Понятие «смысл» несёт в себе субъективное содержание, смысл всегда может быть только по отношению к определённому сознанию: индивида, общества, бога и т.д. Наука отрицает существование высших потусторонних сил, поэтому даже если и существует некий вселенский разум, то какой именно смысл он придаёт нашей жизни и жизни вообще, научными методами мы познать не сможем. Однако большинство религий сходятся в том, что смысл жизни заключается в духовном самосовершенствовании, в развитии духовных качеств человека. И такое понимание смысла жизни вполне согласуется с логическими рассуждениями. Если все люди будут видеть смысл своей жизни в духовном развитии, то в отношениях между ними будет царить гармония. В то же время будет ли это приводить к улучшению материальных условий жизни остаётся под большим вопросом.
По отношению к сознанию общества индивидуальная жизнь имеет смысл в той мере, в какой она несёт для него ценность, приносит общественную пользу. Даже если человек обделён талантами, он может нести пользу в любой, даже не престижной профессии, ведь каждая из них востребована обществом. Он также может нести добро другим людям, помогать им в чём-то.
По отношению к сознанию индивида смысл его жизни связан с особенностями процесса её осмысления, смыслонаполнения, собственной оценки своего прошлого и видения целей и задач своего будущего. Такой смысл жизни всецело субъективен, определяется сознанием самого индивида. Однако в этой субъективности можно найти и объективные моменты. Ведь человеку свойственно стремление к познанию объективного мира, к познанию того, что более ценно и полезного, а что менее. Таким образом, помимо субъективного смысла жизни, человек способен познать и некую объективную формулу смысла жизни, применимую для всех. Назовём такой смысл жизни всеобщим или объективным. Объективность такого смысла жизни в его общезначимости, объективной ценности, пользе для всех.
Поскольку в основе процесса смыслонаполнения жизни лежит индивидуальное сознание, то и всеобщий смысл жизни должен выводится из индивидуального. Поэтому начнём рассмотрение с него.
Когда поток жизненных событий увлекает человека по своему пути, то он не задумывается о смысле жизни, не задаётся вопросом: «зачем продолжать жить, ради чего?». Здесь для него всё как будто бы ясно: жить ради самой жизни, продолжать ту её линию, за которую он уже в ответе, которая связывает личность своими открывающимися перспективами и сложившимися обязанностями. Такой вопрос встаёт лишь тогда, когда человек выпадает из этого увлекающего потока жизни, когда возникает чувство неполноты реализующихся возможностей своей индивидуальной сущности, своего «я». Особенно остро этот вопрос встает тогда, когда человек начинает терять тесную связь с миром, когда внешний мир предстаёт как чуждый его внутреннему миру, его побуждениям, ценностям, идеалам, видению своих целей и задач в жизни. Когда жизнь проходит мимо него, теряя почти всякую связь с его сознанием, становясь всё более неосознанным процессом, то она теряет для него всякий смысл и ценность. Такое существование человека необретёт для него смысл пока он не сможет создать фундамент, почву для дальнейшей жизни, пока не укорениться в бытии, пока его сознание ничто не связывает с жизнью, нет привязанности к ней. А это возможно при более полной, всесторонней самореализации человека, раскрытия его потенциала и самоутверждения его как полноценной личности.
Поэтому на первый взгляд смысл жизни обретается в создании условий, атмосферы вокруг себя, где личность способна самореализовываться, раскрывать свои способности и таланты, удовлетворять свои потребности, т.е. где бы смогла найти себя и глубже себя понять, ощутить индивидуальность своих связей с миром (найти субъективный смысл жизни). Однако если каждый будет находить свой смысл жизни лишь в эгоистическом пути к самореализации, то возникнет столкновение интересов и в конечном счёте ухудшатся условия для всех, а значит, только в этом объективный смысл жизни заключаться не может.
Поскольку атмосфера вокруг любой личности обусловлена реализацией потребностей других таких же личностей, то при рассмотрении всеобщего смысла жизни встаёт необходимость исходить не только из потребностей индивидуальной сущности, но и из понимания родовой человеческой природы со всеми её возможными проявлениями. Ведь только в гармоничном сочетании интересов каждого возможно достичь условий для наиболее свободной самореализации.
Отсюда смысл жизни состоит в создании благоприятных условий жизни не только в отношении себя, но и для всех. Каждый должен внести свой конструктивный вклад в создание таких условий по мере своих возможностей и способностей. Но для того чтобы принести наибольшую пользу обществу, индивид прежде должен осознать свой потенциал, понять какие позитивные и полезные качества, склонности, задатки он имеет и начать двигаться в направлении их развития. Для этого он должен уметь учиться на своих и чужих ошибках, познавать законы жизни и совершенствовать свои качества в соответствии с этими законами, т.е. с пониманием разумного.
Но здесь встаёт вопрос о том, в чём заключается конструктивный, полезный вклад в создание благоприятных условий жизни общества? Что полезно, а что нет? Ответ на этот вопрос вырабатывался в многовековых дискуссиях, в обобщении опыта всего человечества и отразился в понимании нами общечеловеческих идеалов и вечных жизненных ценностей.
Таким образом, всеобщий, объективный смысл жизни обретает свои очертания в прояснении истинных ценностей, вытекающих из сущности человека как социального существа, из его потребности в общем по духу и гармоничном окружении и потребности осуществлять полноценную жизнь. Воплощение этих ценностей, идеалов в жизнь общества, усовершенствование порядков и культуры общества, всё более отражая эти идеалы и составляет высшую и конечную цель, наибольшее значение, высший смысл человеческой жизни.
Так, смысл жизни обретается в творчестве, альтруизме, счастье, любви, в стремлении к истине, добру, красоте, гармонии и т.д.. В частности в создании произведений искусства, облагораживающих людей, вдохновляющих их на подвиги, борьбу за справедливость и свободу, возвышенные идеалы в обществе; в открытии законов природы; изобретении полезных технических устройств; анализе общественных процессов с целью получения полезной информации о них; строительстве жилищ; качественном воспитании детей; создании домашнего уюта; дарении радости людям и т.д.Иначе говоря, в создании наиболее необходимых и полезных для общества и индивида ценностей.
Чем больше пользы человек принёс другим, чем больше доброй памяти после себя оставил, тем больший смысл и ценность обретает его жизнь. Ощущение смысла своей жизни тем сильней, тем вдохновенней, чем достойней она была прожита. Смыслом её наполняет та гордость, что пробуждается при взгляде назад, на прошлые заслуги и достижения.
Таким образом, смысл нашей жизни – это, с одной стороны, то ощущение её ценности, что открывается в свободном и творческом процессе её созидания, самореализации личности, раскрытии ей своего потенциала, а с другой, – в ответственности, в созидании тех ценностей, которые не могут принести вреда другим, но которые наиболее необходимы в цели достижения гармоничного и процветающего общества.
Говоря о смысле жизни человечества в целом, большинство мыслителей сходятся в том, что он связан с усовершенствованием бытия, например, с продолжением в его лице природного развития или в придании миру форм прекрасного. Смысл жизни человечества состоит в прогрессивном развитии общества, в раскрытии им потенциала человеческой сущности наиболее полно и ярко, открытии всё новых возможностей и лучших перспектив существования.