Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—лово подвижническое, в вопросах и ответах. 2 страница




 

31.

 

ќ ложном утешении сатаны, напускаемом во врем€ упокоени€ сном, и как ум разсе€вает его теплым призыванием имени »исуса и самаго сатану обращает в бегство.

 

 огда ум начнет ощущать благодатное утешение —в€таго ƒуха, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемс€ сладким чувстве, во врем€ нощных успокоений, в момент тончайшаго некоего сна (или засыпани€). ≈сли в это врем€ ум окажетс€ держащим в теплейшей пам€ти св€тое им€ √оспода »исуса, и как верным оружием против прелести, воспользуетс€ сим пресв€тым и преславным именем; то лукавый обольститель оный тотчас удал€етс€, но за то возгараетс€ наконец бранию против души своим лицеем (а не помыслами). “ак ум, точно распознава€ обманчивы€ прелести лукаваго более и более преуспевает в различении духовных вещей.

 

32.

 

ќ добром утешении души, в бодрственном ли состо€нии или во врем€ успокоени€ сном бывающем, и как сатана покушаетс€ во врем€ сна прельстить душу ложным утешением.

 

Ѕлагое утешение бывает или в бодрственном состо€нии тела, или при погружении его в сон, когда кто в теплом пам€това€ии о Ѕоге, как бы прилеплен бывает любовью к Ќему; а утешение обманчивое, прельстительное, как € сказал, бывает всегда в то врем€, как подвижник приходит в тонкое некое дремание, или забытье, при пам€товании о Ѕоге посредственном. “о, происход€ от Ѕога, €вно влечет души подвижников благочести€ в любви Ѕожией в сильном изли€нии душевных чувств; а это обыкновенно обвевает душу некиим ветром обманчивой прелести и во врем€ сна телеснаго покушаетс€ похитить чувство вкушением чего-то при€тнаго, не смотр€ на то, что ум в известной мере здравствует в отношении к пам€тованию о Ѕоге. Ч »так если, как € сказал, ум окажетс€ в такое врем€ трезвенно пам€тующим о √осподе »исусе. то тотчас разсе€вает это обманчиво кажущеес€ при€тным дыхание врага, и с радостию выступает на борьбу с ним име€ готовое против него оружие, по благодати, в прехвальной опытности своей духовной.

 

33.

 

 ак радость о ƒухе —в€том распознаетс€ от лживой бесовской, и когда диавол приступает к обольщению лживым утешением.

 

≈сли душа неколеблющимс€ и немечтательным движением воспламенитс€ к любви Ѕожией, влеча некако в глубину сей неизреченной любви и самое тело, Ч в бодрствовании ли то, или, как € сказал, при погружении в сон воздействуемаго св€тою благодатию подвижника, между тем как душа совершенно ни о чем другом ни помышл€ет, кроме того одного, к чему возбуждена; Ч то ведать надлежит, что это есть действо —в€таго ƒуха. Ѕудучи вс€ преисполнена при€тных чувств от неизрЄченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышл€ть ни о чем другом, а только чувствует себ€ обрадованною неистощимою некоею радостию. ≈сли же при таком возбуждении, ум восприимет колебание некое сомнительное, или нечистое какое помышление, и если при сем —в€тым √осподним именем будет пользоватьс€ дл€ отвращени€ зла, а не паче по одной любви к Ѕогу; Ч то ведать надлежит, что утешение это Ч от прельстител€, и есть только призрак радости. –адость така€ со вне навеваетс€, и €вл€етс€ не как качество и посто€нное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу. ¬ид€, что ум начинает про€вл€ть верную опытность своего чувства, он и своими некиими утешени€ми, кажущимис€ благими, подступает утешать дупгу, в ожидании, что она, будучи развлекаема этою блажною макротною сластию не распознает своего смешени€ с обольстителем. ѕо сим признакам можем мы распознавать духа истины и духа лестча (1 »н. 4, 6). Ч Ќикому впрочем невозможно ни божественной благости чувством вкусить, ни горести бесовской ощутительно испытать; если кто не удостоверитс€ в себе, что благодать во глубине ума его сотворила себе обитель, а злые духи гнезд€тс€ негде окрест членов сердца. Ѕесы же отнюдь не хот€т, чтоб люди как нибудь удостовер€лись в этом, дабы ум, верно зна€ это, не вооружалс€ против них непрестанною пам€тию о Ѕоге.

