Понимание права, как системы норм, связанной с государством, многие современные российские ученые рассматривают как "узконормативное" и толкуют право более широко, не сводя только к законам или системе норм.
Выделяют нормативное (иногда говорят узконормативное) и широкое правопонимание. Еще раз подчеркнем, что нормативное правопонимание сводится к пониманию его как системы юридических норм, установленных компетентными государственными и негосударственными органами. Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании*(72).
Близко к этому мнению точка зрения о том, "что право состоит из норм, юридических норм, которые являются как бы "кирпичиками", из которых образуется право данной страны"*(73).
Заметим, что систему норм права в правовой науке принято называть правом в объективном смысле, так как оно является государственной волей и не зависит от воли отдельной личности, субъекта.
Юридическая норма - это общеобязательное правило поведения, выраженное в нормативных правовых актах, иных признаваемых государством источниках права и выступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права. И это не только сообщает юридическим нормам и устанавливаемому ими порядку устойчивость и твердость, но и способно придавать социальному регулированию всеобщий характер - распространять данный порядок отношений на все общество (или, напротив, ограничивать, локализовывать действие общеобязательных норм).
Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных особенностей, которые встречаются в жизни, и тех типизированных решений, которые здесь должны приниматься*(74).
Связь норм права с государством состоит в том, что они, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются не только воспитанием и убеждением, что свойственно и другим социальным нормам, но и возможностью применения, когда это необходимо, принудительных юридических санкций*(75).
Сторонники широкого понимания природы права исходят из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления. Так, отдельные авторы полагают, что понятием права охватываются нормы права и правоотношения; другие - нормы права, правоотношения и правосознание; третьи - понимают под правом нормы права и субъективные права; четвертые - нормы права и их применение; пятые - нормы права и правопорядок; шестые - нормы права, принципы права, правотворчество, основные права (и обязанности) граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок; седьмые - принципы права, нормы права, конкретизирующие положения, вырабатываемые судебной, арбитражной и административной практикой в процессе толкования и применения юридических норм, акты применения права и правоотношения; восьмые - юридическую надстройку определенной общественно-экономической формации, девятые - саму общественную жизнь; и т.д.*(76)
Однако следует учитывать достаточно справедливое замечание, что "нормативный подход, разграничивая право как систему норм и формы его выражения, вместе с тем рассматривает их в тесном, органическом единстве"*(77).
Кроме рассматриваемых подходов, ряд отечественных авторов (О.Э.Лейст, Л.А.Морозова, В.ВОксамытный и др.) говорят о существовании нормативной, социологической и нравственной (основанной на доктрине естественного права) концепций правопонимания в Российской Федерации.
Достаточно аргументирована и интересна точка зрения А.Ф.Черданцева, которая сводится к целесообразности прагматического подхода, т.е. подчеркивая генетические (по происхождению) и функциональные (право формируется и обеспечивается государством) связи государства и права, автор рассматривает право как произвольный приказ (волю) государства и видит его обусловленность социальными, в том числе экономическими факторами и системой ценностей, утвердившейся в обществе. А.Ф.Черданцев не отвергает наличие естественного права, социологические, психологические и др. факторы действия права*(78).