Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒе€тельные и богословские главы 4 страница




 

ѕодвижническое слово

старца —имеона благоговейного.

ѕредлежащее слово подвижническое и нравоучительное, состо€щее из многих глав, не св. —имеону новому Ѕогослову принадлежит, а —имеону благоговейному, старцу св. —имеона нового Ѕогослова.

  1. * (ƒобротол.120). Ѕрате, в самом начале отречени€ своего от мира потщис€ насадить в себе благие добродетели, чтоб и братству ты был полезен, и самого теб€ √осподь возвеличил напоследок. Ќе ст€жай себе особого дерзновени€ пред игуменом и не ищи себе особой от него чести. Ќе ст€жай дружбы с наибольшими в обители, и не части в келии их, зна€, что чрез это не только страсть тщеслави€ начнет пускать в тебе свои корни, но и самому насто€телю сделаешьс€ ненавистен; а почему это Ц разумевай, да разумеет. —иди в мире в келии своей, какова бы она не была; но и хот€щего посетить теб€ и побеседовать с тобой не отвращайс€, ради сохранени€ своего благоговени€, потому что, с совета отеческого беседу€ с ним, не потерпишь вреда, хот€ бы он и был из противных, т.е., не согласен с тобою ни в правилах, ни в мысл€х. ≈сли и не видишь, чтоб это было полезно дл€ теб€, делай так, побужда€сь возможностью доставить пользу другому.
  2. ƒолжно всегда иметь страх Ѕожий и каждодневно обследовать и обсуждать, что доброго и что худого сделано тобою, - и доброе предавать забвению, чтоб не впасть в страсть тщеслави€, а о противном тому проливать слезы с исповедью и напр€женной молитвой. —уд сей над собою совершай так.  огда кончитс€ день и настанет вечер, начинай разглагольствовать с собою и вопрошать себ€: как, с помощью Ѕожией, провел € день сей? Ќе осудил ли кого? Ќе досадил ли кому словом? Ќе соблазнил ли кого? Ќе посмотрел ли страстно на чье-либо лицо? Ќе ослушалс€ ли в чем насто€тел€ по послушанию своему и понерадел о нем? Ќе прогневалс€ ли на кого? —то€ в собрании (церковном), не занимал ли ума своего чем бесполезным, или от€гот€сь от лености богослужением, не уходил ли из церкви и с правила? ’от€ бы нашел себ€ во всем этом неповинным, - что однако ж невозможно, - потому что никто не бывает чист от скверны, аще и един день будет жити€ его (»ов. 14, 4), и никто же похвалитс€ чисто имети сердце (ѕритч. 20, 9); и тогда, пом€нув это, возопи к Ѕогу со многими слезами: √осподи, прости мне, елика согреших словом и делом, в ведении и неведении, ибо мы во многом погрешаем, не зна€ того.
  3.  аждодневно должно исповедывать вс€кий помысл духовному отцу своему, и что он будет говорить тебе, принимать то как из уст Ѕожиих с полным убеждением (в истине того непреложной); другому же никому не передавать, что-де спросил € отца моего о том-то и о том-то, и он ответил мне то и то; и тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это, и что мне делать во уврачевание себ€? ѕотому что это суть слова невери€ отцу своему, и пагубны дл€ души. Ёто наиболее случаетс€ обычно с новоначальными.
  4. ¬сех, сущих в киновии, должно видеть св€тыми и только себ€ одного почитать грешным и последним, прилага€ к сему, что из всех спасаемых ты один осужден будешь на вечные муки в день он.  огда стоишь на службе, все об этом думай, и не переставай тепло плакать в сокрушении сердечном, не обраща€ внимани€ на соблазн€ющихс€, или насмехающихс€. “олько когда увидишь, что начинаешь от этого поскользатьс€ в тщеславие, тогда выходи их церкви и делай это втайне, поскорее возвраща€сь потом на свое место. Ёто дл€ новоначальных очень полезно; особенно во врем€ шестопсалми€, чтени€ ѕсалтири и поучений, и во врем€ Ѕожественной литургии. Ќо смотри никого не осуждай, а вот что положи в уме своем: те, которые вид€т мен€ так плачущим, почита€ мен€ многогрешным, усердно мол€тс€ о мне. » конечно так непрестанно помышл€€ и всегда поступа€, великую получишь ты пользу, - и Ѕожию привлечешь благодать, и божественного блаженства причастником сделаешьс€.
  5. Ќе ходи ни к кому в келию, кроме игумена, и это как можно реже. Ќо если желаешь спросить его о каком-либо помысле, делай это в церкви; от службы же церковной пр€мо уходи к себе в келию и потом на дело послушани€ своего; а после повечери€, положив поклон игумену и испросив молитв, оп€ть поникши головой, с молчанием беги в келию. Ћучше одно “рисв€тое прочитать со вниманием и лечь спать, нежели без сна провести четыре часа в бесполезных разговорах. ¬прочем, где сокрушение и плач духовный, там и божественное оси€ние; а когда оно найдет, тогда отгон€ютс€ и леность, и немощь.