 

34.

 

ќ дво€кой любви Ч естествеиной и духовной (благодатной) и об отличи€х каждой.

 

≈сть любовь в душе естественна€, и есть от —в€таго ƒуха в нее изливаема€. “а, если захотим, приходит в соразмерное движение и от нашей воли; почему удобно разхищаетс€ злыми духами, коль скоро перестаем в усиленном напр€жении держать свое произволение. ј эта так пламенит душу любовию к Ѕогу, что все части души прилепл€ютс€ к неизреченной сладости божественнаго возлюблени€ в безмерной некоей простоте расположени€; ибо тогда ум, как бы чреват быва€ от духовнаго (благодатнаго) действа (енергии) источает обильный некий поток любви и радовани€.

 

35.

 

ќ благодати Ѕожией, как она одна умир€ет волненны€ движени€ души.

 

 ак море волнуемое, когда возливают на него еле€, обыкновенно стихает, потому что тучность еле€, препобеждает силу воздымающей волны бури: так и душа наша, умащаема€ благодатию —в€таго ƒуха, сладостною исполн€етс€ тишиною; потому что, Ч по слову ѕророка: обаче Ѕогови повинис€ душе мо€ (ѕс. 61, 6), Ч тогда к обрадованию е€ пресекаетс€ вс€кое в ней волнение, уступа€ приосен€ющей е€ благостыни ƒуха, и пораждаемому тем безстрастию. ѕочему каки€ бы потр€сени€ ни покушались в ту пору произвести в душе бесы, она пребывает мирствующею в себе и вс€каго полною радовани€. Ќо в такое состо€ние никто не может прийти, ни пребывать в нем, если не будет непрестанно отрезвл€ть и услаждать душу свою страхом Ѕожиим; ибо страх √осподень приносит подвизающимс€ некий вид непорочности и чистоты. —трах √осподен чист, говорит ѕророк, пребыва€й в век века (ѕс. 18, 10).

 

36.

 

 ак и когда душа может ощутить славу Ѕожию; и о лживости диавола, показывающаго иногда свет, или нечто похожее на свет.

 

Ќикто, слыша о чувстве ума, да не воображает, будто слава Ѕожи€ €вл€етс€ ему чувственно. ћы говорим, что душа, когда бывает чиста, неизреченным некиим вкушением ощущает божественное утешение, но не так, чтоб при сем чувственно €вл€лось ей что либо из невидимаго; ибо ныне мы верою ходим, а не видением, как говорит блаженный ѕавел (2  ор. 5, 7). ѕочему, когда кому либо из подвизающихс€ €витс€ свет, или зрак какой огневидный, или глас, пусть он ни под каким видом не принимает за истинное такое €вление. »бо это €вно есть прелесть вражи€,Чи многие, с которыми это случалось, по неведению, сбивались с пути истиннаго. ћы же знаем, что пока живем страннически в тленном теле сем, устран€емс€ от Ѕога (2  ор. 5, 6), Ч т. е. не имеем возможности видимо видеть ни ≈го, ни дивных вещей ≈го пренебесных.

 

37.

 

ќ снах, Ѕогом посылаемых, и диаволом навеваемых и о разности их.

