Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Церковная история народа англов 6 страница. 153 у Беды “о местонахождении чистых”(institutio castitatis) - искажение фразы из “жития”, где речь идет об institutio castrorum (лагерей)




153 У Беды “о местонахождении чистых”(institutio castitatis) - искажение фразы из “Жития”, где речь идет об institutio castrorum (лагерей).

154 Pontifex - титул римского верховного жреца, обычно прилагаемый к папе. Иногда употреблялся как почетное наименование епископов и особенно архиепископов.

155 Военная хитрость Германа находит много параллелей в фольклоре и письменной традиции. Самая известная - рассказ о победе Гедеона над мадианитянами (Суд. 7:16 - 23).

156 Север был епископом Тревира (Трира); сведения о нем Беда почерпнул из “Жития” св. епископа Лупа. Помимо этого, о нем ничего не известно.

157 Germania Prima - римская провинция, занимавшая современую Рейнскую область, со столицей в Трире (Augusta Trevirorum).

158 Имя его, возможно, имеет ирландское происхождение (ср. еlathа – «сосна»).

159 Буквально mediterranea (среднеземье), то есть “ничейные” области, заселенные разбойниками и дикими зверями.

160 Герман отправился в Равенну, которая была тогда столицей Западной империи, чтобы просить защитить бриттов от нашествия англосаксов. Арморика упоминается здесь как территория, также населенная бриттами.

161 Галла Плацидия - мать Валентиниана III, фактически правившая Римом до своей смерти в 450 г.

162 На самом деле Римом правили еще десять императоров, пока последний из них, Ромул Августул, не был свергнут в 476 г. вождем ругиев и скиров Одоакром.

163 Здесь Беда единственный раз ссылается на Гильдаса, у которого он почти полностью переписал эту главу, как и несколько предыдущих.

164 Далее автор много раз повторяет то же обвинение, к которому добавляются упреки о “еретических” взглядах бриттов в отношении празднования Пасхи и формы тонзуры.

165 Эта краткая глава - все, что Беда сообщает о “темном” периоде 493 - 596 гг. О положении Британии в это время можно узнать только из сочинения Гильдаса и отрывочных свидетельств англосаксонских, валлийских и ирландских хроник. По ним можно судить, что англосаксы продолжали медленно продвигаться в глубь страны, изгоняя или ассимилируя местное население. В это время бритты так и не смогли преодолеть свою раздробленность и в конце концов оказались оттесненными на запад - в Уэльс, Корнуолл и Камбрию.

166 Византийский император Маврикий правил в 582 - 602 гг.

167 Григорий I Великий - римский папа в 590 - 604 гг., последний из четырех западных отцов церкви (после Амвросия, Иеронима и Августина), канонизированный и в православии. Родился в семье сенатора, занимал важные административные посты в Риме, потом был папским нунцием в Константинополе. Григорий сумел значительно увеличить власть и авторитет папской власти, упорядочил организацию церкви, решительно боролся с ересями. Он создал большое количество сочинений, которые до конца Средневековья оказывали большое влияние на церковь и общество Запада (изданы в PL, vol. LХХV - LХХIХ).

168 Это произошло в 596 г. В рассказе о принятии англами христианства Беда пользовался данными “Liber Pontificalis”, а также копиями писем пап и других лиц, предоставленными ему Нотельмом. Августин был приором монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме, где жил св. Григорий до того, как сделаться папой. Близость его к Григорию доказывает то, что папа вопреки этикету во всех письмах обращается к нему на “ты”.

169 Формула “раб рабов Божьих”(servus servorum Dei) начала постоянно употребляться в папской переписке именно в понтификат св. Григория.

170 Говоря о “злых языках”, Григорий, видимо, подразумевает испугавшие посланцев слухи о свирепости и грубости англов.