  6. ќсобой любви ни с каким лицом не заводи, особенно из новоначальных, хот€ и покажетс€ тебе жизнь его очень хорошей и нимало неподозрительной. ѕотому что из духовной така€ любовь очень часто прелагаетс€ в страстную и бывает причиной многих бесполезных скорбей. » это случаетс€ наиболее с теми, кои ревностнее подвизаютс€. ¬прочем, смирение и часта€ молитва научит, как тут поступать; подробно же говорить о сем здесь не нахожу уместным. –азумный да разумеет.
  7. ¬ отношении к каждому брату в киновии надо держать себ€ чужим и отстраненным, особенно из тех, кои были знакомы по мирской жизни, но всех любить, и любить ровно, - на благоговейных и подвижников смотреть как на св€тых, а о подобно мне нерадивых прилежно молитьс€. ¬прочем, как и выше показали мы, почита€ всех св€тыми, потщис€ плачем очиститьс€ от страстей, чтоб, осветившись благодатью, на всех смотреть одинаково и сподобитьс€ блаженства чистых сердцем.
  8. ¬от что почитай совершенным, имени своего достойным, удалением от мира, - всеконечное воли своей умерщвление, потом беспристрастие к родител€м, родным и друзь€м и совершенное от них отречение.
  9. ƒалее еще обнажение себ€ от всего имущества своего, чрез разда€ние его бедным, по слову √оспода, сказавшего: продаждь имение твое и даждь нищим (ћф. 19, 21), и забвение действительное всех лиц, какие сердечно любил или плотской, или духовной любовью.
  10. “акже исповедание всех сокровенностей сердца твоего и всего, что до сего самого часа наделано тобой, духовному отцу, или игумену, как самому Ѕогу, испытующему сердца и утробы, веда€, как »оанн крестил крещением пока€ни€, и все шли к нему исповедывать грехи свои (ћр. 1, 4. 5). »бо от этого бывает велика€ радость на душе и облегчение совести, по пророческому слову: глаголи ты первее грехи тво€, да оправдишис€ (»с. 43, 26).
  11. ≈ще и то, чтоб положить в помысле такое убеждение, что после твоего поступлени€ в обитель, померли твои родител€ и друзь€, почитать отцом и матерью лишь Ѕога и насто€тел€; затем ничего уже у них не просить ради телесной потребности. ≈сли они по своему о тебе попечению пришлют тебе что, прими то и помолись о них за их о тебе заботу, но присланное отдай в гостиницу или в больницу, и сделай это со смирением, потому что это не есть дело совершенных, но последнейших.
  12. ƒелай вс€кое дело доброе со смирением, помн€ слова √оспода: егда сотворите вс€ повеленна€ вам, глаголите, €ко раби неключими есмы: €ко, еже должны быхом сотворити, сотворихом (Ћк. 17, 10).
  13. ¬с€чески блюдись, чтоб никогда не принимать —в. ѕричасти€, име€ что-либо на кого, даже в виде прилога помысла, пока не устроишь совершенного примирени€ с ним посредством пока€ни€. ¬прочем, и этому научишьс€ от молитвы.
  14.  аждодневно будь готов к подъ€тию вс€кой скорби, помышл€€, что скорби суть избавление от многих долгов, и благодар€ за них (когда встрет€тс€) —в€таго Ѕога. —им образом ст€жаетс€ непостыдное упование по слову великого јпостола: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (–им. 5, 3-5); так как, по неложному обетованию, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 ор. 2, 8), есть досто€ние тех, кои, с помощью благодати, показывают полное терпение в скорб€х; без благодати же, ничто не может быть сделано, как следует.
  15. Ќе имей в келии своей никаких вещей, даже до иглы, кроме рогожи, овечьей кожи, р€сы и того, во что одеваешьс€ (или чем одеваешьс€ ночью), - если возможно, ни даже подножи€. ≈сть что сказать о всем этом; но разумный да разумеет.
  16. ќп€ть и у игумена не проси ничего потребного, кроме положенного по уставу; но и это, когда сам он позовет теб€ и даст, никак не соглаша€сь при сем с помыслом, внушающим переменить что-либо из даваемого, но каково бы оно ни было, принимай то с благодарностью, как от Ѕога, - и тем довольству€сь, без замысла купить другое от себ€, потому что это неуместно. “ак как платье загр€зн€етс€, то его надо мыть дважды в год, выпрашива€ на это врем€ подобно нищему и страннику, со всем смирением, у другого брата, чем одетьс€, пока сво€ одежда вымыта€ высохнет на солнце, и потом оп€ть отдава€ то с благодарностью. “ак и с р€сою поступать надобно и со всем другим.
  17. “рудись по силе (не лен€сь) в деле послушани€, а в келии прилежи молитве, со вниманием, сокрушением и частыми слезами, не слага€сь в сердце с помыслом, что-де, как ныне € перетрудилс€, то отниму немного от молитвы, труда ради телесного: ибо говорю тебе, что, сколько бы кто не преутруждал себ€ в деле послушани€, коль скоро чрез это отвлекаетс€ он от молитвы, пусть держит в мысли, что потер€л нечто великое. » это так есть воистину.
  18. ѕрежде всех приходи в церковь на богослужение и после всех выходи, кроме крайней какой нужды, - особенно на утреню и литургию.