 

—ны €вл€ющиес€ душе по любви Ѕожией, суть необманчивые указатели здрави€ душевнаго. ќни не измен€ютс€ из одного образа в друтой, не навод€т страха, не возбуждают смеха, или внезапнаго опечалени€, но приступают к душе со всею тихостию, и преисполн€ют ее духовнаго радовани€; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытаннаго во сне обрадовани€. ” бесовских мечтаний все бывает противно сему, Ч не пребывают они в одном и том же образе, и вида своего не показывают долго не см€тенным; потому что тем, чего нет в их произволении, но что заимствуют они из своей только лживости, долго довольствоватьс€ они не могут. ѕри этом они много говор€т и обещают великаго, а еще больше угрозами стращают принима€ на себ€ нередко вид воинов; иногда припевают душе и что нибудь льстивое с шумным криком. ”м, когда чист бывает, скоро распознает их, и Ч иногда мысленным напр€жением пробуждает тело, а иногда охотнее остаете€ в том же положении, раду€сь, что возмог распознать их лукавство и в том же сне облича€ их, и тем подвига€ их на великий против себ€ гнев.Ч Ѕывает, впрочем,. что и добрые сны не радость принос€т душе, а печаль некую сладостную, и слезу неболезненную. Ёто случаетс€ с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии.

 

38.

ќ добродетели неверовани€ никаким снам.

 

ћы изложили, как различать сны хорошие и худые, основыва€сь на том, что сами слышали от опытных старцев. ƒа довлеет однакож нам паче, как велика€ добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. »бо сны наибольшею частию бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображени€ или еще, как € уже говорил, бесовски€ над нами наругани€ и забавы. ≈сли, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидени€. которое послано будет нам от Ѕога, то не погневаетс€ за это на нас любвеобильный √осподь »исус, веда€, что мы дерзаем на это из опасени€ бесовских козней. »бо хот€ предреченный способ различени€ снов верен; случаетс€ однакож, что душа, по некоему восхищению вражьему нечувствительно, и непроизвольно будучи осквернена, Ч без чего, как думаю, никто необходитс€, Ч тер€ет след вернаго различени€ и верит снам не добрым, как добрым.

 

39.

 

ѕример в доказательство того, что Ѕог никому не ставит в вину невери€ посылаемым от Ќего снам.

 

ƒа послужит нам в доказательство сказаннаго следующий случай: господин после долгого отсутстви€, возврат€сь домой, стоит ночью у ворот и зовет раба, чтоб отворил; раб, не распознава€ точно, господин ли это, решительно отказывает ему в этом, бо€сь, чтоб, обманувшись сходством голоса, не впустить злоде€, и не сделатьс€, предателем вверенного ему господином имущества; и господин, когда настал день, не только не разгневалс€ за это на него, но напротив великими превознес его похвалами. что голос его самого счел обманом, не жела€ утратить что либо из его имущества.

 

40.

 

ќ видении душею духовнаго в себе света, о светах вражеских и о том, как сделать. чтоб, жив€ в мире быть чужду мира.

 

„то ум наш, когда начнет в нем ощутительно действовать божественный свет, соделываетс€ весь светлым, так что сам богато видит сей, сущий в нем, свет, в этом не должно сомневатьс€. “ак всегда бывает, коль скоро душа сильно возгосподствует над страст€ми. Ќо бывает, что нечто подобное призрачно €вл€етс€ в уме и от злокозненности вражеской, то как свет, то как огнь. как учит божественный ѕавел, говор€, что и сатана иногда преобразуетс€ в јнгела светла (2  ор. 11, 14). ѕочему не должно в такой надежде, (т.е. в надежде видеть свет в себе) приступать к прохождению подвижнического жити€, чтоб сатана не нашел поэтому души предуготованною к восхищению е€ в прелесть и не восхитил в самом деле. Ќо должно то одно иметь при сем в виду, чтоб достигнуть любви к Ѕогу всем чувством и с полным удостоверением сердечным, Ч что и есть любить Ѕога всею душею, всем сердцем и всем помышлением (Ћк. 10, 27). ¬ ком действуетс€ сие благодатию Ѕожиею, тот, жив€ в мире, чужд бывает мира.

 

41.

 

ќ послушании, Ч что оно есть величайша€ из добродетелей, есть дверь любви и предводительница всех добродетелей.

