Структурный анализ обнаруживает, что мир живого чрезвычайно разнообразен, имеет сложную структуру. На основе разных критериев могут быть выделены различные уровни живого мира. Наиболее распространенным является выделение на основе критерия масштабности следующих уровней организации живого.
Биосферный – включающий всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой. На этом уровне биологической наукой решается такая, в частности, проблема, как изменение концентрации углекислого газа в атмосфере.
Уровень биогеоценозов выражает следующую ступень структуры живого, состоящую из участков Земли с определенным составом живых неживых компонентов.
Популяционно-видовой уровень образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида. Его изучение важно для выявления факторов, влияющих на численность популяций.
Организменный и органо-тканевый уровни отражают признаки отдельных особей, их строение, физиологию, поведение, а также строение и функции органов и тканей живых существ.
Клеточный и субклеточный уровни отражают процессы специализации клеток, а также различные внутриклеточные включения.
Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, одной из важнейших проблем которой является изучение механизмов передачи генной информации и развитие генной инженерии и биотехнологии.
Разделение живой материи на уровни является, конечно, весьма условным. Решение конкретных биологических проблем, таких, как регуляция численности вида, опирается на данные о всех уровнях живого. Но все биологи согласны с тем, что в мире живого существуют ступенчатые уровни.[1,182-183]
Фундаментальной же основой, так сказать «первокирпичиком» живого мира, служит клетка. Именно она является мельчайшей системой, обладающей всем комплексом свойств живого, в том числе и носителем генетической информации – важнейшей основы эволюционного развития живого мира.[1,184]
№ 5. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н. Беклемишева)
Одной из ведущих познавательных моделей XX века стало системная познавательная модель, уходящая своими основаниями в мир живых объектов. Формирование системных представлений явилось логическим продолжением и углублением традиционной для биологического познания проблемы целостности организма. Идеи системности появлялись в трудах многих философов, но, пожалуй, первую разработанную теорию системности предложил А.А. Богданов (Малиновский) (1873 -1928 гг.). Сегодня Богданова называют русским предшественником кибернетики. Оригинальное предложение Богданова заключается в объединении всех человеческих, биологических и физических наук, рассматривая их как системы взаимоотношений и поиска организационных принципов, лежащих в основе всех типов систем. Его основной труд «Тектология» имеет подзаголовок «Всеобщая организационная наука». Богданов понимал тектологию как науку, объединяющую в себе организационные методы всех наук. Задача же тектологии, по Богданову, как науки эмпирической – систематизировать организационный опыт. Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и человеческой деятельности, затем – обобщить и систематизировать эти способы, далее – объяснить их, т.е. выработать абстрактные схемы их тенденции и закономерностей, определить направления развития организационных методов и их роль в мировом процессе. По мнению Богданова, когда в процессе обобщения абстрагирования выяснены общие законы, то создается твердая опора для планомерной организационной деятельности – практической и теоретической. Работа Богданова следует рассматривать как стремление к созданию общей организационной науки. Общая теория систем создана канадским ученым Карлом Людвигом фон Берталанфи (1901 – 1972 гг.) с пристальным вниманием к биологическим системам. Создавая свою организмическую теорию Л.фон Берталанфи, положил в ее основу представления о том, что живой организм не является неким конгломератом отдельных элементов, а выступает как определенная система, обладающая свойствами целостности и организованности. По существу, в применении к биологии он предложил и использовал метод системного анализа, активно применяемый сейчас в науке и технике. В частности, им высказана идея, что системная организация – основа точной биологии. Организм – пространственное целое, проявляющееся во взаимодействии частей и частных процессов. Процессы в живом организме обуславливаются целостной пространственной системой, подчиненной в жесткой иерархии. Относительно живого организма как целостной системы В.А. Энгельгардт выделял три признака характеризующих взаимоотношения между целым и частями. Первый – возникновение в системе взаимодействующих связей между целым и частями. Второй – утрата некоторых свойств частей при вхождении их в состав целого. И, наконец, появление у возникающего целого новых свойств, определяемых как свойствами основных частей, так и возникновение новых связей между частями. Такой точки зрения придерживался глобалист естествоиспытатель Вернадский. Им же было введено и понятие живого вещества и сформулированы биогеохимические принципы. Под живым веществом он понимал совокупность всех живых организмов нашей планеты, рассматривая биосферу как некое системное образование на основе внешней геологической оболочки Земли, включающее в себя как живое вещество всей планеты, так и среду обитания, которая преобразуется этим живым веществом. Тем самым были показаны роль живого вещества в процессе эволюции Земли и неотделимость развития биосферы от геологической истории планеты. Живое вещество активно участвует в круговороте веществ и энергии в земной коре, причем его энергия значительно больше, чем энергия косного вещества. Если Вернадский исследовал систему всех живых организмов и их взаимодействия, то другой выдающийся ученый, академик В.Н. Беклемишев (1890-1962 гг.) посвятил свои труды изучению системы организации отдельных живых организмов. Как сравнительный анатом Беклемишев был ярчайшим представителем идеалистической морфологии, придающей главное значение плану строения организмов. Конечной целью сравнительной морфологии Беклемишев считал построение естественной системы организмов, представляющей собой закон, согласно которому реализуется многообразие органических форм. Морфологические взгляды Беклемишева суммированы в фундаментальном руководстве «Основы сравнительной анатомии без позвоночных».
№ 6. Основные взгляды на проблему причинной обусловленности (детерминизма) в био-логии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциден-ционализм, финализм.
(от греч. télos, родительный падеж téleos — результат, завершение, цель и... логия), идеалистическое учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Этот принцип «конечных причин» («causa finalis»), согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса, принимал разные формы в различных концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т. — приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.
Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции «внешней целесообразности», устанавливаемой якобы богом, в антропоцентрической и утилитарной Т., согласно которой мир создан «ради целей человека» (Х. Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Т. (то есть приписывающей внутреннюю цель развитию природы), основы которой были сформулированы Аристотелем, утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают бесконечную по содержанию цель своего «стремления» (потенциальную цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутренняя цель является, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в некоторый абсолют — энтелехию — как завершение развития. Идеи имманентной Т. в новое время развивались Г.Лейбницем в его монадологии и учении о предустановленной гармонии; они получили своё последовательное воплощение в учении Ф. Шеллинга о «мировой душе», в объективном идеализме Г. Гегеля.
В своеобразной форме идеи Т. развивал И. Кант. Сознавая недостаточность концепции механического детерминизма в объяснении сложных процессов (прежде всего органической жизни и человеческой деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологических «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристического принципа.
В объяснении органической целесообразности биология, начиная с Ч. Дарвина и вплоть до современной молекулярной биологии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Т. Объективные процессы, послужившие определённым основанием для «телеологического мышления», получили научные объяснение в рамках диалектико-материалистической концепции детерминизма, вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Т, создания «материалистической Т.» имеют сугубо отрицательное значение.
Телеологический хар-р носит теория Ламарка, а также де Шардена, утверждающая устремление эволюции к общей «божественной точке Омега».