(3.1) от выплат по трудовым договорам, 3.2) от выплат по гражданско-правовым договорам, из них; 3.2.1) от выплат по авторским договорам).
Материальные затраты
(4,1. Негативная пленка. 4.2. Позитивная пленка. 4.3. Магнитная пленка. 4.4. Видеоматериалы. 4.5. Канцелярские товары. 4.6. Комплектующие и расходные материалы для множительной и компьютерной техники. 4.7. Фотоматериалы. 4.8. Прочие материалы).
Работы и услуги
(5,1. Декорационно-техническое оформление. 5.1.1. Аренда павильонов. 5.1.2. Постройка и разборка декораций в павильоне. 5,1.3. Постройка и разборка декораций на натуре. 5.1.4. Декорирование интерьеров и натурных объектов. 5.1.5. Обстановка и оформление декораций, включая мебель и драпировки. 5.1.6. Аренда натурных объектов и интерьеров. 5.2. Реквизит. 5.3. Игровой автотранспорт. 5.4. Комбинированные и специальные съемки.5.5. Операторская техника, 5.6. Специальное оборудование. 5.7. Звукозапись.5.8. Осветительная техника. 5.9. Электроэнергия. 5.10, Костюмы, обувь, головные уборы. 5.11. Гримерно-пастижерские изделия. 5.12. Пиротехника и оружие. 5.13. Услуги воинских подразделений. 5.14. Аренда животных. 5.15. Аренда производственных помещений. 5.16. Обработка пленки. 5.17. Автотранспорт..1.18. Монтажно-тонировочные работы. 5.18.1. Монтаж фильма. 5.18.2. Музыкальное оформление. 5.18.3, Спецэффекты. 5.18.4. Титры, внутрикадровые надписи. 5.18.5. Речевое и шумовое озвучание. 5.18.6. Перезапись. 5.18.7. Монтаж негатива, печать копий, изготовление исходных материалов. 5.18.8. Фильмотечные и архивные материалы).
Экспедиции
(6.1. Оплата найма жилого помещения. 6.2. Оплата суточных.6.3. Расходы по проезду. 6.4. Расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов. 6.5. Прочие командировочные расходы).
Прочие прямые расходы.
Страховые взносы.
Непредвиденные расходы.
Общехозяйственные расходы.
Производственная себестоимость фильма.
Коммерческие расходы.
13. Полная себестоимость (11 + 12).
Календарно-постановочный план и смета.
Как бы ни был тщательно продуман сценарий, это еще не гарантия высокого качества будущего произведения. Фильм, даже самый небольшой,– сложная структура, состоящая из многих компонентов. Как здание строится из отдельных блоков или кирпичей, как музыкальное произведение состоит из звуков, обозначенных разными знаками и нотами, так фильм создается из отдельных кадров и эпизодов. И прежде чем приступить к его созданию, нужно тщательно продумать каждый шаг.
Определение последовательности этапов съемочного процесса и сведение их в единый документ называется составлением календарно-постановочного плана. На основании готового плана рассчитывается смета всего фильма.
Содержание плана сводится к простому графику очередности съемок на определенных объектах, если фильм не связан с долгосрочными поездками и привлечением целого ряда специалистов. К примеру, короткий публицистический сюжет строится на журналистском расследовании действий санитарно-эпидемиологической службы, инициированных многочисленными жалобами горожан на недоброкачественную воду.
При создании сложной по строению картины возникает необходимость в детальном графике работ. Это может быть связано с тем, что натуру приходится снимать в отдаленных местах. И тогда в каждом из пунктов нужно заранее позаботиться о гостинице, о бронировании железнодорожных и авиабилетов и т.д.
В первый раз при планировании бывает нелегко определить количество времени, необходимого для съемок эпизодов на определенном объекте. Например, приходится считаться с погодными условиями, если многие сцены должны быть сняты под открытым небом. При составлении графика помогает практический опыт и трезвый расчет. Очевидно, что производительность труда съемочной группы, бесперебойная работа всего творческого коллектива напрямую связаны как с точностью планирования, так и с соблюдением графика работы. Если производство фильма на разных этапах отстает от графика, то могут возникнуть проблемы с использованием всевозможных заранее заказанных услуг. В комплекс таких услуг входят, например, аренда съемочной аппаратуры и технического оборудования, бронирование мест в гостиницах, покупка проездных билетов, договоренности с заказчиком и людьми, которых надо снимать.
Случается, малоопытные составители графиков оказываются сверхоптимистичными и отводят на выполнение тех или иных этапов недостаточно времени. Вероятно, предположение, что следующий проект пройдет гладко, заложено в самой природе человека. Частенько люди забывают о предшествующем опыте, несмотря на то, что недавно завершенная работа шла со скрипом.
Опытные кинематографисты знают, что в процессе создания фильма ежедневно возникают неожиданные трудности и задержки. Профессиональный продюсер взыскательно рассмотрит предложенные сроки и, учитывая смелость составителей, дополнит план резервным временем на случай всевозможных задержек.
Попробуем составить примерный календарно-постановочный план видового десятиминутного фильма.
I. Подготовительный период.
1. Написание сценария – 10 дней.
2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.
3. Формирование съемочной группы.
4. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.
5. Подготовка группы к работе
Итого – 40 дней.
Остановимся подробней на работе в подготовительный период. К сожалению, некоторые начинающие группы совершенно игнорируют этот этап, сразу же приступая к съемкам своего фильма. Хотя многие профессионалы, особенно западные, считают подготовительный период основным. Один из режиссеров-классиков как-то сказал: «Фильм готов, осталось его только снять».
Чем занимаются в подготовительный период административная и операторская группы? На основании режиссерского постановочного сценария режиссер, оператор и администратор обсуждают будущие съемочные площадки, оговаривают время начала съемок. После внимательного осмотра объектов администратор составляет график и смету. Операторская группа в подготовительный период, кроме уточнения своих задач с режиссером и администратором, тщательно подбирает камеру, объективы и фильтры, штативы, тележки и краны, а также осветительную аппаратуру. В этот период проводятся все испытания техники и пленки.
II. Съемочный период, рассчитанный, например, на съемки шести объектов.
1. Переезды съемочной группы – 6 дней.
2. Освоение объектов – 6 дней.
3. Съемка объектов – 12 дней.
Итого – 24 дня.
Каждый день съемок в календарно-постановочном плане должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов.
III. Монтажно-тонировочный период.
1. Монтаж чернового материала – 5 дней.
2. Внесение поправок (после просмотра заказчиком) – 2 дня.
3. Утверждение и запись дикторского текста, музыки и шумов – 2 дня.
4. Монтаж эталонной копии – 4 дня.
5. Сдача готового фильма заказчику – 2 дня.
Итого – 15 дней.
Итак, на создание нашего условного десятиминутного фильма мы затратили 79 дней.
Таким образом, только после написания режиссерского сценария с запланированными сроками работы, уточнением количества участников съемочной группы, физических затрат на монтажно-тонировочный период можно смело приступить к составлению сметы.
Смета фильма может быть самой разной. Все зависит от средств, выделенных заказчиком. Лучше подготовить предельно детализированную смету, чтобы быть готовым к неожиданностям. Главное правило: перед написанием надо точно знать, сколько людей будет занято в работе над фильмом, внимательно прочитать режиссерский сценарий и календарно-постановочный план, скрупулезно изучить объекты съемки и утвердить их с режиссером и оператором.