Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еории л-ти в зарубежной психологии. —равнительный анализ




Ћичность Ц это конкретный человек, вз€тый в системе его устойчивых социально обусловленных психологический характеристик, которые про€вл€ютс€ в общественных св€з€х и отношени€х, определ€ют его нравственные поступки и имеют существенное значение дл€ него самого и окружающих. ћожно выделить 3 периода развити€ психологии личности:

философско-литературный Ц проблемы нравственной и социальной природы человека;

клинический Ц начало 19 века, проблемами психологии личности занимались врачи-психиатры. ¬ центре внимани€ Ц особенности личности больного человека.

Ёкспериментальный - начало 20 века, бурное экспериментальное исследование личности, математико-статичтическа€ обработка данных.

Ќемов насчитывает около 48 теорий личности, которые можно оценить

Ќеофрейдизм. ёнг (аналитическа€ психологи€), јдлер (индивидуальна€ психологи€), ’орни (социокультурна€ теори€), ‘ромм, –айх и т.д.

Ќеофрейдисты отказываютс€ от приоритета сексуальных влечений и выдвигают теорию зависимости личности от среды. —реда проецирует на личность свои важные качества. ќни станов€тс€ формами активности этой личности. ¬едущую роль в поведении человека, его душевной жизни играет бессознательное. —одержание бессознательного составл€ют с одной стороны врожденные инстинкты (‘рейд Ц секс и агресси€; јдлер Ц стремление к совершенству, превосходству и преодоление неполноценности; ёнг Ц энерги€ бессознательного Ђлибидої имеет разные формы про€влени€ и в разное врем€). — другой стороны Ц желани€, аффекты, мысли, образы, вытесненные из сознани€ по причине их неприемлемости или нежелани€ (культурна€ неприемлемость или травмирующее содержание). —одержани€ бессознательного всегда мощно энергетически зар€жены. — точки зрени€ всех представителей психоанализа эта энерги€ €вл€етс€ основным двигателем человеческого поведени€, его устремлений, его личности.. ¬лечение бессознательного находитс€ в противоречии с нормами культуры. »нстинкты асоциальны, эгоистичны (‘рейд). ѕсихическое и социальное развитие человека, его личности идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. “аким образом, в процессе развити€ личность человека, его Ђяї вынуждено посто€нно искать компромисс между рвущейс€ наружу энергией бессознательного и тем, что допускаетс€ обществом. Ётот баланс устанавливаетс€ с помощью защитных механизмов. «ащитный механизм - специфическое изменение содержани€ сознани€, возникшее в ситуации внутреннего конфликта. ќсновным недостатком фрейдизма можно считать сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психологии человека. ќн понимал человека как биологическое сексуальное существо, которое находитс€ в состо€нии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставл€ющим подавл€ть сексуальные влечени€

 

Ѕихевиоризм (поведенческий подход). возник в начале ’’ века. ќсновоположник Ц ƒжон ”отсон. ѕсихологи€ должна изучать поведение. Ћичность в этом случае выступает как организованна€ и относительно устойчива€ система навыков. „еловек понимаетс€ как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающеес€ существо, запрограммированное на те или иные реакции.

–азвитие поведени€ конкретного индивида целиком определ€етс€ вли€нием определенной среды. ѕри этом утверждаетс€, что формирование человеческого поведени€ принципиально не отличаетс€ от формировани€ поведени€ живого. —реда формирует поведение путем стимулов и подкреплений. —тимулы Ц это то, что предшествует поведению и вызывает его. ѕодкрепление Ц последствие поведени€. ≈сли последствие не желательно дл€ индивида, то поведение затормаживаетс€. ≈сли последствие благопри€тно, то поведение воспроизводитс€ вновь. “олмен, Ѕандура -Ѕихевиоризм слишком биологизировал человека.

√уманистическа€ теори€ главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). јбрахам ћаслоу,  арл –оджерс. √лавный мотив человеческого поведени€ и развити€ личности Ц стремление к самоактуализации. —амоактуализаци€ Ц это непрерывный процесс развити€. ” каждого человека от рождени€ есть свой внутренний потенциал, который стремитс€ к раскрытию (метафора бутона –оджерса). √лавные черты личности, котора€ самоактуализируетс€: открытость опыту и знание себ€, не прибегает к защитным механизмам; если возникают негативные чувства, он признает их существование; доверие к себе, уверенность в своих силах и компетентность; такой человек способен полагатьс€ на собственное мнение, а не на то, которое ему нав€зываетс€ извне; он способен справл€тьс€ с жизненными трудност€ми; самосто€тельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

√лавное отличие от психоанализа и бихевиоризма Ц то, что они не признают свободу личности завис€т от инстинкта, от среды. √уманистическа€ психологи€ утверждает, что заложником обсто€тельств человек чувствует себ€ только тогда, если личность развиваетс€ не нормально. Ќормально развивающа€с€ личность всегда имеет свободу выбора.

“опологическа€ теори€.

