Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—лово подвижническое, в вопросах и ответах. 4 страница




 

83.

 

 ак и помыслы, сатаною всеваемые почитаютс€ исход€щими из сердца.

 

»зносит сердце и само из себ€ помышлени€ добры€ и не добры€: впрочем помышлени€ не добры€ произращает оно не из естества своего, но ины€ из них имеет оно потому, что пам€ть о не добром обратилась в ней в навык по причине прежних прельщений, большую же часть их, и при том наиболее злых, зачинает оно от злодейства демонов. ћы же все их чувствуем исход€щими как бы из сердца; почему неки€ подумали, что в уме нашем вместе пребывают и благодать и грех, привод€ в подтверждение сего и слова √оспода: а исход€щее из уст из сердца исходит, и это оскверн€ет человека. »бо из сердца исход€т злые помыслы, убийства, прелюбоде€ни€, любоде€ни€ и проч. (ћф. 15, 18. 20). Ќе знают же они, что ум наш, по действу тончайшаго некоего чувства, и тех злых помыслов кои влагаютс€ в него злыми духами, делаетс€ собственником; так как, по действу плоти, тело, падкое на угождение себе, на это паче, незнаем как, увлекает душу, по причине срастворени€ своего с нею; ибо плоть безмерно любит ласкательства прелести. ѕо сей причине и помыслы, всеваемые в душу демонами, кажутс€ исход€щими из сердца, усво€ем же мы их себе, когда вожделеваем соуслаждатьс€ ими: что укор€€ √осподь, как само божественное €вл€ет слово, и изрек вышеприведенны€ глаголы. »бо когда кто соуслаждаетс€ помыслами, лукавым сатаною в него всеваемыми и пам€ть о них как бы написует в своем сердце, не €вно ли, что потом он из собственной своей произращает их мысли?

 

84.

 

ѕример из ѕисани€ в объ€снении, что благодать и диавол не могут вместе пребывать в сердце.

 

√осподь говорит в ≈вангелии, что сильный не может быт извергнут из дома своего, если сильнейший его не св€жет его, не расхитит всего, что у него, и не выбросит его вон (ћф. 12, 29).  ак же может, после такого посрамлени€, этот изверженный оп€ть войти внутрь и пребывать там вместе с истинным домовладыкою, в своем доме упокоевающимс€, как ему благоугодно? » какой царь, победив возставшаго против него тиранна, захочет, чтоб он вместе с ним вращалс€ в его царских поко€х? Ќе паче ли тотчас заколет его, или св€зав, предаст своим воинам на должайшее мучеше и жалчайшую смерть?

 

85.

 

ƒоказательство тогоже из опытов духовной жизни, или того, как благодать и грехе действуют в преуспевающем.

 

≈сли кто на том основании, что мы совместно помышл€ем и о худом и о добром, заключает что ƒух —в€тый и диавол вместе обитают в уме, да ведает таковый, что сие случаетс€ с нами от того, что мы не вкусили еще и не увидели, €ко благ √осподь (ѕс. 33, 9). »бо на первых порах, как € и выше уж говорил, благодать сокрывает свое присутствие у крещаемых, ожида€ произволени€ души; когда же всецело обратитс€ человек к Ѕогу, тогда она неизреченным некиим чувством открывает сердцу свое присутствие; и оп€ть ожидает движени€ души, попуска€ между тем бесовским стрелам достигать до самой глубины е€ чувства, чтоб она с теплейшим произволением и смиреннейшим расположением взыскала Ѕога. ≈сли вследствие сего начнет наконец человек с твердою решимостию подвигатьс€ вперед в соблюдении заповедей и непрестанно призывать √оспода »исуса; тогда огнь св€той благодати простираетс€ и на внешни€ чувства сердца, ощутительно по€да€ терни€ человеческой земли; от чего и бесовские советы и внушени€ далеко негде останавливаютс€ от того места (где сердце с благодатию), лишь слегка затрогива€ страстную часть души.  огда же человек подвигами во все облечетс€ добродетели, и особенно в совершенную нест€жательность, тогда благодать все естество его озар€ет в глубочайшем некоем чувстве, возгрева€ в нем теплейшую любовь к Ѕогу; тогда и стрелы бесовски€ угасают еще вне телеснаго чувства, так как ве€ние ƒуха —в€таго, сердце пополн€ет глубоким миром, огненны€ же стрелы бесовски€ погашает еще когда оне несутс€ по воздуху. ¬прочем и в сию меру достигшаго попускает иногда Ѕог подвергатьс€ злому действию бесов, оставл€€ тогда ум его неосвещенным, чтоб самовластие наше не было совершенно св€зано узами благодати, не только того ради, что грех должен быть побежден подвигами, но и того, что человеку еще и еще надлежит преуспевать в духовной опытности: ибо что почитаетс€ совершенным в обучаемом, то несовершенно в сравнении с богатством обучающаго Ѕога в ревнующей о преуспе€нии любви. хот€ бы кто, труд€сь над сим преуспе€нием, взошел на самый верх показанной »акову лествицы.

