Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒе€тельные и богословские главы 7 страница




7) ƒухом ход€щие и духовную всецело воспри€вшие жизнь благоугодны Ѕогу, как ≈му, €ко Ќазореи, себ€ посв€тившие, и всегда об одном забот€щиес€, чтоб очищать души свои трудами подвижническими и соблюдать заповеди √осподни. √отовые и кровь свою пролить за любовь к √осподу, они плоть свою истощают постами и бдени€ми, дебелость сердца утончают слезами, уды €же на земли умерщвл€ют злострадани€ми (произвольными лишени€ми), молитвою и богомыслием ум исполн€ют света и светлым его соделывают, отвержением своих пожеланий освобождают души свои от пристрасти€ к телу и станов€тс€ совершенно духовными; почему духовными не только признаютс€, но и именуютс€ от всех праведно. ќни, ид€ к безстрастию и любви, окрыл€ютс€ к созерцанию творени€, и оттуда приемлют ведение сущаго чрез сокровенную в Ѕоге премудрость, одним тем даемую, которые стали выше тела уничиженнаго. ѕрешедши таким образом вс€кое чувство мирское и мыслию просвещенною став выше чувства, они светлы бывают разумом, и посреде церкви и многочисленнаго собрани€ верных отрыгают благи€ словеса из чистаго сердца, и бывают дл€ людей соль и свет, как и √осподь изрек об них: вы есте свет мира; вы есте соль земли (ћф. 5, 13. 14).

8) ”празднитес€ и разумейте, €ко јз есмь Ѕог (ѕс. 45, 11). Ёто глас божественнаго слова и хот€щими де€тельно познаетс€. ѕочему отказавшемус€ однажды от многом€тежи€ жизни и пагубной суетности е€ полезно, со многим вниманием и безмолвием, тщательно изследовать внутреннее свое, пока познает, что находит в себе Ѕога, так как царствие Ѕожие внутрь нас есть. »бо и таким образом действу€. едва кто сможет в продолжении многих лет изгладить из души худые образы (воображени€) и древнюю вполне возстановит красоту дл€ “ого,  то даровал ее.

9) ѕоелику прежде заложенный в нас €д зла многообилен; то многаго и огн€ требует дл€ очищени€ своего, т.е. слез пока€ни€ и произвольных подвижнических трудов, ибо мы очищаемс€ от скверн греха или произвольными трудами, или невольными скорб€ми.  огда то, что от воли, предупредит сделать требуемое, тогда не встречаетс€ нужды в том, что не от воли.  огда же первое не производит должнаго очищени€ внутренн€го сткл€ницы или блюда (ћф. 23, 25), тогда второе посылаетс€ в сильнейшей степени к возстановлению в нас древн€го устроени€. “ак бывает по домостроительству “ворца нашего и Ѕога.

10) ѕосмеваютс€ над благочестием и посмеваемы бывают делами те, которые совершили свое отречение, не как следует, и с самаго начала не восхотели пользоватьс€ учителем и руководителем, своему последовав разуму и пред собою показавшись себе разумными (»с. 5, 21).

11)  ак в телесных болезн€х никто не может точно узнавать причины их и врачевства против них, без большой опытности во врачебном искусстве, так и в душевных Ц без долгаго подвижничества. »бо как удобопогрешительным кажетс€ и на деле очень немногим доступно бывает, телесных болезней распознание, в коем упражн€етс€ искусство врачей, так тем более удобопогрешительно и более трудно, чем оно, распознание болезней душевных. »бо чем душа превосходнее тела, тем труднее узнаватьс€ болезни, чем тела сего, всеми чувственно видимаго.

12) √лавны€ и начальственны€ над другими добродетели вместе с сотворением вселены в естество человеческое, из которых, как из четырех источников, реки всех других добродетелей наполн€ютс€ водою и напа€ют град Ѕожий, который есть сердце, очищаемое и утешаемое слезами. —облюдший их нерушимыми, или, по падении, многими трудами пока€ни€ возставивший, устроил в себе царский дом и палату, в коей обитель в себе творит ÷арь вс€ческих, и тем, кои себ€ так благоустроили, богатые дары свои распредел€ет и дает.

