Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие диалектики. Ее исторические формы




В повседневной, обыденной жизни человек имеет дело по преимуществу с вещами конечными, определенными, непротиворечивыми. Соответственно, отсюда проистекает подтвержденное здравым смыслом требование к непротиворечивости нашего мышления. Не случайно в формальной логике существуют законы «тождества», «непротиворечия», «исключенного третьего» и «достаточного основания». Однако, стремление полнее познать мир рано или поздно приводит к тому, что человек сталкивается с противоречиями, с необходимостью их осмысления и выведению заключений, касающихся перспектив изменения изучаемого объекта. Еще в большей мере формально-логический подход обнаруживает свою ограниченность в сфере научного знания, где явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи, взаимопереходе и развитии. В науке этот формально-логический подход порождает немало мыслительных затруднений и коллизий. Гегель даже предложил разграничивать зоны действия человеческого рассудка обыденным мышлением, а разума -диалектическим.

Под диалектикой он понимай учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития мышления и бытия.

Однако, такое понимание пришло не сразу. Первоначально диалектика трактовалась как искусство диалога, спора, однако со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Эмпедокл, Сократ, Платон). Античная диалектика носила стихийно-интуитивный характер и опиралась на наблюдение, была первой попыткой обобщения фактуалъного среза реальности.

В немецкой классической философии диалектика предстает уже в виде стройной системы знания. Она эволюционирует от кантовской неразрешенности антиномий разума через системы Фихте и Шеллинга до признания Гегелем противоречия в качестве источника развития. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения». По Гегелю, диалектика есть учение о саморазвертывании Абсолютного Духа, о самодвижении понятий. Сформулированный им тезис о тождестве мышления и бытия позволил вплотную подойти к такому способу познания реальности, при котором мир объясняется не из нашей головы, а из него самого.

Однако окончательно эту миссию выполнили мыслители диалектико-материалистического направления в европейской философии (К.Маркс и Ф.Энгельс). Они подчеркивали, что диалектика характерна не только для человеческого мышления, но и для объективных процессов и явлений природы и общества. Исходя из логики саморазвертывания собственного предмета для превращения классической философии в науку Маркс был также необходим после Гегеля, как сам Гегель необходим после Канта. Дальнейшее свое развитие диалектический материализм получил в работах В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, советских (П.В.Копнин, Э.В.Ильенков, В.А.Босенко) и западных философов-марксистов (А.Грамши, П.Тольятти, Д.Лукач) и др.

Все три названные выше исторические формы диалектики имеют свою онтологическую и гносеологическую составляющие, что позволило Ф.Энгельсу сделать вывод о наличии двух видов диалектики: объективной и субъективной. «Так называемая объективная диалектика, - писал он в «Ди&тектике природы», - царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей.

которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, либо в более высокие формы».

Таким образом, можно резюмировать, что в самом общем виде под диалектикой понимается совокупность объективно обусловленных, субъективно осознаваемых и практически выверенных познавательных приемов и навыков общественно-преобразующей деятельности человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.