  19. ¬с€кое повиновение имей к своему игумену, от которого и пострижен ты, и без раздумий исполн€й, что ни повелит он, даже до смерти, хот€ бы то казалось тебе и невозможным. ƒейству€ так, будешь подражателем “ого,  то послушлив был даже до смерти, смерти же крестны€. Ќо не только игумена, но и всю братию, и того, кому поручено смотреть за послушани€ми, ни в чем не должно ослушатьс€. ≈сли он назначит тебе что не по силам тебе, положив поклон, проси снисхождени€; если не снизойдет, понуди себ€ исполнить то, помышл€€, что нуд€щихс€ есть царствие и что его восхищают те, которые нуд€т себ€ (ћф. 11, 12).
  20. — сокрушенным сердцем припадай к ногам всей братии, как ничтожный, безвестный и совсем будто не сущий.  то так обращаетс€ со всеми и так проводит жизнь свою, тот, дерзаю сказать, бывает прозорливым и с помощью благодати многое предсказывает. “аковый молитс€ и о прегрешени€х других братьев, пребыва€ не развлекаемым пристрастием к вещественному, так как духовна€ божественна€ любовь не попускает ему поскользнутьс€ на это. ѕредсказывать не дивное дело. „асто бывает это и от бесов, - но разумный уразумеет сие. ¬прочем, когда кто начнет исповедывать, или принимать открыти€ ему помыслов другими, то бывает, что лишаетс€ и сего, будучи зан€т рассуждением помыслов других. Ќо если по великому смирению перестанет это делать, т.е. выслушивать и говорить по сему случаю, то оп€ть возводитс€ в прежнее устроение. ѕочему так бывает, знает един Ѕог; € же, страхом объемлем, не дерзаю говорить об этом.
  21. »мей ум всегда в Ѕоге и во врем€ сна и во врем€ бодрствовани€, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и вс€ким другим делом, по слову ѕророка: предзрех √оспода предо мною выну, €ко одесную мене есть (ѕс. 15, 9). ѕочитай себ€ грешнейшим паче вс€кого человека. »бо когда такое помышление долгое врем€ занимает ум и сердце, тогда внутри обыкновенно €вл€етс€ некое духовное си€ние света, наподобие луча. » чем более взыскиваешь его, со вниманием крепким, мыслью неразвлеченной, трудом великим и слезами, тем более оно €вл€етс€ €снейшим и €снейшим: €вл€€сь таковым, возлюбл€етс€; любимо быва€, очищает; очища€, делает благовидным, просвеща€ и науча€ различать доброе от худого. ¬прочем, брате, много требуетс€ труда и с Ѕожией помощью, чтоб такое си€ние благодатное совершенно вселилось в душу твою и ее освещало, как луна мрак ночи. ѕотребно также внимательно смотреть, не прокрались бы прилоги помыслов тщеслави€ и самомнени€, чтоб не осудить кого, вид€, что он делает что-нибудь неподобающее. »бо демоны, вид€, что душа чрез вселение в нее благодати и установление в ней мирного устроени€ освободилась от страсти и искушений, обыкновенно влагают в нее такие помыслы; но помощь от Ѕога (приходит и разор€ет их козни). ƒа будет у теб€ и плач непрестанный, и сытости в слезах не знай. ¬нимай еще, как бы не пострадать чего из за обильной радости духовной и умилени€; а постраждешь, если подумаешь, что они суть плод собственного твоего труда, а не благодати Ѕожией, потому что за это они вз€ты будут от теб€, - и ты много поищешь их в молитве и не обр€щешь, - и узнаешь, какое потер€л ты дарование благодати. Ќо √осподи, никогда не попусти нам лишитьс€ благодати “воей. ¬прочем, брате, если и случитс€ сие с тобою, возверзи на Ѕога немощь свою и восстав, воздень руки свои, и так говори в молитве: √осподи! ѕомилуй мен€ грешного, немощного и бедного, и ниспосли на мен€ благодать твою, не попуска€ мне искуситьс€ паче, нежели могу. ¬иждь, √осподи, в какое бездушие и в какие помыслы ввергли мен€ грехи мои многие. я, √осподи, если бы и захотел почесть, что мое самомнение, бывшее причиной лишени€ “воего благодатного утешени€, произошло у мен€ от бесов, не могу тем извинить себ€, ибо знаю, что с теплым усердием твор€щие волю твою легко сопротивл€ютс€ им. Ќе они, а мои собственные грешные расположени€, кроющиес€ в сердце, искусили мен€.  аюсь в сем, √осподи мой, √осподи, и молю “€, если благоугодно “ебе и дл€ мен€ полезно, да внидет паки благодать “во€ в раба “воего, да, вид€ ее, радуюс€ со умилением и плачем, - будучи просвещаем присносветлым си€нием ее и сохран€ем от скверных помыслов, и вс€кой злой вещи, и от всех недобрых дел и слов, коими каждодневно согрешаю € в ведении и неведении, - укрепл€€сь в благонадежном дерзновении пред “обою, √осподи, скорб€ми, каждодневно приключающимис€ рабу твоему от бесов и людей, и отсечением собственной воли своей, помышл€€ и о благах, уготованных люб€щим “еб€. »бо “ы сказал, √осподи, что прос€й приемлет, ищай обретает, и толкущему отверзетс€ (ћф. 7, 8).   сему, брате, прилага€ и другое, что вложит Ѕог в сердце твое, пребывай терпеливо в молитве, не расслабл€€сь скукой и унынием, - и благий Ѕог не оставит теб€.