14) Ќе хочет Ѕог, чтобы делание ревностных подвижников оставалось не искушенным, но чтоб подвергалось большим испытани€м. ѕочему напускает на них огнь искушений и на врем€ сокрывает даемую им свыше благодать, а духам злобы иной раз попускает взволновывать тишину помыслов их, чтоб видеть склонение души, кому она больше угодить хочет, - “ворцу ли и благодетелю своему, или мирскому чувству и сласти удовольстви€ чувственнаго. Ц » потом, или усугубл€ет им благодать, если они преуспевают в любви ≈го, или бичует искушени€ми и скорб€ми если пристрастны к земным вещам, пока восприимут ненависть к видимым благам, по причине изменчиваго их непосто€нства, и горесть удовольстви€ от них потоп€т в слезах.

15)  ак только мир помыслов бывает возмущен духами злобы, тотчас и разжженны€ стрелы похоти начинают быть часто пускаемы другими ловцами, бесами плотолюбивыми, на быстро востекающий на высоту ум.  огда же движение ума горе пресечено, тогда впадает он в движени€ нелепы€ и смешанны€; и таким образом плот начинает безчинно возставать на дух, щекотани€ми и разжжени€ми совлека€ ум долу и жела€ погребсти его в рове сласти. » если бы √осподь —аваоф не сокращал дней таковых, и рабам своим не подавал силы терпени€, то не бы спаслас€ вс€ка плоть (ћф. 24, 22).

16) ћногоискусный и многокозненный бес блуда дл€ одних бывает причиною падени€ в ров тинный, дл€ других служит бичем и жезлом праведным, дл€ треть-

их Ц испытанием и камнем Ћидийским. »з сих первое усматриваетс€ в новоначальных еще, когда они лениво и нерадиво т€нут иго подвизани€; второе Ц достигших средины преуспе€ни€ в добродетели, когда они коснее простираютс€ к ней; тр6етье Ц в прот€нувших уже крыло ума к созерцанию, когда они только что сделали сильный порыв к совершеннейшему безстрастию.  аждому домостроительно обращаетс€ сие свыше на пользу.

17) ѕричиною падени€ в ров тинный бывает бес блуда дл€ тех, кои в совершенном нерадении провод€т монашескую жизнь. ќн разжигает члены их огнем блуда и похотию и способы им доставл€ет творить волю плоти и без общени€ с другою плотию: о чем срамно и говорить и помышл€ть. “аковые плоть скверн€т, как сказано (»уд. 8), и плоды сланой сласти снедают, - в зраках мраком исполн€ютс€ и праведно лишаютс€ лучшаго (настроени€ душевнаго). ¬рачевство дл€ тех из них, кои пожелают, теплое раска€ние и раждающеес€ от сего слезное сокрушение, которое и бегать зла сего располагает, и душу очищает от скверн его, и наследницею ее делает милости Ѕожией. ќ нем-то гада€, и премудрый —оломон праведно сказал: исцеление утолит грехи велики (≈ккл. 10, 4).

18) Ѕичем и жезлом праведно бывает сей бес дл€ тех, кои в первом безстрастии совершенствуютс€ чрез де€тельное любомудрие и делают успехи в простирании в предн€€ к большему совершенству. »бо когда они, по разленению, ослаб€т силу держимаго ими подвижничества, и немного уклон€тс€ к неохран€емому смотрению мирскаго чувства и войдут в вожделение человеческих вещей; тогда по великой к ним благости Ѕожией, попущаетс€ на них сей бес, €ко бич, и начинает бить их, когда они помышл€ют таковое, помыслами похоти плотской, чтоб, не терп€ сего, они поспешили востещи в свою башню усиленнаго делани€ и тщательнаго внимани€, и еще усерднее вз€лись за спасительны€ дела свои, воспри€в более трудный образ жизни. »бо Ѕог, благолюбив сущи, не хощет, чтоб душа, до сего достигша€, совсем возвратилась к мирскому чувству, но все простиралась в предн€€ и усердно бралась за совершеннейши€ дела, чтоб бич злобы и не приближалс€ к е€ обиталищу.

19) »спытанием и камнем Ћидским, по домостроительству, бывает дух сей дл€ тех, кои первое безстрастие довело до втораго; чтоб, будучи им докучаемы, помнили о своей естественной немощи, и при умножении откровений, бывающих от созерцани€, не превозносились, по слову јпостола (1  ор. 12, 7), но вид€, кто этот противовоюющий закону ума их, отр€сали и самое тонкое воспоминание греховное, бо€сь, как бы не при€ть сочувстви€ к этой, пораждаемой такими воспоминани€ми, срамной нечистоте, и с высоты созерцани€ не низвесть долу ока ума своего.

