По дошедшим до нас историческим сочинениям первыми грузинскими исследователями истории Грузии принято считать грузинских историков: Леонтия Мровели, Джуаншера и Сумбата Давитисдзе, которые в основном описывали лишь факты и явления, но порой высказывали свое личное мнение и отношение к описываемым событиям. Так, историк Давида Агмашенебели (XII в.) не довольствуется одним лишь изложением фактов. Он анализирует и обосновывает каждое решение, каждый шаг царя. Свои собственные соображения по поводу тех или иных событий высказывает и летописец («жамтаагмцерели») последующих двух столетий.
В начале XVIII века Комиссия ученых мужей под руководством Бэри Эгнаташвили дополнила и обновила «Историю Грузии» (т. е. историю Грузии с древнейших времен до царствования Георгия Брцкинвале) и на основе тщательного изучения различных источников написала историю XIV-XVII веков.
На качественно новую ступень было поставлено исследование и изучение истории Грузии выдающимся историком и географом Вахушти Багратиони (1696-1757). Он принимал активное участие в политической жизни Грузии, был военачальником Сабаратиано (Квемо Картли). В 1724 году вместе с отцом отправился в Москву и поселился здесь. Именно в Москве он создает свой основополагающий труд «Описание Царства Грузинского». В этом фундаментальном исследовании дана история Грузии с древнейших времен до середины XVIII века. Вахушти Багратиони оставил нам также историко-географическое описание Грузии. В своей работе историк основывается главным образом на критически осмысленных им исторических источниках, используя самые достоверные из них. Большое внимание им также уделено вопросам хронологии – он уточняет ошибочные на его взгляд даты, если же в источниках дата не указывается, то пытается установить ее различными средствами. Труд Вахушти Багратиони стоял на уровне тогдашней европейской науки. В XIX столетии, несмотря на колониальную и русификаторскую политику России исследование и изучение истории Грузии продолжалось. Большой исследовательской деятельностью занимались Платон Иоселиани (1809-1875) и Мари Броссе (1808-1880). Мари Броссе был первым европейским картвелологом. Его заслуга заключается в том, что он издал на французском языке «Картлис Цховреба» и целый ряд работ по истории Грузии XVIII века, а также различные документы и эпиграфические произведения.
Большой вклад в дело научного изучения истории Грузии внес член-корреспондент Петербургской Академии наук Димитрий Бакрадзе (1826-1890). По его инициативе были основаны “Общество любителей археологии Кавказа” и “Общество археологии и истории Грузии”. Он был также одним из инициаторов создания Тбилисского музея. Из его научных трудов следует отметить «Историю Грузии» (с древнейших времен до конца X века). Большую работу по сбору древних рукописей, эпиграфических источников, надписей на иконах и других культовых предметах проделал Тедо Жордания (1854-1916). На основе тщательного изучения этих материалов он издал «Хроники и другие материалы по истории Грузии».
В начале XX века плодотворной деятельностью занимался Эквтиме Такаишвили (1863-1953). Путешествуя по разным уголкам Грузии, ученый изучал грузинские архитектурные памятники, эпиграфические надписи на иконах и других церковно-монастырских старинных предметах. Собранный материал был издан им в нескольких томах. Э. Такаишвили принадлежат научные исследования по древнейшим источникам истории Грузии («Обращение Картли», сочинение Сумбата Давитисдзе). Э Такаишвили изучил и опубликовал древние грузинские грамоты и ряд работ, посвященных важным вопросам истории Грузии.
Новый этап в развитии грузинской исторической науки связан с именем Иванэ Джавахишвили (1876-1940). После окончания Петербургского университета, где он учился на факультете восточной словесности, его оставляют при университете. В 1903 году И. Джавахишвили назначается приват-доцентом и начинает читать лекции. Вскоре вокруг него собирается грузинская молодежь – студенты Петербургского университета и под его руководством создается научный центр студенческой молодежи.
26 января 1918 года по инициативе группы грузинских ученых во главе с Иванэ Джавахишвили в Тбилиси открывается грузинский университет. Деканом единственного факультета – философского становится сам Иванэ Джавахишвили. В 1919-1926 годах он становится ректором Тбилисского государственного университета. Параллельно с педагогической и общественной работой протекала и его научная деятельность. Им созданы фундаментальные труды почти во всех областях истории Грузии: политической и экономической истории Грузии, истории грузинского права, исторической литературе, палеографии, исторической географии, по вопросам происхождения и развития грузинского и кавказских языков, истории музыки и др.