  22. ¬ келии, какую в начале получил ты от насто€тел€, терпеливо пребудь до конца. ≈сли помысл станет смущать теб€ по причине ее ветхости, или опасности падени€, то, поклонившись насто€телю, скажи ему об этом со смирением. ≈сли он выслушает теб€, радуйс€; а если нет, и в таком случае благодари, воспом€нув о ¬ладыке своем, не имевшем, где главу подклонить. (» не повтор€й уже прошени€). »бо если ты два, три или четыре раза подокучаешь об этом насто€телю (и не получишь удовлетворени€), то от этого родитс€ сначала дерзость пред ним, потом недоверие к нему и наконец презрение (и жизнь тво€ расстроитс€). ѕочему, если хочешь проводить жизнь тихую и покойную, не проси у насто€тел€ ничего, что служит к удовлетворению телесных нужд. ѕри поступлении твоем в монашество, в начале об этом и речи не было. Ќе обещалс€ ли ты напротив мужественно сносить по заповеди Ѕожией, если бы теб€ все презирали и уничижали? »так, если хочешь сохранить веру и любовь к насто€телю своему и всегда смотреть на него как на св€того, соблюди следующие три вещи: не проси у насто€тел€ того, что служит к упокоению телесному, не позвол€й себе особой пред ним смелости, и не учащай к нему, как некоторые делают, име€ в виду будто бы то, чтоб пользоватьс€ его наставлени€ми и руководством, - не иноческое это дело, а человеческое; впрочем, € этого не осуждаю. ѕрибавь к сказанному еще и то, чтоб не скрывать от него никакого помысла, наход€щего на теб€. ≈сли будешь соблюдать все сие, то без волнений переплывешь море жизни и отца своего, каков бы он ни был, не перестанешь почитать св€тым. ≈сли подошедши в церкви к отцу своему спросить о своем каком-либо помысле, найдешь, что другой предупредил теб€ по ому же предмету, или другому какому, и увидишь, что на теб€ не обращаетс€ внимание, смотри не оскорбись, и не подумай чего-либо недоброго; но стань особо поодаль и жди, сложив руки, пока не кончитс€ речь с тем и теб€ не позовут. Ѕывает, что отцы нарочно так делают дл€ испытани€ и дл€ заглаживани€ прежних наших в сем обсто€тельстве погрешностей.
  23. ѕоститьс€ в посты надлежит тебе так: в великий пост по два дн€, кроме великого какого праздника, субботы и воскресень€; в другие посты через день (вкушать); в прочие же дни года есть по одному разу в день, кроме субботы, воскресень€ и праздника, - но не досыта.
  24. —тарайс€ быть дл€ всего братства назидательным образцом во вс€кой добродетели, - в смирении и кротости, в милостивости и послушании даже в низких вещах, в безгневии и беспристрастии, в нест€жательности и умилении, в незлобии и нелюбопытности, в простоте нрава и чуждости ко вс€кому человеку, в посещении бол€щих, в утешении скорб€щих, - в том, чтобы не отвращатьс€ от ищущих пользы, под предлогом беседы с Ѕогом: ибо любовь лучше молитвы, - в том, чтоб быть сострадательну ко всем, нетщеславну, недерзостну, нетребовательну, ни от насто€тел€, ни от другого какого распор€дител€, соблюдающу почтительность ко всем иере€м; - в том, чтобы показывать внимание к молитве, неподдельное благонастроение и любовь ко всем, чтоб не славы ради старатьс€ любопытно исследовать ѕисани€, - чему научит теб€ молитва, бывающа€ со слезами, и просвещение благодати.  огда спросит кто о чем подобающем, учи его тому, что касаетс€ богодейственных и богоугодных деланий, как подаст тебе благодать, со всем смирением, из опытов своей жизни, как бы другого кого, не тщеслав€сь в помысле, кто бы ни был ищущий у теб€ пользы. » того не отвращайс€, кто ищет у теб€ врачевства против какого-либо помысла, но восприими его погрешени€, какие бы они ни были, и молись о нем с плачем: ибо это есть знак совершенного сострадани€ и любви. » того ради, чтоб не получить вреда от слышани€ таких вещей, не отревай от себ€ приход€щего. ƒейству€ из любви, не потерпишь никакого вреда, при помощи благодати Ѕожией. ¬прочем, чтоб не произошло от этого вреда дл€ других, надобно вести речь о сем (т.е. принимать помыслы и давать уроки по поводу их) в тайном месте. Ќо если и подвергнешьс€, как человек, приражению какого помысла, - чего однако ж не потерпишь, если сподобилс€ действи€ благодати, - то и при этом не переставай тек действовать: ибо мы учимс€ не своей искать пользы, но многих, да спасутс€ (1  ор. 10, 33). ќтносительно действа благодати знай, что когда станешь ты воистину иметь себ€ грешнейшим паче вс€кого человека, тогда это будет значить, что воспри€л ты действо благодати. Ѕудь только беспопечителен (о земном) и нест€жателен, - и сподобишьс€ сего.  ак же все сие бывает, не умею сказать: Ѕог весть.