 

ѕослушание есть, как достоверно известно, первое в числе вводных (новоначальных) добродетелей добро; ибо оно отсекает кичение, и порождает в нас смиренномудрие. ѕочему бывает входною дверию любви ко ’ристу Ч Ѕогу дл€ тех, кои с сердечным расположением держатс€ его. ќтложив его јдам низпал во глубину ада. √осподь же возлюбив его, в силу домостроительства нашего спасени€, послушлив был ќтцу —воему даже до креста и смерти (‘ил. 2, 8), Ч и это тогда, как ни в чем не меньше был величества ≈го,Ччтоб, своим послушанием загладив вину преслушани€ человеческаго, тех, кои поживут в послушании, возвесть к блаженной и вечнующей жизни. »так, тем, кои восприемлют борьбу с гордынею диавольскою, прежде всего должно возревновать о сей добродетели,Чи она, предшеству€, незаблудно покажет им потом все стези добредетелей.

 

42.

 

ќ том, что воздержание должно держать во всем, чтоб не одни телесны€ ст€жать добродтели, но и те, кои очищают внутреннего человека.

 

¬оздержание есть принадлежность всех добродетелей; почему подвизающийс€ должен от всего воздерживатьс€ (1  ор. 9, 25).  ак, когда отн€т будет какой нибудь наималейший член человеческаго тела, весь вид человека делаетс€ безобразным, как нибудь мало то, чего в нем не достает: так и когда кто об одной лишь какой вознерадит добродетели расстраивает все благолепие воздержани€, хот€ и не видит того. ѕочему должно не только телесны€ люботрудно проходить добредетели, но и те, которые имеют силу внутреннего нашего очищать человека. »бо кака€ польза тело соблюдать девственным, когда душа блудодействует с бесом непослушани€? »ли как увенчаетс€ тот, кто от чревоугоди€ и вс€кой другой похоти телесной блюдет себ€, а о кичении и славолюбии не брежет, не стерпева€ даже и малейшаго оскорблени€; тогда как ведает, что свет правды имеет уравновесит чашу (возда€ни€) с делами правды только тех, кои совершали их в духе смирени€?

 

43.

 

ќ пользе и образе хранени€ воздержани€ в нище.

 

¬се бессловесны€ похоти подвизающимс€ так должно возненавидеть, чтоб эта ненависть к ним обратилась у них в навык. ¬оздержание же в пище так надлежит соблюдать, чтоб никто никогда не доходил до почитани€ мерзким какого либо из €ств. Ёто бесовское дело и есть кл€твы близ. »бо мы не потому воздерживаемс€ от некоторых €ств, что они по природе злы, Ч да не будет! Ч но дл€ того, чтоб воздержива€сь от них, соразмерно укротить пламенеющие члены плоти; еще же и дл€ того, чтоб остающа€с€ у нас от потреблени€ пища, была обращаема в удовлетворение насущной нужды бедных, Ч что есть признак искренней любви.

 

44.

 

 ак сделать, чтоб легко было отказыватьс€ от сласти €ств и других удовольствий.

 

ќт всего предлагаемаго дл€ €сти€ и пити€ есть и пить со благодарением Ѕогу, нисколько не противно закону видени€; ибо вс€ в создани€х Ѕожиих добра зело (Ѕыт. 1, 31). Ќо самоохотно воздерживатьс€ от много€дени€ и сладко€дени€ весьма благоразумно и премудро.Ч“олько отказыватьс€ так самоохотно от предлежащих сластей мы не можем, если сажым делом и опытом не вкусим божественной сладости всем чувством.

 

45.

 

ќб изгнании излишнего воздержани€, чтоб тело оставалось крепким дл€ подвигов духовных.

 

 ак множеством €ств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то безпечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (м. б. не охочею рассуждать). ѕодобает убо образ питани€ телеснаго соразмер€ть с состо€нием сил и крепости тела: когда оно здорово, утесн€ть его, сколько потребно, а когда немоществует, послабл€ть ему несколько. ѕодвизающемус€ не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуетс€ дл€ подвига, чтоб хот€ телесными трудами очищалась надлежаще и душа.