Иванэ Джавахишвили заложил основу таким областям истории, как палеография, нумизматика, дипломатика, историография, метрология и др. Выдающийся ученый И. Джавахишвили поднял на новый, высокий научный уровень дело исследования истории Грузии. Достойными продолжателями дела И. Джавахишвили являются его ученики: академики Симон Джанашиа (1900-1947) и Николоз (Нико) Бердзенишвили (1894-1965). Симон Джанашиа в своих трудах рассматривает древнейший период истории Грузии: происхождение грузинских племен, формирование грузинских государственных образований, вопросы исторической географии древнейшей Грузии, проблемы родового строя и рабовладельчского государства, зарождение и развитие феодальных отношений, характер и формы арабского господства и др. Особая заслуга принадлежит Симону Джанашиа в развитии грузинской археологии.
Исследования академика Нико Бердзенишвили охватывают круг вопросов из средневековой Грузии: это вопросы политической, экономической, социальной истории Грузии, истории культуры, исторической географии и историографии. Большое внимание ученый уделял дипломатике. По его инициативе было издано немало грузинских исторических документов.
Труды основоположника грузинской археологии академика Георгия Ниорадзе (1886-1951) посвящены археологическим исследованиям периода каменного века до феодальной эпохи, хотя следует отметить, что главная сфера его интересов – это каменный век. Георгий Ниорадзе изучил множество пещер (Дэвисхврели, Сакажиа) и городищ на территории Грузии.
В трудах академика Андриа Апакидзе рассмотрены вопросы истории возникновения и развития городов античной эпохи Грузии. В течение ряда лет Андриа Апакидзе был организатором археологических раскопок в Пицунде, а в последующий период – руководителем Мцхетской постоянно действующей археологической экспедиции.
Объектом исследований академика Отара Джапаридзе являлась эпоха бронзы. Под его руководством и при его непосредственном участии были исследованы и изучены захоронения (могильники) в Шулавери, Зуртакети, Квемо Картли, Марткопи и др.
Исследователем античной эпохи Грузии является академик Отар Лордкипанидзе. Под его руководством ведутся археологические раскопки в Вани, где были сделаны чрезвычайно важные и интересные открытия.
Изучением археологических памятников феодальной эпохи Грузии занимается академик АН Грузии Леван Чилашвили.
Труды основоположника грузинской этнографии академика Георгия Читаиа (1890-1986) посвящены вопросам этнографии Грузии. Им изучены: земледельческая культура древних грузин, развитие пахотных орудий, формы и структура жилых и хозяйственных построек, стиль орнамента и многие другие вопросы.
Главным объектом исследований академика Георгия Меликишвили являлись следующие проблемы: проблема этногенеза грузин, древнегрузинские объединения, первые государства на юге Кавказа и их связи со странами Древнего Востока, возникновение и развитие Колхидского и Картлийского царств и др.
Научные труды члена-корреспондента АН Грузии Шота Месхиа (1916-1972) посвящены возникновению и развитию городов феодальной эпохи, городской жизни, государственному строю Грузии в XII-XIII веках, вопросам истории Грузии (Дидгорская битва, история рода Мхаргрдзели) и др.
Проблемы истории средневековой Грузии исследует академик Мариам Лордкипанидзе. В ее работах освещаются следующие темы: деятельность Вахтанга Горгасала, появление арабов в Грузии и борьба против них; возникновение и развитие грузинских царств и княжеств; создание единой грузинской монархии.
Значительные труды по исторической географии Грузии и ее политической и социально-экономической истории принадлежат академику Давиду Мусхелишвили.
Большой вклад в изучение истории Грузии XI-XIII веков внес академик Роин Метревели. Темы его монографических исследований: жизнь и деятельность двух великих царей Грузии – Давида Агмашенебели и царицы Тамар, их внешняя и внутренняя политика, реформы, вопросы социально-экономической истории этого периода, а также вопросы истории культуры. Ученый обстоятельно исследовал характер и цели внутренних политических движений в Грузии в XI-XIII веках. Многочисленные научные труды и отдельные статьи исследователя посвящены узловым проблемам истории Грузии.