 

86.

 

ѕопущение Ѕожие обучительное, и Ѕожие отвращение наказательное.

 

—ам √осподь говорит, что сатана спал с неба (Ћк. 10, 18), чтоб не видел безобразный сей обиталищ —в€тых јнгелов: как же он, неудостоиваемый общени€ с добрыми рабами Ѕожиими, может иметь общим с Ѕогом обиталищем ум человеческий? ≈сли и скажут, что это бывает по попущению; то этим не представ€т ничего доказательнаго. »бо попущение обучительное никак не лишает душу божественнаго света, бывает же присем только то, что благодать, как € уже говорил, скрывает от ума свое присутствие, чтобы горечию бесовскою подвигнут душу со всем страхом и великим смирением взыскать помощи от Ѕога, испытыва€ в себе злое действие врага. “ак мать дит€ свое, безчинствующее по нехотению подчин€тс€ уставам млекопитани€, на краткое врем€ спускает из об€тий своих, чтоб оно, убо€вшись окружающих его безобразных чужих людей, или зверей каких либо, в страхе великом и слезах, в матерни€ оп€ть пот€нулось возвратитьс€ об€ти€. ѕо отвращению же Ѕожию бывающее попущение душу, не хот€щую иметь Ѕога в себе, предает бесам, как бы св€занною. Ќо мы Ч не подметны€ чада, нокак веруем, есьмы истинны€ детища Ѕожией благодати, редкими попущени€ми и частыми утешень€ми ею млекопитаемы€, да под действием таковой е€ к нам благостыни доспеем приидти в мужа совершенна, в меру возраста исполнени€ ’ристова (≈ф. 4, 13).

 

87.

 

ќ действи€х на душу попущени€ Ѕожи€ обучительнаго и остав-лени€ Ѕожи€ наказательнаго; и о том, как надо действовать при том и другом.

 

ѕопущение обучительное сначала поражает душу великою скорбию, чувством унижени€ и некоторою мерою безнадежи€. чтоб подавить в ней тщеславие и желание изумл€ть собою и привесть ее в подобающее смирение. Ќо тотчас потом наводит оно в сердце умиленный страх Ѕожий и слезную исповедь, и великое желание добрейшаго молчани€. ј оставление по отвращению Ѕожию бывающее, оставл€ет душу самой себе, и она исполн€етс€ отча€нием и неверием, надмением и гневом. Ќадлежит убо нам, зна€ то и другое попущение и оставление, во врем€ их приступат к Ѕогу сообразно со свойствами каждаго из них: там благодарение и обеты должны мы приносить ≈му, €ко милостиво наказующему необузданность нашего нрава лишением утешени€, чтоб отечески научить нас здраво различать доброе от худаго; а здесь непрестанное исповедание грехов, непрерывные слезы и большее уединение, да, хот€ таким приложением трудов, возможем умолить и преклонить Ѕога призреть, как прежде, на сердца наши. ¬едать впрочем должно, что когда, при обучительном попущении, бывает у души с сатаною борьба в схватке лицем к лицу, тогда благодать, хот€ скрывает себ€, но неведомым помоганием содействует душе, чтоб показать врагам е€, что победа над ними есть дело одной души,

 

88.

 

ѕримером об€сн€етс€, от чего помышл€ют доброе и худое при благодати. » кто сподобл€етс€ помышл€ть об одном духовном.