20) ќдни те возмогли сохранить ум свой не стужаемым даже тонкими воспоминани€ми греховными, которые сподобились свыше чрез ƒуха получить животворную мертвость √оспода и в членах и в помышлени€х своих; и плоть мертвую греху нос€т они, дух же жизнию обогатили чрез правду, €же о ’ристе »исусе.  оторым дан ум ’ристов в слове премудрости, в тех оказалась и нестужаема€ животворна€ мертвость в ведении Ѕожием.

21) ¬ очищаемы€ еще души обычно некако привходит духу похоти и гнева. „его ради? ƒл€ того, чтоб стр€сти плоды ƒуха —в€таго. вис€щие на них. ѕоелику же и радость свободы в некоей мере разливаетс€ в душах сих, то все на пользу домостроительствующа€ премудрость, - жела€ всегда своими дарами к себе привлекать их мысль и их держать в непоколебимом смиренномудрии, чтоб оне не превознеслись над другими многою свободою и богатством даров, и не возмнили. что своею силою и своим разумом ст€жали великую сию палату мира, - попускает сим духам нападать на них, между тем, как сама скрывает свое действо, дабы, поражаемы€ страхом падени€, твердо сто€ли оне в хранении блаженнаго смиренномудри€, и убедившись, что все еще св€заны плотию и кровию, взыскали безопасной дл€ себ€ крепости. в которой могли бы сохраненыбыть силою ƒуха.

22) Ќаслание искушений бывает соответственно обдержащей нас болести страстей, и залегшей внутри нас прели греховной, и суд€ по ним горька€ чаша судеб Ѕожиих раствор€етс€ дл€ нас или лютее или милосерднее.  огда залегша€ внутрь нас матери€ греховна€, от помыслов сластолюбивых или животолюбивых произшедши, удобоизлечима и легко поддаетс€ врачевствам. тогда врачем душ наших подаетс€ чаша искушений, растворенна€ милосердием, потому что в таком случае мы ист€зуемс€ за человечески€ немощи, как страждующи€ нечто человеческое.  огда же она, как от помыслов надмени€ и крайней гордости происшедша€, неудобоизлечима, глубоко залегла внутри и производит смертоносное разстройство, тогда чаша си€ подаетс€ нерастворенною, в лютости гнева: дабы болезнь, будучи ослаблена и истончена огнем, непрерывно одних за другими следующих, искушений, отошла наконец от душ наших, под действием порожденнаго ими смирени€, после того, как мы горькие помыслы гордыни потопим в слезах,и врачу душ наших чистыми покажемс€ во свете смирени€.

23) Ќевозможно подвизающимс€ избегнуть следующих одних за другими искушений, если они не сознают немощи своей и не почтут себ€ чуждыми вс€кой правды и недостойными никакого утешени€, никакой чести, никакого упокоени€. ” Ѕога, врача душ наших, цель та, чтоб мы всегда были смиренны, сокрушенны, устран€лись от вс€каго человека и подражали ≈го страдани€м. Ѕудучи —ам кроток и смирен сердцем, хощет ќн, чтоб и мы в кротости и смирении сердца текли путем заповедей ≈го.

24) —мирение состоит не в наклонении выи, или в распущении волос, или в оде€нии неопр€тном, грубом и бедном. в чем многие поставл€ют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа, как сказал ƒавид: ƒух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Ѕог не уничижит (ѕс. 50, 19).

25) »но смиреннословие, ино смирение и ино смиренномудрие. —миреннословие и смирение про€вл€ютс€ подвизающимис€ во вс€ком злострадании (в произвольных лишени€х) и во внешних трудах добродетели, - так как они все обращаемы бывают на делани€ и зан€ти€ телесны€, почему при них душа, не всегда быва€ в твердом благонастроении, при встрече искушени€, смущаетс€. ј смиренномудрие, дело некое сущи божественное и великое, бывает в одних тех, кои наитием ”тешител€ переступили уже средину, т.е. далеко прошли вперед кратчайшим путем добродетели, посредством вс€каго смирени€.

26) —миренномудрие, проникши во глубину души и т€желым камнем налегши на нее, так сильно гнетет ее и стискивает, что вс€ крепость е€ истощаетс€ в неудержимом изли€нии слез, от коих ум очищаетс€ от вс€кой скверны помыслов, бывает в видении Ѕожием и под действием его понуждаетс€ воззвать, подобно »саии: о ока€нный аз, €ко умилихс€, €ко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечисты€ устне имущих аз живу: и ÷ар€ √оспода —аваофа видех очима моима (»с. 6, 5).