Исследования истории Грузии успешно продолжаются и в настоящее время. В этом большом деле национального и государственного значения активно участвуют многие грузинские историки.
Каменный век в Грузии
На Южном Кавказе, по всей видимости, существовали благоприятные условия для жизнедеятельности первобытного человека. В Дманиси археологическими раскопками обнаружены фрагменты скелета первобытного человека – самые древние следы существования человека во всей Евразии. Их приблизительный возраст – 1600000-1800000 лет. Еще более древние следы человека обнаружены в Африке. Известно, что Африка – это тот регион, где в основном происходило формирование человека. Таким образом, можно полагать, что в Дманиси жили древнейшие жители Евразии.
Первобытный человек в основном пользовался каменными орудиями, палкой и обломками кости. Этот период истории человечества, когда главным орудием деятельности человека был камень, называется каменным веком. Каменный век делят на три периода: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Палеолит, в свою очередь, делят на нижний, средний и верхний палеолит. Эпоха нижнего палеолита – самый длительный период в истории человечества. На территории Грузии во многих местах обнаружены городища этого периода: в Дманиси, в Кацхи, в Лаше-Балта, на горе Чикиани. Одним из значительных памятников того времени является городище в Цопи. Примечательно, что в указанный период люди стали занимать и высокогорную зону. Так, следы обитания человека найдены в пещере Кударо, расположенной на высоте 1600 метров над уровнем моря и в пещере Цона, расположенной на высоте 2100 метров над уровнем моря. На Джавахетском нагорье обнаружены открытые стоянки людей на высоте 2400 метров от уровня моря.
Естественно, человек, вооруженный простейшим каменным орудием, не мог существовать один, поэтому первобытные люди жили небольшими группами, состоящими из 20-30 человек. Такое объединение людей называлось первобытным стадом, основным занятием которого являлись охота и собирательство. Каменные орудия, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу, были очень грубыми и примитивными: топоры, скребла, наконечники.
Большое значение имело использование огня. Жаренное на огне мясо способствовало умственному и физическому развитию человека.
В конце нижнего палеолита и в начале верхнего палеолита в результате глобального оледенения на Кавказе значительно похолодало. Оледенение оказало влияние на флору, изменились условия жизни человека.
Наши предки были вынуждены покинуть высокогорную зону и спуститься на равнины. Преимущественно заселялись те местности, где имелись естественные убежища. Стоянки первобытных людей на территории Грузии обнаружены во многих местах: в пещерах Дэвисхврели, Сакажиа, Сагварджиле, Мгвиме, в скалах Самерцхле и Самеле и др.
Верхний палеолит начался 40-35 тысяч лет назад и закончился 12-10 тысяч лет назад. К этому времени Восточная часть Южного Кавказа была еще слаба освоена. Люди в основном жили на территории Западной Грузии, в бассейнах рек Риони и Квирила. Здесь было множество естественных пещер, в которых люди могли укрыться от хищников.
Постепенно совершенствовалась техника обработки камня. Появились новые орудия: ножи, резаки, скребки. Широко использовались костяные орудия и орудия, сделанные из обсидиана.
Изменилась и общественная жизнь первобытных людей. Начали создаваться более прочные объединения по признаку кровного родства. Объединялись представители одного рода и первобытное стадо сменилось родом. В роде ведущая роль принадлежала женщине, поэтому род продолжался по материнской линии. Это было обусловлено тем, что охотники-мужчины иногда в течение нескольких недель не приносили домой никакой добычи и в такие времена приходилось питаться только ягодами и съедобными растениями, собиранием которых занимались женщины. Когда мужчины уходили на охоту, иногда на несколько дней, всю работу выполняли женщины: приготовляли и распределяли пищу, разводили и поддерживали огонь, искали в лесу коренья и т. д. В истории человечества этот период называется матриархатом, а род – матриархальным.
Уже в эпоху палеолита появляются первые религиозные представления. Это были примитивные взгляды первобытных людей, связанные с теми или иными явлениями природы. Предполагается, что на Кавказе был распространен т. н. «культ медведя». Обнаруженные в некоторых пещерах черепа пещерных медведей были уложены на специально выбранном месте.