 

 ак, когда кто в зимнюю пору, сто€ на открытом где нибудь месте, обратитс€ лицем к востоку в начале дн€, передни€ его части все обогреваютс€ солнцем, а задни€ части его все остаютс€ не причастными солнечной теплоты, потому что солнце тогда бывает не над головою его: так бывает и с теми, кои наход€тс€ еще в начале духовной де€тельности, именно: сердце их отчасти согреваетс€ иногдасв€тою благодатию, почему ум их начинает тогда плодоприносить духовны€ мудровани€; но внешни€ части сердца их все еще остаютс€ мудрствующими по плоти, потому что не все еще части сердца в глубоком чувстве озар€ютс€ св€тым светом благодати,Ч (чего некие не понима€, придумали, будто в умеподвизающихс€ наход€тс€ два лица, взаимно друг другу противоборствующи€). ¬от от чего и случаетс€, что душа в одно и тоже врем€ помышл€ет и доброе и худое, подобно тому как в предложенном выше примере, человек в одно и тоже мгновение ощущает прикосновение и холода и теплоты. »бо ум наш с тех пор, как соскользнулс€ в двойственность ведени€, нуждение некое имеет, хот€ бы и не хотел, в одно и тоже мгновение помышл€ть худое и доброе, особенно у тех, кои достигают тонкости разсуждени€. ѕочему как ни стараетс€ он всегда помышл€ть доброе, тотчас припоминаетс€ ему и худое, потому что пам€ть человеческа€ от преступлени€ јдамова некако разделилась на дво€кое помышление. Ќо если мы с гор€чею ревностию начнем исполн€ть заповеди Ѕожии, тогда благодать освеща€ все наши чувства в глубоком некоем ощущении, будет попал€т все наши греховны€ воспоминани€, сердце же наше услажда€ некиим миром любви непрестающей, будет приучать нас к тому, чтоб помышл€ть духовное, а не плотское. —ие очень часто случаетс€ с приближающимис€ к совершенству, кои непрестанную имеют в сердце своем пам€ть о √осподе.

 

89.

 

„рез крещение благодать возстановл€ет образ Ѕожий, подобие же Ѕожие она потом живописует вместе с трудами человека в ст€жании добродетелей, верх коих любовьЧвысша€ черта богоподоби€.

 

ƒва блага подает нам —в€та€ благодать чрез возраждающее нас крещение, из которых одно безмерно превосходит другое. Ќо одно подает оно тотчас; именно,Чв самой воде обновл€ет и все черты души, составл€ющи€ образ Ѕожий, просветл€ет, смыва€ с нас вс€кую скверну греховную; а другоф ожидает произвест в нас вместе с нами: это то, что составл€ет подобие Ѕожие. Ч »так, когда ум начнет с великим чувством вкушать блага всесв€таго ƒуха, тогда ведать мы должны, что благодать начинает как бы живописать на чертах образа Ѕожи€, черты богоподоби€. »бо как живописцы сначала одною какою краскою начертывают образ человека, а потом мало по малу краску за краскою наклада€, представл€ют образ того, кого живописуют, сходный с ним даже до власов: так и св€та€ благодать Ѕожи€ сначала чрез крещение возстановл€ет в человеке черты образа Ѕожи€, поставл€€ его в то состо€ние, в коем он был, когда был создан; а когда увидит, что мы всем произволением вожделеваем красоты подоби€ Ѕожи€, и стоим нагие и небо€зненные в е€ детелище (мастерской), тогда добродетель за добродетелию разцвечива€ в душе, и от славы в славу лик е€ возвод€, придает ей черты подоби€ Ѕожи€: причем чувство показывает, как отображаютс€ в нас черты богоподоби€, совершенство же богоподоби€ узнаем из просвещени€ благодатнаго. ”м, преуспева€ в некоей мерности и неизреченной гармонии, чувством восприемлет все добродетели; но любви духовной никто не может ст€жать, если не просветитс€ —в€тым ƒухом, во всей полноте ощутительно. »бо если ум не приимет от божественнаго света совершеннаго богоподоби€; то хот€ он все други€ добродетели возиметь может, по совершенной любви остаетс€ еще непричастным; потому что только тогда, как человек совершенно уподобитс€ Ѕожией добродетели (говорю о вместимом дл€ человека подобии Ѕогу), носит он и подобие божественной любви.  ак когда пишут с кого портрет, сама€ при€тна€ из красок краска и самонужнейша€ из черт Ч черта будучи приложены к нарисованному лику делают его, даже до улыбки, совершенно похожим на того, кого живописуют: так и когда божественна€ благодать живописует в ком богоподобие, светла€ черта любви будучи приложена, показывает, что черты образа Ѕожи€ всецело возведены в благолепие богоподоби€. » безстрасти€ (очищени€ и свободы от страстей) никака€ добродетель не может доставить душе, кроме единой любви: ибо исполнение закона любви (–им. 13, 10): так что хот€ внутренний наш человек каждодневно обновл€етс€ вкушением любви, в полноту же возраста приходит только вместе с полным совершенством любви.