171 При Беде и даже позже дни месяца именовались по традционной римской системе. Они отсчитывались назад от календ (первое число месяца), нон (пятое или седьмое число) и ид (тринадцатое или пятнадцатое число). Первый день до этих дат назывался “кануном”(pridie). Обычно в русских переводах такие даты именуются по схеме оригинала (например “десятый день августовских календ”). Чтобы избежать неясности, здесь и далее перед базовыми днями ставится предлог “до” и дается перевод дат. Десятый день до августовских календ соответствует 23 июля.

172 В Восточной империи звание консула превратилось в почетный титул императора и использовалось только для уточнения хронологии.

173 Индиктион или индикцион - цикл из 15 лет, который использовался для уточнения хронологии до окончательного утверждения летосчисления от рождества Христова. “Пятнадцатый индиктион” означает 15-й индикт (год) очередного индиктиона. Индикт мог начинаться 1 января, 1 сентября или 24 сентября; последний тип был введен Бедой и по его имени назывался “indictus Baedae”.

174 Этерий был епископом не Арелата (Арля), а Лугдуна (Лиона). Кафедру Арля занимал Вергилий, которого Беда в главе ХХVIII называет преемником Этерия. На самом деле данное письмо обращено к епископу Тура Пелагию и епископу Массалии (Марселя) Серену. Епископу Вергилию было послано отдельное письмо, текст которого Беда не приводит.

175 Patrimonium - обычно “имение”. В применении к церковной жизни - церковь или монастырь с прилегающими землями и владениями. Земли папы с VIII в. именовались “патримонием св. Петра”. Сохранилось письмо Григория упомянутому Кандиду, датированное 595 г., в котором папа просит его на доход от его патримония покупать английских мальчиков и воспитывать из них миссионеров для проповеди среди их народа (см.: MGH, Ep. I. Р. 388 - 389).

176 Традиционная формула писем времен ранней церкви, в которой полагалось обращение на “ты”, хотя обычно папа обращался к епископам и аббатам на “вы”.

177 Эдильберт - северная (нортумбрийская) форма имени; в исторической традиции утвердилась более правильная форма Этельберт (от слов ethel, “благородный” и berct, “свет”). Он был королем Кента в 568 - 616 гг. и подчинил большую территорию, получив почетный титул “бретвальда”(верховный король).

178 Река Дон.

179 Остров Танет, ныне соединившийся с побережьем.

180 Здесь и далее термином familia обозначается англосаксонская мера площади - гайда (hidе). Под гайдой понимали участок земли, достаточный для прокормления одной семьи (фамилии); ее размер составлял от 24 до 72 га в зависимости от характера почвы. Гайда делилась на виргаты (от латинского virga - “лоза”) и боваты (от латинского же bos - “бык”).

181 535 метров.

182 Франки - германский народ, захвативший в конце V в. территорию Галлии и основавший там свое королевство. В III - IV вв. франки владели землями саксов и англов, и эти народы еще долго понимали их язык.

183 Берта или Бертрада - дочь Хариберта, короля Парижа из рода Меровингов. Стала женой Этельберта около 585 г.; год ее смерти неизвестен.

184 О Лиутарде ничего не известно, однако в ХIХ в. у церкви св. Мартина в Кентербери была найдена медаль или монета с его именем.

185 Считалось, что магическая сила чародея гораздо больше в его доме, чем под открытым небом.

186 Одно из первых упоминаний об иконах в западной традиции. В конце VII в. Бенедикт-Бископ привез из Рима несколько икон в свой монастырь в Уирмуте; возможно, иконы были и в монастыре Ярроу, где жил Беда.

187 Словом “комит” (comes) в позднеримский период назывались лица, занимающие придворные должности; в варварских королевствах им называли как придворных, так и крупных феодалов (то же, что германское “граф”). Беда везде обозначает этим словом гезитов (gesith) - приближенных короля, имеющих собственные земельные владения, в то время как таны (thegn) - члены королевской дружины, еще не получившие пожалований, - именуются им miles (воин) или реже minister (служитель).

