Кодификация и прогрессивное развитие МП рассматриваются Уставом ООН в качестве одной из важнейших задач сотрудничества между государствами. Большой объем международно-правовых норм, действующих в межгосударственной системе, обусловливает задачу их систематизации, облегчающую их применение государствами и другими субъектами международного права. В международном праве процессы обработки нормативно-правового материала получили наименование кодификации и прогрессивного развития международного права. В ст. 13 Устава ООН Генеральной Ассамблее поручается оказывать содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Видимо, нельзя говорить, что кодификация и прогрессивное развитие являются двумя различными методами осуществления систематизации международного права.
На второй сессии Генеральной Ассамблеи подавляющее большинство членов Шестого комитета (Комитета по правовым вопросам) поддержали предложение о создании Комиссии международного права, а один из подкомитетов Шестого комитета разработал проект Положения о Комиссии международного права. 21 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 174 (II), учреждающую Комиссию международного права и одобряющую Положение о Комиссии. В дальнейшем в Положение вносились изменения на основе четырех последующих резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых частично по инициативе Комиссии и в нескольких случаях по инициативе правительств.
Комиссия международного права — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН состоящий из 34 юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.
В Положении о Комиссии международного права ООН специально отмечается, что термины кодификация и прогрессивное развитие МП используются «в целях удобства». Итак, термин «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Что касается выражения «кодификация международного права», то оно употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.
Составители Положения, предвидя, что при осуществлении прогрессивного развития, с одной стороны, и кодификации — с другой, будут использоваться несколько отличные методы работы, вместе с тем сочли целесообразным поручить выполнение этих двух задач одной комиссии. Они также не поддержали предложения о создании отдельных комиссий по вопросам общественного, частного и уголовного международного права. В пункте 2 статьи 1 Положения говорится, что Комиссия «занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но она может рассматривать вопросы и международного частного права». Однако на первых сорока шести сессиях Комиссии работа проводилась исключительно в области международного публичного права.
На своей первой сессии в 1949 году Комиссия рассмотрела на основании меморандума Секретариата, озаглавленного «Обзор международного права в связи с работой Комиссии международного права по кодификации», двадцать пять вопросов для возможного включения их в перечень вопросов, подлежащих изучению. После рассмотрения этих вопросов Комиссия составила следующий предварительный перечень, состоящий из четырнадцати вопросов, подлежащих кодификации:
a) признание государств и правительств;
b) правопреемство государств и правительств;
c) юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности;
d) юрисдикция в отношении преступлений, совершенных вне государственной территории;
e) режим открытого моря;
f) режим территориальных вод;
g) гражданство, включая безгражданство;
h) правовое положение иностранцев;
i) право убежища;
j) право договоров;
к) дипломатические сношения и иммунитеты;
I) консульские сношения и иммунитеты;
m) ответственность государств;
n) арбитражное разбирательство.
Хотя подразумевалось, что вышеуказанный перечень из четырнадцати вопросов является лишь предварительным и что после дополнительного изучения Комиссией или в соответствии с пожеланиями Генеральной Ассамблеи могут производиться дополнения или изъятия, перечень по-прежнему составляет основную долгосрочную программу Комиссии. Однако следует отметить, что вопрос «правопреемства государств и правительств» был впоследствии расчленен на три вопроса, включая правопреемство в отношении договоров, правопреемство в других областях, помимо договоров, и правопреемство в отношении членства в международных организациях.
С 1949 года Комиссия представила окончательные проекты или доклады по десяти из вышеупомянутых вопросов или тем, включая:
a) режим открытого моря;
b) режим территориальных вод;
c) гражданство, включая безгражданство;
d) право договоров;
e) дипломатические сношения и иммунитеты;
f) консульские сношения и иммунитеты;
g) арбитражное разбирательство;
h) правопреемство государств в отношении договоров;
i) правопреемство государств в других областях, помимо договоров;
j) юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности.
Один вопрос в настоящее время находится в стадии изучения (ответственность государств). Остальные вопросы, содержащиеся в перечне 1949 года, по которым не были представлены окончательные проекты или доклады и которые не изучаются в настоящее время, следующие:
a) признание государств и правительств;
b) юрисдикция в отношении преступлений, совершенных вне государственной территории;
c) правовое положение иностранцев;
d) право убежища.
Помимо рассмотрения вопросов, включенных в перечень 1949 года, Комиссия изучила или изучает следующие вопросы, переданные ей Генеральной Ассамблеей, в некоторых случаях по инициативе самой Комиссии:
a) проект декларации прав и обязанностей государств;
b) формулировка Нюрнбергских принципов;
c) вопрос о международной уголовной юрисдикции;
d) оговорки к многосторонним конвенциям;
e) вопрос определения агрессии;
f) проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества;
g) отношения между государствами и международными организациями (первая и вторая части вопроса);
h) правовой режим исторических вод, включая исторические заливы;
i) специальные миссии;
j) вопрос о расширении участия в общих многосторонних договорах, заключенных под эгидой Лиги Наций;
к) оговорка о режиме наибольшего благоприятствования;
l) вопрос о договорах, заключенных между государствами и международными организациями или между двумя или более международными организациями;
m) право несудоходных видов использования международных водотоков;
n) вопрос о защите и неприкосновенности дипломатических агентов и других лиц, имеющих право на специальную защиту в соответствии с международным правом;
о) международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом;
р) вопрос о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером;
q) обзор процесса заключения многосторонних договоров;
г) право и практика, касающиеся оговорок к международным договорам;
s) правопреемство государств и его последствия для гражданства физических лиц и государственной принадлежности юридических лиц.
Некоторые из вышеперечисленных вопросов были переданы Генеральной Ассамблеей на рассмотрение Комиссии в дополнение к изучаемым Комиссией вопросам, включенным в перечень 1949 года. Эти темы включают: отношения между государствами и международными организациями [резолюция 1289 (XIII) Генеральной Ассамблеи от 5 декабря 1958 года], правовой режим исторических вод, включая исторические заливы [резолюция 1453 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 7 декабря 1959 года], специальные миссии [резолюция 1687 (XVI) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1961 года], оговорка о режиме наибольшего благоприятствования [резолюция 2272 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1967 года], вопрос о договорах, заключенных между государствами и международными организациями или между двумя или более международными организациями [резолюция 2501 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 12 ноября 1969 года], и международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом [резолюция 3071 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи от 30 ноября 1973 года]. Второй, третий и пятый из вышеупомянутых вопросов были переданы Комиссии международного права в результате рассмотрения Генеральной Ассамблеей резолюции, ранее принятой в этой связи Конференцией полномочных представителей.
С другой стороны, включение в программу работы Комиссии некоторых из вышеуказанных вопросов не было связано с предыдущей работой, проделанной Комиссией. Примерами этого являются: право несудоходных видов использования международных водотоков и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером [резолюция 2669 (XXV) Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1970 года], вопрос о защите и неприкосновенности дипломатических агентов и других лиц, имеющих право на специальную защиту в соответствии с международным правом [резолюция 2780 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1971 года], и вопрос о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером [резолюция 31/76 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1976 года, а также резолюции 33/139 и 33/140 от 19 декабря 1978 года].