 

90.

 

—начала даетс€ вполне вкусить утешени€ благодатны€, а потом

оне скрываютс€; первое, чтоб поддерживать ревность к подвигам, а второе, чтобы подвизаюицийс€ смир€лс€. ѕолное про€вление благодати в любви.... и как это бывает.

 

ƒух —в€тый в самом начале преуспе€ни€, если гор€чо возлюбит добродетель Ѕожию, дает душе полным чувством и удостоверительно вкусить сладости Ѕожией, чтобы ум точно и определительно познал, сколь велик плод боголюбивых трудов; но потом надолго скрывает богатство сего животворного дара, чтобы мы, хот€ во всех преуспеем добродетел€х, думали о себе, что мы ничто, потому что не видим в себе, чтоб св€та€ любовь обратилась у нас в посто€нный нрав. »бо в ту пору бывает, что бес нелюби€ иногда с такою силою налегает на души подвизающихс€, что оне непри€зненно относ€тс€ даже к тем, кои люб€т их, и даже во врем€ приветстви€ и целовани€ держат это тлетворное действо непри€зни. ќт сего душа сильно скорбит и болезнует, что тогда как в пам€ти носит любовь духовную (сознает об€зательство любви) не может возиметь ее в чувстве, по причине, как ей кажетс€, недостаточности совершеннейших трудов. ѕочему необходимо нам пока нуждением насильственным заставл€ть себ€ совершать дела любви, чтобы таким образом достигнуть вкушени€ е€ и полным чувством с удостоверительным удовлетворением; в совершенстве же никто из сущих во плоти сей не может ст€жать ее, кроме тех —в€тых, кои дошли до мученичества и совершеннаго исповедани€,Ччего достигший совершенно измен€етс€ и даже к пище неохотно приступает; ибо у питаемаго божественною любовию какое еще может быть похотение благ мира сего? —его ради премудрый ѕавел, сие великое вместилище ведени€, благовеству€ нам о будущих утешени€х праведных, по собственному в том удостоверению, говорит: несть царствие небесное брашно и питие, но правда, мир и радость о ƒусе —в€те (–им. 14, 17), кои суть плод совершенной любви. “аким образом часто здесь вкушать действо любви могут преуспевающие в духовной жизни, в полном же совершенстве ст€жать ее никто не может, если у него наперед не будет совершенно пожерто мертвенное животом (2  ор. 5, 4).

 

91.

 

ќ действе благодатной любви к Ѕогу.

 

ѕоведал мне некто из ненасытимо люб€щих Ѕога: когда € возжелал ощутительно изведать любовь Ѕожию, даровал мне это в полном чувстве и удовлетворительности благий √осподь; и € в такой силе чувствовал действие сие, что душа мо€ тогда желала с неизреченною некою радостию и стремительностию изыти из тела и отыдти ко √осподу и совсем забыть чин сей привременной жизни. » вс€кий, испытавший действо такой любви, хот€ бы тыс€чи обид и лишений потерпел от кого, не гневаетс€ на него, но остаетс€ душевно прилепленным к оскорбл€ющему и обижающему его; возгараетс€ же он ревностию только против тех, кои на бедных нападают, или на Ѕога глаголют неправду, как говорит ѕисание (ѕс. 73, 6), или иначе как живут недобре. »бо люб€щий Ѕога много паче себ€, или совсем нелюб€щий себ€, а одного только Ѕога, уже не заступаетс€ за свою честь, а одного того хочет, чтоб почитаема была правда ѕочтившаго его честию вечного. » этого желает он не легким каким и скоропреход€щим желанием, но имеет такое расположение в качестве неизменнаго нрава, по причине полного вкушени€ любви к Ѕогу.  тому же ведать надлежит, что Ѕогом возбуждаемый к такой любви бывает выше самой веры во врем€ такого действа в нем любви, как уже в чувстве сердца полною любовию держащий „тимого верою. Ёто €сно указывает нам —в. ѕавел, когда говорит: ныне пребывают вера, надежда, любы, три си€: больши же сих любы (1  ор. 13, 13). »бо кто держит, как € сказал, Ѕога в богатстве любви, тот в то врем€ бывает гораздо больше своей веры, как сущий весь в любви.

