастурбацией. Кроме того, известно, что Гоголь любил рассказывать сальные анекдоты, по поводу чего профессор В.Ф.Чиж говорил: " лица с недоразвитыми или угасающими половыми чувствами именно склонны к цинизму, любят неприличные фотографии, скабрезные рассказы и т.п. То же самое можно сказать про циничные анекдоты Гоголя ". (Клинический архив Гениальности и Одаренности, вып.4, т.II, 1926 г., с.276).
Вместе с тем, я полагаю, есть серьезные основания предполагать наличие у Н.В.Гоголя не только нарушение сексуального влечения, но также изменение половой ориентации, изменение объекта полового влечения и способа удовлетворения страсти. Именно на это в свое время обратил внимание рыжеволосый философ В.В.Розанов:
" Интересна половая загадка Гоголя. Ни в каком случае она не заключалась в он......., как все предполагают (разговоры). Но в чем? Он, бесспорно, "не знал женщины", т.е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорит о покойниках. "Красавица (колдунья) в гробу" – как сейчас видишь. "Мертвецы, поднимающиеся из могил", которых видят Бурульбаш с Катериною, проезжая на лодке мимо кладбища, - поразительны. Тоже – утопленница Ганна. Везде покойник у него живет удвоенною жизнью, покойник – нигде не "мертв", тогда как живые люди удивительно мертвы. Это – куклы, схемы, аллегории пороков. Напротив, покойники – и Ганна, и колдунья – прекрасны и индивидуально интересны. Это "уж не Собакевич-с". Я и думаю, что половая тайна Гоголя находилась где-то тут, в "прекрасном упокойном мире", - по слову Евангелия: "Где будет сокровище ваше – там и душа ваша ". Поразительно, что ведь ни одного мужского покойника он не описал, точно мужчины не умирают. Но они, конечно, умирают, а только Гоголь нисколько ими не интересовался. Он вывел целый пансион покойниц, - и не старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких. Бурульбаш сказал бы: "Вишь, турецкая душа, чего захотел". И перекрестился бы ". (В.В.Розанов. Уединенное. М.: "Политиздат", 1990, с.262).
Комментируя вышесказанное, наш современник, специалист в области клинической психологии А.М.Эткинд писал: " Не знавший психоанализа Розанов не боялся сказать, что половая тайна Гоголя заключалась в его страсти к покойницам ". (А.Эткинд. Эрос невозможного. СПб., 1993, "МЕДУЗА", с.262).
Страсть к покойницам или, иначе говоря, некрофилия (от греч. nekros - мертвый и...филия) - половое извращение, половое влечение к трупам, что является с точки зрения современной психиатрии, либо следствием органического поражения центральной нервной системы, шизофрении, олигофрении, психопатии, неврозов и прочего, либо результатом информационного воздействия со стороны среды.
Путь свой земной Николай Васильевич, автор бессмертной поэмы "Мертвые души" закончил не как иные, но наособицу: из религиозных соображений в 43-летнем возрасте попросту уморил себя голодом.
Еще один служитель муз – поэт и картежник Н.А.Некрасов, страдавший легкой формой маниакально-депрессивного психоза. Это о нем писала его сожительница: " Если бы кто-нибудь видел, как он по двое суток лежал у себя в кабинете в страшной хандре, твердя в нервном раздражении, что ему все опротивело в жизни, а, главное, он сам себе противен ". Быть может не зря, говоря о нем философ А.И.Герцен не скупился на такие ярлыки, как "шулер", "гадкий негодяй", "сукин сын"? " Видел ты, – писал он И.С.Тургеневу, – как "Космос" начинает заголять Некрасову спину, чтоб пороть за воровство и мошенничество ". От того видимо и сам Некрасов тому же Тургеневу И.С. писал так: " Поглядываю на потолочные крючки ".
Ну, что ж, яблоко от яблони – не далеко падает. Каков папа, таков и плод.
И в самом деле, отец Н.А.Некрасова – Алексей Сергеевич был человеком и пустым, и душевно-ненормальным. Его интересы не простирались далее охоты, женщин, кутежей и карточных игр. Сам поэт в своих воспоминаниях, характеризовал своего отца как дикаря, который был деспотом и невеждой. И еще писал так: