Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сакральное значение тувинской верхней одежды




Светлана Донгак -кандидат исторических наук. Тувинская правда 17 августа 2013г.

Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита человека от жары и холода, ветра и дождя. Однако со временем ее функции расширились – она стала предметом украшения, кроме того в нее стали вкладывать определенное значение, как правило, сакрального значения. Со временем она стала знаком отличия одних групп людей от других. Сакральное значение одежды в том (пишет Светлана Донгак), что «Ношение одеяния враждебного народа расценивалось … как подчинение ему» Завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. К рубежу XIX-XX веков одежда тувинцев представляла собой маньчжуро-китайский костюм, поскольку в 1757 году Тува была включена в состав Цинской империи и ношение его было предписано в «Уложении китайской палаты внешних сношений». (Светлана Донгак. Сакральный смысл одежды тувинцев. Тувинская правда 17 августа 2013г)

Одежда тувинцев, как впрочем и других народов мира, делилась на повседневную и праздничную, а также на одеяние простолюдинов и высоких особ. Простая по крою, с яркими чистыми цветами, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. По костюму можно было «читать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Амбын- нойону, как наследному князю полагалась нашивка в виде дракона. Кандаазын и хурме носили только князья и чиновники. Высокопоставленные люди носили одежду из однотонного шелка с орнаментом «аяк-хээ». Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

Современная праздничная одежда тувинцев.

Выводы:

Хотелось нам или не хотелось, заставляли нас или не заставляли маньчжуры ее носить, но такая одежда навсегда прижилась у нас в Туве, она стала нашей национальной одеждой и мы привыкли к ней. Наши женщины- мастерицы постоянно совершенствовали ее в течение 2,5 веков и она превратилась в настоящий шедевр тувинского искусства. Я считаю, что современная одежда не какая- нибудь стилизованная, придуманная, ее носили издавна богатые, которые могли себе позволить роскошную одежду. Сейчас у тувинцев есть достаток и нет деления на богатых и бедных, поэтому они могут шить себе любой тувинский костюм, какой им хочется, отделывать его как им нравится.

Литература.

1. Адас Иргит газета «Эне с=з\» Алгыны эттээри.1994г., июль 22-28.

2. Даржаа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев. I том.

3. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев.

4. Вера К\ч\н, Газета Эне с=з\ 1994г., май 13-19.

5. Вайнштейн С. И. «Тувинцы-тоджинцы», Москва 1961г. Издательство восточной литературы.

6. Игорь Иргит. Эр кижинин \ш каазы: б=ргу, куру, идии. Газета «Тываныё аныяктары». 1992. декабрь 8.

7. Интернет-ресурсы.

8. Намзал Э.Х. Терлик тон. Журнал «Кадын» 1996г №1, стр-23-25.

9. Роланда Ховалыг. Так наряжались в Урянхае. Сокровища культуры Тувы. М. 2006г

10. А. Потапов. «Очерки народного быта тувинцев» Москва 1969

11. Прокофьева Е. Д. «Процесс национальной консолидации тувинцев» Санкт-Петербург. 2011г.

12. Светлана Донгак. Кандидат исторических наук. Сакральный смысл тувинской одежды. Газета «Тувинская правда» 17.08.2013г

13. М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. Национальный тувинский костюм. История и символика). Республиканская типография. Кызыл 2000г.

14. Тондук-оол Борис, газета «Эне с=з\» 1993г., Январь 7

15. Экспонаты национального музея Республики Тыва.

Информанты:

1. Монгуш Зоя Бичии- уруговна. 67 лет. С. Балгазын.

2. Монгуш Чайзат Хурештигбеевна. Учитель географии МБОУ СОШ №2, г. Кызыла.

3. Салчак Анаймаа Чигжитовна. Учитель ИЗО МБОУ СОШ №2.

4. Хертек Магаранза Чылбаковна. Делопроизводитель МБОУ СОШ №2.

 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2648 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.