 

92.

 

—коль необходимо дл€ успеха в богословствовании восстановл€ть нарушающийс€ с другими мир.

 

ƒейство св€таго ведени€, по свойству своему, немало скорбеть заставл€ет нас, когда, по некоемому раздражению досадив кому либо, соделываем его врагом себе. «а это оно никогда не перестает у€звл€ть совесть нашу, пока посредством объ€снений и извинений не успеем возвести оскорбленнаго в прежнее к нам благорасположение. — особенною же силою такое сокрушение про€вл€етс€, когда кто из людей мира сего прогневл€етс€ на нас, хот€ бы то и неправедно. Ёто крайне т€готит нас и озабочивает, так как вс€ко мы посдужили ему в соблазн и преткновение. ќт сего и ум наш тогда оказываетс€ неспособным к богословствованию; потому что ведение, по существу своему, сущи всецело любовию, не попускает мысли нашей расширитьс€ в порождении божественных созерцаний, если наперед не восприимем оп€ть в любовь и неправедно гневающагос€ на нас. ¬ случае, если тот не хочет зтого, или удалилс€ от наших мест, надлежит нам, при€в начертание лица его в свое благорасположение с несдерживаемым изли€нием души, так во глубине сердца исполнит закон любви. »бо тем, которые желают иметь ведение о Ѕоге, должно и лица неправо гневающихс€ представл€ть в уме с безгневным помыслом.  огда же это будет, тогда ум не только в области богослови€ станет непогрешительно вращатьс€, но и в деле любви с полным дерзновением возвыситс€, как бы восход€ со второй степени на первую.

 

93.

 

ѕуть добродетели сначала бывает труден и горек, а потом удобным и при€тным делаетс€.

 

ѕуть добродетели дл€ начинающих любить благочестие кажетс€ жестоким и пристрашным, не потому чтоб он был сам по себе таков, но потому что человеческое естество с самого исхода из чрева матерн€ привыкает жить престранно в удовольстви€х; а дл€ тех, которые успеди пройти уже до средины его, он €вл€етс€ весь благим и отрадным: ибо когда недобры€ стремлеш€ наши бывают подавлены добрыми навыками, тогда вместе с сим исчезает и сама€ пам€ть о бессловесных удовольстви€х; вследствие чего душа уже со всем удовольствием шествует по всем стез€м добродетелей. ѕосему √осподь, вывод€ нас на путь спасени€ говорит, что тесен и прискорбен путь, ввод€щий в живот, и мало тех, кои идут им (ћф. 7, 14); к тем же, кои со всем рвением желают приступить к хранению св€тых ≈го заповедей, говорит ќн: иго ћое благо и брем€ ћое легко есть (ћф. 11, 30). ѕредлежит убо нам в начале подвига нашего, насилуемою некоею волею исполн€ть св€ты€ заповеди Ѕожии, чтоб благий √осподь, увидев доброе намерение наше и труд, даровал нам готовность и вольную волю, с удовольствием прочее покорствовать преславным ≈го волени€м: от √оспода бо уготовл€етс€ хотение (ѕрит. 8, 35). ѕосле чего начнем уже мы с великою радостию совершать непрестанно благое; и тогда воистину восчувствуем, что Ѕог есть действу€й в нас и еже хотети,, и еже де€ти о благоволении (‘ил. 2, 13).

 

94.

 

¬нешние и внутренние искушени€ делают подвизающихс€ способными отпечатлеть в себе божески€ красоты.

