Свобода вероисповедания (или свобода религии) является одной из фундаментальных гражданских свобод, выполняющей важные мировоззренческие функции в жизни человека и общества.
Положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в целом обеспечивают реализацию индивидуальных и коллективных религиозных прав граждан.
Но процесс формирования конституционно-правовых основ свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений в России, несмотря на очевидный прогресс, складывается довольно трудно. Каждый последующий шаг на этом пути приходится преодолевать с большими сложностями.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», например, рождался в нелегкой борьбе различных представлений о том, что должен гарантировать данный закон и в каком направлении ему развиваться. В этом законе отражены различные методологические и теоретические подходы его создателей, их конфессиональная ангажированность.
Многим россиянам, убеждения которых формировались при недостатке свободы и в условиях жесткого идеологического прессинга, до сих пор трудно свыкнуться с мыслью, что в обществе могут на равных быть представлены различные мировоззрения, в том числе и религиозные, представители которых имеют гарантированные конституционные права.
И это, наверно, можно объяснить, потому что вопросы религии и веры являются одними из основных элементов мировоззрения человека, его культурной идентичности. Отсюда и повышенная эмоциональная чувствительность этой темы, придающая особую остроту при ее обсуждении. Получается, что в результате это вызывает больше сложностей, чем какие-либо другие вопросы прав и свобод человека.
Как вытекает из содержания ст. 28 Конституции РФ, свобода вероисповедания находится в одном ряду со свободой совести. Оба эти понятия очень близки и жесткой границы между ними не существует. Это неизбежно порождает вопрос об их соотношении и содержании.
Принято считать, что свобода совести более широкое понятие. Она включает в себя свободу выбора морально-этических, философских, пацифистских и иных убеждений и мировоззренческих ориентиров личности. При этом свобода вероисповедания является одним из важнейших элементов свободы совести, поскольку охватывает убеждения в той части, в которой эти убеждения касаются вопросов религии. Иными словами, свобода совести, и свобода религии соотносятся как общее и частное, как родовое и видовое понятия.
Правовые основы свободы вероисповедания содержатся, прежде всего, в следующих международных правовых документах:
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,
• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,
• Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г.,
• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.
Специалисты, занимающиеся исследованием международно-правовых актов, отмечают трудности, с которыми столкнулось международное сообщество, пытаясь закрепить универсальные формулировки, касающиеся религии. В частности, речь идет об отказе мусульманских стран признавать право менять религию или социалистических стран рассматривать атеизм как веру.
Следует обратить внимание и на некоторые неточности в переводе международно-правовых документов на русский язык. Так, во всех названных документах английское слово «manifest» переведено на русский язык как «исповедовать». Между тем словари переводят это слово, как «проявлять», «показывать», «выражать», «обнародовать». А это придает понятию свободы вероисповедания иное, более емкое содержание. Такое положение неизбежно ставит вопрос о необходимости предварительной лингвистической экспертизы международно-правовых документов.
Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений.
Международные правовые документы устанавливают общие для многих стран базовые основы и формулировки свободы совести и свободы религии. В них представлено отношение мирового сообщества к той или иной области фундаментальных прав и свобод, в том числе и в религиозной сфере.
Нормы, принятые в мире, естественно, нашли свое отражение в ряде правовых документов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации
Наиболее принципиальные вопросы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений закреплены в Конституции, которая, как известно, обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие. К числу таких основополагающих конституционных положений относятся:
а) в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (статья 13);
б) Российская Федерация - светское государство (статья 14);
в) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 14);
г) религиозные объединения оделены от государства и равны перед законом (статья 14);
д) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (часть 2, статья 19);
е) каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28);
ж) не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (часть 2, статья 29);
з) каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (статья 30);
и) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3, статья 59).