  25. „асы бдени€ проводи так: два часа читай (отеческие книги), два часа молись в умилении со слезами, (это от себ€, не по молитвеннику), затем приложи канон, какой хочешь (или из ќктоиха дневной, или из ћинеи, или общепока€нный, или еще какой), и двенадцать псалмов, если угодно, - наконец молитву: Ќескверна€, Ќеблазна€, и молитву св. ≈встрати€: ¬елича€ величаю “€. Ёто когда ночи бывают велики; когда же они коротки, тогда и последование молитв пусть будет у теб€ покороче, по данной тебе от Ѕога силе: ибо без Ќего ничто доброе не делаетс€, как говорит ѕророк: от √оспода стопы человеку исправл€ютс€ (ѕс. 36, 23), - и как сказал √осподь: без ћене не можете творити ничесоже (»оан. 15, 5). Ц Ќо причащатьс€ никогда не причащайс€ без слез.
  26. ≈шь предлагаемое, каково бы оно ни было; подобным образом и вино (пей, какое подадут), с воздержанием, без ропота. ≈сли живешь один, по немощи ешь сырые зель€ (овощи, салаты), с маслинами. ≈сли кто из братий пришлет тебе какое варево, прими с благодарностью и смирением, как странник, и поешь того, что бы то ни было, что же останетс€, пошли то другому брату, бедному и благоговейному. ≈сли кто позовет теб€ на угощение, ешь все предлагаемое, но всего помалу, по заповеди, соблюда€ воздержание. ¬ставши из за трапезы, сделай поклон звавшему, по обычаю странников и бедных, и поблагодари его, говор€: Ѕог да воздаст тебе, отче св€тый. √оворить же ничего не говори, хот€ бы приходилось сказать и что-либо полезное.
  27. ≈сли кто из братий, в скорби или от насто€тел€, или от эконома, или от другого кого придет к тебе, утешь его такими словами: Ђповерь брате, что это случилось тебе на испытание. „асто и со мною бывало это, и € по малодушию скорбел от того; но когда воспринимал удостоверение, что это посылалось мне на испытание, переносил то с благодарностью. ѕоступай и ты таким же образом, и не печалитьс€, а паче радоватьс€ будешь от таких скорбейї. ’от€ бы тот на брань и поношение (оскорбивших) поползнулс€, ты и при этом не отворачивайс€ от него, но как подаст тебе благодать, постарайс€ утешить его. »бо много есть рассуждений (пригодных на это дело); и ты, как поймешь состо€ние брата и его помыслы, сообразно с тем подойди с ними к нему и помоги ему; неуврачеванным же ни за что не отпускай его от себ€.
  28. ≈сли какой брат болен, и тебе случитс€ долгое врем€ не посетить его, то, жела€ наконец это сделать, пошли наперед предуведомить его и сказать: поверь мне, отче св€тый, что € ныне только узнал о болезни твоей, и прошу в этом извинени€. ѕотом сам иди, и пришедши, положи поклон и по молитве скажи: как тебе, отче св€тый?  ак милует теб€ Ѕог? Ц затем с€дь, сложа руки, и молчи. ≈сли и другие там будут, пришедшие дл€ посещени€, смотри ничего не говори, ни от ѕисани€, ни из естествослови€, чтоб после не скорбеть. Ёто наибольшей частью случаетс€ с простейшими из братий.
  29. ≈сли случитс€ тебе угощаему быть трапезой вместе с другими благоговейными брати€ми, все предлагаемое надобно тебе есть без раздумий, что бы там ни было. ≈сли имеешь от кого-либо заповедь не есть, например, рыбы или другого чего, а это предложено: то когда тут же или недалеко давший тебе заповедь, поди и умоли его позволить тебе есть то; когда же нет его, или знаешь, что он не разрешит тебе, а ты не хочешь смутить тех, с которыми сидишь за трапезой, ешь не колебл€сь, и после стола расскажи ему все, как и почему так ты поступил, прос€ прощени€. ≈сли не хочешь ни того, ни другого, то лучше тебе не ходить на такое угощение. ќт этого получишь ты два добрых плода: и беса тщеслави€ избежишь, и тех братий избавишь от смущени€ и непри€тности. Ц Ќо если то будут брати€ из дебелейших, то соблюди свою заповедь. ¬прочем, лучше и при них есть понемногу от всего. Ц “аким же образом поступай и при утешении всей братии кем-либо (когда кто дл€ всей братии предлагает трапезу), по јпостолу, заповедавшему нам все предлагаемое есть ничтоже сумн€с€ за совесть (1  ор. 10, 27).
  30. ≈сли кто из братий, когда ты творишь молитву в келии своей, постучит в дверь, отвори ему, и с€дь побеседуй с ним со смирением о том, что предложит он из относ€щегос€ к душеполезным предметам, и если он от€гчен скорбью, постарайс€ утешить его словом или делом. ѕотом когда удалитс€ он, затвори оп€ть дверь и закончи свою молитву, начав с того, на чем прерван был. »бо утешение и уврачевание приход€щих равнозначительно с примирением (враждующих). ¬прочем, с мирскими не так должно поступать, - но начинать с ними беседу уже по окончании молитвы.