27)  огда придет к тебе глубокое смиреннословие, тогда высокоречие отойдет от теб€.  огда смирение вкоренитс€ в глубине сердца твоего, тогда и смиреннословие вс€кое отпадет от теб€.  огда же свыше обогатишьс€ смиренномудрием, тогда и внешнее смирение и смиреннословие €зыка упраздн€тс€ в тебе, по слову јпостола ѕавла: егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднитс€ (1  ор. 13, 10).

28) Ќа сколько отстоит восток от запада, на столько отстоит истинное смиреннословие от истиннаго смирени€. Ќа сколько же небо больше земли и душа тела, настолько ƒухом —в€тым подаемое совершенным смиренномудрие и совершеннее и больше истиннаго смирени€.

29) Ќи того, кто, при смиренном виде и оде€нии, говорит смиренно, ни тотчас предполагай смиренным в сердце, ни того, кто говорит высоко и высокопарно, не вдруг почитай исполненным надмени€ и гордости. не испытавши их наперед; но от дел их познай их.

30) ѕлод ƒуха —в€таго есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (√ал. 5, 22). ѕлод же противоположнаго духа есть ненависть, малодушие мирское, нестроение душевное, тревожность сердечна€, лукавство, любопытное мудрование, безпечность, гнев, неверие, зависть, много€дение, пь€нство, бранчивость, осуждение, похоть очес, надмение и гордость. ќт таковых плодов познавай древо, и сим способом верно будешь ты узнавать, какого духа тот, кто говорит с тобою. »меешь признаки их и словом √оспода еще €снее указанными. Ѕлагий человек, говорит ќн, от благаго сокровища сердца своего износит блага€: лукавый же от лукаваго сокровища сердца своего износит лукава€ (ћф. 12, 35). »бо по древу и плод его.

31) ¬ ком есть и усматриваютс€ плоды ƒуха —в€таго; в тех и Ѕог обитает. ќт них и немутный источник —лова с мудростию и разумом, смиреннослов€щими ли ты слышишь их, или высока€ вещающими. ¬ ком же не усматриваютс€ плоды и дары —в€таго ƒуха, а вид€тс€ плоды противнаго духа, в тех Ц мрак неведени€ Ѕога, толпа страстей и жилище вражеских духов; смиренноглаголивыми ли и смиренно мудрствующими вид€тс€ они тебе, или говор€щими о высоких вещах, в одежде заморской и с представительною наружностию.

32) Ќе лицами, не внешним видом и не словами характеризуетс€ истина, и не в них почивает Ѕог, но в сердцах сокрушенных, в духах смиренных и в душах просвещенных Ѕоговедением. Ѕывает, что иной, как видим, наружно на словах ставит себ€ ниже других, и пред вс€ким смиренны€ о себе употребл€ет речени€, дл€ уловлени€ похвалы человеческой, внутри будучи полон самомнени€, лукавства, зависти и злопам€тства против ближн€го. Ѕывает напротив, что иной, как видим, наружно высокомудрыми словами ратует за правду, и возстает против лжи, или преступлени€ божественных законов, на одну только при сем взира€ истину, и внутри полон будучи скромности, смирени€ и любви к ближнему, хот€ иногда хвалитс€ о √осподе, подража€ ѕавлу, который, хвал€с€ о √осподе, говорил: похвалюс€ в немощех моих (2  ор. 12, 9).

33) Ѕог смотрит не на наружность того, что мы говорим или делаем, но на душевное расположение и цель, с какою или делаем что из видимых дел, или говорим о чем из вещей мысленных: как из людей превосход€щие других разумением смотр€т паче на силу слов и цель дел, и по ним составл€ют суждени€ о лицах непогрешимы€. ќбыкновеннее же бывает, что человек зрит на лице, Ѕог же зрит на сердце (1 ÷ар. 16, 7).

34) Ѕогом присуждено, чтоб из рода в род не прекращалось уготовление ƒухом —в€тым пророков ≈го и друзей дл€ благоустроени€ ÷еркви ≈го. »бо, если змий древний не перестает изрыгать €д греха в уши людей на пагубу душ; то создавший на едине сердца наши (ѕс. 3, 15) не воздвигнет ли от земли смирени€ нища, и от гноища страстей не возвысит ли убога (ѕс. 112, 7), посыла€ в помощь наследию —воему мечь духовный, иже есть глагол Ѕожий (≈ф. 6, 17)? ѕреподобно убо те, кои отвергаютс€ себ€, начина€ смирением, востекают на высоту ведени€, и даетс€ им свыше силою Ѕожиею слово премудрости, €ко благовествующим спасение ÷еркви ≈го (ѕс. 67, 12).

