Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво в системе социальных норм




—оциальна€ норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношени€.

 

ѕомимо права к социальным нормам относ€тс€ мораль, религи€, корпоративные правила, обычаи, мода и др.

ѕраво Ц это только одна из подсистем социальных норм, обладающа€ своей особенной спецификой.

 

—оциальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавлива€ пределы возможного, должного и запрещенного поведени€.

ќбщие признаки социальных норм:

1)—оциальный (общественный) характер. —оциальные нормы регулируют отношени€ между людьми. 2)ќбщий характер. —оциальные нормы представл€ют собой не конкретные указани€ - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведени€.

3)ќбъективно-субъективный характер. —оциальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развити€ общества.

4)—истемный характер. „тобы выполн€ть функции социального регулировани€ все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополн€ть друг друга, не противоречить.

5)ѕодзаконный характер. —реди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. » мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. ¬ случае каких-либо противоречий действует именно правова€ норма.

6)ќбеспеченный характер. Ќорма ничто без соответствующего обеспечени€.  аждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Ќарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. ≈сли за нарушени€ права примен€ютс€ государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваютс€ санкци€ми негосударственного, общественного характера.

 

ѕраво в системе социальных норм

—оциальные нормы Ц это правила поведени€ которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношени€ (т. е. отношени€ между людьми и их объединени€ми).

—оциальные нормы обусловлены уровнем развити€ общества. –азличаютс€ между собой способами их установлени€ и обеспечени€ (охраны).

¬иды социальных норм:

Ќормы права

устанавливаютс€ и охран€ютс€ государством, в том числе и путем государственного принуждени€.

Ќормы морали

складываютс€ стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. ќхран€ютс€ они моральной санкцией (напр., в виде осуждени€ со стороны окружающих или наложени€ епитимьи, отлучением от церкви и др.). Ќар€ду со всеобщей моралью имеетс€ профессиональна€ этика, например врачебна€, педагогическа€, судейска€ и т. п. »ногда ее несоблюдение влечет правовые последстви€ напр., судь€ может быть отстранен от должности. ƒл€ того чтобы аморальный поступок повлек правовые последстви€, необходима правова€ норма, котора€ отсылала бы к нормам морали.

ќбычаи

складываютс€ стихийно в результате неоднократного повторени€. ¬ыполн€ютс€ добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Ќорма обыча€ может превратитьс€ в правовую норму. √  –‘ предусматривает, что суд примен€ет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Ќормы этикета

складываютс€ стихийно с целью облегчени€ общени€ между людьми. ќбеспечиваютс€ автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Ќормы традиций

складываютс€ стихийно и никак не охран€ютс€ (если не €вл€ютс€ одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Ќормы ритуалов

могут складыватьс€ стихийно, могут устанавливатьс€ религиозными и иными организаци€ми, они могут охран€тьс€ установившими их организаци€ми, а могут и вовсе не охран€тьс€.

 орпоративные нормы

устанавливаютс€ общественными объединени€ми и охран€ютс€ этими объединени€ми.

“ехнические нормы не €вл€ютс€ социальными и регулируют не общественные отношени€ между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. ќни содержатс€, напр. в инструкции к любой технике. ”тверждаютс€ не государством, а изготовителем устройства. ќднако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последстви€. Ќапр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. »ногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили т€жкие последстви€. Ќо дл€ того чтобы наступили правовые последстви€ в результате несоблюдени€ технических норм, необходима правова€ норма, устанавливающа€ такие последстви€. ¬ таком случае технические нормы станов€тс€ технико-юридическими.

показать содержание

 

 

ѕраво и мораль.

ѕраво Ц это обусловленна€ природой человека и общества и выражающа€ свободу личности система социального регулировани€, которой присуща нормативность, системность, формальна€ определЄнность и обеспеченна€ государством принудительна€ сила.

ћораль - это также обусловленна€ природой человека и общества система социального регулировани€, основывающа€с€ на нравственности и регулирующа€ нравственные аспекты поведени€ человека в обществе, обеспеченна€ возможностью общественного одобрени€ или порицани€.

ќбщие черты: 1) право и мораль представл€ют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, €вл€ютс€ регул€торами поведени€ людей; 3) право и мораль основываютс€ на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

–азличи€: 1) по времени возникновени€. »сторически мораль возникла раньше права и в определЄнном смысле €вл€етс€ его прародителем. 2) ѕо способу образовани€. ћораль формируетс€ в недрах общества, основываетс€ на его культурном уровне. ѕраво же помимо этих установлений привлекает ещЄ и данные наук (например, экономики) и формулируетс€ государством. 3) ѕо степени детализации. ћораль по-прежнему €вл€етс€ конкретной, носит казуальный характер, питаетс€ из конкретных примеров. ѕраву же свойственна, с одной стороны, абстракци€, а с другой Ц чЄтка€ квалификаци€ конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков де€ний. 4) по форме выражени€. ѕраво формализовано, строго документировано, носит системный характер. ћораль не имеет чЄткой формы и €вл€етс€ частью общественного сознани€, мировоззрени€. 5) ѕо способу охраны от нарушений. ѕраво охран€етс€ государством, которое вправе примен€ть за нарушение соразмерную санкцию, нос€щую характер ограничени€ или лишени€ определЄнных прав и свобод, а также возмещени€ причинЄнного ущерба. ћораль же ограничиваетс€ общественным осуждением, которое, несмотр€ на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

ѕраво и мораль

ћораль Ц это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворени€ или стыда), а также основанных на них норм. ћораль Ц синоним нравственности. ≈сть и друга€ точка зрени€ (».  ант): если мораль €вл€етс€ объективно существующей нормативной системой, то нравственность Ц это субъективна€ способность человека априорно воспринимать добро и зло. ¬ этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

¬заимодействие права и морали

1. ќбщее в праве и морали:

1. относ€тс€ к надстройке над экономическим базисом общества, они мен€ютс€ в св€зи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали €вл€ютс€ социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношени€.

2. –азличи€ права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаютс€ государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитани€;

3. мораль включает не только нормы, но и представлени€ чувства;

4. нормы морали охран€ютс€ силой общественного мнени€, нормы права охран€ютс€ государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. —оотношение норм права и морали по содержанию. “ут есть разные точки зрени€. –. »еринг, например, считал право Ђэтическим минимумомї

¬ советском правоведении преобладала точка зрени€, что все незаконные действи€ аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Ќо при этом, например, организаци€ —оциалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. ¬ообще дл€ марксизма характерен нравственный рел€тивизм Ц нравственным считаетс€ все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. —ам этот тезис представл€етс€ безнравственным.

4. ¬озможность несоответстви€ норм морали и права. ѕолное соответствие права и морали возможно только в идеальном государстве, а идеальных государств не бывает Ц это утопи€ ѕример аморального закона Ц положение уголовного кодекса о добровольном отказе подстрекател€, освобождающем его от ответственности в случае своевременного сообщени€ им в органы власти о преступлении.

—феры действи€ права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительна€ совокупность общественных отношений и €вл€етс€ предметом регулировани€ и права, и морали. ћоральные требовани€ дают больший простор дл€ толковани€ и применени€, при этом право и мораль рассматриваютс€ по времени введени€ в действие и их историческим судьбам.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 27962 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

395 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.