 

46.

 

ќб умалении обычной строгости воздержани€ по случаю прихода братий или других странников.

 

 огда, при приходе каких либо братий, или какого либо странника, тщеславие, пользу€сь сим случаем, придет в движение и, надыма€ нас своим €дом, станет подстрекать ненарушать своего о пище Ч устава; тогда наипаче благопотребно послабить несколько меру обычнаго пищепри€ти€. »бо таким образом мы и беса отошлем от себ€ с оплакиванием безуспешности своего покушени€, и закон любви рассудительно исполним, и тайну воздержани€ нашего чрез послабление его сохраним невыказанною.

 

47.

 

ќ посте и других телесных добродетел€х,Ччто они одни без сердечного благонастроени€ не имеют цены пред Ѕогом.

 

ѕост, хот€ как орудие, благоустро€ющее хот€щих к целомудрию, имеет цену, но не пред Ѕогом. ѕочему подвижникам благочести€ не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Ѕога ча€ть достижени€ своей цели. » мастера по какому либо искусству в совершенстве своей искусности удостовер€ют не добротностию своих орудий, но терпеливо заканчивают какое либо изделие, и оно уже служит показателем, насколько они искусны в своем мастерстие,

 

48.

 

ќ пользе умеренности в питии дл€ духовного в душе плодоношени€.

 

 ак земл€ умеренно напа€ема€, с большим приплодом изращает вметаемое в нее чистое сем€, а упо€ема€ слишком обильными дожд€ми приносит только терни€ и волчцы: так и земл€ сердца, когда употребл€ем вина в меру, естественны€ свои семена, €вл€ет чистыми, а всеваемы€ в нее ƒухом —в€тым износит добролиственными и многоплодными; когда же чрез меру одождим ее многопитием, износит только терни€ и волчцы всеми помыслами своими.

 

49.

 

ќ неумеренности в питии, как она вызывает срамны€ похотени€.

 

 огда ум наш плавает в волнах многопити€, тогда не только на образы во сне представл€емые ему бесами смотрит страстно, но и сам в себе рису€ неки€ красивы€ лица, такими мечтани€ми своими, как какими живыми существами, услаждаетс€ с раждежением. »бо когда похотны€ части тела разогреютс€ от винной теплоты, тогда нуждение некое налегает на ум представл€ть в себе сластолюбно таки€ тени страсти. ѕочему надлежить нам, соблюда€ мерность, избегать вреда от излишества бывающаго. “огда ум, не име€ подвигающей его на живописание греха сласти, пребывает весь не мечтателным и, что еще лучше, безсластным.

 

50.

 

ќб избегании употреблени€ раздражающих аппетит напитков, искусственно приготовл€емых.

 

∆елающим укротить воздымающиес€ члены тела не должно касатс€ искусственно приготовл€емых напитков, которые хитрецами такого изобретени€ называютс€ предпитием по той причине, что они обыкновенно пролагают в чрево путь множеству €ств. »бо не только качество их бывает во вред подвизающимс€ телам, но и самое безмысленное смешение вход€щих в их состав веществ, сильно поражает богобо€зненную совесть. »бо чего такого не достает в естестве вина, чтоб нужда належала примешением разных сластей см€гчать его крепость?

 

51.

 

„ему хотел научить √осподь, при€в на  ресте оцта из губки, надетой на трость.

 

√осподь наш, и сего св€щеннаго (подвижническаго) жити€ учитель, »исус ’ристос оцтом был напоен во врем€ страдани€ своего от тех, кои служили повелени€м диавола, чтоб оставить нам, как мне кажетс€, €сный образец, с каким расположением должны мы проходить св€щенные подвиги. —им он как бы сказал: подвизающимс€ против греха не должно употребл€ть сладких €ств или питий; но паче должно терпеливо переносить горечь брани. ћожно приложить и значение иссопа к губке, чтоб чрез тот и другую совершеннее представить образ нашего очищени€. “от, как вещь жестка€, представл€еть свойство подвигов, а эта, как вещь, употребл€ема€ при омовени€х. напоминает о полном совершенстве очищени€.