35) ѕознай себ€ самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце, и сие самое делати и хранити понуждающее. ≈сли же ты не познал еще себ€, то не знаешь и того, что есть смирение, и делани€ и хранени€ его еще не коснулс€: ибо познание есть конец делани€ заповедей.

38) ¬с€кий, познавший себ€, почил от всех дел, кои по Ѕогу, и вошел в св€тилище Ѕожие, в мысленное богослужение ƒуха, и в божественное пристанище безстрасти€ и смирени€. Ќе познавший же себ€ чрез смиренномудрие еще в труде и поте шествует путем жизнисей. ќ сем и ƒавид гадательству€ сказал: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во —в€тило Ѕожие (ѕс. 72, 16. 17).

39)  огда кто познает себ€; а это требует многаго со вне охранени€, упразднени€ от дел мирских и строгаго испытани€ совести, - тогда тотчас внезапно приходит в душу и божественное некое паче слова смирение, принос€щее сердцу сокрушение и слезы теплаго умилени€: так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себ€ землею и пеплом, червем, а не человеком, недостойным даже и животной сей жизни, за превосходство сего дара Ѕожи€, в коем пребыть сподобившийс€ исполн€етс€ неизр6еченным некиим опь€нением умилени€, входит в глубину смирени€, и, из себ€ изшедши, ни во что вмен€ет все внешнее €ства, пити€, оде€ни€ тела, - как изменившийс€ добрым изменением десницы ¬ышн€го (ѕс. 76, 11).

40) —мирение есть нечто величайшее в добродетел€х: ибо оно в ком вкоренитс€ чрез искреннее пока€ние и в спутницы к себе приимет молитву с воздержанием, тех тотчас делает свободными от страстей, мир силам их подает, сердце очищает слезами и исполн€ет его тишины в нашествии ƒуха.  огда же они так настро€тс€, тогда дл€ них у€сн€етс€ чрез то слово ведени€ Ѕожи€, и они вход€т в созерцание таин ÷арстви€ Ѕожи€ и познани€ тварей. Ќо поскольку они углубл€ютс€ в глубины ƒуха, потолику погружаютс€ и в глубину смиренномудри€; а от сего возрастает в них познание своих мер и немощи человеческаго естества, и увеличиваетс€ любовь к Ѕогу и ближним, так что они убеждены бывают, что почерпают осв€щение от одного приветстви€ и близости обращающихс€ с ними.

41) Ќичто так не окрыл€ет души к вожделению Ѕога и возлюблению ≈го, как смиренномудрие, умиление и чиста€ молитва. —миренномудрие сокрушает дух, источает потоки слез и представл€€ пред очи сознани€ невеликость наших человеческих мер, научает видеть свою немощность; умиление очищает ум от всего вещественнаго, просвещает око сердечное и делает душу всю светлоблест€щею; чиста€ молитва всего человека сочетавает с Ѕогом, делает его сотрапезником јнгелов, дает ему вкусить сладости вечных Ѕожиих благ, сокровищами великих таин снабжает его, и, воспламенив любовию, располагает его дерзнуть на положение души своей за другов своих, как ставшаго уже выше пределов человеческаго ничтожества.

42) —охрани ты мне добрый залог обогатительнаго смирени€. в которое складываютс€ на сохранение сокровенны€ сокровища любви, в коем хран€тс€ маргариты умилени€, - и ÷арь, и ’ристос Ѕог покоитс€ как на престоле, окованном златом, раздел€€ дары ƒуха —в€таго питомцам его и великих сподобл€€ их удостоений: слова ведени€ ≈го, неизреченной ≈го премудрости, узрени€ божественных вещей, предузрение вещей человеческих, животворнаго умертви€ в безстрастии и соединени€ с Ќим теснейшаго, дл€ соцарствовани€ с Ќим в царствии ќтца и Ѕога, как —ам ќн ≈му молитс€, говор€ о нас: ќтче, их же дал еси ћне, хощу, да идеже есмь јз, и тии будут со ћною (»оан.17, 24).

