В литературе вопрос о методах изучения конституционного права всегда был связан с общими методологическими проблемами юридической науки.
Одним из основных методов изучения конституционно-правовых явлений рассматривалась диалектика. Этот метод применялся для обобщения конституционно-правовой мысли, выявлял соответствие конституционного права реальному развитию право вой системы общества.
Выбор диалектического метода был обусловлен тем, что право существует как социальное явление, и нет никакого принципиального различия между юридическими и общественными науками. Такой метод соответствует методу, описанному в «Капитале». Работа метода материалистической диалектики осуществляется, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, - к их сущности, от сущности явлений - к конкретному многообразию, в котором они представлены.
Метод материалистической диалектики исходит из природы человека, социально-экономических, политических и иных условий жизни общества. В рамках метода материалистической диалектики понимаются приемы и способы познания явлений, описанные К. Марксом в "Капитале».
Материалистическая диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Для того, чтобы представить конкретнее задачи диалектики, необходимо обратиться к положению о том, что диалектика - учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде.
Диалектическая концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
В этом смысле конституционно-правовое знание постоянно развивается, и каждый новый этап в движении общества - это новая ступень в его развитии. Конституционно-правовое знание использует основные категории: общее и особенное, форма и содержание, явление и сущность, причина и следствие. Следует отметить, что ведущей категорией является форма и содержание. Форма представляется обоснованным и опосредованным конституционно-правовым бытием, существенной определенностью предмета, тем, что отличает одно явление от другого. Содержание само формируется по закону сущности. Содержание определяет форму, которая, в свою очередь, опосредует содержание, так как оно не может формироваться произвольно. Форма существует в политических, юридических и других отношениях. Например, конституционное право как разновидность формы превращает общественные отношения посредством норм конституционного права в конституционно-правовые отношения.
Значение диалектики раскрывается не только через категории. Кроме обозначенных категорий, в методе используются такие понятия, как явление-сущность, количество-качество, причина-следствие. Направленность познания осуществляется не просто от незнания к знанию, от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности. Существуют два основных этапа познания: во-первых, путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности; во-вторых, путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ.
Подробное исследование материалистической диалектики как методологической основы изучения современного конституционно-правового знания предпринято в науке конституционного права государства ученым С. А. Авакьяном. Он рассматривает материалистическую диалектику, во-первых, как метод материалистического объяснения конституционно-правового знания; во-вторых, как единство эмпирического и теоретического, в третьих, как результат развития экономики и различных форм собственности. В своих работах автор показывает, что конституции отражают прежде всего формы собственности и организации экономической деятельности конкретного общества. Действующая Конституция РФ признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности.
Философской основой методологии науки конституционного права является материалистическая диалектика. Она находит свое проявление в требовании объективности и всесторонности познания, перерастания количества в качество, наличия противоречий в исследуемых явлениях.
Требование объективности проявляется в необходимости подхода к явлению исследования так, как он существует в действительности, а не так, как о нем пишут субъекты неофициального толкования.
Диалектический метод, изучая предпосылки и основания возникновения конституционно-правовых явлений, проникает в их сущность, выявляет и формулирует общие закономерности их возникновения и развития. В соответствии с обозначенными закономерностями и выявляются причинно-следственная, системная и структурно-функциональная зависимости отдельного конституционно-правового явления от категории. Закономерности также находят проявление в эмпирических данных о конституционно-правовых объектах. Однако главным является получение не только внешних характеристик конституционно-правовых явлений, но и их внутренней сущности. Здесь на помощь процессу познания приходит абстракция, которая обозначает начало исследовательского процесса, позволяет обнаружить признаки исследуемого конституционно-правового явления, выразить новые качества признаков, увидеть их связи, отношения и внутренние противоречия. В этом смысле следует более подробно остановиться на анализе ряда категорий диалектики в науке конституционного права.
Метод материалистической диалектики основан на рациональном познании. С его помощью рассматриваются содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и частное, особенное и единичное. Он позволяет выделить сущностные признаки, раскрыть сущность конституционно-правового явления на уровне конституционно-правового понятия.
Традиционно метод представляет познавательный процесс, основными компонентами которого являются объект познания /чувственное, обыденное, донаучное/ отражение объекта; установление внешних связей, признаков и свойств объекта; обобщение этих связей, признаков и свойств на рациональном, теоретическом уровне; определение сущности конституционно-правовых объектов, формирование соответствующих конституционно-правовых понятий, конструирование научных теорий, концепций, учений; сравнение полученных результатов с опытом исследования; их дополнение, изменение, развитие и внедрение в конституционно-правовую практику и действительность.