 

52.

 

ƒуховным не следует ходить в баню; и почему.

 

’одить в баню никто не сочтет грешным, или неразумным; но воздержани€ ради удал€тьс€ и от этого, € называю делом и мужественным и целомудреннейшим., »бо в таком случае ни тело наше не разблажаетс€ сластным оным омовением, ни в душе не возбуждаетс€ воспоминание о безславном обнажении јдама, чтоб подобно ему заботитьс€ о листви€х дл€ прикрыти€ второй срамоты обнажени€. ќсобенно это необходимо дл€ нас, которые не давно высвобод€сь из пагубного растлени€ жизни сей должны вс€чески старатьс€ пребывать в неразлучном единении с красотою целомудри€ непорочною чистотою своего тела.

 

53.

 

ѕочему в кинови€х надо приглашать врача дл€ излечени€ болезни; и что в таких случа€х должно делать живущим уединенно в пустыни.

 

¬рача приглашать во врем€ недугов ничто не преп€тствует. Ѕог провидел, что будет нужда во врачевательном искусстве и благоволил, чтоб оно наконец составилось на основании опытов человеческих; дл€ того наперед дал бытие и врачевствам в р€ду творений. ¬прочем не на них должно полагать надежду уврачевани€, но на истиннаго нашего врача и —пасител€, »исуса ’риста. Ёто однако ж € говорю тем, которые жизнь подвижническую провод€т в кинови€х или в городах, по той причине, что они, суд€ по течению приключающихс€ с ними обсто€тельств, не всегда могут иметь непрестающим действо веры, будучи окружены любовию, Ч а то Ч и по той, чтоб не впадали они в тщеславие и в искушение диавола, по которым некоторые из них при многих объ€вл€ют, что не имеют нужды во врачах. ≈сли же кто отшельническую жизнь проводит в местах пустынных с двум€ или трем€ единонравными брати€ми, то каким бы недугам ни подвергалс€ он, да предаст себ€ ≈диному √осподу, целителю вс€кой нашей болезни и немощи. ѕо √осподе он в самой пустыни имеет довольное утешение в болезн€х,   тому же, как действо веры может у него неоскудеть никогда, так и выставить напоказ свою добродетель терпени€ не имеет он возможности, будучи прикрыт доброю завесою пустыни. ƒл€ сего то √осподь и всел€ет единомысленны€ в дом (ѕс, 67, 7).

 

54.

 

„то показывает малодушие в болезн€х, и что благодушие.

 

 огда мы крайне т€готимс€ приключающимис€ нам расстройствами телеснаго здрави€, ведать должно, что душа нага€ еще порабощена телолюбию. ѕочему как вещественных вожделева€ услаждений, не хочет она отрешитьс€ от житейских благ, так великою почитает т€готою Ч не иметь по причине болезней возможности пользоватьс€ при€тными дл€ плотской жизни вещами. Ц ≈сли же она с благодарностью переносит прискорбности из за болезни, то это знак, что она недалеко от пределов бесстрасти€. ѕочему с радостию ожидает она тогда и самой смерти, как виновницы вступлени€ в истинную жизнь.

 

55.

 

„то потребно, чтобы душа не услаждалась благами сего мира, а паче желала разрешитьс€ от тела.

 

ƒуша не возжелает разрешитьс€ от тела, если не сделаетс€ совершенно равнодушною к воздуху сему (Ч т. е. ко всему житейскому и мирскому). Ч ¬се чувства телесны€ сопротивл€ютс€ вере, так как чувства вкушать ищут только насто€щаго Ч присущаго, а вера обещает богатство благ будущих. ѕочему подвизающемус€ никогда не подобает помышл€ть ни о древесах ветвистых и тенистых, ни об источниках добротечных, ни о лугах доброцветных, ни о домах благолепных, ни о беседах с родными при€тных, Ч равно как воспоминать и о богатых приношени€х, если случалось быть ими почтенным. Ќо ему надлежит тем, что необходимо пользоватьс€ с благодарностию, жизнь же сию почитать некиим странническим путем, чуждым вс€каго плотскаго утешени€. »бо только таким образом стеснив свою мысль, возможем мы обратить ее всю на стезю, ведущую в живот вечный.