 

 ак не разогретый и неум€гченный воск не может добре отпечатлеть налагаемую на него печать: так и человек. если не будет искушен трудами и немощами, не может вместить печати добродетели Ѕожией. ѕосему √осподь говорит божественному ѕавлу: довлеет ти благодать ћо€; сила бо ћо€ в немощи совершаетс€ (2  ор. 12, 9). —ам же јпостол так хвалитс€ говор€: сладце убо похвалюс€ паче в немощех моих, да вселитс€ в м€ сила ’ристова (Ч там же). “ак же и в ѕритчах написано: егоже любит √осподь, наказует; бьет же вс€каго сына, егоже приемлет (ѕрит. 3, 12). јпостол немощами называет восстани€ врагов  реста, которые часто тогда случались и с ним и со всеми —в€тыми, чтоб не превозносились, как говорит он, преизбытком откровений (2  ор. 12, 7); но паче пребывали чрез смирение в образе совершенства, преподобно сохран€€ божествешшй дар чрез частые уничижени€. ћы же немощами называем лукавые помыслы и телесны€ стропотности. »бо тогда телеса св€тых, подвизавшихс€ против греха, будучи предаваемы смертоносным у€звлени€м и разным другим прискорбност€м, были много выше страстей, чрез грех прившедших в естество человеческое; ныне же, когда о √осподе множитс€ мир церквей, необходимо тело подвижников благочести€ искушать частыми стропотност€ми, а душу лукавыми помыслами. особенно тех из них, у коих ведение сильнодейственно со вс€кнм чувством и удостоверением, чтоб они и тщеславию с высокоумием не подпали, и могли, ради великого смирени€, вместить, как € сказал, в сердцах своих печать божественной красоты, по слову —в€таго ѕророка: знаменас€ на нас свет лица “воего, √осподи (ѕс. 4, 7). ѕодобает убо с благодарением претерпевать таковый о нас совет √осподень; и тогда как болезни, так и борьба с демонскими помыслами вменитс€ нам во второе мученичество. »бо говоривший в те времена устами беззаконных начальников св€тым мученикам: отрекитесь ’риста и возлюбите славу века сего, тоже и ныне сам говориг рабам Ѕожиим; мучивший тогда тела праведных и крайне поносивший честных учителей чрез служивших диавольским оным мудровани€м, он же и ныне наводит разны€ страдани€ на исповедников благочести€ с великими поношени€ми и уничижени€ми, особенно когда они, славы ради √оспода с великою силою помогают угнетаемым бедным. —его ради надлежит нам со всем опасством и терпением созидать в себе такое свидетельство совести пред лицем Ѕога: терп€ потерпех √оспода и вн€т ми (ѕс. 39, 2).

 

95.

 

ќ дво€ком смирении, Ч смирении средних и смирении совершенных.

 

Ќе легко приобреташое дело есть смирение: ибо чем выше оно, тем больших трудов требует ст€жание его. ѕриходит же оно к причастникам св€таго ведени€ днум€ способами: когда подвижник благочести€ находитс€ в средине духовнаго преуспе€ни€, тогда смиреннейшее о себе мудрование держитс€ у него, или ради немощи телесной, или ради непри€тностей со стороны враждующих на ревнителей о праведной жизни, или ради лукавых помыслов; когда же ум в полном чувстве, и удостоверительно озаритс€ св€тою благодатию, тогда душа начинает иметь смиренномудрие как бы естественным своим расположением. »бо, будучи напа€ема и насыщаема божественною благодатию по благости Ѕожией, не может уже она надыматьс€ и напыщатьс€ славолюбием, хот€ бы непрестанно исполн€ла заповеди Ѕожии, но почитает себ€ ничтожнейшею паче всех, в чувстве общени€ божественной благостыни, (т. е. что она такова по милости Ѕожией). “о смиренномудрие сопровождаетс€ большею частию печалию и упадком духа, а это радостию со стыдением всемудрым; то, как € сказал, приходит к тем, кои наход€тс€ по средине подвигов, а это ниспосылаетс€ приближающимс€ уже к совершенству. ѕочему то нередко от житейских благопоспешений некого подавл€етс€, а это, хот€ бы кто предложил ему все царства мира, неколеблетс€, и самых страшных стрел греха не только не боитс€, но даже и совсем не чувствует; потому что будучи вседуховно, не имеет уже оно чувства дл€ внешней славы. ƒоходит однакож до сего Ч последнего подвижник не иначе как прошедши чрез то первое вс€ким образом: ибо благодать не даст нам богатства второго, если наперед не ум€гчит произволени€ нашего испытани€ми, чрез обучительное попущение приражени€ страстей, в период первого.

 

96.

 

ќ хранении себ€ от пустых худых помыслов и речей.