С этого времени закладываются основы первобытного искусства. Человек начал примитивно рисовать и лепить фигуры.
Палеолитические памятники Кавказа обнаруживают близость с культурами Ближнего Востока.
После верхнего палеолита начинается эпоха мезолита, которая закончилась 8-6 тысяч лет назад. В этот период формируются та географическая среда и ландшафты, которые мы имеем сегодня. На Кавказе наступает потепление, что способствовало расширению ареала расселения людей. Вновь началось освоение горной зоны.
За эпохой мезолита следует эпоха неолита. Именно в этот период произошли значительные изменения в жизни человеческого общества.
Развивается производящее хозяйство, закладываются основы земледелия и скотоводства. Человек более или менее обеспечивает себя едой и уже не зависит от случайной добычи.
Землю обрабатывали каменной мотыгой, палкой-копалкой и рогами. При уборке урожая использовали изготовленные из кремня пластины серпа. Предполагается, что основной зерновой культурой этого периода было просо. Сеяли также пшеницу и ячмень. Земледелие требовало перехода к оседлому образу жизни, поэтому появляются оседлые поселения сельского типа. Началось строительство примитивных жилищ. Совершенствуется обработка камня: человек научился сверлить, пилить и полировать каменные орудия. Закладывается основа гончарного ремесла. Особенно развивается гончарное дело после изобретения гончарного станка. Широкое применение получает глиняная посуда. Человек научился ткать и вязать.
Хозяйственное развитие и улучшение жизненных условий вызвало количественный рост населения. Осваивается все больше территорий. Памятники неолитической эпохи в основном обнаружены в Западной Грузии, в частности: в Хуцубани, Анасеули, Кистрики, Кобулети, Тетрамица, Апианча, Махвилаури.
В Восточной Грузии интенсивное расселение людей началось в конце эпохи неолита, в период развития раннеземледельческой культуры (шулавери-шомутепинская культура).
Бронзовый век в Грузии
На определенном этапе развития человеческого общества для изготовления орудий труда наряду с камнем использовали и металл. Первым таким металлом была медь. Месторождений меди было сравнительно много на территории Грузии. Этот мягкий металл легко поддавался ковке. Однако, хотя изготовленные их кованой меди предметы были более пригодными для хозяйственных нужд и охоты, но в ежедневной жизни все еще широко применялись каменные орудия. Эпоха, когда одновременно применялись каменные и медные орудия, называется энеолитом. Эпоха энеолита в Грузии охватывает V-IV тысячелетия до н. э.
Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Грузии начинается эпоха бронзы. Бронза в свободном виде в природе не встречается. Ее получают путем добавления в расплавленную медь различных веществ (олово, мышьяк, сурьма). В отличие от меди бронзовые орудия были значительно тверже. Бронзовый век ученые делят на три периода: ранний, средний и поздний бронзовый век.
В ранней бронзовой эпохе на южном Кавказе сложилась Куро-аракская культура. В этот период еще более высокого уровня развития достигают земледелие, животноводство, гончарное ремесло. Очевидно, отдельной отраслью сформировалась металлургия.
При раскопках поселений этого периода найдены глиняные изделия и остатки очага. Закладывается основа плужного земледелия, для обработки земли используют тягловую силу – быков. Для уборки урожая применяется серп (соха). Сравнительно позднее люди стали использовать в хозяйстве лошадей. С их помощью можно было передвигаться на большие расстояния, что, в свою очередь, способствовало расширению связей между племенами. Большое значение имело использование конницы в военно-стратегических целях. Значительные сдвиги, происшедшие в хозяйстве (развитие земледелия и металлургии) отразились и в общественных взаимоотношениях. Постепенно возрастает роль мужчины в роде и он занимает в нем ведущее положение. Материнский род уступил место отцовскому роду – матриархат сменился патриархатом.
Отдельные роды состояли из родственных семей. Земля и пастбища находились в общинном пользовании, но предполагается, что отдельные семьи сами обрабатывали выделенные им участки земли.
Однако семья пока еще не могла существовать отдельно от рода.
