Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начало политической деятельности Сунь Ятсена




Параллельно с буржуазно-реформаторским, в Китае в конце XIX в. возникает и более радикальное революционное направление, ярким представителем которого стал Сунь Ятсен (1864-1925). Выходец из крестьянской семьи южнокитайской провинции Гуандун, он в 1881 г. окончил миссионерскую школу на Гавайских островах, куда ранее эмигрировал в поисках работы его брат. Спустя два года Сунь Ятсен возвратился в Китай, учился в миссионерской школе и колледже в Гонконге, а затем в гуанчжоусской медицинской школе. В 1892 г. он закончил медицинский институт в Гонконге и уже тогда начал заниматься политической деятельностю. Идеалом для него в то время являлся его земляк, вождь тайпинов

Хун Сюцюань, но по своим взглядам он был близок к реформаторам.

В 1894 г. на Гавайских островах, куда он возвратился из Китая, Сунь Ятсеном был создан Союз возрождения Китая (Синьчжинхуэй), куда, помимо него, вошли его брат, глава местного отделения «Триады» Дэн Иньнань и ряд других радикально настроенных китайцев. Через год в составе организации насчитывалось уже около 200 человек, строилась она на конспиративной основе и действовала нелегально.

В начале 1895 г., возвратившись в Китай, Сунь Ятсен учредил в Гонконге, под видом торговой фирмы, отделение Союза возрождения Китая. Он установил контакты с другими тайными антиманьчжурскими организациями на юге Китая и стал готовить своих сторонников к восстанию. Оно должно было начаться в г. Гуанчжоу (Кантон), где также имелось отделение Союза. Социальный состав участников движения определялся наличием в нем представителей национальной буржуазии, интеллигенции, помещиков и Шэньши, заинтересованных в расчищении пути для дальнейшего развития капитализма в Китае. Главным требованием для его членов была борьба за изгнание маньчжуров, восстановление престижа Китая в мире и учреждение в стране демократического правительства. Восстание было намечено на конец октября 1895 г., но сорвалось из-за обнаружения властями запасов оружия, приготовленного для повстанцев. Сунь Ятсен со своими сторонниками вынужден был уехать в Гонконг, однако вскоре они были оттуда выдворены и в ноябре того же года выехали в Японию. Там Сунь Ятсен остриг свою косу и переоделся в европейское платье. Вскоре Сунь Ятсен вновь уезжает на Гаваи, ряд его сторонников остается в Японии, а другие тайно возвращаются в Китай.

В сентябре 1896 г. Сунь Ятсен приехал в Лондон, о чем стало известно в Пекине. Китайские власти потребовали от англичан выдать «государственного преступника», но получили отказ. После этого, 11 октября, он был похищен китайскими агентами, хотевшими вывезти Сунь Ятсена в Китай. Однако общественное мнение Англии выступило на стороне Сунь Ятсена и тогдашний премьер-министр Солсбери потребовал его освобождения. 23 октября Сунь Ятсен вышел на свободу и вскоре описал свои злоключения в книге «Похищен в Лондоне», опубликованной в 1897 г. В статье «Настоящее и будущее

Китая», опубликованной в том же году, Сунь Ятсен критиковал англичан, находившихся на территории Китая, во враждебном отношении к его народу и симпатиям к прогнившему режиму Цинов, в том числе и к недавнему своему кумиру Ли Хунчжану.

Сунь Ятсен обрел широкую европейскую известность, много путешествовал по Европе, где впервые познакомился с произведениями К. Маркса и американского экономиста Г. Джорджа. Он пришел к выводу, что западная демократия не есть на практике идеальная система и также нуждается в серьезных изменениях. Эта мысль положила начало его ключевой идее об одновременном решении в Китае национального, политического и экономического вопросов.

По возвращении из Европы в Японию, он сумел там установить контакты с рядом тамошних политических деятелей, обещавших оказать ему поддержку. Сунь Ятсен начал восстанавливать структуры Союза возрождения Китая, с осени 1899 г. издавать в Гонконге его печатный орган «Чжунго жибао» («Китайская газета») и готовить новое восстание против Цинов.

Первый этап движения Ихэтуаней (1898-1899)

Антииностранные настроения к китайском обществе нарастали не только в среде элиты, но и в широких слоях населения, прежде всего крестьянства. Уже весной 1898 г. начались выступления против христианских миссионеров в провинциях Хубэй и Юньань, летом антизападные демонстрации охватили Шанхай. Особенную активность проявляло население Северного Китая. Еще в 1896 г. в провинции Шаньдун произошло восстание «Больших мечей», направленное против местных христиан. Его принято считать прологом к движению ихэтуаней. В 1898 г. на базе тайной организации «Белый лотос» в провинции Шаньдун действовало общество «Ихэцюань», которое возглавил Чжу Хундэн. Главным лозунгом его участников стал «Против Цин, восстановим Мин». Как и любое другое тайное китайское общество, «Ихэцюань» использовало для поднятия боевого духа своих приверженцев различные мистические ритуалы и обряды, а также приемы восточных единоборств.

Важным толчком к некоторому изменению тактики стали события весны 1899 г., когда Германия захватила г. Ичжоу

в провинции Шаньдун. Теперь основным лозунгом стал «Против Цинов, уничтожим иностранцев». Этим решили воспользоваться китайские власти, рассчитывая, что отряды повстанцев помогут им в давлении на иностранцев. В результате они сумели добиться своего, и главным лозунгом становится «Поддержим Цинов, уничтожим иностранцев».

В период 1898-1899 гг. ихэтуани физическим истреблением иностранцев на китайской территории не занимались, ограничиваясь лишь пропагандистскими заявлениями в их адрес и нападениями на христианские миссии. Истинно китайскими, достойными почитания они считали лишь три традиционных учения — конфуцианство, буддизм и даосизм.

Однако, в отличие, например, от движения тайпинов, ихэтуани не смогли выдвинуть из своих рядов харизматического лидера, который смог бы объединить вокруг своей личности широкие слои населения и разобщенные повстанческие отряды. Состав участников движения был достаточно широк. Это были крестьяне, в том числе и состоятельные, часть городских жителей, демобилизованные солдаты, рабочие, монахи. Среди них было много люмпенов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.