Мы находимся в зале Камерного портрета второй половины 18 века. Здесь размещаются портреты супруги, дочерей и невестки императора Павла I.
Во второй половине 18 века особое место в творчестве живописцев занимает женский и детский портрет. Еще одной особенностью этого времени является то, что наряду с зарубежными мастерами, творят русские. Яркими представителями русской портретной школы являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский.
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) родился в Миргороде, в семье иконописца. Учился живописи у отца, писал образа для храмов и портреты. Перелом в его судьбе наступил благодаря счастливому случаю. Ему поручили исполнить два панно в путевом дворце, в котором должна была остановиться Екатерина II по пути в Крым. Императрице понравилась работа художника, и она повелела ему переехать в Петербург.
К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник). В сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова. В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Спустя несколько лет он уже один из самых знаменитых художников-портретистов, получил звание академика, стал советником Академии художеств. На него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии. Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов.
В возрасте 67 лет Боровиковский скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище. Полотна Боровиковского выставляются в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее. В Гатчинском дворце также представлены портреты членов императорской семьи кисти Боровиковского.
Ну, а первое время Владимир Лукич жил у архитектора Львова (автора Приоратского дворца). И в эти годы он берет уроки живописи у придворного художника Лампи-старшего.
Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) австрийский художник, мастер парадного портрета, был приглашен в Россию Екатериной II, и пять пробыл придворным живописцем. Написал портрет Екатерины II во весь рост с натуры. За эту работу, помимо единовременного и щедрого вознаграждения в 12 000 рублей, художнику от русской казны было назначено ежегодное пособие (пенсион) в размере 1 000 рублей. Когда Павел I пришел к власти, он этот пансион отменил, и Лампи Старший вернулся на родину, в Вену.
Павел I был дважды женат. Первая супруга, Наталья Алексеевна (принцесса Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская), через два года семейной жизни умерла от родовой горячки. Ребенок тоже погиб.
А со второй супругой, Марией Федоровной (Софией-Доротеей Вюртембергской), Павел прожил почти четверть века, вплоть до своей кончины.
Когда цесаревичу Павлу Петровичу исполнилось восемнадцать лет, его мать, императрица Екатерина, начала поиски невесты для наследника. После долгих поисков остановились на двух кандидатурах: Софии Доротеи Вюртембергской и Вильгельмины Гессен-Дармштадтской. Но Софии только исполнилось тринадцать лет, а Екатерине срочно нужен был наследник, поэтому императрица была вынуждена остановить свой выбор на принцессах Гессен-Дармштадтских: Амалии, Вильгельмине и Луизе. Павел Петрович выбрал среднюю – 17-летнюю Вильгельмину.
Мы видим портрет Марии Федоровны в детстве (повторение картины Ботмана), а также портрет кисти Владимира Лукича Боровиковского. Это эскиз к парадному портрету Великой княгини.
У Марии Федоровны и Павла Петровича в счастливом браке родилось 10 детей: 4 сына (2 из которых – Александр и Николай - стали Российскими императорами) и 6 дочерей.
1) Александр Павлович (1777—1825) — цесаревич, а затем Император Всероссийский с 12 марта 1801 года
2) Константин Павлович (1779—1831) — цесаревич (с 1799 года) и Великий князь, наместник польский в Варшаве
3) Александра Павловна (1783—1801) — палатина венгерская
4) Елена Павловна (1784—1803) — герцогиня Мекленбург-Шверинская (1799—1803)
5) Мария Павловна (1786—1859) — Великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская
6) Екатерина Павловна (1788—1819) — 2-я королева-консорт Вюртемберга
7) Ольга Павловна (1792—1795) — умерла в возрасте 2-х лет
8) Анна Павловна (1795—1865) — королева-консорт Нидерландов
9) Николай Павлович (1796—1855) — Император Всероссийский с 14 декабря 1825 года
10) Михаил Павлович (1798—1849) — военный, основатель первого в России Артиллерийского училища.
Слева от вас портрет старшей дочери – Александры Павловны в русском костюме, выполненный неизвестным художником.Именно в связи с рождением Александры Павел Петрович получил в подарок от матери Гатчину. Изображать Великих княжон в народных костюмах было непринято. Но однажды девочки устроили русскую пляску перед родителями: нарядились в русские костюмы, пели песни, водили хороводы. Эта затея так понравилась, что ее решили повторить перед бабушкой в Петербурге. Екатерина II пришла в восторг и велела написать такой необычный портрет маленькой Сашеньки.
Женские портреты в 18 веке писались в определенные жизненные рубежи: в период выбора жениха, перед замужеством, в замужестве.
Неслучайно рядом висят портреты Великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны (на стене у окна – работы Лампи Старшего, на стене напротив – работы Боровиковского). Они росли вместе, были почти неразлучны, в одно время выданы замуж, в одно время покинули родину, последовав за своими мужьями. Даже жизни их были на удивление схожими по своей краткости и прервались по одной и той же причине: Александра Павловна, как и её младшая сестра, скончалась после родов.
Кисти Боровиковского принадлежит Изображение младших детей Павла Петровича и Марии Федоровны – Анны Павловны, будущей королевы Нидерландов, и Николая Павловича, будущего императора России. Они изображены на фоне Павловского парка. Анна и Николай - последние из внуков Екатерины II, родившихся при её жизни. Анна Павловна была названа в честь прабабушки цесаревны Анны Петровны. Имя Николай было нетипичным для династии Романовых. Возможно, Екатерина учитывала семантику имени, восходящего к греческим словам «победа» и «народ». О том, как сложились их судьбы, мы поговорим чуть позже, в следующих залах.
Еще один портрет, написанный Боровиковским: Великая княгиняМария Павловна, средняя дочь и любимица Павла I. Её называли «жемчужиной семьи». В 18 лет стала супругой наследного принца Карла Фридриха Саксен-Веймарского. Умнейшая и образованнейшая женщина своего времени. Ей восхищались Шиллер и Гёте. В Веймаре она приняла на себя покровительство наукам и искусствам, подобно матери, занималась благотворительностью.
При дворе писали портреты и новых членов семьи. Перед нами изображение Великой княгини Анны Федоровны кисти неизвестного художника. Это супруга цесаревича Великого князя Константина Павловича (Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская, сестра короля Бельгии Леопольда I, тетя королевы Португалии Виктории и Фердинанда II Португальского). В брак оба вступили очень юными: Константину было 15 лет, ей 14. Семейная жизнь не сложилась. Константин был эксцентричным, властным. Анна с трудом терпела его грубые выходки. И после смерти императора Павла I сбежала: уехала к родителям под предлогом лечения на водах и больше в Россию не вернулась. Сразу же начались переговоры о разводе, но разрешение император Александр I дал только спустя 19 лет.
Логический переход. Портрет последней дочери Павла I и Марии Федоровны, Великой княжны Анны Павловны можно видеть в следующем зале.