  31.  огда молишьс€, страх ли нападет на теб€, или стук подыметс€, или свет восси€ет, или другое что случитс€, не смущайс€ и не робей; но пребудь на молитве гораздо долее обыкновенного. “акое см€тение, страхование и ужасание бывает от демонов, чтоб, растер€вшись и расслабев, оставил ты молитву, а когда такие тревоги обрат€тс€ у теб€ в навык, чтоб совсем теб€ вз€ть в свои руки и помыкать тобой. Ц Ќо, если во врем€ совершени€ тобою молитвы своей, иной некий восси€ет тебе свет, которого изобразить в слове € не в силах, от которого душа преисполн€етс€ радости, возрождаетс€ вожделение лучшего и начинают течь слезы со умилением; то ведай, что это есть божеское посещение и заступление. ≈сли слишком долго будет держатьс€ такое состо€ние, то, чтоб по причине обили€ слез не показатьс€ тебе пред собою чем-либо более, нежели каков ты на деле, обрати ум свой на что-либо телесное и тем смири себ€. »з-за страха же вражеского смотри никогда не оставл€й молитвы; но как дит€, убо€вшись каких-либо страшилищ, бежит в объ€ти€ отца или матери и там отлагает вс€кий страх, так и ты, востекши к Ѕогу с молитвою, избежишь страха, наводимого бесами.
  32. ≈сли, когда ты сидишь в келии, какой-нибудь брат придет и спросит теб€ о плотской брани, не отсылай его ни с чем; но с умилением из того, что подаст тебе благодать Ѕожи€ и что ст€жал ты собственным опытом, попользуй его, и так отпусти.  огда же будет он выходить, поклонись ему и скажи: поверь мне, брате, - уповаю на человеколюбие Ѕожие, что отбежит от теб€ эта брань, только не поддавайс€ и не расслабл€йс€ (не поблажай). ј когда выйдет, встань и вообразив брань его, воздень руки свои к Ѕогу и помолись ≈му о брате со слезами и воздыхани€ми, говор€: √осподи Ѕоже, не хот€щий смерти грешника, устрой дело сие, как знаешь и как полезно брату сему. » Ѕог, зна€ веру его к тебе и твое к нему из любви сострадание и искреннюю о нем молитву, облегчит ему брань его.
  33. ¬се сие, брате пригодно к возбуждению и укреплению умилени€, и должно все то исполн€ть с сокрушенным сердцем, терпением и благодарением; так как в этом причина слез, очищение страстей и пр€мой путь в царствие небесное: ибо царствие небесное есть досто€ние нуд€щих себ€, и только нуд€щие себ€ восхищают его. ≈сли исполнишь все это, то совершенно отстанешь от прежних навыков и расположений, а может быть станешь свободен и от самих прилогов помысла: ибо обыкновенно свету уступает тьма и солнцу тень.  то же вознерадит о сем вначале, тот, расслабев в помысле и сделавшись пытливым (зан€вшись пустыми вещами), лишаетс€ благодати и вследствие того впадши в злые страсти, познает свою немощь (€вл€ет опыты немощи, или опытом изучает ее), полон будучи бо€зни и робости (того не могу, другого не в силах Ц говорит он и чувствует, когда сознает, что следовало бы то и то сделать). “ому.  то исполн€ет это, не должно думать, что исполн€ет то собственными силами, но все приписывать благодати Ѕожией. ≈му прежде надобно себ€ очистить, а потом чисто беседовать с „истым (Ѕогом), как сказал некто.  огда ум очиститс€ многими слезами и восприимет оси€ние божественного света (которое не умалитс€, хот€ бы его весь мир получил), тогда с любовью мысленно пребывает весь в будущем[1], и созерцает его, как то показывает ему Ѕог, и радуетс€ радостью духовной, по јпостолу, который говорит: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, кротость (√ал. 5, 22. 23).
  34.  то ст€жал сие, да внимает себе и бдительно смотрит за прилогами помыслов. »бо кто живет среди множества людей, тому невозможно, думаю, избежать их, особенно прилогов зависти и тщеслави€ тому, кого хвал€т мирские люди за славную жизнь его и презрение видимых вещей. Ќо и то бывает, что иной раз вид€ или слыша, как кто-нибудь поступает неподобающим образом, невольно осуждает его. ѕочему таковый пусть остерегаетс€ от любопытства знать, что говорит или что делает игумен, или помощники его; если же побеждаемый страстью подумает или скажет что с любопытством (или то, что узнал, или чтоб узнать о них), пусть исправит себ€ в этом пока€нием. ѕусть смотрит он за собою в сем отношении и во врем€ сто€ни€ в церкви и во врем€ исправлени€ дела послушани€; потому что помыслы тщеслави€ и в это врем€ обыкновенно нападают на ревнителей доброго действовани€, когда или по тому поводу, что они добре внимают псалмопению, или по тому, что мол€тс€ без блуждани€ ума туда и сюда, внушают им, будто другие брать€ все м€тутс€ помыслами и только они одни пребывают в созерцани€х, возбуждаемых духовной мелодией (пением псалмов), мысленно подража€ чинам ангельским, - что однако ж никому не €вно, кроме одного Ѕога и тех, которые одинакового суть с ними устроени€. Ц Ѕывает, что иным еще образом искушают их помыслы, именно или осужда€ их, или ублажа€. Ц ¬прочем, всего этого можешь ты избегать, если будешь блюсти себ€ и себе внимать со смирением, любовью, исповедью и беспристрастием.