188 Доруверн (Doruvernum) - латинское название столицы Кента, которая по-англосаксонски называлась Кантварабург, а в ХI в. получила современное название Кентербери.

189 Эта молитва была принята в галльской церкви и пелась как антифон во время специальной службы в канун Вознесения Господня. Очевидно, Августин обучился ей во время пребывания в Галлии. Еще в VIII в. ее пели в монастыре Ярроу, что явствует из рассказа Кутберта о смерти Беды (см. ниже).

190 Quid multa? или Quid plura? - традиционная риторическая формула, заимствованная писателями Средневековья у римских авторов классической эпохи.

191 Святой Мартин, епископ Турский (336 - 397 гг.) - один из самых популярных западных святых эпохи раннего христианства. Беда использовал его житие, написанное Сульпицием Севером в V в.

192 См. прим. 174.

193 В сентябре 597 г. папа Григорий в письме в королеве франков Брунгильде говорит об Августине как о “нашем брате и соепископе”; в то же время в другом письме, датированном июлем 596 г., о нем говорится как о “слуге Божьем” (обычное обозначение монаха). Из этого следует, что посвящение Августина имело место в промежутке между этими датами. В письме патриарху Александрии Евлогию Григорий упоминает о том, что Августин был посвящен в Арелате еще до прибытия в Британию, что противоречит сведениям Беды.

194 Лаврентий стал архиепископом Кентерберийским после Августина, Петр - первым аббатом монастыря святых апостолов Петра и Павла в Кентербери.

195 Эти ответы помещены в “Libellus Responsionum”(Книге ответов папы Григория), где они датируются июлем 601 г. Ряд ученых считает письма Григория позднейшей подделкой на основании того, что в VIII в. ряд лиц (в том числе Винфрид-Бонифаций) не могли обнаружить их в римских архивах. Однако, по всей видимости, письма действительно написаны Григорием, хотя и содержат ряд вставок и добавлений (в том числе, возможно, сделанных Бедой или его информаторами).

196 1 Тим. 3:15.

197 Деян. 4:32 - “никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее”.

198 Еще в 303 г. Эльвирский собор западной церкви запретил епископам, священникам и диаконам жить в браке; позже это решение подтверждалось всеми соборами.

199 Деян. 4:35 - “каждому давалось, кто в чем имел нужду”.

200 Лк. 11:41.

201 В ранних рукописях “Ответов” фраза выглядит гораздо выразительнее:”et haec quasi in vasculo collecta, apud Anglorum mensam in consuetudine depone” (собери все это как бы в один горшок и поставь на стол англам для их пропитания).

202 В ранних рукописях писем вместо vanis (тщета) стоит damnis (пеня).

203 Лев. 18:7.

204 Мф. 19:5.

205 Ин. 14:6.

206 Позиция Григория по этому вопросу гораздо мягче господствующей линии католической церкви, что давно вызвало сомнения в подлинности этого ответа. Видимо, это чувствовали уже ранние переписчики, поскольку в некоторых рукописях Беды (в том числе в манускрипте Мура) к ответу приписаны извлечения из официальных документов, уточняющие позицию Рима по этому вопросу.

207 Паллий или паллиум (pallium) - наплечный плат с изображениями креста, символизирующий агнца, возложенного на плечи добрым пастырем (Лк. 15,4 - 7). В православии ему соответствует омофор (нарамник), но если омофор мог надевать любой епископ, то в католичестве паллий присуждался в знак особых заслуг. Со времен папы Григория он даровался только архиепископам и давал право единоличного назначения епископов.

208 Рим опасался чрезмерного усиления галльской церкви и ее уклонения в ересь, поэтому поощрял создание новых церковных провинций, независимых от Арля.

209 Втор. 23:25.

210 Лев. 12:4 - 5.

211 Быт. 3:16.

212 Лев. 20:18.

213 Мф. 9:20.

214 Мф. 15:11.

215 Мф. 15:19.