 

56.

 

 ак не мирное пользование телесными чувствами затрудн€ет пам€тование о Ѕоге и заповед€х ≈го, и как избегнуть сего зла.

 

„то зрение, вкус и прочи€ чувства рассеивают пам€ть сердца, когда пользуемс€ ими без меры, об этом, перва€ возвещает нам ≈ва. »бо пока не взгл€нула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Ѕожию: чего ради как бы покрываема€ крылами любви Ѕожией, неведала она и наготы своей.  огда же воззрела на то древо сластолюбно, коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением; тотчас воспри€ла склонность к плотскому самоуслаждению и как обнаженна€ сочетавшись с сею страстию, все свое вожделение предала взысканию вкушени€ насто€щих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода, к своему падению и падение јдама; вследствие чего уму человеческому стало затруднительно пам€товать о Ѕоге, или о заповед€х ≈го. ћы же, всегда с непрестанною пам€тию о Ѕоге взира€ во глубину сердца своего, будем проводить сию, падкую на прелести жизни, как слелые очами; ибо любомудрию воистину духовному свойственно сохран€ть не парительным присущий в нас позыв видеть красное еже видити. Ётому и многоопытнейший »ов научает нас, говор€: аще и в след ока моего иде сердце мое (»ова 31, 7). “акое действование есть верный признак крайнего воздержани€.

 

57.

 

 ак бывает, что ход€щий духом не вдает вожделений плотских, и диавол тщетно искушает его чистоту.

 

¬сегда пребывающий в сердце своем, далек от всех красных жизни сей вещей; и ход€ духом похотей плотских изведывать не может. ѕоелику таким образом таковый шествие свое совершает в ограждении добродетельми, сии самы€ добродетели име€ как бы привратными стражами своего града чистоты; то все козни бесов против него остаютс€ безуспешными, хот€ иной раз стрелы сей общей всем похоти достигают даже до окон естества.

 

58.

 

ќб унынии, нападающем иногда по отгнании похотений плотских,Чкаково оно и как его прогон€ть.

 

 огда душа начнет уже не похотевать красных земных вещей, тогда прокрадываетс€ в нее большею частию некий унывный дух, который ни охотно потрудитс€ в служении слова не допускает ее, ни твердаго желани€ будущих благ не оставл€ет в ней, еще же и эту привременную жизнь представл€ет крайне непотребною, как не имеющую достойных дел добродетели и самое ведение уничижает, как дарованное и другим многим, или ничего особенного нам не возвещающее. —ей теплохладной и разлен€ющей страсти мы избежим, если в крайне тесные вставим пределы нашу мысль, держа во внимании одну пам€ть Ѕожию; ибо только таким образом дух, востекши в свойственное ему горение может отгнать от себ€ неразумное оное разленение.

 

59.

 

 оль велика помощь в духовном подвиге от непрестанного теплаго поминани€ имени »исусова во глубине сердца.

 