 урт Ћевин: различные точки жизненного пространства (пол€), в которой существует индивид, станов€тс€ мотивами его поведени€ в силу того, что он испытывает в них потребность.  огда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачиваетс€.

√ештальтпсихологи€ (образ, форма, структура). √ештальтпсихологи€ возникла в √ермании.  елер, Ћевин. ¬ыдвинули программу изучени€ психики с точки зрени€ целостных структур (гештальт). –азработали системный подход к психическим €влени€м. психика Ц целое, не выводитс€ из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и св€занных потом вместе, а, наоборот, отдельна€ часть целого зависит от структурных законов этого целого.

 офка, ¬ертгемер,  еллер Ц изменение воспри€ти€ ощущени€. Ћевин изучал мотивацию и личность. ѕерлз Ц гештальттерапи€. ќсновные тезисы:

1. ѕсихической де€тельности свойственно стремление к целостности и завершенности. ќсобенно это видно на законах перцепции, воспри€ти€.

2. ћы всегда воспринимаем не сумму ощущений, а целостностные предметы и качества.

3. —тремление к психической завершенности про€вл€етс€ так же в мотивационной сфере личности (если человек не завершает действие, у него остаетс€ след напр€жени€, который осталс€ от потребности).

4. √лавной причиной конфликтов и неврозов личности €вл€етс€ отсутствие целостности или возникновение ощущени€ отсутстви€ (при потере близкого Ц чувство вины).

÷ели гештальттерапии помочь клиенту осознать конфликт или тенденции к нему и восстановить целостность:

1. Ѕиогенетический подход ставит в основу развити€ Ћичности биологические созревани€ организма. ќсобенно €рко биологизм выступает в трактовке Ћичности ‘рейдом. —огласно его учению все поведение Ћичности обусловлено биологическими влечени€ми, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечени€ми (об этом говорил и јдлер: развитие Ћичности ребенка осуществл€етс€ через его идентификацию с родител€ми. Ёто делает его социализированным и нравственным). ” развивающегос€ ребенка посто€нный конфликт между бессознательными влечени€ми и социально усваиваемыми нормами. ѕоэтому развивающа€с€ Ћичность потенциально патологична: невротична и закомплексована. —труктура Ћичности по ‘рейду имеет следующие уровни (компоненты):

  • ќЌќ Ц бессознательна€ часть психики, "бурл€щий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;
  • я Ц сознание. Ќа я воздействуют три силы: "ќЌќ", "—верх-я" и общество предъ€вл€ет свои требовани€ человеку. "я" стараетс€ установить гармонию;
  • "—верх-я" Ц совесть, служит носителем моральных стандартов.

ƒл€ спасени€ от конфликта между "ќЌќ" и "—верх-я" "я" примен€ет средства психологической защиты: проекци€, рационализаци€, вытеснение и т.д.

2. —оциогенетический подход Ц человек, рожда€сь биологической особью, становитс€ Ћичностью благодар€ воздействию социальных условий жизни. –ешающее значение отводитс€ общению, психологическому взаимопониманию, в то врем€, как экономико-политические отношени€ людей и их вли€ние на Ћичности не учитываютс€ (ƒюркгейм).

теори€ научени€. ∆изнь Ћичности, ее отношени€ Ц есть результат подкрепл€емого научени€, усвоени€ сумм и навыков (Ё. “орндайк, Ѕ. —киннер).

теори€ ролей. ќна исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. ¬ зависимости от исполн€емой роли определ€етс€ характер поведени€ Ћичности, ее отношение с другими (Ё. Ѕерн).¬ итоге, кажда€ из этих теорий объ€сн€ет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливатьс€, при этом совершенно не учитываютс€ объективные общественно исторические услови€ человека.

3. ѕсихогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. ¬ нем можно выделить 3 течени€:

1. онцепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (∆. ѕиаже, ƒж.  елпи).  огнитивные теории Ћичности исход€т из понимани€ человека как Ђпонимающего, анализирующегої, поскольку человек находитс€ в информации, которую надо пон€ть, оценить, использовать.

2. онцепции, в центре внимани€ которых стоит развитие Ћичности в теории персонологические ( . Ѕюллер): развитие психики Ц инстинкт Ц навык Ц интеллект. “рактовка принципа целостности в жизнеде€тельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

3. онцепции, объ€сн€ющие поведение Ћичности главным образом через влечени€ и другие внерациональные компоненты психики Ц психодинамическа€ концепци€ (Ё. Ёриксон):

1. главной частью структуры Ћичности €вл€етс€ развитие идет через кризисы жизни;

2. процесс формировани€ Ћичности Ц это процесс формировани€ Ёго-идентичности.

Ёкзистенциальна€ гуманистическа€ самоактуализации. √лавное в Ћичности Ц устремл€емость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себ€ и возможность достижени€ Ђидеального яї (–оджерс, ‘ранкл Ц смысл Ц истинное начало человеческого поведени€) + персонологические теории  речмера,  еттелла, јйзенка (факторные теории).

(феноменологический подход..)






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1593 - | 1356 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.