216 Тит. 11:15.

217 Там же.

218 Лев. 15:16.

219 В ранних рукописях “Ответов” вместо per delectationem (к удовольствию) стоит per deliberationem (к намерению).

220 Пс. 50:7.

221 Пс. 6:8. В Синодальном переводе “иссохло от печали око мое”, что точнее передает оригинальное выражение.

222 1 Кор. 7:2 - 9.

223 1 Кор. 7:6.

224 Исх. 19:15.

225 1 Цар. 21:5.

226 Втор. 23:10 - 11.

227 В подлиннике описка; вместо veris (истинными) следует читать vanis (ложными).

228 Это классическое определение греха впервые дается у Августина, который развивает новозаветное деление причин греха на “похоть плоти”, “похоть очей” и “гордость житейскую” (1 Ин. 2:16).

229 Быт. 3:1 - 6.

230 В подлиннике описка: вместо semen (семя) - si mens (если душа).

231 Рим. 7:23.

232 См. прим. 174.

233 22 июня 601 г.

234 Мф. 9:37, Лк 10:2.

235 См. прим. 207.

236 Очевидно, Григорий предполагал, что кафедра Августина должна находиться в Лондоне, а не в Кентербери. Возможно, папа видел записи об участии бриттских епископов Лондонии и Эборака в церковных соборах III - IV вв. и считал эти города важнейшими в Британии. Возможно также, что это письмо сфабриковано для обоснования претензий Эборакской церкви на роль митрополии.

237 Видимо, папа плохо представлял положение в Британии и враждебность отношений между англосаксами и бриттами. Однако его письма до конца существования независимой кельтской церкви давали церкви англов предлог требовать подчинения от ирландцев и бриттов.

238 22 июня 601 г.

239 Типичный для римской церкви прагматизм. Хотя “прочных храмов” у англосаксов, по-видимому, не было, многие христианские церкви действительно выстроены на месте языческих капищ.

240 В труде Беды “Об исчислении времен” (De Temporibus Ratione) упоминается, что одиннадцатый месяц в языческом календаре англов именовался Блотмонат, или “месяц жертвы”, поскольку в это время богам приносили в жертву животных, которые не могли пережить зиму.

241 18 июля 601 г.

242 Лк. 10:17.

243 Лк. 10:20.

244 Беда приводит только четверть этого послания, которое содержится в “Письмах” папы Григория. Оно датировано 1 июня 601 г., то есть более ранней датой, чем предыдущие письма.

245 Мф. 24:7, Мк. 13:8, Лк. 21:11.

246 Флп. 1:6 - “начавший в вас доброе дело”.

247 22 июня 601 г.

248 Это нынешний кафедральный собор Кентербери. Никаких следов его существования в римские времена пока не обнаружено.

249 Монастырь был назван в честь свв. Петра и Павла, чтобы подчеркнуть связь Кентербери с Римом. Позже его чаще называли Сент-Огастинс в честь Августина. Он был разрушен в ХVI в., но могилы королей и архиепископов к тому времени уже не сохранились.

250 Залив Амблетез в Северной Франции.

251 Современная Булонь.

252 В тексте cupidissimus (сильнее всего жаждущий славы). Стиль напоминает германские героические поэмы и, возможно, является отголоском эпической песни о деяниях этого короля.

253 Эдильфрид (в исторической традиции Этельфрит) - внук Иды, основателя королевства Берниция. Правил Берницией и Дейрой в 593 - 616 гг.

254 Быт. 49:27. Саул принадлежал к колену Вениамина.

255 Айдан мак Габрайн - король Далриады в 574 - 609 гг.

256 Место битвы при Дегсастане точно не установлено; возможно, это Доустон-Ригг в Лотиане (Южная Шотландия) или Тикстон в Нортумберленде.

257 Фока узурпировал престол Византийской империи и правил в 602 - 610 гг.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
     

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

Беда Достопочтенный





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.