”м наш, когда пам€тию Ѕожиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было дело какое нибудь, об€зательное дл€ него, в удовлетворение его приснодвижности. ≈му должно дать только св€щенное »м€ √оспода »исуса,  оторым и пуст всецело удовлетвор€ет он свою ревность в достижении предноложенной цели. Ќо видать надлежит, что, как јпостол говорит, никтоже может рещи √оспода »исуса, точию ƒухом —в€тым (1  ор. 12, 3). — нашей стороны требуетс€, чтоб сказанное речение (√осподи »исусе ’ристе и проч.) умом в себе утесн€ющимс€ непрестанно было изрекаемо в сокровенност€х его так, чтоб при этом он не уклон€лс€ ни в какие сторонни€ мечтани€.  оторые сие св€тое и преславное им€ непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего (€сность мысли, или определенное сознание всех внутренних движений). » еще: сие дивное »м€, будучи с напр€женною заботливостию содержимо мыслию, очень ощутительно попал€ет вс€кую скверну, по€вл€ющуюс€ в душе. »бо Ѕог наш огнь по€да€й есть вс€кое зло, как говорит јпостол (≈вр. 12, 29). ќтсюда наконец √осподь приводит душу в великое возлюбление славы —вое€; ибо преславное то и многовожделенное »м€, укоснева€ чрез пам€тование о нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню ≈го беспреп€тственно; потому что нечему уже тогда полагать тому препону. » сие то-есть бисер оный многоценный, который ст€жевают, предав все свое имение с неизреченною радостию об обретении ≈го.

 

60.

 

ќ дво€кой радости,Чначальной и совершенной, и о слезах средних

между ними.

 

»на€ есть радость началовводна€, и ина€ завершительна€: та не непричастна мечтаний (о себе), а эта сильна смиренномудрием; посреде же их Ч печаль боголюбива€ и неболезненный плачь. яко во множестве мудрости множество разума, и приложивый разум, приложит печаль (≈кклис. 1, 18). —его ради надлежит прежде началовводною радостию призвать душу к подвигам; потом предать ее обличению и искушению истиною ƒуха —в€таго, как о прежде соде€нных грехах, так и о содеваемых еще поползновени€х в самозабвении. ¬о обличении -их бо о беззаконии наказал еси человека, и иста€л еси, €ко паучину душу его (ѕс. 38, 12). „тоб после того как обличение Ѕожие искусит ее, как в горниле, она воспри€ла действо немечтательной радости в теплом пам€товании о Ѕоге.

 

 

61.

 

ќ забвении Ѕога и восстановлении пам€товани€ о Ќем, о причинах первого, и средствах ко второму, и о высшем его про€влении.

 

 огда душа возмущаетс€ гневом, или от€гчаетс€ много-€дением, или силною печалию омрачаетс€, тогда ум не можеть держать пам€товани€ о Ѕоге, хот€ бы и понуждаем был к тому как нибудь. »бо весь будучи омрачен лютостию сих страстей, бывает он тогда совершенно чужд собственнаго чувства; почему желание не имеет где наложить свою печать, чтоб чрез то ум мог носить незабвенным и неизменным вид богомысли€, так как тогда пам€ть его огрубевает по причине суровства страстей. Ц  огда же она бывает свободна от таких возмущений, тогда, если иногда и успеет забвение на мгновение украсть мысль о возлюбленном √осподе, ум, воспри€в свою энергию и живость, тотчас оп€ть с жаром емлетс€ за многовожделенную оную и спасительную ловитву; ибо тогда сама благодать и сбогомысльствует душе и совзывает: √осподи »исусе ’ристе! подобно тому, как мать, уча дит€ свое многократно повтор€ет вместе с ним »м€ Ц ќтец, пока не доведет его до навыка, вместо вс€кого другого, подсильного дит€ти слова, €сно произносить Ч ќтец, даже и во сне. ѕосему јпостол говорит, Ч что —ам ƒух способствует нам в немощах натих; о чесом бо помолимс€, €коже подобает не вемы, но —ам ƒух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными (–имл. 8. 26). »бо, так как мы младенчествуем пред совершенством сей молитвенной добродетели; то всеконечно имеем нужду в ≈го помощи; чтоб, когда неизреченна€ ≈го сладость обымет и усладит все наши помыслы, мы всем расположением подвиглись пам€товать о Ѕоге и ќтце нашем и любить ≈го. ѕочему, как тот же дивный ѕавел говорит, о Ќем вопием: јвва ќтче (–им. 8, 15), когда »м благонастро€емы бываем призывать Ѕога ќтца.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 255 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1407 - | 1350 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.1 с.