 

Ћюбители удовольствий насто€щего века от помыслов переход€т к падени€м. Ќосимы будучи безразсудным парением, они все почти свои страстны€ замыслы с вожделением выражают, или в словах неподобных, или в делах беззаконных. ј решающиес€ исправно вести подвижническую жизнь от падений переход€т к злым помыслам, или к злым и вредоносным речам (от худых дел отстали, но еще остаютс€ в области помыслов и речей не добрых). » бесы, если увид€т таковых или вдающимис€ в пересуды и поношени€, или ведущими пусты€ и неуместные беседы, или смеющимис€, как недолжно, или гневающимис€ безмерно, или вожделевающими тщетной и пустой славы, тотчас толпою нападают на них. ¬з€в в повод к своему злодейству тщеславие, и чрез него, как чрез дверь какую темную, вскочив, они расхищают души их. ѕодобает убо тем, кои предают себ€ ст€жанию добродетелей, ни славы не желать, ни собеседовани€ со многими не искать, ни частыми выходами и прогулками не пользоватьс€, ни поносить кого либо, хот€ бы кто и достоин был поношени€, ни многословить, хот€ бы могли говорить одно хорошее; ибо многословие безмерно рассе€вает ум и не только к духовному деланию делает его неспособным, но и предает в руки беса уныни€, который, мало по малу расслабив его, передает потом его бесу безмерной печали, а наконец и бесу гнева. ѕочему должно всегда упражн€ть ум в соблюдении св€тых заповедей и в глубоком пам€товании славы √оспода. »бо хран€й заповеди, говорит ѕисание, не увесть глагола лукава (≈ккл. 8, 5) т. е. не уклонитс€ к непотребным помыслам, или словам.

 

97.

 

Ќепрестанна€ пам€ть о √осподе и молитва не престающа€ с блюдением ума Ч единое средство к очищению сердца.

 

 огда сердце с жгучею некоею болью принимает бесовские стрел€ни€, так что боримому думаетс€, будто он носит самые стрелы, Ч это знак, что душа стала ретиво ненавидеть страсти. » это есть начало очищени€ е€. »бо если она не потерпит великих болей от бесстыдства греха. то невозможет потом богатно порадоватьс€ и о благотворности правды. ѕосле сего, желающий очистить сердце свое, да разогревает его непрестанно пам€тию о √осподе »исусе, име€ это одно предметом богомысли€ и непрестанным духовным деланием. »бо желающим сбросить с себ€ гнилость свою не так следует вести себ€, чтоб иногда молитьс€, а иногда нет, но всегда должно упражн€тьс€ в молитве с блюдением ума, хот€ бы жил далеко негде от молитвенных домов. »бо как вз€вшийс€ очистить золото, если хоть на короткое врем€ оставит горнило без огн€, делает, что очищаема€ руда оп€ть ожестевает: так и тот, кто иногда пам€тует о Ѕоге, а иногда нет, что кажетс€ приобретает молитвою, то тер€ет пресечением е€. Ќо мужу, любителю добродетели, свойственно всегдашнею пам€тию о Ѕоге потребл€ть земл€ность сердца, чтоб таким образом при постепенном испарении худа под действием огн€ благого пам€товани€, душа с полною славою совершенно востекла к естественной своей светлозарности.

 

98.

 

¬ чем состоит бесстрастие, или чистота сердца?

 

Ѕесстрастие есть не то, чтоб не быть бориму от бесов, ибо в таком случае надлежало бы нам, по јпостолу, изыти из мира (1  ор. 5, 10); но то, чтоб когда они борют нас, пребывать не боримыми; подобно тому, как в латы облеченные воители и стрел€нию противников подвергаютс€, и слышат звук от лет€щих стрел, и вид€т даже самы€ стрелы, на них испускаемы€, неу€звл€емы однако ж бывают ими, по причине твердости воинской одежды своей. Ќо эти железом будучи ограждены, не подвергаютс€ у€звлению во врем€ брани; мы же, посредством делани€ добрых делЧоблекшись во всеоружие св€того света и в шлем спасени€, будем рассе€вать темные демонские фаланги: ибо не одно то приносит чистоту, чтоб не делать более зла, но паче то, чтоб всеусильною ревностию о добре в конец потребить в себ€ злое.

 

99.

 

ќ двух бесах, долже всех, борющих Ч бес чрезмерной ревности и похоти плотской. » как боротьс€ против них.