43)  огда кто, де€тельно труд€сь в исполнении заповедей, внезапно исполнитс€ радостию неизглаголанною и неизреченною, так что и сам изменитс€ дивным некиим и невыразимым изменением, и, как бы совлекшись бремени телеснаго, забудет о пище, сне и других потребах естества: тогда да ведает, что это ≈сть Ѕожие ему посещение, производ€щее в подвизающихс€ животворное умертвие и ввод€щее чрез то в состо€ние безплотных. “акой блаженной жизни виновница есть смирение; питательница и матерь Ц св€тое умиление; другин€ и сестра Ц созерцание божественнаго света; престол Ц безстрастие; конец Ц ѕресв€та€ “роица-

Ѕог.

44) ƒостигший до сего акропол€ (кремл€), не может быть держим узами чувства ни к чему из всего тварнаго, не обращает взора ни на каки€ утехи житейски€, не различает неподобнаго от преподобнаго, но как Ѕог равно дождит и солнце возси€вает на праведных и неправедных, на злых и благих (ћф. 5, 45), так и он возси€вает и простирает лучи любви своей на всех, не утесн€€сь в утробах своих (2  ор. 6, 12), но чреватым пребыва€ любовию ко всем, и если чувствует тесноту и т€готу, то только тогда, как не может благотворить, сколько хочет. ќтсюда, как некогда из ≈дема, другой некий исходит источник, раздел€ющийс€ на четыре начала (Ѕыт. 2, 10), - смиренномудрие, чистоту, безстрастие и неразвлекаемую ничем (безмолвную) молитву, и напо€ет лице всего мысленнаго творени€ Ѕожи€.

45) Ќе вкусившие сладости слез умилени€ и не ведающие, какова благодать их и каково действо, думают, что оне ничем не разн€тс€ от тех, кои проливаютс€ по умершим, придумыва€ при сем многие виды предположений пустых, и недоуменных умозаключений. Ц Ќо они естественно нам прирождены; и когда гордость ума склонитс€ к смирению, а душа смежит очи свои от прелести видимых благ и устремит их к одному видению перваго невещественнаго света, отр€сет вс€кое к миру чувство, и свыше утешени€ ƒуха сподобитс€: тогда слезы, как воды источника, исторгаютс€ из не€, утверждают чувства е€, и исполн€ют мысли е€ вс€каго радовани€ и света божественнаго; и не это только, но и сокрушают сердце и ум в видении лучшаго соделовают смиренномудрым. ¬сему сему невозможно быть в тех, кои плачут и рыдают по иным причинам.

46) Ќевозможно разверзть источник слез без глубочайшаго смиренномудри€, ни оп€ть смиренномудрым быть без умилени€, производомаго наитием ƒуха: ибо умиление от смиренномудри€, и смиренномудрие от умилени€ —в€тым пораждаютс€ ƒухом. ќни, как звень€ цепи, держась друг за друга и единою благодатию св€зу€сь. составл€ют неразрывный союз духовный.

47) —вет, от ƒуха —в€таго нисход€щий в душу, обыкновенно отходит по причине уныни€, нерадени€ и безразличи€ оносительно слов и €вств: ибо как безразличие в €вствах и вообще сыта€ трапеза, так равно и не удерживани€ €зыка и очес нехранение изгон€ют его из ней и делают нас омраченными.  огда же мы наполнимс€ тмою; тогда все звери селени€ сердца нашего и скимны Ц страстные помыслы с рыканием расход€тс€ по душе, ища себе пищи в страст€х, и покуша€сь похитить положенное в нас ƒухом сокровище (ѕс. 163, 21). Ќо истинна€ другин€ наша Ц воздержание, и јнгело-творна€ молитва не только не попущают ничему такому произойти в душе, но и сохран€ют в уме неугасимым светением ƒуха, сердце делают тихим и чистым, источают божественное умиление, душу расшир€ют любовию к Ѕогу, и всю ее, в веселии и девственности, всецело сочетавают со ’ристом.

48) Ќичто так не свойственно разумности, как чистота и целомудрие души, коих матерь и другин€ есть воздержание всестороннее, а отец Ц страх Ѕожий. —трах же Ѕожий, преложившись в вожделение Ѕога и сочетавшись с сердечным расположением к божественным вещам, соделовает душу свободною от страха, полною любви и божественнаго разумени€ родительницею.