  35. —тарайс€ никого не опечалить ни словом, ни делом; напротив, даже тех, которые печалены другими, утешай, сколько можешь. ќднако ж, никогда не думай, что ты препобедил козни дь€вола и не тщеславьс€. »бо все человеческое естество не может препобедить их; одна благодать Ѕожи€ творит сие. Ц »так, живущие братством в подчинении насто€телю должны поступать, как сказано. „то же касаетс€ до любителей безмолви€ (живущих одиноко), тем € не могу ничего сказать. ¬прочем, суд€ по тому, что € сказал, вс€кий пусть сам додумываетс€ и до того, что свойственно безмолвникам. Ѕезмолвие требует более строгой и внимательной жизни.
  36. ≈сли ст€жал ты полную веру к кому-либо из братий киновии, и исповедуешь ему свои помыслы, смотри не опускай этого никогда, но вс€кий день и час ходи к нему и открывай помыслы, наход€щие и смущающие. —ледовало бы всем ходить к игумену и исповедыватьс€; но как иные не хот€т открывать помыслов своих игумену, по немощи своей и неверию к нему, то € и говорю так по снисхождению к сему. ¬прочем, не следует тебе переходить от одного к другому, слуша€ врага нашего, который обыкновенно внушает тайно, что-де ты т€готишь брата того, принимающего твои помыслы, тем, что часто ходишь к нему, или что стыдно тебе многократно сказывать ему о себе одно и то же, почему перестань исповедыватьс€ у него, а ходи к другому. »бо, если не послушаем таких внушений, а все будем ходить к первому, то еще большую возъимеем к нему веру, и еще большую получим пользу, и от жизни его, и от слов его. «а такую жизнь никто не будет осуждать нас, напротив, все будут хвалить, что с таким посто€нством храним веру к нему одному. Ц ≈сли вознерадим мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти, и затем, стыд€сь открыть их, впадем в ров неча€ни€. Ц ≈сли пойдем к другому духовнику (что непозволительно нам делать), то когда духовник этот одной с нами киновии, все брати€ осуд€т нас за то, что оставили веру, какую имели к прежнему, и Ѕог крепко осудит нас за это. ƒа и самый духовник, к которому перейдем, подумает, что и в отношении к нему мы также поступим наконец. » наверное поступим; и таким образом, превыкши переходить от одного к другому, уже никогда не прекратим этого; начнем пытать, где есть какие столпники, затворники, безмолвники, и ходить к ним исповедыватьс€, тоже переход€ от одного к другому и тер€€ веру к каждому. Ќаконец, потер€ем веру ко всем, сделаемс€ неверующими никому и во всем безуспешными; и, что бедственнее всего, подпадем общему осуждению и кл€тве. ѕочему тому духовнику, которому исповедывалс€ ты в начале, старайс€ пребыть верующим несомненно до самой смерти своей. »бо, как € сказал, если презришь его и перейдешь к другому, то подпадешь многим искушени€м, начнешь таким же образом осуждать и всех других, и сам себе угладишь путь в пагубу. Ќо √осподи, √осподи, избави нас от вс€кого невери€ и подозрительности, и покрой божественною “воей благодатью.
  37. ≈сли и ты сам приобретешь учеников, имеющих веру к тебе и исповедающих тебе свои помыслы, и увидишь, что они беседуют с некоторыми брати€ми из более благоговейных, - смотри не соблазн€йс€ тем. ƒемоны и тем, которые право живут и добре ведут дела свои, внушают тайно, что такие ученики не шествуют в пр€моте и простоте сердца и ход€т к нам исповедывать помыслы свои не с истинною к нам верою, но прикрыва€сь лицемерием, не с доброй целью согл€дают лишь свободу нашу, - и внуша€ это, возбуждают в нас неудовольствие и недоверие к таким ученикам. Ц “ак ты не принимай такого помысла, когда бесы станут влагать его тебе, но со всей простой и любовью, Ѕога ради и ради самого добра старайс€ исправить таковых и душевно попользовать их, почита€ их преуспе€ние собственной совей славой.