Куро-аракская культура существовала приблизительно в течение тысячи лет. На территории Восточной Грузии обнаружены остатки поселений этого периода (Квацхелеби, Хизанаантгора и др.). В Западной Грузии ареал распространения Куро-аракской культуры достигал до среднего течения реки Риони.
Куро-аракскую культуру сменила новая культура, характерным признаком которой является новый тип захоронений – курганные погребения.
В конце третьего тысячелетия в Восточной Грузии распространилась т. н. Беденская культура (название происходит от кургана, обнаруженного на склоне хребта Бедени в Квемо-Картли). Поселения этого периода открыты как на равнинной территории, так и в горной зоне (поселения Бериклдееби). Еще более высокого уровня развития достигает металлургия. Встречаются более твердые, оловяные бронзовые предметы (раньше имели распространение предметы из бронзы в смеси с мышьяком). Олово на Кавказе не добывалось, и предположительно, что его завозили с юга. Высокого уровня развития достигает златокузнечество. Найдены золотые и серебряные бусины и трубочки. В Цнорском кургане найдена маленькая золотая статуэтка льва. Развитию златокузнечества способствовало то обстоятельство, что золото не приходилось завозить из других стран, так как оно добывалось на территории Грузии.
В период средней бронзы широкое распространение получила Триалетская культура, для которой было характерно существование Больших курганов. Их высота достигала 10-15 метров, а диаметр – около 100 метров. В центре курганов находился большой погребальный зал (высота некоторых залов достигала 6 метров, а площадь – 150 кв. метров). Строительство таких курганов требовало больших знаний и мастерства. Надо полагать, что представители этой культуры затрачивали много времени и сил на сооружение таких захоронений. В Больших курганах хоронили избранных людей племени (вождей, предводителей отдельных родов). Покойника подвергали кремации и помещали в деревянную повозку, или колесницу. В курганах обнаружены различные предметы, принадлежащие умершему: боевое бронзовое оружие, керамические изделия, золотые и серебряные чаши, сосуды. В одном из триалетских курганов найден золотой кубок, украшенный дорогими цветными камнями и серебряный кубок с изображением сцен охоты. Такая же ритуальная сцена охоты изображена на другом серебряном сосуде: в нижнем ряду – олени, в верхнем – двадцать две человеческие фигуры будто-бы направляются к сидящему в центре человеку. Предполагается, что это жрецы.
Хорошо была развита резьба по дереву. Найдены инкрустированные деревянная посуда и коробки различного назначения.
В первой половине второго тысячелетия до нашей эры Триалетская культура прекратила свое существование. Начинается эпоха поздней бронзы. В этот период сложилась восточногрузинская и западногрузинская культуры эпохи поздней бронзы. Широко известны колхидские бронзовые топоры. В начале I тысячелетия до нашей эры Колхидская культура достигает наивысшего расцвета. Начинается эпоха раннего железа. Широкое распространение железо получает с VIII века до нашей эры.
Быстрое развитие и подъем хозяйства вызвали распад родовой общины. Отдельные семьи уже могут сами вести свое хозяйство и нет необходимости им жить в родовой общине. Поэтому некоторые семьи отделяются от своего рода и поселяются на другой территории, возможно даже на территории других родов. Их объединяет уже не столько родственная, т. е. кровная связь, сколько соседство, т. е. территориальная близость. Таким образом, родовая община сменилась соседской общиной. В то же время появляется частная собственность. Высокий уровень развития хозяйства давал возможность производить избыточную продукцию, которую можно было обменять на другие предметы. До тех пор, пока продукты труда людей были общей, коллективной собственностью, все члены общины были равноправны, так как действовал принцип их справедливого распределения между членами общины. С возникновением частной собственности появились богатые и бедные, т. е. появилось неравенство членов общины. Бедные были вынуждены просить помощи у богатых и взамен предлагать свои услуги. Из племени выдвигается привилегированная часть: это вождь племени и приближенная к нему знать, жрецы, которые стремятся сменить выборность вождя племени наследованием. Участились столкновения между племенами. Если раньше члены побежденного племени добычу делили между собой поровну, то теперь знать присваивала себе большую ее часть. Взятых в плен воинов превращали в рабов. Более сильное племя подчиняло себе более слабые племена и возлагало на них выполнение определенных обязанностей. Стали постепенно создаваться племенные союзы.