49) —трах, наперед сочетавшись с душею, чрез пока€ние делает ее чреватою помышлением о суде. “огда окружают ее болезни адских мучений (ѕс. 114, 3); воздыхани€ и скорбны€ томлени€ с жжатием сердца терзают ее, при помышлении о будущем возда€нии за дела злы€. ѕотом она, многими слезами и трудами во чреве помышлени€ зачатое (намерение содевать спасение) возрастивши, раждает на земле сердца своего дух спасени€ (решимость), и освободившись от мучении при мысли об аде, и избавившись от стенаний под действием представлени€ суда, воспринимает в себ€ вожделение и радость будущих благ, и сретаетс€ другинею Ц чистотою с целомудрием, кои искреннею любовию сочетавают ее с Ѕогом. Ц — Ѕогом же сочетавшись, душа ощущает неизреченную сладость, и от сего с удовольствием уже и наслаждением проливает слезы умилени€, чуждою делаетс€ сочувстви€ всему, что в мире, и как бы в изступлении сущи, течет в след ∆ениха, так взыва€ к Ќему безгласным гласом: Ђв след “ебе, в воню мира “воего теку. ¬озвести ми, егоже возлюби душа мо€, где пасеши? где почиваеши в пол-день чистаго созерцани€?, чтоб не быть мне вынужденною блуждать по стадам другов “воих Ц праведников (ѕес. пес. 1, 3. 6): ибо светлоси€ние великих таинств у “еб€ї. Ц ∆ених же, введши ее в сокровище-хранительницу сокровенных своих таин, делает ее созерцательницею существа творений с премудростию.

50) Ќе говори в сердце своем: невозможно мне прочее ст€жать чистоту девства, после того, как € столько раз растлевал себ€ и подпадал неистовству тела. »бо где приложены будут болезни и труды пока€ни€ с злостраданием и теплотою душевною, и источатс€ реки слез умилени€: там все твердыни греха разрушаютс€, вс€кий огнь страстей угасает, и совершаетс€ новое свыше рождение наитием ƒуха ”тешител€; - и душа оп€ть соделываетс€ палатою чистоты и девства, в которую преестественный Ѕог, низшедший во свете и радовании неизреченном, и как на престоле славы возседши на высоте ума е€, дает мир сущим в ней силам, так говор€: Ђмир вам от борющих вас страстей, мир мой даю вам дл€ естественнаго вам действовани€, мир мой оставл€ю вам дл€ достижени€ преестественнаго совершенстваї. »сцелив таким образом тройственностию даровани€ мира троечастность души и к троичному возведши ее совершенству и с —амим —обою соединивши, всю уже делает ее Ѕогом девственною, всю доброю, всю прекрасною, намастив ее благоуханием мирав чистоты, и говорит ей: Ђвостани, прииде ближн€€ мо€. добра€ мо€, голубице мо€, в де€тельном любомудрии. яко се зима страстей прейде, дождь сластолюбивых помыслов отъиде, отъиде себе, цвети добродетелей с благоуханием помышлений €вишас€ на земли сердца твоего. ¬остани, прииде ко ћне в разумном ведении естества, прииди ты, голубице мо€ сама о себе, в покров и мрак таинственнаго Ѕогослови€ и веры, сего твердаго во ћне Ѕоге камн€ї (ѕес.пес. 2, 10 Ц 14).

51) Ѕлажен мне из сподобившихс€ добраго изменени€ и восхода горе тот, кто, - де€тельным любомудрием превзошедши стену страстных привычек, и оттуда на посребренных крыль€х безстрасти€ в ведении подн€вшись в мысленный воздух созерцани€ всего сущаго. а отсюда вошедши в мрак Ѕогослови€, - почил наконец от всех сих дел своих в Ѕоге блаженною жизнию: ибо он, соделавшись в совершен- стве земным јнгелом и небесным человеком, прославил Ѕога в себе, чего ради и Ѕог прославил его.

55) ’удо неверие, лукаваго сребролюби€ и зависти лукавейшее порождение.≈чсли же оно худо, не паче ли худо то, что порождает его? ибо сие последнее любовь к злату делает в сынах человеческих предпочтительнейшею любви ко ’ристу, —одетел€ вещества почитает меньшим сего вещества, и ему служит паче, нежели Ѕогу научает тех, кои охотнее соглашаютс€ служить твари паче “ворца и истину Ѕожию премен€ют во лжу (–им. 1, 25). ≈сли же недуг сей так худ, то какой степени худости не превосходит душа, произвольно им недугующа€?