 

 огда человек Ѕожий все почти победит в себе страсти, два беса остаютс€ еще ратующими против него, из коих один душу томит, возбужда€ его по великому боголюбию к непомерной ревности, так что он не хочет допустить, чтоб другой кто угодил Ѕогу паче его, а другойЧтело, возбужда€ его огненным некиим движением к похотению плотскому. Ѕывает же сие с телолм во-первых потому, что така€ сласть похотна€ свойственна естеству нашему, как вложенна€ в него чадороди€ ради, почему она и неудобь побеждаема; а потом и по попущению Ѕожию. »бо когда √осподь увидит кого из подвижников слишком высоко восход€щим в преумножении добродетелей; тогда попускает ему иной раз быть возмущаему сим скверным бесом, чтоб он почитал себ€ худейшим всех живых людей. “акое нападение страсти, сей иногда бывает после совершени€ добрых дел, а иногда прежде того, чтоб движение сей страсти, предшествует ли оно делам или последует, заставл€ло душу казатьс€ пред собою непотребнейшею, как бы ни были велики —овершенные его дела.Ч Ќо против первого (беса, чрезмерную ревность возбуждающаго) будем боротьс€ усугублением смирени€ и любви, а против второго (беса похоти плотской)Чвоздержанием, безгневием и углубленною пам€тию о смерти, чтоб чрез это, чувству€ в себе непрестанно действо —в€таго ƒуха, соделатьс€ нам в √осподе высшими и этих страстей.

 

100.

 

ƒолжно исповедать Ѕогу и все невольные и неведомые грехи: иначе в час смерти т€жело будет.

 

“е из нас, которые соделались причастниками св€того ведени€, всеконечно должны будем отдать отчет и в невольных парени€х ума, как говорит »ов: назнамтовал же еси, аще что неволею преступих (»ов. 14, 17),Чи праведно. »бо если кто будет всегда зан€т пам€тованием о Ѕоге и не будет небречь о св€тых ≈го заповед€х, тот ни в невольный ни в вольный грех не впадет. Ќадлежит убо нам тотчас и о невольных падени€х сокрушенное исповедание приносить ¬ладыке, прилага€ его к совершению обычнаго нашего молитвеннаго правила. “ак как человеку нельз€ не падать в человечески€ погрешени€, (то и следует всегда исповедание о них приносить ¬ладыке), пока совесть в слезах любви не удостоверитс€ в прощении их: ибо, как говорит —в. »оанн: аще исповедуем грехи наши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши, и очистит нас от вс€кой неправды (1 »н. 1, 9). ѕочему надобно непрестанно внимать чувству сокрушеннаго исповедани€ (питать сие чувство), чтоб совесть наша как нибудь не обманула себ€, подумав, что уже довольно сокрушалась и исповедывалась Ѕогу. »бо суд Ѕожий гораздо строже суда нашей совести, хот€ бы кто и ничего не знал за собою худаго с полным удостоверением, как учит премудрый наш ѕавел, говор€: но ни сам себе вост€зую: ничто же бо в себе свем, но ни о сем оправдаюс€: вост€зу€й же м€, √осподь есть (1  ор. 4, 3. 4). ≈сли же мы не будем достодолжно и об этих (невольных и неведомых) грехах исповедыватьс€, то во врем€ исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. ј нам, люб€щим √оспода, надлежит желать и молитьс€, чтоб в то врем€ оказатьс€ непричастными никакому страху: ибо кто тогда будет находитьс€ в страхе, тот не пройдет свободно мимо кн€зей адских, потому что эту бо€зливость души они считают за признак соучасти€ е€ в их зле, как это в них самих есть. ќбрадоваема€ же любовию Ѕожиею душа в час разрешени€ от тела, с јнгелами мира несетс€ выше всех темных полчищ, потому что така€ душа некако окрылена бывает духовною любовию, име€ в сей любви полное без вс€каго недостатка исполнение закона. ѕочему исход€щие из сей жизни с таким дерзновением и во второе пришествие √осподне восхищены будут со всеми —в€тыми. “е же которые во врем€ смерти хот€ мало поражаемы бывают страхом, будут оставлены тогда в толпе всех других людей, как состо€щие под судом, чтоб, испытаны быв огнем суда, должный им по делам их удел получили они от благаго Ѕога нашего, и ÷ар€ »исуса ’риста. »бо ќн есть Ѕог правды, и ≈го есть на нас люб€щих ≈го богатство благ ÷арстви€ ≈го, в век и во все веки веков. јминь.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 250 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1272 - | 1246 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.061 с.