В Германии система защиты государственных секретов пересекается с общей системой защиты значимых секретов в сфере промышленности и торговли (промышленный шпионаж) и регулируется нормами ряда законов, к ним относятся: Уголовный кодекс Германии, Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией, Постановление о борьбе с подкупом недолжностных лиц, Федеральный закон об охране данных и другие. Уголовный кодекс Германии, например, содержит положение о том, что государственной тайной являются факты, объекты и информация, доступные лишь ограниченному числу лиц, которые должны храниться в секрете от иностранных держав с целью недопущения нанесения ущерба внешней безопасности Федеративной республики.
Совершенствование защиты государственных секретов осуществляется по трем направлениям: совершенствование законодательства в области защиты государственных секретов и секретов фирм; усиление органов контрразведки и предоставление им больших полномочий, в том числе и в области защиты государственных секретов; создание организаций «самопомощи» в промышленности и развертывание их деятельности.
Важным в совершенствовании защиты секретов при проведении научно-исследовательских работ военного назначения в Германии является усиление органов контрразведки, и, в частности, тех ее подразделений, которые призваны вести борьбу со шпионажем и заниматься вопросами защиты государственных секретов, в том числе и в промышленности.
В системе обеспечения защиты государственных секретов в вопросах борьбы с «промышленным шпионажем» иностранных государств важная роль отводится объединениям промышленников, так называемым организациям «самопомощи». К таким организациям относится, например, «Координационный центр по обеспечению безопасности в промышленности», созданный в Кельне в 1969 г. и решающий проблемы обеспечения режима секретности в промышленности государства.
Заключение
Государственная тайна – это охраняемые законом сведения особого государственного значения, разглашение и распространение которых может нанести ущерб военной, внешнеполитической и экономической безопасности государства. До настоящего времени не выработан единый научный подход к определению государственной тайны, ее соотношения со служебной тайной. Целесообразно выработать единый подход к определению государственной тайны, а также в конкретизации полномочий органов национальной безопасности в сфере защиты государственной тайны.
Итак, сложилось относительное единство взглядов о вопросе права правительств на государственную тайну. Это право суверенного государства. И в большинстве современных развитых стран понятие государственной тайны напрямую связано с интересами и функциями государства и в основном определяется уголовным законодательством. В основе защиты государственной тайны лежит публичное право, базирующееся на четкой фиксации сведений, разглашение которых может привести к нанесению ущерба законным интересам государства и его безопасности.
Институт государственной тайны является национальным правовым институтом, однако в установлении степеней и грифов секретности необходима международная унификация в силу активного сотрудничества государств в различных сферах, в том числе и военной, что, в свою очередь, определяет необходимость единого подхода к пониманию степеней ценности защищаемой государством информации. Собственно ради этих целей и был создан Модельный закон «О государственных секретах», принятый Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств от 16 июня 2003 г. № 21-10. Данный Закон определяет правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением ими, защитой и рассекречиванием.
Тем не менее, до настоящего времени не выработано единого подхода к определению государственной тайны, ее содержания, а также перечню полномочий органов национальной безопасности в сфере ее защиты, эффективность деятельности которых определяется четкостью законодательного закрепления их задач, функций и полномочий [5].