56) ≈сли любишь быть другом ’ристовым, ненавидь злато, и его ненасытное любление. так как оно к себе обращает помышление люб€щаго его и отрывает его от сладчайшей любви к √осподу »исусу, котора€ €вл€етс€ не в виде слова, а в виде действовани€ по заповед€м ≈го. ≈сли вожделевает злата, то, увы! конечно приобретешь его, если приобретением считаешь, а не крайнею потерею любовь к нему, предпочтительно пред любовию ко ’ристу. Ќо ведай, что при сем ’риста вс€чески потер€ешь, а вместе с Ќим потер€ешь и Ѕога, без  оего нет спасени€ человекам.

57) ≈сли любишь золото, то не любишь ’риста. ≈сли же ’риста не любишь, а любишь золото; то смотри, кому тиран сей уподобить теб€ стараетс€? ќному, хот€ ученику, но не верному, хот€ другу, но оказавшемус€ наветником, зле возставшим на общаго ¬ладыку, бедственно отпадшим от веры и любви к Ќему и бросившимс€ в глубь отча€ни€. Ц ”бойс€ же этого примера и ты, и бегай злата и любви к нему, да ’риста приобр€щешь, оказыва€ вместе с тем и к себе самому истинную любовь: ибо видишь, какова участь падшаго в этот грех?

58) Ѕез призвани€ свыше, никогда не ищи получить председательство, при помощи золота, или при содействии и ходатайстве людей, хот€ бы ты видел, что имеешь силу пользовать души; ибо три следующи€ беды могут сретить теб€, и одна из них сбудетс€: или негодование Ѕожие и гнев найдут на теб€ в различных напаст€х и скорбных обсто€тельствах, когда возстанут на теб€ не только люди, но и вс€ почти тварь, - и жизнь тво€ будет много воздыхательна; или с великим безчестием будешь свергнут оттуда, когда преодолеют теб€ другие; или умрешь не в свое врем€, будучи отсечен от насто€щей жизни.

59) Ќельз€ ни во что вмен€ть славу и безчестие и быть выше непри€тностей и при€тностей, если не сподобитс€ кто право смотреть на то, чем кончаетс€ все такое.  огда же увидит, как вс€ка€ слава, вс€кое удовольствие и утеха, вс€кое богатство и благоденствие кончаетс€ ничем, потому что смерть все это отнимает и растлевает; тогда, познав €вную суетность человеческих вещей, обращает он чувства свои к вещам божественным, и к этим, пребывающим и растлитьс€ никогда не могущим, прилепл€етс€, а от тех отвращаетс€, - вследствие чего становитс€ выше скорбей и утешений земных: скорбей, как победивший в душе сластолюбие, славолюбие и любоимание, - утешений, как отторгший от души мирское чувство (вс€кое сочувствие к мирскому). ќт того, почитают ли его, или безчест€т, скорби ли или утешени€ облежат его, он всегда одинаков, и за все благодарит Ѕога, не низпада€ помыслом долу.

60) “щательный может и по сновидени€м угадывать движени€ и расположени€ души, и соответственно тому направл€ть попечение об устроении своего духовнаго состо€ни€. »бо по настроению внутренн€го человека и его забот бывают и телесны€ движени€ и душевны€ мечтани€.  то имеет душу веществолюбивую и сластолюбивую. тому мечтаютс€ ст€жани€ вещей и денежные прибытки, также женски€ лица и страстны€ объ€ти€, от коих случаетс€ с ним осквернение плоти и одежды. ” кого душа любост€жательна и сребролюбива, тот и во сне видит всегда золото: то взыскивает уплаты, то умножает проценты. то пр€чет добытое в кладовую, то будто осуждаетс€ как немилосердый.  то гневлив и завистлив, тому представл€етс€, будто за ним гон€тс€ звери или €довитые пресмыкающи€с€, - и он испытывает великие ужасы и страхи. ” кого тщеславием напыщена душа; тому мечтаютс€ добра€ о нем молва, шумны€ ему встречи народны€, предложение ему или получение им какого либо чина или начальства. ” кого душа горда и самомнением наполнена; тот видит себ€ разъезжающим на блест€щих колесницах или летающих на крыль€х по воздуху, а других всех трепещущими пред великостию власти его. –авным образом и Ѕоголюбивый человек, как ревностный о делах добродетели и неутомимый в подвигах благочести€, име€ душу чистую от пристрасти€ к вещественному. видит во сне или сбытие будущих вещей. или откровение страшных видений. и просыпа€сь, всегда находит себ€ мол€щимс€ в умилении и мирном устроении души и тела, со слезами на ланитах и с беседою с Ѕогом в устах.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 239 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1595 - | 1404 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.