Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Демисезонная и летняя одежда из ткани




Х=веёниг тон

Осеннюю и весеннюю одежду шьют из ткани на ватном простеганном подкладе. На верх обычно покупали ткань «далемба» (таалыма), на подклад белую ткань «сулемба» (сууйлумбу). И то и другое покупали у русских или китайских купцов. Для среднего по росту человека на такую одежду брали: на верх- 8 ама или 1 тонук далембы и на подклад 5 ама сулембы (сулемба была шире далембы). 1 ама = квадрату материи. Если материя шириной 60см, то 1 ама в длину 60см. 1 тонук = 8ама, т.е. при ширине материи 60 см 1 тонук в длину 4,8 м.(Е.Д. Прокофьева).

По В.П. Дьяконовой длина тона должна быть 6 карыш, ширина большой полы в подоле 5 карыш, ширина малой полы 3 карыш, длина рукава 4 карыш, ширина рукава в манжете 1 карыш и 4 илиг. 1илиг- ширина среднего пальца руки.

Шекпен тон. (чекпен тон). Е.Д. Прокофьева отмечает, что такой тон показан на рисунках художника О. Амосовой (из экспедиции 1926г) и подтвержден Ф.Я. Коном. «Чекпен» имеет разрез спереди, полы, полы равны по ширине, сходятся встык (не запахиваются). Лишь в верхней части левой полы имеется выступ, заходящий за правую полу. По краю выступ имеет три петли, которыми застегивается на круглые пуговицы к правой поле. Такой костюм, по описаниям О. Амосовой служил осенней одеждой. Шили его из толстой шерстяной ткани и надевали поверх летней одежды из далембы. Ф. Я. Кон пишет, что это одежда богатых (Кон, 1934г)255.

Шыва тон.

Шыва тон шили из материи (шелка или далембы). Восточные тувинцы такой тон называли «терлик тон». Молодые женщины брали преимущественно яркие ткани. Пожилые женщины и мужчины – темные (коричневые, синие, черные и темные тона зеленого и красного цветов).

Женский тон.

Выйдя замуж, женщина получала право одевать самый роскошный и красивый «шыва тон» с «подолом»- «эдектиг тон». Такой тон отличался наличием на полочке округлой кокетки «тоннуё ооруу», разноцветными поперечными полосками «богаа» под кокеткой. Кокетка переходила в «кыдыг»- вертикальные полосы по низу подола. На уровне колен подол имеет выступ «эдектин адаа»(низ полы). Праздничный шыва тон часто украшали кантами из дорогих и ярких тканей. Левую полу обшивали каймой из цветных полос шелка, бархата, меха. Рукава были длиннее, чем у обычной летней одежды на 30-40 см. Концы рукавов украшались манжетами. Они были из парчи и бархата. Чем длиннее были рукава, тем красивее, престижнее считалась одежда.«Эдектиг тон»носили в основном женщины. Подол «низа» - усеченный в отличие, от девичьего словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. Главная деталь верха – пазуха (хоюн), которая является полезным пространством и символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока. Поэтому раннее женщины включали красную ткань в окантовку верхней части пола тона и в состав полос «богаа» в качестве оберега. Красный кант на одежде приносит женщине счастье, дети у такой женщины растут здоровыми и крепкими. http://tuvaculture.ru/

Незамужние и незасватанные девушки носили «чайгы тон», «терлик тон», «шыва тон», имевшие лишь незначительные количества нашивок и отличавшиеся от мужских лишь цветом. Девичий тон.

Мужской тон

Мужской костюм в большинстве своем отличается от женского сдержанностью в деталях и отделках. Левая пола с типичным фигурным вырезом запахивалась с помощью 4-х или большего количества пуговиц. Стоячий воротник более высокий, чем у женского, может быть с манжетой или без. Особая деталь для мужского тона – это пояс.

Свадебный тон.

Свадебные костюмы отличались особой роскошью. Тоны и хурме шили из хороших мехов, шелка или бархата, цветные канты делали более широкими, чем обычно. Богатые девушки имели к свадьбе десять тонов, бедные – только два, а иногда и один. Если невозможно было сшить шелковый тон, старались украсить невесту хотя бы шелковым поясом. Аксессуары тувинской верхней одежды.

+=к- пуговица.

 

Экспонаты национального музея Республики Тыва.

 

. Пуговицы бывали серебряные, медные, с узором (=лчей удазыны и другие) или без узора. Делали дошка ==к- из тесьмы или из кожи. Пуговицы, зажиточные, выбирали ювелирные, серебряные с узором, а бедные – сплошные медные.