  38. ≈сли какой-либо из учеников твоих возъимеет неверие к тебе; ты рассмотри от чего это случилось, так как это бывает по многим причинам и предлогам: или от того, что потщеславившись, будто уже достиг совершенства, впал он в гордость и не хочет уже называтьс€ учеником, а желает быть в учительском чине; или от того, что, утыв и утолстев (т.е. предавшись беспечности), возлюбил плоть и желает жить в полном довольстве телесном; или от того, что ты прежде любил его больше, а потом стал любить других, - и он впал в зависть; или от того, что он желает рукоположени€, а ты преп€тствуешь ему, так как, суд€ по делам, им исповеданным, недостоин он св€щенства; или от того, что ты предпочитаешь ему в этом другого, после него, может быть, к тебе пришедшего, потому что такого рода действование сильную причин€ет скорбь тому, кто сильно желает и не улучает желаемого, - особенно если он пришел к тебе от малых ногтей и ты любил его по Ѕогу крепко; или может быть ты когда-нибудь в побуждение, чтоб он воздерживалс€ от страстей, обещал ему, что дашь ему позволение прин€ть рукоположение (ибо духовники часто имеют обычай давать юным такие обещани€ рукоположени€, чтоб воодушевить их отсечь совершенно наклонность, какую, по злой привычке, имеют они к известным страст€м), и он не улучив по недостоинству своему того, чего наде€лс€ по обещанию твоему, подвигс€ на зависть и говорит такие обличени€ против того другого брата, что их даже выслушать нельз€ спокойно, а не только высказать.  роме сказанного, бывают и другие причины невери€, - когда, например, иной по нерадению впадает в сосложени€ (с худыми пожелани€ми), или в действительные грехи, и стыд€сь исповедывать то по тщеславию, умалчивает, а чрез умолчание такое мало-помалу приходит и в совершенное неверие (отцу своему); или когда кто, увидев теб€ состо€щим под вли€нием какой-либо страсти, осудил теб€ и отвратилс€ от теб€. ѕризнаком отвращени€ таковых от теб€ да будет тебе, если ты опытен, взор лица их или, если это тебе неподручно, изменение во внешнем виде сравнительно с обыкновенным. »бо учишь ли ты такого, или обличаешь, или утешаешь, он держит вид, будто принимает внушени€ твои, но видно, что он принимает их слухом, но сердцем не принимает, что они непри€тны ему, что он пересмеивает их, или раздражаетс€ против них. ≈сли иной раз, жела€ испытать, чист ли он от страсти, велишь ты ему причаститьс€, или другое что сделать, он тотчас соглашаетс€ сделать это без вс€кого раздумывани€, чтоб ты не обличил его. Ц ¬рачевство дл€ таковых Ц молитвы к Ѕогу усердные со слезами, умножение любви, частое внушение, телесное упокоение и всегдашние собеседовани€, иногда кроткие и усладительные, а иногда строгие и обличительные, как лучше и пригожее к тому, чтоб они слушались и ум€гчались нравом.
  39.  огда ученик твой скажет о некоторых брати€х, что они благоговейны и похвалит их, ты промолчи. ≈сли он спросит теб€ о них, ответь со смирением: Ђповерь мне, отче, - не знаю; €, будучи малосмыслен, долг имею смотреть за своим нерадением; что касаетс€ до других, то они все по благодати Ѕожией св€ты и добры; впрочем, каждый что посеет, то и пожнетї. » ты не хвали и не осуждай никого в частности, но всех их хвали, - особенно, когда придет ученику твоему помысл, будто ты имеешь к кому-либо из них особую веру. “аким способом он ублагонастроитс€ и избавитс€ от того помысла.
  40. ≈сли два юных брата возъимеют любовь между собой в простоте сердца, и ты, услышав от иных, что эта любовь их не добра€, а страстна€, - чувствуешь понуждение пресечь такое их друг к другу пристрастие, когда случитс€, что они часто ход€т к тебе; то добре суди, как надлежит тебе вести к ним беседу о том, что может их упользовать, чтоб вместо пользы не причинить им вреда. »так, если думаешь, что что-либо из сказанного тебе похоже на правду, позови одного из них и, беседу€ с ним с истинной любовью, с лицом радушным и с душевной при€тностью, толкуй ему о многих и разных предметах, но в эту речь свою внеси малое нечто и некоторым образом прикровенно и касающеес€ той страсти; затем скажи ему: внимать себе подобает нам, брате, потому что ходим посреди сетей, и несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, к духовом злобы (≈ф. 6, 12), и враг наш €ко лев рыка€ ходит, иский кого поглотити (1 ѕетр. 5, 8). ”же многих он из великих подвижников победил в брани; тем легче одолеет он тех, кои подобно мне нерадивы. ¬нимай убо себе и блюдись от сосложени€ со вс€кими помыслами, и от особенного с каким-либо братом содружества, чтоб не вплестись тебе оп€ть в прежние грехи или может быть и худшие. ѕрибавив после сего еще что полезное о других вещах, чтоб рассе€ть вс€кое подозрение, - отпусти его. ƒругого же совсем не трогай. ≈сли этот, с коим говорил ты, дельный человек и подвижник истинно духовный; то он от одних к нему твоих слов разойдетс€ с тем, если имеет веру к тебе, или разорвет он содружество то от стыда, или от тщеслави€, или от страха, - так как иные по этим трем причинам с помощью благодати Ѕожией отстают от страстей, без труда и подвига. ≈сли увидишь, что и после этого взаимное пристрастие сих юных остаетс€ по-прежнему, тогда призови и другого Ц одного, может быть, более бесстрастного, и потолкуй ему, подобно как и первому, или больше того. ѕотом прибавь и следующее: Ђслышал €, что ты имеешь любовь к такому-то. «на€ вас обоих, € уверен, что эта любовь между вами духовна€. Ќо чтоб иные не соблазн€лись, послушай мен€, если хранишь любовь и веру ко мне, перестань вести с тем братом беседы и сидеть наедине. » это тем охотнее, что игумен имеет хорошее о тебе мнение и намерен представить теб€ к рукоположениюї. —казав это, начни бранить и укор€ть другого, что он и страха Ѕожи€ не имеет, и принадлежит к числу плот€ных людей. Ётим расположишь его отстать от того, или по духовному побуждению, или по страсти тщеслави€, хиротонии ради, о коей ты сказал.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 230 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1270 - | 1198 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.