Отделка воротника.

Воротник по краям обшивался кантом из шелковой или простой тканью.

Виды вышивки на воротнике:

• Хана-карак (решетки), ромбовидный орнамент. Оберегом нерушимости семейного очага считали типичный центрально- азиатский ромбовидный узор «хана-карак», которым простегивали стоячий воротник.

• +лчей удазыны. (узел счастья)

• Другие узоры.

Узел счастья. Экспонат Национального музея Орнамент «меандр».

Республики Тыва.

Уштук – манжета.

Прежде рукава шили с отворотами –манжетами (до 20 см шириной),

которые в теплое время служили украшением, а в холодное время

служили вместо рукавиц. Делали рукава и без манжет, но значительно длиннее, чтобы закрывали кисть руки.

Манжета была не только деталью одежды женщины. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенной манжетой и прикрывала им лицо, словно веером китаянки или накидкой арабские женщины. В этом типичном и известном жесте тувинки выражалось скромность и сдержанность ее внутреннего мира. Канты:

Праздничную одежду богатые шили из шелка, делали вставки из дорогих тканей около ворота, левую полу обшивали каймой из цветных полос шелка, бархата, меха. Тон замужних женщин имел на левой поле выступ. Такой тон назывался «эдектиг тон». Мужская и женская одеждане отличалась, но женская одежда обшивалась кантами из бархатных, шелковых и плисовых тканей. Эти канты назывались «хаш». В.П. Дьяконова пишет, что тувинцы считают, что красный хаш на одежде приносит женщине счастье: «Дети растут здоровыми и крепкими».

Пояс- кур

Пояс – кур является важной частью традиционной одежды тувинцев.В зависимости от ситуации и вида одежды используются разные пояса. Пояс делали из кожи (ременный пояс) и шерсти (чеп-кур – кожалаё).

Ременный пояс. Пояс из кожи косули с копытами. Экспонаты Национального музея РТ.

 

Ременный пояс «баг кур» (Ф.Я.Кон) делали из полоски конской кожи,

украшали их металлическими (медными, серебряными) бляхами, ажурными

или сплошными собственного изготовления или покупными китайскими. Застегивали пояс металлической пряжкой. Такие украшения берегли и передавали от отца к сыну. (Прокофьева Е.Д.)«Чеп кур» делали из шерсти. Грубую шерсть плели, соединяли, получали полоску шириной около5 см приделывали пряжку и пояс будет готов.

Позднее появились пояса из ткани (у богатых из шелка, а у бедных из далембы и других более дешевых тканей). Длиной пояс был 3,5, 7метров. Вокруг талии делали обороты и концы закладывали под обороты. На один пояс уходило столько ткани, сколько хватило бы на покрытие целой шубы.(тонук торгу или таалыма-далемба). Иметь широкий пояс, считалось, модным.

Мужской пояс делали из синей или голубой ткани (голубой цвет символизировал удачу при охоте). У женщин пояс бывал красного цвета (символ- счастья, материнства и крепости ребенка).(Е. Д. Прокофьева) В.К. Даржа считает, что у мужчин должен быть пояс красного цвета. Это цвет крови и воины носили красный пояс, чтобы в случае ранения противник не видел их кровь.

Аксессуары пояса.

На поясах подвешивались у воинов чехлы для лука – саадак (слева), и колчан для стрел (справа) и к поясу обязательно крепили огниво – слева, справа нож – в ножнах. Они прикреплялись к специальным пряжкам (дерги). На левую «дерги» кисет с табаком и трубкой, огниво с металлической чашкой для пепла, серповидный крючок для чистки трубки,

Х=ректээш охотника Аксессуары пояса. Тувинец в нац-й одежде.

металлической чашкой для пепла, серповидный крючок для чистки трубки, иногда раковина в качестве амулета. Правые «дерги» - нож в ножнах. Иногда нож затыкали за пояс, но при входе в юрту нож вытаскивали из-за пояса и нож оставлялся подвешанным при входе в чужую юрту. Этот жест олицетворял мирный характер визита. К женскому поясу подвешивали маленький ножик «кестик», который использовался при обработке кожи. Могли быть подвешаны ключи от аптара(сундуков). Когда подпоясывались, образовывался своеобразный карман за пазухой, где хранили кисет с табаком и приспособления для чистки трубок и другие вещи.

Пояс считался вместилищем духа воина, считалось недопустимым бросать, терять свой пояс. (Даржаа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2781 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.